Река Чусовая кажется мне бесконечной. Да, она проходит немалый путь в шесть сотен вёрст от истока Полуденной Чусовой до устья на Каме. Есть и более длинные реки, не это главное. Река прорезает уральский хребет и становится Рекой Теснин. Когда-то ледники вынудили маленькую Чуоси покинуть бассейн Иртыша, она рассталась с Исетью и побежала к Каме.
На этом пути она неузнаваемо меняется от маленькой речушки до горной реки среди громадных скал, превращается в вольную реку среди древних ослянских песчаников, широко разливается в низовьях. В смене образов и направлений, рельефа и характера – вот в чём её бесконечность. Но люди во всём пытаются найти середину — даже там, где не видно начала и конца.
Сердце Чусовой
Где находится сердце Чусовой? Думаю там, где повзрослевшая Чуоси была вынуждена с наибольшей силой проявить характер, чтобы прорваться через Каменный Пояс. Она прекрасна в своей ярости на Кашкинском переборе, и Кашкинская гряда от бойца Дождевого до бойца Оленьего, пожалуй, одна из самых красивых на Чусовой.
Потрясает воображение Река Теснин и на участке от камня Дужного до царь-бойца Ростуна. Однако самым мощным препятствием для неё стала Кыновская гряда. Минуя боец Кирпичный — «дворец уральских индейцев» — горная красавица приходит к хребту, обнажившемуся от камня Печка до камня Востряк.
Река Теснин упирается в невероятную стодвадцатиметровую преграду. Это заплот царь-бойца Высокого, прозванного Великаном. Она вынуждена вильнуть к Плакун-Горе, грохотать на Кыновском и Криушинском переборах, чтобы встретиться с бойцом Мултыком. И нет в этом месте ей хода назад, к великой Оби. Её ждёт не дождётся матушка Кама.
Подземный Змей выворотил горные плиты в бешеном порядке, когда прополз от Высокого напрямик к Востряку и Мултыку. Под Плакун-Горой и ниже Востряка повылезали навстречу беглянке Чуоси гигантские скалистые ящеры. Как обойти такие заслоны?
Мы возвращались на лодке в Кын из Нижней Ослянки. Над гребнем Мултыка кружили коршуны. Когда проскочили боец Востряк, я оглянулся. В ослепительный вечер, наставший после августовской грозы, его угрюмая крутая махина зияла чудовищной Тенью среди солнечных берегов.
И было видно, как река течёт… в гору!
Натужно обходя Мултык, Чуоси обнаруживает провал в плитах под темной громадиной и немедля устремляется в узкую горловину под Востряком. Победа!
Дальше священная Чуоси будет ворочать камни на Бабенском переборе, затем встретится с Разбойником и Отмятышем – но решающий отрезок пути уже пройден. Здесь, в каменном горле Замултычья настоящее сердце Чусовой!
У длинного горла реки
В Санкт-Петербурге в 1914 году был издан капитальный труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Оказалось, что прежнее название камня Мултык — Мултан! В основе его имени лежат корни древних индоиранских слов. В индоиранских названиях «тан» (дан /дон) означает реку. Дон – это просто большая «Река».
Примерно в конце III — начале II тыс. до н.э. часть племён с индоевропейской прародины уходит через евразийские степи в Среднюю Азию и далее на юг, в Иран и Индию. Финно-угорские народы, по мнению ираниста В.И. Абаева, контактировали с индоиранцами. Племена андроновцев-фёдоровцев оказали воздействие на своих северных соседей и способствовали становлению производящей экономики, коневодства и металлургии на юге тайги.
Мултанеями в Хождении Котова (ок. 1625 г) назван народ в Индии. В Самарканде цыган-торговцев из Пакистана называли мултанами. Самый известный Мултан – Город Суфиев в пакистанской провинции Пенджаб. Этот город был на пути войск Александра Македонского.
В России «мултанские» топонимы встречаются не только на Урале, их можно отыскать в Сибири и в Поволжье. Удмурты в Камско-Вятском междуречье речки называют Мултанками, а селения поблизости – Мултанами. Если «тан» означает реку, что значит «мул»?
А.С. Давыдов отмечает, что «в говорах Верхнего Заравшана «мула» означает горло, горловину, шею». Впоследствии «мула, мул» означало флейту из полого рога, длинную трубу. Таким образом, древнее имя бойца Мултана предупреждало людей об опасности, об узком и длинном Горле Реки. На Чусовой есть несколько подобных мест – Горло за перебором Хорошим перед камнем Темняш, а также знаменитое Журавлиное Горло ниже бойца Пленичного.
Мултычить, мултывить – название бойца вошло в словарь чусовлян, означая изнурительную работу гребцов и бурлаков. Чтобы плот, барку или коломенку не растёрло в щепки об Мултык, подгубщики были вынуждены долго и муторно отгребать потесями от надвигающихся скал – «мултычить». Помултывишь ты тут!
Получается, со временем Мултан превратился в Мултык. Каким образом?
С наступлением Великой Пороховой революции индоиранское слово «мул» закрепилось за стволом ружья. Корень «тик- (тык-)» является основой глагола «тиккондан», т.е. совать, всовывать, заряжать. О том же говорит тюркское слово «тиккиш».
В Средней Азии длинноствольное ружьё называют «милтик», а казахи его именуют «мылтык». Мултык – «заряжающееся со ствола (дула)» ружьё!
Горные шорцы, «кузнецкие татары» Сибири каждый год 18 января отмечают Мултык-Пайрам. Это праздник охотников. С VI—IX веков шорцы славились кузнечным делом, добычей и плавкой железной руды. Мултык на их языке тоже означает «ружьё».
На Мултык-Пайрам шорцы угощаются пельменями со спрятанными в них монетами, деревянными фигурками, означающими коня, пелёнки и т.п. Обнаруженный в пельмене знак олицетворяет для человека какое-либо событие, которое должно произойти с ним в нынешнем году. Интересно, что так раньше у нас на Урале готовили когда-то пельмени, по сибирским обычаям!
Интересен их старинный обычай для удачливых охотников. Возвращаясь из тайги с богатой добычей, они оповещали сельчан стрельбой из ружей. Это похоже на стрельбу «мултыков» у хантов и манси. В.И. Шесталов из г. Ханты-Мансийска описывает начало медвежьего праздника, в котором участвует ружьё (мултык):
— Возвращение охотников с добытым медведем. Подъезжая к деревне, охотники подавали сигнал, одновременно стреляя из ружей и выкрикивая слова: «Утщум ӧхӧв!» пять или четыре раза в зависимости от пола добытого медведя. Остальные жители селения начинали готовиться к встрече, надевая праздничные костюмы и обувь.
— Если убивали медведя, то навстречу охотникам из деревни выходили пять женщин, а если была добыта медведица, то выходили четыре женщины — они являлись посланницами «снохи медведя» (по-мансийски «манянэ», по-хантыйски «аньхи»). Они выходили с подожженной дымящейся чагой в посудине, которую обычно держали в правой руке, для очищения от злых духов.
О! Я до сих пор помню ночёвку по дороге в Копчик и сердитый рёв Манянэ. Выйдя на гребень камня близ нашей палатки, Матрёна Михайловна Аньхи простила нас.
Лесной старик
Наш крейсер шёл вдоль скал Мултыка, и они усиливали ощущение, что перед нами – громадный Медведь! Вот его спина вздыбилась характерным горбом, косматым от сосен. Он прекрасно слышит, выставив из темной хвои Медвежье Ухо. Так я назвал впервые обнаруженную чудесную карстовую арку.
Больших и красивых арок на чусовских камнях немного, и они все на виду – на камне Новикове, у Столбов. Есть небольшие потаённые, как Лосиные Ворота ниже Усть-Утки. Это настоящие жемчужины чусовских красот. Про арку на Мултыке я нигде не нашёл информации. Кто-нибудь ещё, кроме нас, видел её?
Медвежье Ухо топорщилось, заросшее молодыми деревьями. Медведь слышит тебя! Он тянет к тебе когтистые лапы. Мултычьи горбы волнами перекатывались над рекой, обрываясь ущельями с небольшими пещерами. Лодка подошла ближе, и мы увидели огромные Клыки и Когти. Бр-р-р! Это точно медвежье место. Сколько я ни бродил по вершинам Мултыка, всегда чувствовал, что рядом дух Медведя.
И почему-то ходить по тропинкам за Мултыком мне страшно. Кто говорит, что не боится в лесу никого и ничего, тот лукавит. Признаюсь, внутри себя я боялся, когда на хребте Новикова камня нас встречали дикие кабаны и волки. Боязно было ходить через гору камня Ёршик от Сулёма к деревне Волеговой. Страшно стало, когда стая волеговских волков окружила меня у камня Высокого. Как выяснилось, их ещё можно распугать. Волки летом всё же трусоваты.
Но ничто не сравнится со страхом перед Медведем! Наш кормчий Андрей Полушкин несколько лет назад рассказал мне историю, когда он с другими рыбаками ловил рыбу у Мултыка. В самый разгар клёва с вершины в воду полетели камни. Мужики ругнулись сначала, потом опешили – с горы к воде со всех лап понёсся настоящий медведь! Тоже рыбы хотел. «Как мы были в забродах, так до самого Кына добежали!» – сказал Андрей.
Пугать медведя – смертельно опасное занятие. Медведь — это нечто неотвратимое. Нет от него спасения, если решит атаковать. Потому страх перед ним – священный. Это страх перед Хозяином Леса, главой особого мира. У предков коми он лежит в основе Клятвы-на-Лапе-Медведя. Никогда его напрямую не звали Медведем, упаси. Вогулы и коми говорили о нём только иносказательно, называя Лесным Стариком. Да разорви меня Медведь, если я говорю неправду!
Мултык – это камень У-Длинного-Горла-Реки. Он стал Медвежьим для манси, пришедших в XII веке на Чусовую. Не случайно деревня ниже бойца носила имя Зимняк. Этим названием русские отмечали деревни-зимницы, в которых селились «инородцы», племена коми и манси. Ниже Зимняка были вогульские деревни.
Вогулы нуждались в больших охотничьих угодьях, потому их деревни на определённом расстоянии друг от друга. Манси из деревеньки Бабенки охотились у Бабенской горы, из Копчика – на Дуниной горе. Полагаю, что вогулы, ранее жившие в Зимняке, охотились на гребнях Мултыка.
Г.Ф. Миллер зафиксировал древнее название этого камня — Aintzuk ku. Он сопоставил его с мансийским anhix (аньщих, старик) + kew, ku (камень) в Таблице соответствия топонимов. У манси Мултык носил имя Старик. Это был Медведь-камень, и медвежье царство до сих пор осталось в тех лесах. Окстись, кто собрался там погулять.
На скалах Мултыка до сих пор селятся редкие на Урале соколы-сапсаны, произрастают растения-эндемики. Геологические пласты камня перемешаны и смещены, на известняки пермского периода «надвинулись» известняки девона. Мултык – памятник природы!
В 1841 году сэр Родерик Импи Мэрчисон, открывший миру Пермский геологический период, отметил в дневнике экспедиции «живописную красоту диких ущелий» Мултыка. Любовались грозным бойцом и мы. Перед нами оказалась большая медвежья голова. Лодка уходила к камню Стеновому, и Большой Медведь отвернулся от нас. Долго ещё он маячил нам за поворотом.
Камень Мултык противостоит Востряку через ленту реки. Оба великана вошли в сказку о красавице Чуоси и Подземном змее: «Хоть и страшный на вид, тот Медведь добрый был, девушек пропащих жалел. Обладал он сказочной силой на земле и пытался победить Змея. Но не получалось у него никак. Змей большой силой обладал, только под землёй. Караулил его медведь Мултык, да богатырь Востряк не давал ему близко к Змею подобраться. А уйдёт Змей под землю – не возьмёшь его!»
Помог медведь Мултык девушке-реке от Змея уйти: «Чусовая оставила свои слёзы у Плакун-Горы, и попросила помощи у Медведя Мултыка. Послал к ней Лесной Старик ручьи с волшебной водицей, с силой медвежьей. А заступница Плакун-Гора дала Чуоси колечко — из слёз девичьих да хрусталя.
Набралась сил горная красавица. Только первые лучи солнца стали гладить верхушки елей да сосен, как бросилась она снова через хребет. Показал ей Мултык лазейку! Пытался камень Востряк изловить девчонку, да куда там! Выпорхнула Чуоси из его косматых лап и побежала дальше».
«Медведь-камень Мултык спрятался лесу, один горб его мохнатый торчит. До сих пор он Змея сторожит — изловить хочет, коли вновь поползёт. Камень Востряк ему по-прежнему мешает, укрывает Змея своей свирепой горой…»
Каменная рыба или Стеговой?
Оставив Мултык позади, мы приблизились к бойцу Стеновому. Он действительно представляет собой длинную отвесную стену на правом берегу Реки Теснин. Всегда он казался мне таким каменным крейсером Чусовой. Огромный корабль украшен разноцветными лишайниками. По чёрным и белым бортам его сочатся ручьи с логов.
Вблизи нижняя оконечность камня напоминает голову большой Рыбы. Это Волшебный Таймень. Вогулы звали его иначе – Ален. По преданиям, он водился когда-то в омутах у Вогулинской Горы, близ вогульской деревни Иогвы (Ёквы). Череда грозных утёсов над теми омутами носила имя камня Аленьего (Оленьего).
На плёсе перед Мултыком не хватило глубины Алену, и Волшебный Таймень выбросился на берег. Хвост могучей рыбины перебирает уступами высоко в гору. Бьётся Таймень, да не может сползти в реку. Его изогнутый бок отражает гулкое эхо.
Солнце садилось за верхушки елей. Ален молчаливо взирал на суету противоположного берега. Людишки ставили свои машинки куда ни попадя, жгли костерки с сосисками. Дым над лесом стоял столбом. На поляне перед камнем играла музыка – начался бардовский фестиваль «Парнасские забавы«. Опоздавшую публику подвозили от села Кын на быстроходных лодках-моторках.
Желание высадиться рядом с устьем речки Кынок у меня пропало. Зато поляна перед Стеновым, которая исстари была местом здешних кыновских гуляний, навела на одну мысль. Елена Вяткина записала воспоминания Людмилы Александровны Дылдиной о том, как отмечали Николин день в деревне Копчик.
На праздник выбирали поляну, где народ устраивал соревнования с оглоблями в руках: «Праздник назывался Стеговой. Из других деревень приходили поглядеть и поболеть за участников. Стеговой — жердями или оглоблями бились до того момента, пока жердина сломается первой. У кого сломается, тот проиграл».
Может быть, такой же праздник проводили жители Кын-Завода и близлежащих деревень на поляне за Долгим лугом? Тогда камень напротив её мог называться в честь события – Стеговой! А потом, конечно, его назвали более привычно — Стеновой.
Здесь кыновское Золотое кольцо, всё рядом. От вершины Стенового можно пройтись по лесу до вершины бойца Высокого (Великана). Полторы версты — рукой подать!
Стена бойца полукилометровой длины и тридцатиметровой высоты далеко выступает в реку нижней частью. В прошлом она была весьма опасна для барок. После камня Стенового барки и коломенки караулил боец Мултык.
И дай Бог, чтоб заплавни помогли!
Вечер у Гребешков
Наш лодочный круиз окончился у Гребешков. Я вылез и удерживал лодью, сносимую обратным течением на переборе. Мой молодой напарник выгружал поклажу. Мы тепло попрощались с Андреем. Благодаря ему состоялось наше необыкновенное путешествие! Осталось выбрать место, где будет очаг и вигвам.
Лучи заходящего солнца били в белокаменный отрог правого берега.
Отведя железных лосей в стойло, старый индеец оглянулся на Гребешки и поднимающийся ввысь горный луг. И обрадовался старым знакомым:
— Здравствуй, каменная Игуана!
— Здравствуй, Долгой Луг! Как же я соскучился по тебе и твоей невероятной ширине! Ты уходишь высоко — на границу с облаками, вместе с цветами.
Он с кем-то разговаривал и обещал твёрдо:
— Больше никто не крикнет «Утщум ӧхӧв!»
Медведь Мултык выслушал его и скрылся в темноте.
Нам предстояла последняя ночь — По Ту Сторону Кына. Неожиданно ударил холод, и народ на фестивале быстро угомонился. Вскоре царица Ночь окутала леса лиловым покрывалом. Россыпью алмазов блистала небесная дорожка Лямпа Туя – на Лыжном Пути зажглись звёзды.
Всплыла круглолицая Княжна, освещая лунным светом реку и луг. Стояла божественная и морозная тишина. И только Волшебный Таймень слегка водил плавниками и всю ночь о чём-то говорил с Рекой Теснин.
Предыдущие рассказы из серии «Затерянные миры»:
1. Тень вогульского пня. Дорога в Копчик
2. Первозданный Копчик. Чусовские вогулы
3. Грань красоты. Деревня по имени Копчик
4. Коноваловский плёс. Река Чувашка
5. От блеска к забвению. Дом Яблонского
7. Веер для пароходов. Депо в Коноваловке
8. Вечер в Коноваловке. Полубородый капитан
9. Мост у Сылвицы. Фермы Журавского
10. Усть-Сылвицкий лесопильный завод
11. Сылва-Сылвица. Камень у поворота
12. Антонов камень. Дорога на рудник
13. Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог
14. К познанию Урала. Вторая жизнь
16. Полмиллиарда лет назад. Хроники чарнии