Есть такое выражение – «белые пятна в истории». Так говорят, когда о жизни людей в определённое время, в каком-либо городе или деревне совершенно не осталось сведений. Несмотря на то, что о реке Чусовой выпускались путеводители и книги, на ней тоже оказались белые пятна!
Зачастую они связаны с исчезнувшими деревнями. Была деревня – и нет, и не осталось старожилов, кто помнил бы про неё. А ведь многие из чусовских деревень основаны ещё в XVII и XVIII веках. За редким исключением, оставшиеся деревни и сёла постепенно умирают, унося с собой частичку истории Реки Теснин.
Юбилеи умирающих деревень
В июле-августе 2018-го года мы путешествовали от села Кын в далёкую страну Замултычья. Двести лет назад мы застали бы уйму селений! Ниже Кын-Завода стояли деревни Петушата и Долгой Луг, за Мултыком – деревни Талица, Грязнуха и Зимняк. Напротив Бабенок была деревня Ялунина, ниже по течению – деревни Верхний и Нижний Мыс.
Взгляните на карту Кунгурского уезда 1914 года – там отмечены кыновские деревни Гаревая, Новикова, Деменёва, Усть-Серебряная и Кисели, Кошкина и Кирпичная…
Где они? От них остались только луговины. Живы сейчас деревни Бабенки, Нижняя и Верхняя Ослянка. Последняя – это казённая Ослянская Пристань в эпоху железных караванов.
В 1928 году там жило пятьсот человек. В 1970-е в Верхней Ослянке был большой мясной совхоз «Чусовской». Ныне её жителей остаётся всё меньше, работы нет. Разобрали даже детский садик. Перепись 2010 года в Верхней Ослянке учла 191 человека.
Ослянская Пристань была перенесена с первоначального места в 1744 году. Этот же год указан касательно основания деревни в путеводителе-лоции «Река Чусовая» (Уральская Картографическая Компания, 2010 г.). В Энциклопедии Свердловской области (автор Николай Рундквист) приводится 1775 год. Очевидно, это ошибка.
Стало быть, в 2019 году Верхней Ослянке стукнуло 275 лет! На самом деле она старше, чем записано в некоторых источниках. Сначала я обрадовался, потом задумался. А кому это вообще интересно? Наверное, коренным ослянцам? В день села могли отпраздновать юбилей. Мне откликнулась Елена Вяткина:
«День села в Ослянке проводится, но очень скромно. В конце августа. Вы, наверное, не знаете, что Ослянки обе принадлежат теперь к территории Нижнего Тагила. Как присоединили, так многое позакрывали. Садик детский, школу, фельдшерский пункт.
Все учреждения не соответствуют нормативам, а денег на новые нет, да и народу там мало. И всё. Кому нужны юбилеи умирающих деревень? Пишу с болью».
Действительно, а кому нужны юбилеи умирающих деревень? Копчик и Коноваловка больше не отметят дни рождения – их давно нет. В моих мыслях было увидеть и записать хоть что-то, что осталось от ослянских Затерянных Миров.
Белое пятно за Мултыком
В июле 2015-го нам удалось немного пройтись по старой дороге в направлении Грязнухи. Нас остановил сильнейший ливень с грозой прямо на хребте бойца Мултыка. Мы увидели с его вершин только падающую стену воды.
Через три года была новая попытка и на этот раз мы снова попали в половодье. Чусовая сильно поднялась после дождей, броды перекрыло. Нам пришлось добираться до Нижней Ослянки и обратно на лодке. Старый Кунгурский тракт оказался вдребезги разворочен лесовозами. Наши велосипеды завязли бы в жутком месиве из сырой глины. Жаль, я помню его симпатичной и заросшей лесной дорожкой.
Тем летом у нас не осталось ни сил, ни времени, чтобы одолеть на железных конях Кунгурский тракт. Нам не удалось проехать по нему к Бабенкам.
Что ж, будем пробовать снова. Я хочу пройтись по безбрежным горным лугам, расположенным за хребтом Мултыка – где когда-то была деревня Грязнуха. Жизнь – она ведь длинная, правда?
Попытки найти какие-нибудь сведения о Грязнухе в энциклопедиях и книгах ни к чему не привели. Деревня Грязнуха – настоящее белое пятно Чусовой! Всё, что мне удалось узнать – что она возникла в одно время с деревнями Зимняк и Долгой Луг, около 1770 года.
Названные деревушки появились близ старинного тракта, соединившего к середине XVIII века город Кунгур и Ослянскую Пристань. Этому способствовал и запуск строгановского Кын-Завода. Дорога из Кына после Долгого Луга спускается к Чусовой, к устью речки с ласковым именем Кынок.
Кынок бежит к Чусовой среди грозных камней и скал, впадая в Реку Теснин напротив бойца Стенового. В тех местах летом можно найти поляны лисичек. Грибов, конечно.
Тракт после устья Кынка идёт по левому берегу Чусовой и круто взбирается на гребень Мултыка. Территория Пермского края уступает место Свердловской области. Дорога идёт поверх камня и устремляется в медвежий лес.
Через три-четыре версты она приводила в ложбину Грязнушки, притока реки Бабенки. В том месте и была деревня Грязнуха!
Деревня стояла на горе за камнем Мултык, ниже по течению от села Кын-Завод. Избы ставили в логу на берегу Грязнушки. Горная речушка прорезает склон и под Людиной горой впадает в реку Бабенку. Женщины деревни отличались чистоплотностью, а имя «оборотное» дали от сглаза.
Когда мы шли на лодке по Бабенскому плёсу, кормчий Андрей Полушкин показал нам луговину деревни Зимняк, она же Мезенцева. От неё вверх идут каскады горных лугов, среди которых были грязнухинские поля и покосы.
От Зимняка до Грязнухи путь ведёт в гору, примерно три версты будет. Рядышком с Грязнухой стояла деревня Талица. От деревни Грязнухи Кунгурский тракт спускался по Людиной горе к деревне Бабенки.
По воспоминаниям старожилов, деревня Грязнуха была большая, в ней был богатый колхоз «Красный Урал». На современных картах белым пятном светится урочище Крутое. Не удивляйтесь. Одно время ослянские деревни переименовали: деревню Копчик в Луговую, Бабенки – в деревню Заречную, а Грязнуху — в деревню Крутую. К сожалению, вместе с Копчиком исчезла и Грязнуха с Талицей, и Зимняк с деревней Ялуниной.
Память о деревне Грязнухе
Андрей Полушкин немного помнит эту деревню – из неё родом его мать. И сам он ещё мальчишкой не раз наведывался туда. На счастье, Елена Вяткина смогла записать бесценные воспоминания о деревне Грязнухе от Людмилы Александровны Дылдиной. Вот послушайте:
«Грязнуха имеет и другое название – деревня Крутая. Всего в ней было 23 дома, всего примерно в ней жило двести человек. Фамилии семей, живших в Грязнухе, были такие: Новиковы, Борисовы, Кокшаровы, Дылдины, Лазарьковы, Постаноговы, Поповы.
Деревня была в одну улицу, но пять домов находилось через речку Грязнушку. Как бы на отшибе. Там же находилась ферма, на которой выращивали телят. И здесь же находилась школа, начальная четырехлетняя. Дети и взрослые переходили на другой берег по деревянному мостику.
Учительница первых классов – Ялунина Анна Андреевна – приходила в школу из деревни Ялуниной. Это четыре километра, включая переправу на другой берег Чусовой. И в дождь, и в пургу прибегала учить ребятишек. После окончания начальной школы дети уходили жить и учиться в Кын. Там был интернат.
В школе можно было учиться либо до восьмого класса, либо окончить десятилетку. Домой ходили не каждые выходные, потому что далеко. И в интернате можно было оставаться: и баня была, и столовая. Детского сада не было, в уборочную и сенокос разрешали в частном доме устраивать ясли для маленьких детей.
Как и во многих уральских деревнях, был свой колхоз. Председателем какое-то время был отец Людмилы Александровны – Дылдин Александр Алексеевич. Что имел колхоз? Конный двор, кузница, зерносушилка, большой склад для зерна. Колхоз был богатый, пашни большие и плодородные.
По пути в Кын, по дороге на Мултык было поле в тридцать два гектара. Оно было не единственное такое большое. Еще поля были на косогоре (так говорит Л.А.) — по дороге в Талицу.
(Деревни Талицу и Грязнуху разделяла граница между Свердловской и Пермской областями. Грязнуха была в Свердловской области, — примечание автора).
Для молодежи была изба-читальня. В Грязнухе кино не показывали, но вечерами собирались — играли, читали. Любимый праздник – Ильин день (2 августа). Это был нерабочий день. Приходили гости, сидели за столами, готовили кушанья. В Бабенках всегда праздновали Троицу, а в Копчике – Николин день.
Речка Грязнушка маленькая, но чистая. Вода чистейшая и никогда не замерзала, потому что много было в ней ключей, бьющих из-под земли. На речке всегда делали небольшой прудик, он замерзал. Я на нём зимой на коньках каталась.
У каждого дома был огород, а в нём ключи. Из ключевинников брали воду для еды и питья. Магазина не было, ходили за продуктами в Бабенки. Фельдшерского пункта тоже не было».
Вот и ответ к загадке – как же это деревня жила на высоком лугу? На склоне Мултыка колодец не выкопать. Оказывается, там повсюду из земли бьют ключи! Наша древняя темнохвойная тайга богата на горные висячие болота и ручьи.
А какое слово подобрали для ручьёв вкусное – ключевинники! Теперь можно чуточку представить себе крестьянскую жизнь в Грязнухе. Её жители дорожили распаханными полями на хребте. Дорожили детишками. Ради них учительница Анна Ялунина каждый день переправлялась через Чусовую и шла одна по тайге несколько вёрст.
А ещё была традиция в народе оберегать своё счастье от завистников. Вот и пошли названия да фамилии «наоборот» – Безсчастных да Несчастливых, Дураковы и Дурневы, Бедных и Грязных, Неуймины и Некрасовы, за которыми скрывается умный, красивый, богатый душою русский народ.
Всё начинается с детства
Новиковы – особая фамилия. Новик – тот, кто пришёл первым на целину и распахал новину, «новиково поле«. Родом из деревни Грязнухи был молодой учитель Алексей Новиков, ушедший служить на западную границу СССР в 1939 году.
Алексей родился 2 февраля 1920 года в семье Новиковых, Александра Ивановича и Анны Дмитриевны. Анатолий, брат Алёши, говорил своей дочери, Надежде Гилязовой: «Всё начинается с детства. Всё. Сам человек, его жизненные истоки, родина…»
В тот страшный день 22 июня 1941 года он встал на пути фашистов, переправлявшихся через Западный Буг. И погиб, став героем.
Люди в Белоруссии, земляки в Кыну и Лысьве, в Бабенках, Верхней Ослянке и Красноуральске помнят и чтят Алёшу Новикова.
Когда тебе всего двадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди. Простой парень родом с реки Чусовой решил остаться на заставе, прикрывать отход товарищей и бить поганых фрицев в одиночку. Защищая границу, он не сделал ни шагу назад! Это пример высочайшего мужества.
Алексей отдал жизнь за нашу Родину и спит вечным сном в далёкой холмской земле.
На родине героя-пограничника среди осиротевших грязнухинских полей шумит ветвями одинокий кедр. Подробнее о подвиге Алексея Новикова читайте в материале «Алексей Новиков — герой из деревни Грязнухи».
Крутая деревня Грязнуха
Как же люди раньше селились на Чусовой? У кого-то предки ставили избы поближе к реке. А кто-то на самую верхотуру забирался, оттуда к реке набегаешься. Зато половодье не страшно. И вид с высоты — вся земля, как на ладони. Среди имён уральских деревень недаром есть Красоты и Глядены. На горе живут «высотские«.
Такой была деревня Грязнуха, которая стояла в лесах за бойцом Мултыком. Её поля раскинулись на хребте. Внизу были деревни, основанные вогулами. Их жителей звали «низовскими«. От деревни Бабенки к Грязнухе поднимается круто дорога по склону Людиной горы. Может быть, потому у высотной деревни второе имя появилось – Крутая?
Елена Вяткина родилась в Бабенках. Она вспоминает: «В школьные годы мы собирали материалы о Новикове. Были дети, кто ездил в Брест на места, связанные с Алексеем Новиковым».
Люди из Грязнухи довольствовались малым, но кто скажет, что их жизнь была серой и будничной? Умели трудиться, умели и праздник себе устроить. Елена Вяткина рассказала, чем ей запомнилась исчезнувшая деревня:
«Я родом из Бабенок — тех самых, вогульских. В деревнях много семей было с фамилией Дылдины, особенно в Бабенках. Так их прозывали Кисели. Вдоль речки Бабенки очень красивый луг был, весь в купавках по весне. У нас в деревне была Людина гора. Мы там на санках катались. Она в центре деревни, дорога по ней идет в Грязнуху.
Грязнуха на моей памяти ассоциируется только с покосами, у нас их там было несколько. Один из них был на самом косогоре. Оттуда вся деревня была как на ладони. Но жителей в то время уже не было…
Деревня Грязнуха была богатая, колхоз был. У них на косогоре поля были большие и урожайные. Сама деревня была не на горе, у подножия. Как говорят у нас, у косогора. Почему первоначальное название деревни – Грязнуха? В дождь и ливень земля с косогора катилась в деревню.
Сказывают, что в Петров день люди ставили самовар. Пока он закипал, набирали на косогоре землянику к чаю. Земляничная поляна была прямо перед окнами домов. Земляники там было много. Мы из Бабенок приходили сюда за ягодами. И нынче с односельчанами мы говорим про наши «бабенские нравы». Община какая-то тогда была — все вместе, один за другого.
В Грязнухе было кладбище. Людмила Александровна рассказывала, что там были похоронены её дед и бабушка. Значит, деревня не одно поколение людей стояла. Стали разъезжаться, потому что школу закрыли. Тенденция была на укрупнение хозяйств».
Такой была горная деревня Грязнуха, которая два века продержалась на крутом косогоре за камнем Мултыком. Крутая!
Предыдущие рассказы из серии «Затерянные миры»:
1. Тень вогульского пня. Дорога в Копчик
2. Первозданный Копчик. Чусовские вогулы
3. Грань красоты. Деревня по имени Копчик
4. Коноваловский плёс. Река Чувашка
5. От блеска к забвению. Дом Яблонского
7. Веер для пароходов. Депо в Коноваловке
8. Вечер в Коноваловке. Полубородый капитан
9. Мост у Сылвицы. Фермы Журавского
10. Усть-Сылвицкий лесопильный завод
11. Сылва-Сылвица. Камень у поворота
12. Антонов камень. Дорога на рудник
13. Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог
14. К познанию Урала. Вторая жизнь
16. Полмиллиарда лет назад. Хроники чарнии
18. Капская колея. Назад к Сылвице
22. Чусовские невидимки. Зимняк и Востряк
23. Лесной старик и Волшебный таймень
У меня бабушка жила Грязнухе, действительно, у неё в паспорте так и написано место рождение деревня Крутая. И её фамилия Кокшарова девичья была, а Постоногова это подруга её. Бабушка много что помнит с того времени, и фотографии есть из деревни. Если интересно, могу помочь с материалом, свяжитесь со мной по эл.почте.