21 августа 1929 года Ухтинская экспедиция ОГПУ высадилась в месте впадении ручья Чибью в реку Ухту. Началось создание базы Ухтинской экспедиции ОГПУ. С этого же момента был заложен первый камень в строительство будущего города Ухта и одного из подразделений ГУЛАГа – Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря, больше известного как Ухтпечлаг.

Ухтинский лагерь возглавляли руководители разного уровня и разных способностей. Наиболее яркими личностями были первый начальник лагеря Яков Мороз и генерал Семен Бурдаков, правивший Ухтижемлагом в военные годы с 08.05.1941г. по 21.02.1947г. 
Яков Мороз

Семен Николаевич Бурдаков

Из воспоминаний Юрия Чиркова
Вот как вспоминает о Бурдакове в своей книге «А было все так…» бывший заключенный, а в будущем профессор, доктор географических наук Юрий Иванович Чирков.
«Весной работу Ухтижмлага проверяла московская комиссия во главе с комиссаром госбезопасности заместителем начальника ГУЛАГа Бурдаковым. Комиссия разгромила руководство комбината. Много начальников разного ранга были сняты с постов, в том числе и начальник управления. Говорили, что Бурдаков многих арестовывал и при этом собственноручно срезал петлицы и ордена. В ряде лагпунктов, в том числе и образцовом ОЛП № 1, дислоцированном в Ухте, ужесточился режим. И вот в начале июля этот грозный комиссар Бурдаков вернулся в Ухту в качестве начальника управления Ухтижмлага, оставаясь заместителем начальника ГУЛАГа».
И там же он описывает свою первую встречу с новым хозяином Ухткомбината.
« – Что это вы делаете? – раздался надо мной грубый голос. Я обернулся и увидел высокого, толстого начальника в распахнутом кожаном пальто и красно-синей фуражке. На петлицах краснели ромбы. Сзади стояло человек десять свиты, в том числе и знавший меня начальник сельхозотдела Голтвин. На дороге за изгородью сверкали черным лаком автомобили. Сомнений не было. Опытное поле посетил грозный начальник управления комиссар госбезопасности Бурдаков».
Из воспоминаний Николая Старостина
Известный футболист и знаменитый тренер Николай Петрович Старостин, отбывавший срок в Ухте, в книге «Весна патриарха: «Дело братьев Старостиных«, рассказывает о своей жизни в нашем северном городе и генерале Бурдакове.
« Через три месяца я, наконец, прибыл в Ухту — тогда небольшой городок, в окрестностях которого добывалась нефть. Отдельные лагерные пункты располагались в 300—400 километрах от него. Зато в самом городе имелись стадион и кинотеатр, действовал каток, существовал даже свой театр, в труппу которого входили в основном заключенные: актриса из Китая, танцовщица из Ленинграда, пловчиха из Москвы…


Из воспоминаний Хачика Хачатуряна
И напоследок. Из воспоминаний Почётного гражданина города Ухты с 1983 года Хачика Айкарамовича Хачатуряна, директора совхоза «Ухта»: «Когда меня в 1940 году привезли в Коми, то определили в лагерь Сангородка (сегодня пос. Шудаяг). Через некоторое время за примерное поведение и хорошую работу из зоны выпустили и как «большого специалиста в животноводстве» послали работать скотником на ферму. Вскоре пошел по службе в гору, назначили старшим скотником. И поручили мне ухаживать за собакой генерала Бурдакова, с которой всесильный начальник управления Ухтижемлага гонял зайцев. Держали её на ферме, в подсобке. Подкармливали парным молоком и парным мясом. И однажды собака пропала. Ну, думаю, опять мне зона, или может, что- то пострашнее. Хожу понурый. Ох уж напереживался я тогда. Но с помощью одного знакомого я смог найти собаку на другой стороне реки. Мне повезло …я спасся и остался вольным».
Вот только три эпизода из лагерной жизни того времени и воспоминаниях о генерале Бурдакове. Был ли он лучше или хуже того же Мороза или других лагерных начальников судить сложно. Но совершенно ясно что он был человеком того времени и той системы, которая существовала в те, очень даже непростые и страшные годы, а его биография неотделима от печально знаменитой аббревиатуры — ГУЛАГ.
Где то в начале 60-х годов Бурдаков приезжал в Ухту. Не знаю точно, что послужило поводом для приезда, могу только предположить – это был 1963 год, Ухта праздновала присвоение статуса города, а значит, у Бурдакова было официальное приглашение посетить город.

Это объясняет то, что у трапа самолета его встречала очень представительная группа известных в Ухте людей – начальник Ухтинского комбината В.Н.Мишаков, главный геолог комбината А.Я.Кремс, секретарь Ухтинского горкома КПСС Л.Н.Новосёлова, директор Ухтинского НПЗ А.Я. Молий, директор совхоза «Ухта» Х.А.Хачатурян и, как говорится, другие официальные лица. Люди, в большинстве своем, хорошо знавшие Бурдакова и работавшие под его началом в 40-е годы.

Скончался Семён Николаевич Бурдаков 19 февраля 1978 года в возрасте 77 лет и похоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище Москвы.



















знает ли автор когда НКВД стал МВД??