21 августа 1929 года Ухтинская экспедиция ОГПУ высадилась в месте впадении ручья Чибью в реку Ухту. Началось создание базы Ухтинской экспедиции ОГПУ. С этого же момента был заложен первый камень в строительство будущего города Ухта и одного из подразделений ГУЛАГаУхто-Печорского исправительно-трудового лагеря, больше известного как Ухтпечлаг.

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков,

Ухтинский лагерь возглавляли руководители разного уровня и разных способностей. Наиболее яркими личностями были первый начальник лагеря Яков Мороз и генерал Семен Бурдаков, правивший Ухтижемлагом в военные годы с 08.05.1941г. по 21.02.1947г. Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, 29 октября 1929 года Я. М. Мороз, в то время еще являвшийся заключённым, прибыл в Чибью. 2 ноября 1929 года он издал приказ № 73 по Ухтинской экспедиции: «Сего числа вступаю в обязанности руководителя Ухтинской экспедиции Северных лагерей особого назначения ОГПУ. О ходе работы по всем отраслям ежедневно информировать меня». Я.М. Мороз стал единоличным «хозяином Ухтпечлага». На протяжении почти девяти лет, до августа 1938 года, Яков Мороз практически руководил всей промышленностью Коми АССР.

Яков Мороз

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, В 1938 году Я. М. Морозу были предъявлены обвинения в «преступной бесхозяйственности» и «пособничестве врагам народа». Арестован 21 августа 1938 года, а через 5 дней, 26 августа на собрании партийного актива лагеря одобрен приказ НКВД о снятии с работы и предании суду бывшего начальника Ухтпечлага Я. М. Мороза. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 19 января 1940 года по обвинению в участии в контрреволюционной террористической заговорщической организации. Расстрелян через два дня после вынесения приговора 21 января. Захоронен на территории Донского кладбища. Определением ВКВС СССР от 18 ноября 1958 года реабилитирован.

Семен Николаевич Бурдаков

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, И если о деятельности Я.Мороза и о нем самом информации вполне достаточно, то о генерале Семене Николаевиче Бурдакове, который руководил Ухтижемлагом (Ухтинским комбинатом) в самые тяжелые для нашей страны годы, известно очень немного. Из поля зрения историков ГУЛАГа он как то выпал, и только отрывочную информацию о нем можно почерпнуть из воспоминаний бывших сидельцев Ухтинских лагерей.

Из воспоминаний Юрия Чиркова

Вот как вспоминает о Бурдакове в своей книге «А было все так…» бывший заключенный, а в будущем профессор, доктор географических наук Юрий Иванович Чирков.

«Весной работу Ухтижмлага проверяла московская комиссия во главе с комиссаром госбезопасности заместителем начальника ГУЛАГа Бурдаковым. Комиссия разгромила руководство комбината. Много начальников разного ранга были сняты с постов, в том числе и начальник управления. Говорили, что Бурдаков многих арестовывал и при этом собственноручно срезал петлицы и ордена. В ряде лагпунктов, в том числе и образцовом ОЛП № 1, дислоцированном в Ухте, ужесточился режим. И вот в начале июля этот грозный комиссар Бурдаков вернулся в Ухту в качестве начальника управления Ухтижмлага, оставаясь заместителем начальника ГУЛАГа».

И там же он описывает свою первую встречу с новым хозяином Ухткомбината.

« – Что это вы делаете? – раздался надо мной грубый голос. Я обернулся и увидел высокого, толстого начальника в распахнутом кожаном пальто и красно-синей фуражке. На петлицах краснели ромбы. Сзади стояло человек десять свиты, в том числе и знавший меня начальник сельхозотдела Голтвин. На дороге за изгородью сверкали черным лаком автомобили. Сомнений не было. Опытное поле посетил грозный начальник управления комиссар госбезопасности Бурдаков».

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков,

Из воспоминаний Николая Старостина

Известный футболист и знаменитый тренер Николай Петрович Старостин, отбывавший срок в Ухте, в книге «Весна патриарха: «Дело братьев Старостиных«, рассказывает о своей жизни в нашем северном городе и генерале Бурдакове.

« Через три месяца я, наконец, прибыл в Ухту — тогда небольшой городок, в окрестностях которого добывалась нефть. Отдельные лагерные пункты располагались в 300—400 километрах от него. Зато в самом городе имелись стадион и кинотеатр, действовал каток, существовал даже свой театр, в труппу которого входили в основном заключенные: актриса из Китая, танцовщица из Ленинграда, пловчиха из Москвы…

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, Но в перечне «развлечений» города главное место занимал футбол. Ему вновь суждено было благосклонно распорядиться моей судьбой. Популярность «Спартака» шла намного впереди меня. Я еще маялся в Котласе, а в Ухте генерал-лейтенант Бурдаков, начальник Ухтлага, уже определил мою участь. Вот так я начал работать тренером команды ухтинского «Динамо». «Сам» любил футбол беззаветно и наивно, почти по-детски. В тонкостях не разбирался, но гол приводил его в восторг, который он не скрывал. На стадион он всегда водил жену — пожилую располневшую даму… В дни матчей управление заканчивало работу на полчаса раньше и в полном составе, вслед за начальником, отправлялось на футбол. В своей книге «Звезды большого футбола» я описал и другой случай, который произошел в кабинете того же Бурдакова.

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, Это было как раз перед игрой с командой Сыктывкара. Я докладывал генералу о состоянии команды. — Все ли были на тренировке? — Не было Шарапова — инженера местной электростанции. — Почему? — Его не отпустили с дежурства. Бурдаков нахмурил брови и включил диспетчерскую связь. Через несколько секунд я услышал испуганный голос директора станции, его прервал густой бас генерала. — Ну, рассказывай, как дела? — Товарищ генерал, у нас все в порядке. — Ты считаешь, что все в порядке? А почему инженер Шарапов не был на футбольной тренировке вчера? Почему? Ты что, не знаешь, что у нас игра через два дня? — Товарищ генерал, некому было дежурить. — А ты сам не мог? — Вы знаете, у меня то одно, то другое… — Скажи, ты на футбол ходишь? — Нет. Дела не позволяют, товарищ генерал. — Ему дела не позволяют! У него дел много! А вот Лаврентию Павловичу дела позволяют на футбол ходить. Ну, конечно, у него дел-то ведь меньше, чем у тебя на электростанции. Так, что ли? Мне позволяют — я хожу. Всему управлению позволяют. А тебе не позволяют? Ну, хорошо, мы продолжим этот разговор. И, положив трубку, обратился ко мне. — Разве можно доверить электростанцию человеку, который не ходит на футбол? — И, не дав мне открыть рот, сам же ответил: — Конечно, нет. Бурдаков был жестким человеком».

Из воспоминаний Хачика Хачатуряна

И напоследок. Из воспоминаний Почётного гражданина города Ухты с 1983 года Хачика Айкарамовича Хачатуряна, директора совхоза «Ухта»: «Когда меня в 1940 году привезли в Коми, то определили в лагерь Сангородка (сегодня пос. Шудаяг). Через некоторое время за примерное поведение и хорошую работу из зоны выпустили и как «большого специалиста в животноводстве» послали работать скотником на ферму. Вскоре пошел по службе в гору, назначили старшим скотником. И поручили мне ухаживать за собакой генерала Бурдакова, с которой всесильный начальник управления Ухтижемлага гонял зайцев. Держали её на ферме, в подсобке. Подкармливали парным молоком и парным мясом. И однажды собака пропала. Ну, думаю, опять мне зона, или может, что- то пострашнее. Хожу понурый. Ох уж напереживался я тогда. Но с помощью одного знакомого я смог найти собаку на другой стороне реки. Мне повезло …я спасся и остался вольным».

Вот только три эпизода из лагерной жизни того времени и воспоминаниях о генерале Бурдакове. Был ли он лучше или хуже того же Мороза или других лагерных начальников судить сложно. Но совершенно ясно что он был человеком того времени и той системы, которая существовала в те, очень даже непростые и страшные годы, а его биография неотделима от печально знаменитой аббревиатуры — ГУЛАГ.

Где то в начале 60-х годов Бурдаков приезжал в Ухту. Не знаю точно, что послужило поводом для приезда, могу только предположить – это был 1963 год, Ухта праздновала присвоение статуса города, а значит, у Бурдакова было официальное приглашение посетить город.

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков,

Это объясняет то, что у трапа самолета его встречала очень представительная группа известных в Ухте людей – начальник Ухтинского комбината В.Н.Мишаков, главный геолог комбината А.Я.Кремс, секретарь Ухтинского горкома КПСС Л.Н.Новосёлова, директор Ухтинского НПЗ А.Я. Молий, директор совхоза «Ухта» Х.А.Хачатурян и, как говорится, другие официальные лица. Люди, в большинстве своем, хорошо знавшие Бурдакова и работавшие под его началом в 40-е годы.

Ухта, Республика Коми, история Урала, ГУЛАГ, Бурдаков, Семен Бурдаков, После Ухты Бурдаков продолжал работать в системе НКВД-МВД, а в марте 1958 года благополучно вышел на пенсию. С 1960г. по 1972г. работал в различных строительных организациях Минстроя СССР, Госплана СССР и окончательно закончил свою трудовую деятельность, уйдя на заслуженный отдых с поста старшего инженера диспетчерского отдела «Союзгазификации» Министерства газовой промышленности СССР.

Скончался Семён Николаевич Бурдаков 19 февраля 1978 года в возрасте 77 лет и похоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище Москвы.

Автор текста: Гирин Владимир Петрович

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
коля
3 лет назад

знает ли автор когда НКВД стал МВД??