Нижний Тагил находится в 15 километрах к востоку от географической границы между двумя частями света Европы и Азии, которая условно проведена по водоразделу европейских и сибирских рек.

В настоящее время граница на пересечении с крупными автодорогами обозначена различными пограничными столбами, знаками, обелисками, стелами, памятниками и монументами.

Граница Европа — Азия

Интерес к виртуальной границе между Европой и Азией с каждым годом возрастает. С точки зрения геологии и картографии, в последнее время картографы договорились проводить границу двух частей света по восточной подошве Уральских гор для того, чтобы удобнее было изучать единое геологическое строение Уральских гор.

Условно граница проведена по водоразделу Уральских гор, образует две географические части света — Европу и Азию. Одни из первых, кто предложил проводить границу по водоразделу Уральских гор горный деятель Василий Никитич Татищев (1686 — 1750) и пленный швед Филипп-Иоганн Страленберг (1676 — 1747).

Он попал в плен в Полтавской битве и с 1711 года находился в Сибири, где собирал материалы по истории и географии России.

Путешественник И.Г. Гмелин считал, что граница Европы, проходит по реке Енисей. М.В. Ломоносов в своем трактате «О слоях земных» писал, что граница между Европой и Азией проходит по рекам Дон, Волга и Печера.

Впервые о едином материке высказался немецкий ученый Александр Гумбольдт. Термин единый материк Евразия был употреблен еще в 1882 г. австрийским геологом Эдуардом Зюсса.

Д.И. Менделеев в 1906 г. писал: «Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится».

В разграничении Европы и Азии по Уральским горам приоритет пленного шведа Страленберга оспорил В.Н. Татищев в своей в работе «Общее географическое описание всея Сибири», написанной в 1736 г., и опубликованной только в 1950 г., но хорошо известной современникам рукописи: «…я в 1720 году в бытность онаго Стреленбьерга в Тобольске при сочинении им ландкарты и в 1725-м в Стокгольме ему советовал сии горы за границу воспринять…» (Цит. по А.А. Чибилев, С.В. Богданов).

Горный инженер, основатель города Екатеринбурга В.Н. Татищев в 1744 г. в своем труде «…о знатнейших и примечания достойных горах» начертал: «И с сих гор как на восток в Сибирь… Сии и сему подобные обстоятельства подают причину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

В «Лексиконе Российском» В.Н. Татищев записал: «…Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач по Великому поясу и Яику (Река Урал) вниз через море Каспийское…».

Обелиск у п. Промыслы, в Пермском крае. 2023 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

Рассмотрим, через какие горные вершины и их седловины проходит географическая граница Европы и Азии в муниципальном образовании «город Нижний Тагил»Горноуральском, Кушвинском и Кировградском городских округах и ближайших территориях.

За последнее время мне посчастливилось посетить и сделать фотографии некоторых знаков, и два из которых мы установили с друзьями.

Обелиск у поселка Промысла

Начнем виртуальное путешествие от обелиска в 9 км от поселка Промысла Пермского края. В 2003 г. на перевале появился новый обелиск по проекту Алексея Залазаева высотой 16 м. Наверху стелы установлен двуглавый орел. С двух сторон под прямым углом находятся композиция с надписями «Европа» с фигурой грифона и «Азия» с фигурой льва.

Орел символизирует Россию, смотрящую на Запад и на Восток, грифон — образ рыцарской доблести, а лев — одно из воплощений мощи и мудрости Востока.

Линия разграничения двух частей света на смотровой площадке. 2006 г. Фото предоставил Андрей Пичугин
На противоположной стороне дороги, находится смотровая площадка, на которой проведена белая линия между Европой и Азией.

Знак на Горнозаводской железной дороге

Знак на Горнозаводской железной дороге «Гороблагодатская» — «Чусовская», между станциями «Хребет-Уральский» и «Европейская», стоят две одинаковые металлические пирамиды с указаниями частей света Европа и Азия. При строительстве пути в 1878 году были установлены знаки по обеим сторонам железной дороги.

Знаки представляют решетчатые конструкции в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой. Угловые стойки сделаны из железнодорожных рельсов, тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Общая высота знака 6 метров.

Краевед И.Я. Кривощеков, автор «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии», в 1910 г. писал о границе: «…Граница географическая Европы и Азии находится в 7 верстах от станции «Европейской» и в таком же расстоянии от станции «Уральский хребет».

Этот пункт, разделяющий две части света, отмечен двумя высокими решетчатыми колоннами, сооруженными по обеим сторонам полотна железной дороги. Ночью наверху колонн зажигаются фонари с ярко блестящими надписями: «Европа» и «Азия».

Две металлические пирамиды установлены на Уральской горнозаводской дороге. Фото предоставил Андрей Пичугин

Два знака по обе стороны дороги стоят до сих пор, вблизи границы между Свердловской областью и Пермским краем, рядом с остановочным пунктом «276 км».

Когда я ехал на поезде, увидел, что знак перекрашен, нижняя часть знака — в красный цвет, верхняя часть в оранжевый. Название частей света начерчены белой краской, на черном фоне, но я успел сфотографировать знак из окна поезда.

Обелиск на перроне остановочного пункта «Хребет Уральский»

Обелиск на перроне остановочного пункта «Хребет Уральский», установлен в 2003 г., в честь 125-летия Свердловской железной дороги.
Этот знак находится не на линии водораздела, а в 4 км восточнее от нее Знак имеет форму кубка и облицован мраморной плиткой, наверху установлен шар, в двух направлениях к нему прикреплены указатели с названиями «Европа» и «Азия».

Памятный знак — часовня

Памятный знак — часовня, между деревней Кедровка и Верхне-Баранчинским заводом, установлен в честь, когда великий князь Владимир Александрович Романов со своей свитой 3 августа 1868 г. сделал остановку на перевале, во время своего пребывания на Урале. Его путь проходил через Симбирск, Оренбург, Екатеринбург, Тагил, Кушву, Серебрянку, Кунгур, Пермь.

2 августа 1868 г. прибыл в Кушвинский завод, и в честь этого события золотопромышленники Северного Урала заказали чугунный памятный знак — часовню, собранную из литых деталей.

Знак-памятник на Гороблагодатском тракте. 2007 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

Проект выполнил В. Архипов и инженер-литейщик Н. Романов, отлили из чугуна небольшую часовню на Нижне-Баранчинском заводе. Купола памятника были позолочены, на шпиле центрального купола был укреплен двуглавый орел.

Высота памятника 4 метра, в основании его квадрат со стороной 2 метра. Первое время рядом стояла избушка для охраны памятника.

Памятный знак был разрушен в гражданскую войну, но силами туристов вновь восстановлен. Ежегодно из поселка Баранчинский к часовне совершается крестный ход.

В настоящее время стороны памятника покрашены в синий цвет, и в стороне установлен навес для отдыха.

Чугунный знак около поселка Баранчинский

Чугунный знак около поселка Баранчинский. Знак «Европа и Азия» установлен на дороге из поселка Баранчинский в западном направлении, в сторону рек Кокуй и Клыктан.
Знак у поселка Баранчинский. Фото предоставил Андрей Пичугин

Здесь, южнее горы Кедровка, на перевале установлен чугунный знак с надписью: «Отлит на ОАО «Баранчинский электромеханический завод» по проекту А. Никитина в 1996 г».

Знак отлит из чугуна и украшен орнаментом, покрашен позолоченной краской. На кубическое основание поставлен вертикально параллелепипед, на четырех круглых стойках установлен квадрат, на котором написано с одной стороны «Азия», с другой – «Европа».

Этот знак в 2010 г. был разрушен вандалами, но патриотами края вновь восстановлен.

Обелиск «Европа-Азия»

Географическая граница выходит на перевал «Большой Урал», который находится на Серебрянском тракте, или Старо-Компасной дороге, где установлен обелиск «Европа-Азия». Это сварная прямоугольная колонна высотой 9 метров со ступенчатым основанием, и вверху увенчана знаком «Серп и молот».

На противоположных сторонах обелиска красными буквами подписано «Европа» и «Азия». Обелиск установили рабочие Синегорского мехлесопункта в 1967 г. в честь 50-летия установления советской власти.

Знак у поселка Синегорский. 2023 г. Фото предоставил Андрей Пичугин
Автором проекта стелы является А.А. Шмидт. От обелиска, с дороги, в западной стороне хорошо просматривается поселок Синегорский, а за ним возвышаются Синие горы.

Знак у села Елизаветинское

Водораздельную линию пересекает Старо-Висимский тракт, протянувшийся от бывшего Нижнетагильского до Висимо-Уткинского завода.

В настоящее время местами труднопроходимая дорога завалена деревьями. Здесь в 1977 г., в четырех километрах к западу от села Елизаветинское, на седловине между гор Урал (443 м) и Красный Столб, лесорубы с лесником Черноисточинского охотхозяйства установили деревянный усеченный сверху столб с обтесанными прямоугольными гранями, на котором сверху вниз высекли обозначение границы «Европа-Азия».

Но по другим источникам, столб поставили супруги М.Е. и В.Ф. Ляпуновы в 1957 г. Современники покрасили знак красной краской.

Знак у села Елизаветинское. 2008 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

В верховье реки Бобровки граница «Европа и Азия» условно пересекает бывшую узкоколейную железную дорогу, которую построили в 1896 г. и по прошествии более чем ста лет, зимой 2007 — 2008 гг. демонтировали.

В 1940-х гг. тагильский краевед С.Н. Панкратов, проезжая на поезде по маршруту Нижний Тагил — Висимо-Уткинск, написал об этом событии: «…Поезд непрерывно забирается в гору к критической точке перевала Азия-Европа».

Далее граница выходит к северной части Веселых гор, на седловину гор Белая и Голая, и пересекает Уральский тракт, проложенный от поселка Черноисточинск к поселку Уралец.

Французский ученый и путешественник Фредерик Лепле (1806 — 1882) посетил Урал в 1844 и 1853 годах, по просьбе уральского заводчика А.Н. Демидова.

В своем путешествии Лепле записал: «Черноисточинский завод, стоит посреди гор на реке, несущей свои воды в Тагил, то есть в Азию. Водяные колеса этого предприятия тоже вращаются за счет воды, получаемой из искусственно образованного плотиной пруда гигантского размера, который в Западной Европе считался бы озером. Его площадь составляет 4 — 5 на 2 — 3 льё, и он просто восхитителен, потому что со всех сторон окружен высокими горами, покрытыми лесами, напоминая тем самым швей-царские озера. По дороге из Черноисточинского в Висимо-Шайтанский завод мы пересекли Уральский хребет. Там установлен памятный столб, символизирующий границу Европы и Азии. Стакан воды, выплеснутый в этом месте, разделился бы на две части, одна из которых попала бы через Волгу в Каспийское море, а другая через Тобол — в Ледовитый океан…».

Д.Н. Мамин-Сибиряк в конце XIX в., в очерке «Дорога» писал про этот важный географический объект: «…От Висима до Захаровой было всего восемь верст, а на четырнадцатой версте стоял столб, обозначавший границу между Европой и Азией. Это был самый обыкновенный столб, напоминавший трактовую версту, и меня всегда удивляло, что такой важный географический пункт был отмечен таким ничтожным знаком».

Обелиск Европа-Азия

До 1960-х гг. на Уральском тракте, около Белой горы, для обозначения границы, стояла деревянная тренога из жердей, вверху сколоченная досками, треугольной формы. В 1957 г. последовало постановление Нижнетагильского горкома КПСС об установке трех обелисков в Висимском районе и Серебрянской трассе.
Знак у поселка Уралец установлен в 1960 году. Фото предоставил Андрей Пичугин

«Решение Исполкома Н. Тагильского Городского Совета депутатов трудящихся от 20 августа 1957 года. Об установке обелисков на рубеже Европы и Азии… Установку обелисков произвести тресту Тагилстрой не позднее октября месяца 1957 года». Зам. предисполкома Н.-Тагильского Городского Совета депутатов трудящихся Серова.

Обелиски с обозначением «Европа и Азия» в Висимском районе на географической границе установили в последующие годы.

В 1960 г. в честь ознаменования успехов нашего народа в освоении космоса на Уральском тракте был установлен обелиск «Европа-Азия» по проекту местного жителя В.П. Красавченко.

Вокруг модели земного шара прикрепили на стальных орбитах три первых спутника, имеющих форму шара, конуса и цилиндрической ракеты. Земной шар завершает шпиль, символизирующий ось земли.

Знак у поселка Уралец. Фото 1985 г, июнь. Фото предоставил Андрей Пичугин

Обелиск — плод коллективного творчества рабочих и инженерно-технических работников автомобильно-агрегатного завода поселка Уралец. На побеленной стеле красными печатными буквами было написано «Европа», а на противоположной — «Азия». Строили обелиск рабочие механического завода «Уралец», прораб М.А. Нетунаев и рабочие Н.М. Харламов, И. Т. Стенин, В.П. Федоровских, А.В. Сильных и др. рабочие.

В журнале «Советский Союз» за 1961 год, во втором номере, есть небольшая заметка с фотографией обелиска.

«На Урале, там, где проходит граница Европы и Азии, установлен новый обелиск. Пятиметровую колонну венчает шар, вокруг которого рас-положены модели спутников Земли. В день торжественного открытия обелиска жители ближайшего поселка Уралец, одетые в старинные костюмы, встречали на рубеже двух частей света всех проезжающих и по старинному обычаю угощали их русским квасом. Здесь уже побывали туристы из Омска, Перми, Серова, Свердловска и других городов СССР».

Эта заметка еще раз доказывает, что обелиск установили летом 1960 г.

В конце 1960-х гг. обелиск перестроили, и на «земном шаре» прикрепили макеты спутника и два космических корабля. Высота обелиска со шпилем составила 7 м. Первоначально обелиск был обнесен чугунными стойками с цепной изгородью. Позднее, вокруг обелиска установили металлическую изгородь.

Европа-Азия, остановка, на Уральском тракте. 2007 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

В 1970-х гг. квадратную стелу обелиска одели в нержавеющую сталь и вокруг установили металлическую изгородь из стальных прутьев. Глобус покрасили в синий цвет, потом в белый и обозначили красной краской границу СССР. Около обелиска установили скамейку, а на противоположной стороне уральского тракта установили металлический «грибок».

Позднее через дорогу от обелиска был сооружен остановочный комплекс с надписью «Европа-Азия».

Впервые этот обелиск-знак я увидел в 1966 г., когда мы приехали сюда за грибами. Я продолжительное время смотрел вверх, где над шаром светился, прикрепленный спутник. Мы с воспитанниками из географо-краеведческого кружка, который действовал в п. Черноисточинск на велосипедах посетили обелиск.

В 2002 году, к 150-летию со дня рождения уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка силами ОАО «НТМК» и ООО «Механический завод «Уралец» обелиск был реконструирован.

На макете земного шара вместо спутников появились меридианы и параллели. По экватору надпись — «ЕВРАЗ Холдинг», «НТМК» и «Горноуральский городской округ». На колонне красными буквами обозначено «Европа», а с другой стороны — «Азия».

Европа-Азия, обелиск на Уральском тракте. 2007 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

Колонну обернули цилиндром из металла, на котором, также написали названия частей света, но позже цилиндр сняли сборщики металлолома.

Во многих источниках отмечается, что обелиск установлен в 1961 г. в честь полета в космос Ю.А. Гагарина, но это не так, в 1960 г. обелиск уже был установлен в честь успешного освоения Советским Союзом космического пространства.

В 2023 г. обелиск полностью реконструирован строительной фирмой ООО «Эверест-НТ», которой руководит Дарья Журавлева. Обелиск высотой 5 метров облицевали серым, полированным гранитом, на верху установили синий шар, диаметром в полтора метра из металла, символизирующий планету «Земля», вокруг по орбитам закреплены спутник земли – Луна и космический корабль, набирающий первую космическую скорость.

Обелиск после реконструкции у поселка Уралец. 2024 г. Фото предоставил Андрей Пичугин
По сторонам прикреплены надписи, объемными красными буквами «Азия» и «Европа», сделанные из красного по цвету пластмассы. Стела установлена на трехступенчатый пьедестал из гранита.
Территория вокруг обелиска благоустроена, установлены скамейки, урны. Рядом с обелиском установлен информационный стенд, но металлический грибок ликвидировали.
Обелиск у поселка Уралец. Фото 1999 г. Фото предоставил Андрей Пичугин
Далее от обелиска географическая граница условно ведет через вершины и седло-вины Веселых гор: Белая, Поперечная, Осиновая, Кирюшкин Камень, Мохнатенькая, Широкая, Билимбай, Дикая, Оборотная, Голая, Старик-Камень.

В 2016 г. на смотровой площадке, смонтированной на Белой горе, на деревянной площадке проведена желтая линия, и краской обозначены две части света Европа и Азия.

Желтая линия на смотровой площадке на Белой горе. 2016 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

Знак на седловине гор Белая и Поперечная

Знак, обозначающий границу Европы и Азии, на седловине гор Белой и Поперечной мы с другом-однофамильцем установили в 2013 г., где грунтовая дорога из поселка Уралец через перевал, который ведет на Веселые горы.
Знак на седловине гор Белая и Поперечная. 2017 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

Не доходя до седловины, дорога ответвляется и уходит на вершину горы Белой. Пройдя еще несколько метров от своротки, мы определили, что здесь седловина, и на обочине дороги подобрали свободное от леса место для установки знака. Вырыли яму, грунт в горах состоял из глины и мелких камней.

К столбу приковали таблички с надписью «Европа-Азия» и «Веселые горы» и установили знак с надписью «Европа – Азия. Урал 2013 г».

Знак на склоне горы Билимбай

Далее граница проходит через седловину между горами Билимбай, Дикая и пересекает дорогу Черноисточинск — Большие Галашки.

Здесь, на склоне горы Билимбай, условную границу очень легко определить по направлению ручейков, которые протекают вдоль дороги. Сколько ни проезжал по этой дороге, меня никогда не покидала мечта установить здесь памятный знак. И вот 15 августа 2011 г. мечта сбылась.

Утром мы с другом, одноклассником Валерием Рогожиным, выехали к границе Европы и Азии. Дорога идет в направлении Веселых гор и пересекает водораздельную линию.

Географическая граница проходит по юго-восточному склону горы Билимбай, в народе это место называют «Второй перевал». Присмотрелись и выбрали место на обочине дороги для установки знака. Доски с надписями «Европа-Азия» и «Веселые горы» привезли с собой.

К столбу натаскали камней, соорудили возвышение в виде гурия и побелили известью. Вверху на плоскости прикрепили два синих треугольника, из дерева — это символ Уральских гор.

Знак на склоне горы Билимбай. 2020 г. Фото предоставил Андрей Пичугин
Уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в рассказе «Ужасный случай» повествует о поиске географической границы на горе Билимбай:

«…Наша экспедиция была задумана еще зимой и носила научный, географический характер. Дело в том, что необходимо было определить линию раздела между Европой и Азией… Вопрос шел о том, стоит ли гора Билимбаиха в Европе, или она уже в Азии, что можно было определить только по течению горных речек…».

Знак у поселка Карпушиха

Скромный знак установлен по грунтовой дороге от поселка Карпушиха к горе Старик-Камень. Эта территория относится к Кировградскому городскому округу.
Около растущей березы установлен столб небольшой высоты и диаметра, к нему прибита деревянная табличка с вырезанной надписью «Европа-Азия», с православным крестиком.
Знак у поселка Карпушиха. 2020 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

В июле 2013 года приехав сюда со стороны Карпушихи с другом Игорем Павлюковым, мы прибили к столбу еще три деревянные таблички с названиями, написанные синей краской: «Европа», «Азия» и «Веселые горы».

Знак около Висимского заповедника

25 сентября 2018 г. сотрудниками Висимского биосферного заповедника, в природоохранной зоне, был установлен новый знак, обозначающий географическую границу.

Территория заповедника условно разделена водоразделом, между Европейской частью и Азиатской. Географический знак представляет, две деревянные колонны скованных из четырех брусьев, между которых прикреплен металлический щит с надписями частей света, причем «Европа» и «Азия» написаны на пяти языках мира.

Определили место установки знака, сотрудник исполнительной дирекции Русского географического общества Павел Старовойтов, директор Висимского государственного биосферного заповедника Михаил Федоров и главный редактор журнала «Уральский следопыт» Максим Фирстов.

Знак около Висимского заповедника. 2018 г. Фото предоставил Андрей Пичугин
Знак установлен на обочине грунтовой дороги, проходящей от города Кировград до села Большие Галашки, на водоразделе Уральских гор в районе Веселых гор. Знак установили не на самой границе двух частей света, а немного восточнее, в более живописном месте, откуда открывается вид на Ежовую гору.

Из Горноуральского городского округа условная граница переходит на территорию Кировградского городского округа и по горным хребтам через урочище Веселки тянется по водоразделу на юго-восток к горе Сухарной.

В изданной в 1914 г. под редакцией П.П. Семенова-Тянь-Шанского книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» упоминается эта граница: «…Далее водораздельный кряж представлен так называемыми Веселыми горами с их двумя главными вершинами — Шайтаном и Стариком-Камнем, наконец, через гору Сухарную и Журавлиный Камень (против В.-Тагильского завода), переходя в Жужины, Шеромские, Березовую, Кирши-ну, Чернишную, Извезную и Чубарову, горы приближаются к Екатеринбургу».

Первый знак на водоразделе был установлен в честь события, когда в 1829 г. Александр Гумбольдт и Густав Розе по пути следования из Кунгура до Екатеринбурга остановились около горы Березовой, место пересечения между Европой и Азией.

В 1837 г. на этом месте был установлен первый знак «Европа и Азия», в память посещения Урала цесаревичем Александром, впоследствии императором Александром II. В гражданскую войну знак был разрушен. В 1926 г. на этом месте установлен новый памятник из гранита.

В 2019 году в Екатеринбурге состоялась международная научно-практическая конференция, созванная по инициативе Вадима Винера, президента Информационно-туристического центра Свердловской области. Конференцию открыла председатель Свердловского РГО, ректор УрГПУ Миниюрова С.А. Она в частности отметила, что граница Европы и Азии является брендом Свердловской области.

Вадим Александрович Винер во время выступления передал привет от правнучки, основателя Екатеринбурга В.Н. Татищева, в 6-м поколении Марии Дмитриевны Ивановой-Татищевой, которая живет в Париже. Она поддержала идею о проведении конференции о границе Европы и Азии.

Знак на Новомосковском тракте

На следующий день мы поехали на экскурсию к знаку «Европа и Азия». Мы подъехали к знаку «Европа и Азия», который находится на Новомосковском тракте около горы Хрустальная, но не на самой границе, а ближе к Екатеринбургу.

Знак на Новомосковском тракте. 2019 г. Фото предоставил Андрей Пичугин

Обелиск установлен в 2004 г. по проекту скульптора Константина Грюнберга и напоминает уменьшенную копию Эйфелевой башни. Около знака установлен столб, с табличками направления, где какие города и страны находятся.

В основание обелиска заложены камни, привезенные из крайних точек Азии и Европы с восточной стороны с мыса Дежнева, и с западной стороны мыса Рока.

С двух сторон в постамент знака заложены два камня привезенные с надписью. Здесь заложен камень с крайней точки Азии. Мыс Дежнева и с крайней точки Европы. Мыс Рока, который находится на территории Португалии.

В будущем для популяризации географии и истории родного края необходимо устанавливать знаки на дорогах, где они условно пересекаются с географической границей Европы и Азии.

Установленные знаки содержать в исправном состоянии и поддерживать чистой территорию вокруг знаков. Также следует проложить маркированную тропу по условной границе Европы и Азии по водоразделу Уральских гор для посещения обелисков и памятников, установленных на географической границе, для познания природы родного края и для активного и культурного отдыха.

Автор статьи: Андрей Пичугин, краевед. Нижний Тагил

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

4 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Марианна
3 месяцев назад

Здравствуйте!
Есть ещё один знак, у вас на фото кажется нет его.
Это когда мы путешествовали на Жигаланские водопады от Североуральска. Высылаю фото.

Олег
1 месяц назад
Reply to  Андрей

Самодельные деревянные столбы не считаются).

Олег
1 месяц назад

Минимум 4 знака отсутствуют: на дороге Ревда-Дегтярск (разрушен), по дороге в Первоуральск, на ж/д перевале авторства Гарина-Михайловского, на реке Урал.