Красной Линией назван пешеходный туристический маршрут, проложенный по центру Екатеринбурга. Длина маршрута около шести с половиной километров, стартует он от памятника Ленину на площади 1905 года, сюда же и возвращается, замыкая Красную Линию.

   Карта Красной линии Екатеринбурга

Здесь линия никакая не условная, а самая настоящая, нарисованная красной краской на асфальте, чтобы ни пеший, ни конный с пути не сбился, осматривая основные достопримечательности нашего города. Наиболее интересные из этих достопримечательностей отмечены на Красной Линии номерами – их получилось 35 штук в разных «весовых категориях» — от памятников и купеческих усадеб до целых улиц и площадей.

   Купить путеводитель по Красной линии Екатеринбурга

№ 1. Площадь 1905 года

ploshad-1905-6

Одна из старейших городских площадей, в настоящее время является главной площадью города – в этом легко убедиться по наличию здания мэрии и трибуны с памятником Ленину. Современный вид площадь приобрела больше полувека назад: в 1954 году недостроенный гостиный двор превратился в пятиэтажное здание горсовета, с башней, курантами и позолоченным шпилем, а в 1957 году была реконструирована трибуна (появившаяся в тридцатых годах взамен снесённого Кафедрального собора) и водружён гранитный шестиметровый Ленин, выступающий перед народом (основная мысль выступления высечена на южном фасаде постамента).

Своё нынешнее название площадь получила в 1919 году, и связано оно с конкретными событиями, произошедшими на этой самой площади: в октябре 1905 года в результате возникшей на митинге стычки «черносотенцев» и соратников Якова Свердлова погибли люди. В память об этой трагедии и было изменено название площади. А до 1919 года площадь называлась Кафедральной, потому что здесь располагался Богоявленский кафедральный собор, а недалеко от него – памятник Царю-Освободителю Александру II. Во время реконструкции брусчатки площади в 2008 году был найден закладной камень от Кафедрального собора – сейчас он находится возле одного из городских храмов.

№ 2. Дом Актёра в Екатеринбурге

dom-aktera

Особняк, когда-то принадлежавший семье золотопромышленника Степана Тупикова и получивший новую жизнь в 1981 году в качестве Дома Актёра. Театральные деятели отреставрировали дом, восстановив исторический облик и интерьер, а так же главную традицию этого дома – святочные балы для детей, когда-то проводимые Евгенией Тупиковой, рано оводовевшей женой золотопромышленника. «Ёлка в доме Тупиковой» в стиле XIX века – самая оригинальная и популярная новогодняя интермедия.

Раньше в цокольном этаже дома Тупиковой была кухня, а теперь здесь Актерское кафе «ДЕБЮТ» с двумя уютными залами на 30 и 40 мест. Кафе всегда открыто и для актеров, и для их поклонников и друзей. Здесь можно провести праздничный прием, частную вечеринку, заказать детский или семейный праздник, а также вкусно пообедать и поужинать.

№ 3. Екатеринбургская мужская гимназия Его Императорского Величества Александра II (сейчас Гимназия № 9)

gimnaziya-9-1

Самая первая гимназия города Екатеринбурга. Открылась она 22 декабря 1861 года – в год отмены крепостного права, и неудивительно, что гимназия получила имя Александра II. Сначала в ней учились только мальчики, а в числе педагогов был легендарный Онисим Клер – француз по происхождению и уралец по убеждениям, создавший на базе учителей этой гимназии Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) – прообраз нашего сегодняшнего УрО РАН и краеведческого музея одновременно, превратившееся серьёзную научно-просветительскую организацию (в списке почётных членов УОЛЕ были такие известные учёные, как Менделеев и Тимирязев).

№ 4. Набережная Рабочей молодёжи

Изначально набережная называлась Гимназической – ведь берёт своё начало она от стен первой городской гимназии. Иногда поднимается вопрос о возвращении ей исторического названия, но пока безрезультатно.

№ 5. Исторический сквер

Как и все уральские города-заводы, Екатеринбург родился вместе с плотиной и разрастался вокруг неё. Плотину делали по стандарту, на сваях из лиственницы (так она до сих пор и стоит – это самое старое сооружение в городе!). С одной стороны плотины получилось водохранилище (Городской пруд), с другой стороны построили железоделательный завод – на тот момент один из самых передовых и прогрессивных (дата пуска завода 18 ноября 1723 года и считается датой рождения Екатеринбурга). Потом какие-то производства сворачивались, какие-то открывались. Из самых интересных обычно упоминают Монетный двор (на этом месте когда-то в самом прямом смысле делались деньги: в течение 150 лет Екатеринбург обеспечивал медной монетой почти всю царскую Россию); а ещё — гранильную фабрику, украсившую своими шедеврами экспозии Лувра и Эрмитажа.

Исчезла промзона из центра города к 250-летнему юбилею Екатеринбурга, когда был задуман и реализован на её месте Исторический сквер, с геологической аллеей, капсулой времени и музеем промышленной архитектуры.

ist-skver

№ 6. Водонапорная башня

Водонапорная полудеревянная башня была построена в 1880-х годах для обслуживания Екатеринбургских железнодорожных мастерских, появившихся к тому времени на месте механической фабрики и отслужившего Монетного двора. Башня сохранилась до наших дней почти в первоначальном виде и по праву считается одним из символов Екатеринбурга, и единственным утверждённым символом Красной Линии.

vodon-bashnya

№ 7. Памятник Татищеву и де Генину

Памятник отцам-основателям города был установлен в 1998 году к очередному юбилею Екатеринбурга. Появление его закономерно (тут, пожалуй, странно, что памятник основателям появился только спустя 275 лет после основания), а вот внешний вид до сих пор вызывает вопросы, ведь в реальной жизни Татищев и де Генин друг друга сильно недолюбливали, и сильно отличались внешне: де Генин был значительно выше ростом и гораздо старше Татищева (а здесь – двое из ларца одинаковы с лица, как в сказке). Когда принципиальный вопрос «ху из ху?» был задан скульптору Петру Чусовитину, тот пояснил, что в шляпе изображен иноземец де Генин, а без шляпы – наш соотечественник Татищев. Видимо, в этом был какой-то намёк.

osnovateli-goroda

№ 8. Площадь Труда

Когда-то в самом начале своего существования площадь эта называлась Екатерининской, потому что именно здесь появился самый первый и самый почитаемый храм города – Екатерининский собор, получивший сразу особый статус Горного храма. Именно здесь – в горном храме — давали присягу горные инженеры. В 1869 году в храм было передано знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное императором Александром Вторым – с тех пор присягу в храме стали приносить и армейские новобранцы. Престольный праздник – день святой Екатерины – вплоть до революции оставался в Екатеринбурге для всех праздничным нерабочим днём. А трёхъярусная колокольня Екатерининского собора использовалась не только по прямому назначению, но и как дозорная и пожарная вышка. В двадцатых годах прошлого века Екатерининский собор был разорён: главная святыня храма — мощи Симеона Верхотурского — отправилась в краеведческий музей, приходская библиотека была ликвидирована «как контрреволюционная», а серебряная утварь и украшения общим весом больше полутора центнеров исчезли в неизвестном направлении. В 1930 году храм был закрыт, а потом взорван «по просьбам трудящихся». В 1991 году на площади появился первый памятный крест, обозначающий местонахождение когда-то бывшего Екатерининского собора, а в 1998 году вместо него была построена часовня в честь святой Екатерины – небесной покровительницы Екатеринбурга.

ploshad-truda-2

№ 9. Нулевой километр

Нулевой километр – это географический центр города Екатеринбурга, точка отсчёта расстояний до других городов. Изначально «нулевые километры» были прерогативой столичных городов, где особые знаки, символизирующие точку отсчета дорожных расстояний, ставились в самом центре (первыми такую точку отсчёта придумали древние римляне, воздвигшие в центре города Золотой мильный камень – обломки его сохранились до сих пор – от которого разбегались дороги в разные части империи — так и возникла поговорка «все дороги ведут в Рим»). В городах поменьше «нулевой километр» располагался возле главного почтамта, и перемещался вместе с ним, если вдруг по каким-то причинам почтамт переносили с места на место. По традиции «нулевой километр» города Екатеринбурга тоже находится возле Главпочтамта. Точка отсчета изображена в виде звездочки на карте Свердловской области.

№ 10. Памятник изобретателю радио А. Попову

К электротехнику Александру Попову в нашем городе отношение особое – как к земляку, которым можно и нужно гордиться. Родился будущий изобретатель радио в уральском поселке Турьинские рудники (сейчас это город Краснотурьинск), а в возрасте 12 лет приехал в Екатеринбург, чтобы учиться в Екатеринбургском духовном училище. Потом переехал а Пермь, оттуда – в Санкт-Петербург, поступать в университет.

7 мая 1895 года произошло событие, вошедшее в историю российской науки (и отмечающееся до сих пор!) как день рождения радио: в этот день на заседании Русского физико-химического общества Попов выступил с докладом «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Особым признанием заслуг Попова явилось постановление Совета Министров СССР в честь 50-летия со дня изобретения радио, принятое в 1945 году, которым был установлен День радио (7 мая). В 1986 году в Екатеринбурге был открыт музей радио имени Попова – в том самом доме, где когда-то жил в семье своей старшей сестры и её мужа будущий учёный.

Памятник Александру Попову в Екатеринбурге был торжественно открыт в 7 мая 1975 года. Он представляет собой чугунную скульптуру, покрашенную бронзовой краской: учёный изображён сидящим на скамейке в задумчивой позе и слушающим радиоприёмник. Скульптура отливалась по частям на Уральском компрессорном заводе, а затем сложные по конфигурации отливки сваривались в единое целое и зачищались, так что с технологической точки зрения задача оказалась непростой. Но решённой!

pam-popovu

№ 11. Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала

Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала открылся в 1992 году и собрал под своей крышей много интересных и уникальных экспонатов, в том числе созданных мастерами Екатеринбургской императорской гранильной фабрики – ей посвящён отдельный зал. А ещё — что вполне предсказуемо – есть в музее и Малахитовый зал, где своими глазами можно увидеть разницу между настоящим уральским малахитом, привозным африканским и созданным искусственно. Есть в музее ещё и Бажовская комната, украшенная шикарными палехскими панно на сюжеты знаменитых сказов.

Впрочем, музей интересен не только своими экспозициями. Не менее достопримечательно и само здание, в котором он располагается: это оформленная в классическом стиле усадьба бывшей аптеки Горного ведомства, архитектурный памятник федерального значения. Здание это было построено в двадцатых годах XIX века по проекту самого известного екатеринбургского архитектора Михаила Павловича Малахова, внесшего огромный вклад в реализацию генерального плана застройки Екатеринбурга.

Горная аптека знаменита не только своим архитектором, но и первым аптекарем Густавом Гельмом — замечательным учёным, внёсший свой вклад в химию, ботанику и минералогию. О значимости исследований Гельма можно судить по тому факту, что в его честь были названы растения (например Arenaria Helmii Fisch), а побывавший на Урале энциклопедист Александр фон Гумбольдт (1829) в своем письме к министру Е.Ф. Канкрину отмечал, что «асессор Гельм относится к самым выдающимся людям, каких мы здесь видели». Младший сын Густава Гельма – Павел Густавич – унаследовал отцовскую тягу к науке и вошел в число создателей знаменитого Уральского общества любителей естествознания.

muzei-kamnerezniy-2

№ 12. Дом Севастьянова

Дом (да чего там – дворец!) Николая Ивановича Севастьянова – одно из самых ярких и запоминающихся зданий Екатеринбурга. Основные черты своего убранства дом приобрёл в середине шестидесятых годов XIX века, по заказу своего нового хозяина Севастьянова и под чутким руководством архитектора Падучева, ученика Михаила Малахова. Видимо, именно поэтому дом известен нам именно как Севастьяновский, а фамилии всех его прежних владельцев (первое упоминание о доме на этом месте набережной относится к 1817 году, то есть зданию было почти полвека, когда Падучев принялся за его достройку-перестройку) остались в архивах.

Сегодня он не только внесён в перечень объектов культурного наследия (памятников истории) федерального значения, но и в 2008 году был отчеканен в памятных серебряных монетах Центробанка серии «Памятники архитектуры России» — единственный из всех зданий нашего города. Номинал монеты три рубля, но стоит она значительно дороже.

Наслаждался своим детищем Севастьянов не долго – получил повышение по службе и уехал в столицу, продав дом муниципалитету. Сначала в доме разместился окружной суд – пока в 1917 году не сменилась власть, а сам особняк не подвергся жесточайшему разгрому и разграблению. Потом здесь находился первый в стране Уральский комиссариат труда (биржа труда) – именно тогда Екатерининская площадь стала площадью Труда. Потом — и надолго – в севастьяновском доме поселился областной совет профсоюзов (на советских открытках с видами Свердловска надпись «дом союзов» на фасаде здания вполне читабельна). В послеперестроечное время дом профсоюзов превратился в офисное здание, а в 2008 году (к саммиту ШОС, проходившему в Екатеринбурге) его капитально отреставрировали изнутри и снаружи. При реставрации фасада были восстановлены его исторически аутентичные цвета — белый, зеленый и терракотовый, и теперь со стороны главного проспекта дом выглядит именно таким, каким видел его коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов. Отремонтированный особняк в 2008 году ещё и повысили в звании (сурово отгородив при этом решёткой): теперь это резиденция Президента РФ. Похожая участь постигла и следующий объект Красной Линии – усадьбу купца Тарасова, превратившийся в резиденцию рангом пониже – губернаторскую. Красная Линия огибает Севастьяновский дом и поворачивает с проспекта Ленина на улицу Горького – на ту её часть, которая когда-то называлась Тарасовской набережной, по имени хозяина самой красивой и респектабельной усадьбы на этом берегу Исети – купца второй гильдии Саввы Лукича Тарасова.

dom-sevastyanova-3

№ 13. Усадьба купца Тарасова

Дом купца Тарасова – одно из самых старейших каменных жилых зданий в нашем городе. Савва Тарасов купил этот особняк в 1837 году, и был тогда далеко не первым его владельцем; зато ни сам он, ни его потомки усадьбу с прекрасным видом на городской пруд уже не продавали – так и жили здесь до самой революции, а не случись её — может быть, жили бы и до сих пор!

В советское время дом Тарасовых превратился в Дом учителя, а в 1997 году стал резиденцией губернатора Свердловской области. Это, надо полагать, очень удобно, когда губернаторская резиденция находится на одном берегу реки, а всё областное правительство – на другом. Возле губернаторской резиденции даже Красная Линия становится вдруг пунктирной – как будто тихонько крадётся на цыпочках вдоль Исети, до тех пор, пока не свернёт в сторону Литературного квартала.

dom-tarasova

№ 14. Литературный квартал

Под романтическим названием «Литературный квартал» скрывается вовсе не часть городской застройки, ограниченная улицами имени писателей (хотя таких улиц у нас не мало – на несколько кварталов хватило бы!), а один из крупнейших литературных музеев России — объединённый музей писателей Урала, созданный в 1980 году на базе нескольких литературно-мемориальных музеев. При путешествии по Красной Линии можно увидеть следующие подразделений объединённого музея: мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка (с него-то всё и началось!) – он стоит отдельно от других музейных зданий (по адресу Пушкина, 27), литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Решетникова (Пролетарская, 6) – узнаётся издалека по верстовым столбам, установленным возле дома, музей «Литературная жизнь Урала XX века» (Пролетарская, 10) – занимает самое красивое и необычное здание в стиле «модерн» (именно здесь недавно открылся виртуальный зал «Музей уральской фантастики» и музей кукол и детской книги «Страна чудес» (Пролетарская, 16) – самый детский из всех музеев и самый юный из них (открыт в мае 2000 года).

Также в состав объединённого музея писателей Урала входят не попавшие на Красную Линию музей «Литературная жизнь Урала XIX века» (полукаменный-полудеревянный дом на Толмачёва, 41), находящийся на территории Литературного квартала, и два музея, посвященных Павлу Петровичу Бажову – мемориальный дом-музей в Екатеринбурге и дом-музей в Сысерти, а также абсолютно виртуальный музей А.П.Гайдара. Вы не знали, что Гайдар уральский писатель? Тогда вам просто необходимо прогуляться по просторам виртуального музея!

Ну а Литературный квартал славен не только музеями. На его территории также располагается парк с летней эстрадой, выполненной в стиле начала ХХ века, и Камерный театр, входящий в структуру Объединенного музея писателей Урала. Театр был открыт в 1998 году (к 275-летию Екатеринбурга) спектаклем для детей «Каменный цветок» по сказам Павла Бажова, и с тех пор стал неотъемлемой частью культурной жизни города.

lit-kvartal-1

№ 15. Храм-на-Крови

Храм-на-Крови расположен через дорогу от Камерного театра, по адресу Святой квартал, 1, хотя в некоторых справочниках его адресом значится Толмачёва, 34. Противоречия в этом нет – ещё в 2003 году главой города Екатеринбурга был подписан документ о том, что несколько зданий, входящих в комплекс Храма-на-Крови (Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, Храм-на-Крови) будут находиться на улице Святой квартал. Было как-то уж очень цинично в качестве адреса храма, построенного на месте расстрела царской семьи, называть улицу имени одного из убийц.

Храм построен на том месте, где до середины семидесятых стоял дом инженера Ипатьева, выбранный в 1918 году в качестве тюрьмы Николая II и его семьи. Именно здесь – в подвале ипатьевского дома – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года закончился их земной путь. Сначала домом гордились, потом его стыдились, а потом по распоряжению Бориса Ельцина снесли.

Храм выполнен в византийском стиле, пятикупольный, двухэтажный, большой и нарядный. Изначально планировалось строить по другому проекту – храм-свечку с одним куполом, более строгий и печальный, но потом этот вопрос «переиграли». С тех пор у местного населения считается хорошим тоном недолюбливать Храм-на-Крови за «избыточную помпезность» и «чрезмерную музейность». В 2003 году был освящен верхний храм, в 2010 году – нижний.

Храм-на-Крови прочно вписался в картину современного Екатеринбурга. Сегодня это непременный объект посещения всех экскурсий и паломнических поездок.

hram-na-krovi-3

№ 16. Усадьба Харитонова-Расторгуева

Главное украшение Вознесенского проспекта, самая знаменитая усадьба Екатеринбурга, прославившаяся своими хозяевами, гостями и архитекторами, овеянная мифами и легендами, увековеченная в литературных произведениях, к тому же ещё издалека заметная и достаточно хорошо сохранившаяся. Появлением такой достопримечательности в нашем городе мы обязаны одному из богатейших уральских купцов-старообрядцев Льву Ивановичу Расторгуеву (1769-1823). Длилось строительство усадьбы со всеми её службами практически четверть века – сам Лев Иванович до его полного завершения дожить не успел. Недостроенная усадьба перешла к его старшему зятю – Харитонову, именно при нём дворцово-парковый ансамбль приобрёл законченный вид, с парком в английском стиле (английский стиль предполагал наличие водоёма – пришлось выкопать искусственное озеро), конюшней, хозяйственным двором, воротами и оградами с кованой решеткой и домовой старообрядческой церковью под куполом главного здания. На последней стадии строительства свой вклад в формирование облика усадьбы внес выдающийся екатеринбургский архитектор Михаил Малахов.

В годы революции здесь размещался отряд Красной гвардии. Потом под сводами расторгуевского дома создавался уральский комсомол (воздвигнутый в конце пятидесятых рядом с усадьбой памятник комсомольцам Урала до сих пор напоминает об этой страничке в её биографии), затем в этих стенах сели за парты слушатели Урало-Сибирского коммунистического университета имени В.И. Ленина и Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. В конце концов, было решено передать усадьбу детям, которым полагается всё лучшее, и в 1935-1937 годах была проведена её капитальная реконструкция под руководством архитектора В.В. Емельянова. Тогда-то и построили на островке озера круглую беседку и висячий мост, который так любят художники и свадебные фотографы. А потом усадьба наполнилась детским шумом-гамом. Именно здесь – в кружках Дворца пионеров и школьников — начинали свою творческую деятельность и актёр Александр Демьяненко (он же Шурик), и оперный певец Борис Штоколов, и известный скульптор Эрнст Неизвестный. После исчезновения пионерии усадьбу переименовали – теперь это Дворец детско-юношеского творчества.

Харитоновская усадьба, вдохновлявшая когда-то писателей на создание новых произведений (ей посвящены один из первых рассказов писателя Алексея Толстого «Харитоновское золото» и один из первых романов Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» — говорят, что именно на гонорар от издания этой книги Дмитрий Наркисович купил тот самый домик на соседней улице, что дал начало «Литературному кварталу») и сегодня не утратила своей популярности. Харитоновский сад — излюбленное место летних прогулок — уникален еще и тем, что это единственный сохранившийся в уральской столице образец ландшафтного искусства первой половины XIX века.

usadba-rast-harit-4

№ 17. Филармония

Свердловская государственная академическая филармония — одна из старейших филармоний в стране, что не мешает ей быть при этом одной из самых продвинутых – с виртуальным концертным залом, собственной группой «в контакте» и титулом «филармония года», полученным раньше всех.

Государственная концертная организация «Свердловская областная филармония» стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской (а кто-то ещё сомневается, что мы всегда были третьей столицей?). Первый её сезон был открыт 29 сентября 1936 года. Концертный зал Делового клуба, преобразованный с 1938 года в Концертный зал Свердловской филармонии, с первых сезонов зарекомендовал себя как ведущая концертная площадка города (фраза «В Свердловске исполняется впервые» мелькала в программках симфонических концертов с завидной регулярностью), остаётся таковой и по сей день. В 1973 году в филармонии появился «король инструментов» — настоящий немецкий орган, а в мае 1998 года концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая».

filarmoniya

№ 18. Музей Метенкова

Фотографический музей «Дом Метенкова» открылся 10 августа 1998 года в двухэтажном полукаменном доме на перекрёстке улиц Первомайской и Карла Либкнехта. Открылся в том самом доме, который до революции принадлежал главному фотолетописцу всея Урала и почётному гражданину города Екатеринбурга Вениамину Леонтьевичу Метенкову (1857-1933).

Дом был построен по проекту архитектора Ю.О. Дютеля – первый этаж каменный, второй деревянный, с балкончиком из кованого металла, на воротах красовался вензель «ФМ» (фотограф Метенков) – в общем, вполне типичный екатеринбургский дом того времени. В доме размещалась квартира знаменитого фотографа, фотоателье и фотографический магазин, торговавший фотоаппаратами и аксессуарами к ним, реактивами, фотоматериалами и книгами по фотографии. Продукцию фирмы «Кодак» можно было купить в Екатеринбурге ещё в позапрошлом столетии – именно здесь, у Метенкова. Чуть позже к фототоварам добавились киноаппараты и киноплёнки. Метенков был не только лучшим фотографом Екатеринбурга, но и одним из первых «киношников». Его первая кинокартина «Екатеринбург во время масленицы» была выпущена в 1910 году, затем появились и другие – тоже посвященные Уралу в целом и Екатеринбургу в частности («Уличные акробаты-китайцы в Екатеринбурге», «Торжество в Екатеринбурге по случаю 50-летия отмены крепостного права», «Асбестовые копи на Урале», «По реке Исети»). Их сохранившиеся фрагменты (увы, немногочисленные) хранятся сейчас в архивах Госфильмофонда России.

№ 19. Музей истории Екатеринбурга

Свою собственную историю этот музей начал в 4 июня 1940 года в качестве дома-музея Якова Свердлова. К этому моменту Екатеринбург уже больше 15 лет был Свердловском, так что появление отдельного музея Свердлова было вполне закономерным. Вот только показывать там было особо нечего: не так уж много общего было у Свердловска и Свердлова.

Хотя, с другой стороны, именно здесь «черный менеджер революции» просидел два года в местной тюрьме и женился на дочери зажиточного екатеринбургского купца-раскольника Клаве Новгородцевой (двое детей и мемуары о знаменитом муже – таковы были плоды этого брака) — уникальный случай в истории, наверное, когда фамилию мужа присвоили не только жене, но и всему её родному городу! Первый раз Свердлов приехал в Екатеринбург осенью 1905 года – укреплять имеющиеся на Урале партогранизации и создавать новые. Укреплял, создавал, убеждал и митинговал — впоследствии многие здания в городе украсились мемориальными табличками на тему «здесь был Яков». Но особенно отличился тогда дом № 26 по Вознесенскому проспекту, в мезонине которого Свердловым была организована партийная школа агитаторов-пропагандистов (она же — рабочий университет) — этот дом и превратился потом в музей Свердлова, как «историческое здание времен подпольной работы».

Вплоть до 1957 года в музее не было ни одного предмета, лично принадлежавшего Свердлову, а в качестве экспонатов демонстрировались картины и скульптуры, заказываемые местным художникам специально для музея. Именно тогда экспозиции обогатились ранними работами начинающего свердловского скульптора Эрнста Неизвестного — горельефом «Яков Михайлович Свердлов призывает уральцев к вооруженному восстанию» и скульптурной композицией «Первая встреча (Сталин знакомит Ленина со Свердловым)».

К семидесятым годам музей Свердлова заматерел и похорошел: мрамор, стекло, ковровые дорожки; пионерские сборы, торжественные линейки, вручение комсомольских билетов. Девяностые внесли сумятицу и необходимость самоопределения — в период перестройки музей несколько раз менял название и направление работы, а с 1995 года стал «Музеем истории Екатеринбурга».

№ 20. Колизей – первый городской театр

История театральной жизни Екатеринбурга традиционно отсчитывается с момента появления первой профессиональной труппы в 1843 году. Для неё и был построен первый Городской театр — на Главном проспекте, в классическом стиле (проект архитектора К.Г. Турского) и на средства местных купцов. Открылся он в 1847 году комедией «Приемыш», а 7 ноября 1896 года здесь состоялся первый екатеринбургский сеанс «синематографа». Потом театр и вовсе был перепрофилирован, окончательно став кинотеатром – балкон и бельэтаж убрали, переименовали в «Колизей». Имя кинотеатр меня ещё не раз: в 1920 году он ненадолго получил название «Красный Урал», а потом – уже надолго – стал «Октябрём». В 2002 году, после очередной реконструкции, театру было возвращено старое название «Колизей» добавлено новое – «Киномакс», потому что в обновлённом здании был открыт первый киноцентр класса премиум сети «Киномакс». Так самый старый кинотеатр города стал самым современным.

№ 21. Дом Печати

Четырёхэтажный Дом Печати — ещё один яркий представитель архитектуры конструктивизма (и даже памятник федерального значения!) как визитной карточки социалистического Свердловска — было построено в 1929— 1930 годах. В сдержанном и солидном облике Дома Печати узнаются характерные черты стиля: архитектура фасадов определяется исключительно системой конструкций, из украшений – только ленточные окна на гладкой поверхности стен, закруглённый угол над центральным входом и остеклённый эркер на восточном фасаде.

Изначально на трех этажах Дома Печати размещалась типография «Уральский рабочий», на четвертом — редакция крупнейшей на Урале одноимённой газеты. Война внесла свои коррективы: обитателям Дома Печати пришлось потесниться, освободив помещения для эвакуированных писателей: здесь по инициативе А. Фадеева был организован Литературный центр Союза писателей на Урале. Именно в этих стенах трудились в военное время Агния Барто, Лев Кассиль, Алексей Новиков-Прибой, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян и многие другие. Представить себе их жизнь и работу можно по сборнику публицистических статей Мариэтты Шагинян «Урал в обороне».

После войны писатели разъехались по домам, вдохновлённая типография «Уральский рабочий» стала печатать уже не только газеты, но и книги, а редакция газеты «Уральский рабочий» обзавелась собственным самолётом для командировок по области и украсилась Орденом Трудового Красного Знамени, полученным в 1957 году. В настоящее время «коренные жители» Дома Печати живут и работают на других площадках, а в здании располагается большой книжный магазин, что позволяет Дому Печати соответствовать своему исходному названию.

№ 22. Уральский государственный университет имени А.М. Горького

Северная сторона площади Парижской коммуны выглядит особенно солидно – здесь возвышается фундаментальное здание Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Такое привычное и гармоничное в качестве вузовского, что теперь уже трудно поверить, что изначально строилось оно совсем для других целей – как административно-офисное, но в 1965 году помпезное здание в центре города по адресу Ленина, 51 перешло в ведение Университета – таким мы его теперь и видим.
А сам Университет начал свою историю гораздо раньше, учреждённый декретом СНК РСФСР от 19 октября 1920 года. В качестве матпомощи новорождённому Университету была передана библиотека Царскосельского лицея (потом, конечно, одумались, и большую часть книг забрали обратно в столичные музеи, но, тем не менее, кое-что всё-таки осталось). Разместился тогда Уралуниверситет где смог, заняв бывшие здания женских гимназий, Екатеринбургской духовной семинарии, женского епархиального училища, и жилые корпуса Ново-Тихвинского монастыря вместо студенческих общежитий – прилегающий к монастырю переулок до сих пор носит название Университетский. К 1925 году Университет превратился в Уральский политехнический институт (именно поэтому вечные соперники УПИ и УрГУ свои юбилеи всегда отмечали практически одновременно), а через семь лет был восстановлен в качестве классического Свердловского государственного университета (УПИ остался отдельным учебным заведением). Привычное нам название Уральский государственный университет имени А.М.Горького было присвоено вузу в 1945 году. А в мае 2011 года УрГУ имени А.М.Горького со всем своим «подсобным хозяйством» — Ботаническим садом, Коуровской астрономической обсерваторией, Сунцем и прочим вошёл в состав УрФУ имени Ельцина под названием Центр классического образования, тем самым прекратив де-юре отдельное существование.

urgu

№ 23. Оперный театр

Оперный театр стал вторым екатеринбургским театром (не мудрствуя лукаво, его назвали Новый городской театр). Торжественное открытие театра состоялось в сентябре 1912 года, первым спектаклем была опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». Публика рукоплескала и артистам, и музыкантам, и прекрасному убранству свежего театра, и патриотическому сюжету оперы. Пройдёт всего несколько лет, и в этом же самом зале публика будет рукоплескать совсем другим сюжетам: апрельскому выступлению Якова Свердлова и октябрьскому официальному объявлению в городе советской власти. Впрочем, это будет уже несколько иная публика.

А сам театр останется верен своим музам, и уже начиная с середины 20-х годов Свердловский оперный приобретёт славу одного из лучших в стране. Театр по праву называли «лабораторией советской оперы» за смелые (и удачные!) эксперименты на сцене и «выращивание кадров» для столичных театров – здесь начинали свой творческий путь Сергей Лемешев и Иван Козловский, Александр Пирогов и Борис Штоколов. В 1966 году театр получил звание «академический» — своеобразный театральный советский «знак качества». И сегодня театр оперы и балета продолжает держать марку, регулярно радуя премьерами и зрителей, и театральных критиков. Юбилейный – сотый – театральный сезон 2011-1012 года был отмечен первой в биографии театра «Золотой Маской».

operniy-1

№ 24. Памятник Владимиру Высоцкому

Место для памятника, открытого в 2006 году, было выбрано рядом с гостиницей «Большой Урал», в которой останавливался Владимир Семёнович во время гастролей в 1962 году. «Кто может жить – здесь, – тот ежеминутно совершает подвиг» – таким было первое впечатления Высоцкого о тогдашнем Свердловске. Впрочем, оно не лишило поэта вдохновения: именно здесь была написана одна из лучших песен Высоцкого «Весна ещё в начале».

1

Никаких других привязок к биографии поэта в Екатеринбурге нет, но идея памятника была принята горожанами вполне благосклонно: Высоцкого, как и Пушкина, любят везде, и везде считают своим, потому и памятники есть практически в каждом городе. Однако наш памятник — особенный. Он был одним из первых, изображающих Высоцкого не как борца, творца и трибуна, а как обычного счастливого человека – с гитарой и любимой женщиной. Бронзовые фигуры Владимира Высоцкого и Марины Влади выполнены в жанре городской скульптуры – без массивного постамента, в масштабе 1:1 (автор памятника – скульптор Александр Сильницкий, отливка фигур производилась кузнечной мастерской поселка Ново-Алексеевка Свердловской области) – почти как живые, этакая деревенская идиллия, где прямо сама собой слышится песня «Я поля влюблённым постелю».

№ 25. Гостиница Центральная

Первая советская гостиница города, да и вообще одно из первых зданий Свердловска такого масштаба – 250 номеров, пять этажей, гигантские люстры, мраморные лестницы и даже лифты. Построена была в 1926-1928 году по проекту архитектора Дубровина богато и с размахом, гостей принимала тоже вполне достопримечательных: в числе первых постояльцев гостиницы был режиссер Всеволод Мейерхольд, за ним потянулись и другие. А уж во время войны концентрация бомонда на единицу площади была здесь просто потрясающей: гостиницу переоборудовали под квартиры для эвакуированных, расселив в них столичную профессуру, офицерские семьи, актеров из «Мариинки» (многие потом так и прижились в Свердловском оперном театре). Статус гостиницы был возвращён уже в январе 1946 – кто-то из эвакуированных вернулся на родину, кто-то переселился в Большой Урал, а их временные квартиры снова превратились в гостиничные номера. Сегодня «Отель Екатеринбург-Центральный» — современный трёхзвёздочный отель с конференц-залами, бизнес-центром и банкетным залом в ретро-стиле. Номеров там теперь поменьше – всего 96, но в них по-прежнему не стыдно селить самых взыскательных гостей: именно этот отель принимал представителей дома Романовых, приезжавших в Екатеринбург в 1998 году.

№ 26. Гостиница «Американские номера»

Следующий объект Красной линии продолжает гостиничную тему — это здание бывшей «Американской гостиницы» — самой солидной и престижной в дореволюционном Екатеринбурге (и дорогой – скромные номера обходились в 80 копеек за сутки, а номера пошикарней – до четырёх рублей). Здесь останавливался весной 1890 года Антон Павлович Чехов, проезжавший наш город по пути на Сахалин. Девять лет спустя после Чехова в «Американской гостинице» останавливался Дмитрий Иванович Менделеев, командированный из родного Тобольска. Гостиницу он выбрал по удобному местоположения и наличию телефона, а Екатеринбургом остался вполне доволен. Особенно – нашей метеорологической обсерваторией, которая работает до сих пор.

Принадлежала «Американская гостиница» купцу Павлу Васильевичу Холкину, а после его смерти в 1909 году перешла наследникам, которые её переименовали. Так что Константин Бальмонт, приехавший в Екатеринбург в 1915 году, останавливался уже в «Американских номерах» — с этим названием гостиница и запомнилась. А в 1918 году прекратила своё существование, поскольку её реквизировала ЧК для своей резиденции.

Но здание на углу улиц Малышева и Розы Люксембург примечательно не только своим «американско-гостиничным» прошлым. Не менее интересно его настоящее: сегодня здесь квартируется одно из самых солидных и заслуженных учебных заведений Екатеринбурга – Свердловское художественное училище имени Шадра. Училищу уже больше ста лет – начиналось оно в 1902 году как художественно-промышленная школа, в числе первых преподавателей школы был Степан Эрьзя — автор того самого «Ваньки голого», что «украшал» — хоть и недолго — нашу главную городскую площадь. А в числе первых выпускников – уроженец города Шадринска Иван Дмитриевич Иванов, более известный как Иван Шадр – автор знаменитой советской «Девушки с веслом» – это его имя носит училище с 1987 года.

uch-shadra

№ 27. Дом Е.Д. Скрябиной

С широкой улицы Малышева Красная Линия сворачивает на тихую узкую в этой части улицу Горького – маленький заповедничек старого Екатеринбурга в пойме Исети (раньше она здесь даже и называлась соответственно: 2-ая Береговая улица). Следующий объект Красной Линии находится по адресу Горького, 6 — это купеческий кирпичный дом (одноэтажный, на цокольном этаже) семьи Скрябиных, построенный в 1880 году. «Образец жилой застройки Екатеринбурга конца XIX века в формах эклектики» — так характеризуют дом справочники.

№ 28. Центральная городская электростанция «Луч»

Историю электрификации Екатеринбурга можно отсчитывать с 1885 года, когда в городе открылась первая контора «Товарищество П. Н. Яблочков и К° электрического освещения в России». Но тогда дальше открытия дело не пошло – как открылась, так и закрылась два года спустя, порадовав горожан разве что спецэффектами в местном кинотеатре. Настоящее электрическое освещение появилось позже — сначала на Верх-Исетском заводе (1891 год), а потом и Екатеринбург обзавёлся собственной городской электростанцией (1824 год) на 2-ой Береговой улице. Главное здание Центральной электростанции «Луч» было построено в 1903-1905 годах по проекту архитектора Чирковского в красном кирпиче, и сохранилось неизменным до сих пор, даже восьмигранная труба на заднем плане всё та же. Разве что адрес теперь другой – Горького 43, и владельцы новые — вместо «Центрального электрического общества» сейчас его занимает энергохозяйство трамвайно-троллейбусного управления. Пожалуй, в этом даже есть некая преемственность!

elektrostanciya

№ 29. Доходный дом купца Чувильдина

Доходный дом купца В. И. Чувильдина (Горького, 14а) – детище того же архитектора Чирковского, что строил здание электростанции «Луч». Двухэтажное кирпичное строение появилось на берегу Исети в 1900 году, и стоит там до сих пор, пережив всех ближайших соседей и обзаведясь кучей прозвищ: «Дом на берегу», «Косой дом» и даже «Системный блок». Косой дом и вправду косой – только не наклонный, как Невьянская падающая башня, а косой в плане: если смотреть на дом сверху, он выглядит не прямоугольником, а параллелограммом. Но вдохновляет Чувильдинский дом не математиков, а местных художников (этому дому по несколько картин посвятили Виталий Волович и Алексей Рыжков). А ведь и в самом деле, есть в нём что-то булгаковское!

dom-chuvildina

№ 30. Памятник клавиатуре

Рядом со столетними домами 2-ой Береговой улицы примостился молодой, но уже очень популярный памятник компьютерной клавиатуре. Появился он в октябре 2005 года по проекту художника Анатолия Вяткина и стал первым памятником «клаве» во всём мире, ну и заодно самой большой клавиатурой: клавиши выполнены в масштабе 1:30, поэтому площадь бетонной клавиатуры составляет 4х16 метров, а кнопочка «пробел» весит целых 500 кг ! В остальном гигантская клавиатура выглядит вполне привычно – те же буквы, та же раскладка, так и хочется набрать на ней что-нибудь этакое, соответствующее её масштабу и размаху.

Жаль, что нет у памятника книги отзывов с автографами почётных гостей – если бы такая книга была, то самым первым там стоял бы автограф легенды мирового программирования Николауса Вирта (человек с такой фамилией просто обязан был связать жизнь с компьютерами!). Изобретатель нескольких языков программирования (в их числе Оберон и Паскаль), профессор Высшей Политехнической школы Цюриха приезжал в Екатеринбург в сентябре 2005 года в рамках лекционного турне по России и посетил памятник Клавиатуре ещё на стадии монтажа. Одобрил!

klaviatura-1

№ 31. Памятник группе Битлз

Мысль о памятнике «битлам» бродила в умах уральских битломанов ещё с восьмидесятых годов, а воплощать её – медленно, но верно — начали после российского турне Пола Маккартни в 2003 году. Тогда екатеринбургский «Битлз-клуб» объявил конкурс эскизов будущего памятника. Идеи озвучивались самые разные: например, лидер группы «ЧайФ» Владимир Шахрин предложил создать памятник в виде старого магнитофона с бобинами, на котором была бы надпись The Beatles. В конце концов выбрали лаконичный и экономичный вариант: металлические силуэты всех участников ливерпульской четверки на фоне кирпичной стены. Проект «Битлз на стене» принадлежал художнику Вадиму Окладникову, а эскиз сделали архитекторы Андрей Кощеев и Артем Алендеев. Выбрали для памятника самое «ливерпульское» место Екатеринбурга на берегу Исети и отправили письма по инстанциям. Городское управление архитектуры запрос одобрило, а вот тогдашний глава Ленинского района выступил против: «Установка памятника в этом месте не соответствует государственной программе патриотического воспитания граждан РФ» – таков был его вердикт.

Впрочем, договориться с властями оказалось быстрее и проще, чем собрать на памятник необходимую сумму денег. Собирали всем миром, устроив для пущей эффективности битлз–марафон и аукцион милых битломанскому сердцу вещей. Искали подрядчиков – легендарный Уралмаш почему-то отливать силуэты отказался, поэтому в конце концов чугунные контуры были изготовлены в Михайловске на маленьком заводе, где директор был битломаном. Наверное, так даже лучше!

И вот наконец свершилось: 23 мая 2009 года первый в России памятник «Битлз» был торжественно открыт в Екатеринбурге. Почётное право сорвать с монумента покрывало предоставили специально приглашённым гостям — музыкантам английской группы «Quarrymen», которую когда-то основал Джон Леннон. А на кирпичной стене – строчка из последней песни последнего альбома «Битлз» «The love you take is equal to the love you make». Она тоже часть памятника. Памятника несбыточной мечте, которая всё-таки сбылась.

bitlz-2

№ 32. Комплекс зданий ДОССАФ – Дом Обороны

Здание легко узнаётся по самолёту на крыше – самолёт самый настоящий, спортивный Як-50. Здание построено в стиле конструктивизм в тридцатых годах – предполагалось, что здесь будет целый военно-спортивный комплекс, занимающий целый квартал. Не всё задуманное удалось воплотить – закончилось финансирование. Обычная история!

dosaaf

№ 33. Храм-колокольня Большой Златоуст

Впервые храм был заложен 21 сентября 1847 года епископом Ионой как колокольня для Свято-Духовской церкви (она стояла напротив, именно Покровскому приделу Свято-Духовской церкви был обязан своим названием Покровский проспект) взамен колокольни сгоревшей. Строили долго – 29 лет, освящал храм уже другой Екатеринбургский епископ – Вассиан. Но результат того стоил – храм в русско-византийском стиле стал самым высоким сооружением в городе ( 77 метров ), и одним из самых красивых. На Пасху 77-метровая колокольня сияла огнями (сначала это были простые фонари, а 1911 году их полностью заменили электрические), а в будние дни служила по совместительству пожарной вышкой. Главной достопримечательностью храма-колокольни были конечно же колокола — 10 колоколов разного размера общим весом почти 24 тонны, самый большой из них – благовест – весил больше тысячи пудов (16,625 тонны), четвертым по величине колоколом в России, уступая лишь двум колоколам колокольни Ивана Великого в Кремле (65-ти и 19-ти тонн) и главному колоколу Исаакиевского собора Санкт Петербурга (28-ми тонн весом). Именно он – наш гигантский колокол — назывался Большой Златоуст, по его имени называли в обиходе и храм. А официально храм был освящен в честь Великомученика Максимилиана. Сам по себе святой Максимилиан у нас не слишком популярен, и присвоение храму такого имени связывают с конкретным историческим событием – посещением Екатеринбурга в 1845 году (незадолго до закладки храма-колокольни) герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

Максимилиановская церковь была полностью уничтожена в 1930 году. Воссоздание храма-колокольни началось осенью 2006 года одновременно с переносом памятника Малышеву. Три года спустя были изготовлены и освящены новые колокола — в том числе 16-тонный благовест. В 2011 году внешняя отделка храма была закончена – исчезли строительные ограждения, засияли купола. Но пока храм ещё закрыт – ведутся внутренние работы по его украшению.

bol-zlat

№ 34. Дом Контор

Ещё один представитель конструтивистского стиля – можно даже усмотреть сходство с Домом Печати, хотя конечно Дом Контор изящнее, как ему и полагается. Здание построено в 1929 году, и с тех пор ни разу не изменяло своему исходному предназначению – как было офисное, так и остаётся до сих пор.

dom-kontor

№ 35. Улица Вайнера

Замыкает кольцевой маршрут одна из самых старых улиц города – в те далёкие времена, когда Екатеринбург на заре своей истории был заводом-крепостью, здесь проходила его западная граница. Город рос, «одежда» из укреплённых стен становилась тесновата, и в 1735 году было решено расширить территорию – тогда-то и появилась эта новая улица за проломом земляного вала. Назвали её просто – Проломная. Потом улица несколько раз меняла названия – была они и Косой (здесь текла речка Акулинка, дома застраивали по её берегам – получалось не так ровно, как в центральных кварталах), и Лягушечьей (после осушения Акулинки местность стала болотистой), а после открытия Ново-Тихвинского монастыря, от стен которого начинается улица, она на целое столетие стала Успенской – по названию самой первой монастырской церкви, а после революции получила имя местного большевика Леонида Вайнера (не путать с писателями – однофамильцами!). И здесь выбор названия был не случайным: на этой самой улице, в доме купца Телегина находилось представительство страхового общества «Россия», агентом которого некоторое время работал Леонид Вайнер.

vainera-9

Интересно? Расскажи друзьям!
Booking.com