Съемки фильма «Угрюм-река» продолжаются. О том как они происходили в Каменке, на реке Чусовой, мы уже писали. Съемки фильма «Угрюм-река» в Свердловской области. Как это было, кадры очевидцев. А на днях уникальный исторический памятник — объект культурного наследия «Северская домна» стал главным героем 16-серийного фильма про «золотую лихорадку» в Сибири, и судя по фотографиям, сыграл свою роль блестяще.
Портал НАШ УРАЛ благодарит директора музейного комплекса Анну Трепалову за возможность рассказать об этом интересном событии.
Анна Трепалова
«#угрюмрека Это волшебство! Северская домна, спасибо тебе! Спасибо, что ты покоряешь людей, что вызываешь восхищение! Нам остается только помогать тебе, охранять тебя! Съемки прошли…Те , кто хоть раз это видел, понимают мои восторженные чувства. Кино — это магия, машина времени…4 августа 2019 года мы отправились в прошлое и это было прекрасно! Потрясающая команда Первого канала и Студии «Русский проект». Великолепные артисты: Юрий Чурсин, Александр Горбатов, Виталий Кищенко, Софья Эрнст и конечно актеры массовых сцен — работники Северского трубного завода и жители Полевского. Ну и конечно Юрий Мороз — режиссер, работу которого видеть — наслаждение! Фото Ивана Захарова»
Что такое музейный комплекса Северская Домна?
Я принадлежу к небольшому кругу счастливцев, которые не только видели музейный комплекс «Северская Домна», но и действующее производство
Основу музейного комплекса «Северская Домна» составляет Домна – единственный на Урале оставшийся экземпляр домны, в котором выплавляли чугун почти 120 лет назад. Это настоящий памятник промышленной архитектуры, домна поражает своей технологической красотой, пропорциями, восхищает размер промышленного здания. Восьмигранная здание с куполообразной крышей (здесь расположена домна) и литейным двором слово напоминают храм – и это был ХРАМ для рождения железа. Кстати, даже не специалист может заметить, что при его строительстве использовались приемы и материалы, характерные для возведения православных храмов в 19 веке. Постановлением Совета министров Российской Федерации ещё в 1974 году этот промышленный комплекс был взят под государственную охрану (и только поэтому видимо и сохранился) и признан объектом культурного наследия республиканского значения, сегодня это памятник федерального значения.
Северская доменная печь была построена в 1898 году на фундаменте предыдущий доменной печи завода дававший чугун с 1859 года.
Колошниковая площадка
На самом верху печи размещается колошниковая площадка, с этой площадки производилась загрузка необходимых материалов: руды, древесного угля, известняка. Все эти тяжелые материалы доставлялись на лошадиных повозках по наклонным помостам и галереям на 14-метровую высоту, а это почти пятиэтажный дом. Доменный цех в том виде, в котором мы его сегодня видим, работал до июня 1934 года.
Высота домны 14 м, полезный объем печи — 86 кубических м, в сутки производилась 40 т чугуна, чугун выпускали из печи раз в 4 часа. Представляете, какое тут было интенсивное движение?
Колошниковая площадка тоже является памятником промышленной архитектуры. Почему она называется Колошниковая? Потому что материалы в неё подавались в специальных ковшах, в определенных количествах, по объему и весу. Эти ковши называли колошами. На сегодняшний день всё технологическое оборудование колошниковой площадки хранилось таким, каким было в 19 веке.
Другие объекты музейного комплекса.
Паровая воздуходувная машина
Для того, чтобы смесь, поданная домну, достигла того уровня температуры, при которой руда начнёт плавиться и получится чугун, необходимо было в доменную печь подавать воздух. В музее мы можем увидеть паровую воздуходувную машину, изготовленную 1898 году двумя заводами — Северским и Сысертским, и установленную в пристрой к зданию доменной печи в период её реконструкции.
Мощность привода составляет 80 лошадиных сил, количество подаваемого воздуха 340 кубов в минуту, а высота цилиндров — 1,9 м.
Кран консольный
В цехе есть ещё очень интересное устройство: деревянный консольный кран. Мы все с вами видели подъёмные краны, сделанные из прочного железа, а этот кран установленный в цехе собран из деревянных брусьев, скрепленных стальными пластинами. Грузоподъёмность этого крана — 14 тонн, максимальная высота подъема груза — 3,8 м.
Привод прокатного стана
Еще мы можем увидеть также и привод прокатного стана: огромное колесо- маховик диаметром 8,55 м и весом 30 тонн. Он обеспечивал стабилизацию скорости рабочих валков стана. Не знаю как вас, а меня поражает человеческая изобретательность при использовании силы воды – электричества-то тогда еще не было.
Здание музейного комплекса
Музей расположен здании, построенном в 1842 году сначала в это здание после нескольких пожаров была переведена кричная фабрика, потом в этом здании размещались пудлинговый- сварочный и мартеновский, прокатный и кузнечный цеха. Площадь здания 1500 кв. м, размеры его 90 м на 16,8 м. Здание сохранилось почти без изменений, на сегодня оно не заполнено пока оборудованием до конца, а это означает, что развитие музея не закончилось. Мы с нетерпением ждём эволюцию этого прекрасного музея.
Заводская плотина
Ни один из металлургических уральских заводов нельзя представить себе без плотины и без пруда, ведь вода приводила в действии механизмы тогдашних заводов. Плотину и пруд для Северского завода построили в 1738 году, на месте, где река Полевая впадает в реку Северная. Восточный берег плотины на полтора км укреплён насыпной дамбой. Пруд в г. Полевском большой- 8 км длина, 500 м ширина, в него впадают мелкие речушки Гремиха, Зюзелка…
На северной стороне пруда полагается северная часть города Полевского, раньше это был поселок Северский, именно поэтому завод и назывался Северский. Длина плотины 320 м, ширина в нижней части 52 м, в верхней части — 30 м, высота 8,5 м
Другие промышленные памятники
На территории музейного комплекса, вне стен здания, стоит еще несколько интересных промышленных памятников, например, тройник трубы главного водовода. Это самая сложная часть водовода, по которой вода поступала к вододействующий воздуходувной машине и водяной турбине «Виктор». Диаметр водовода был — 2,2 м и сначала, представьте себе! И водовод и тройник были деревянными, а затем – железными, из формованных листов, соединенных заклепками. Ведь железные трубы такого диаметра никто в мире тогда не производил. Ещё на территории есть клети прокатного стана, но тут я уже не в состоянии продолжить рассказ, нужен металлург.
Транспорт в музейном комплексе.
Вот про паровоз на территории музея я рассказать могу. Он большой, черный, с красными колесами и красною звездой. Как из той песни: «Мой паровоз вперед лети, в коммуне остановка, другого нет у нас пути, в руках у нас винтовка!» Это паровоз модифицированной серии Э, строить такие паровозы начали на Луганском заводе (сегодня не братская Украина) в 1912 году. Этот паровоз работал в железнодорожном цехе Северского трубного завода и последний раз он выходил на смену в 1977 году. Здесь же можно увидеть древний автомобиль, можно ведь так назвать почти 70- летний автомобиль? Урал- ЗиС-5 был выпущен в 1946 году, грузоподъёмность у этого автомобиля было всего 3 тонны, но это был один из главных грузовиков в Великой Отечественной войне и выпускался он в Советском Союзе с 1933 по 1948 годы. Этот автомобиль произведен в городе Миассе на Урале и работал на заводе до конца семидесятых годов, а потом его передали в музей.
Чтобы рассказать обо всем, что есть в музейном комплексе, нужен экскурсовод, поэтому обязательно приезжайте в этот прекрасный музей, там проходит постоянные выставки, а еще вам расскажут о том, как производят трубы.
Как я уже говорила, мне очень повезло, и я была в современном цехе. Я видела как автоматика управляет производством, как производятся трубы.
К сожалению, пока в производственные цеха на экскурсию не водят, но может быть когда-нибудь Северский трубный завод и доживёт до промышленного туризма.
Что мне еще очень понравилось?
Мне ещё понравился памятник « Рабочие рукавицы». На самом деле моделями могут быть не только девушки-красавицы, а настоящие рукавицы сталевара, почетного металлурга Алексей Лукьянченко, скульптор Татьяна Коротких.
Для того, чтобы понять, чем богата Уральская Земля, здесь же, на территории завода расположены несколько образцов камней из уральских месторождений: белый и серый мрамор, гранит, змеевик, черный мрамор…
Преображенская часовня
Если Вы приехали на Северскую домну, то вы обязательно увидите Преображенскую часовню. Удивительно ажурная, удивительно нарядная Спасо-Преображенская часовня была построена в честь 900- летия Крещения Руси и освятили её в 1894 году. Часовня состояла из металлического каркаса и была увенчана пятью зеркальными крестами. К сожалению, в тридцатые годы когда советская власть боролась против Православия в России и вообще против любой веры, часовню разобрали и переплавили. Но, к счастью, остались старые фотографии и красавицу часовню восстановили. В 2013 году её перенесли на территорию музейного комплекса Северская Домна. Каждый год на 19 августа в праздник преображения Господня к часовне совершается Крестный ход. Часовня Спаса Преображения в городе Полевском
Как добраться, время работы
Адрес: Свердловская область, г. Полевской, ул. Вершинина 7
Телефон: 8 (34350) 3-31-37 — экскурсовод (прием заявок на экскурсии)
График работы: вторник-пятница с 8.30 до 17.00 (касса закрывается в 16.00) Суббота – с 10.00 до 18.00 (касса закрывается в 17.00). Понедельник – методический день, посетители не принимаются. Воскресенье — выходной.
ВАЖНО! Экскурсии проводятся по предварительной записи.
Группа ВКонтакте: vk.com/severskaya_domna
Что еще можно посмотреть в Полевском и окрестностях?
Музейный комплекс «Северская домна» Фотографии, что посмотреть, как добраться.
Таинственные жители уральских пещер: народы чуди и дивьи люди
Полевской Берег – чистый! Или невероятные приключения немцев в России