Одним из способов хранить историю в течение веков и даже тысячелетий является рисунок. Передаваемая с его помощью информация позволяет потомкам проанализировать прежние события, а порой и восстановить утерянные эпизоды истории. Рассмотрим одну из разновидностей рисунка – геоглиф. Геоглиф – это нанесённое на землю изображение, размером от нескольких метров в длину. Чем больше геоглиф, тем выше вероятность того, что рассмотреть его можно только с высоты.

Геоглиф «Каменный Лось»

Осенью 2011 года на Южном Урале в национальном парке «Зюраткуль» был найден самый большой и самый древний геоглиф в мире. В диаметре размер рисунка составлял около 270 метров. Предполагалось, что приблизительный возраст изображения составляет от 4 до 8 тысяч лет. Изображение, нанесённое с помощью камней и глины, напоминало лося и потому получило название «Каменный Лось». Но спустя некоторое время в интернете стали появляться разоблачительные статьи о фальсификации геоглифа. Одним из основных доводов авторов статей являлось постепенное исчезновение «Каменного Лося» с ежегодных космических снимков.
Геоглиф «Каменный Лось»
Почему геоглиф мог исчезнуть? Причиной тому могут послужить несколько факторов. Качество снимков. Чем хуже снимки, тем меньше удаётся на них увидеть. Время проведения съёмок. Рисунок может зарасти травой, может покрыться снегом и т.п. Угол наклона, под которым ведётся съёмка. Под одним углом рисунок будет виден, а под другим – нет. Особенности самого рисунка. Геоглиф может оказаться ничем иным как искусственно созданным ручьём, а ручей имеет свойство время от времени пересыхать…
Неужели «Каменный Лось» – это единственный геоглиф на Урале? И да, и нет! Нашей науке известен только этот геоглиф. Но не всё известно науке! В качестве примера рассмотрим ряд рисунков находящихся на территории Челябинской области.

Геоглифы Челябинской области

В Каслинском районе между озёрами Шаблиш и Чёрное есть урочище Сосновое болото. Если взглянуть на него сверху, то можно увидеть, что его территория поделена на сегменты прямыми отрезками, напоминающими улицы поселений. Похоже, что в древности здесь стоял город. Размер объекта в диаметре составляет около 3 километров. В пользу версии древнего поселения говорят и геоглифы расположенные вокруг него. «Многоногий Лабиринт», «Инквизиция», «Молящийся путник», «Дикарь с дубиной» и «Архангел Гавриил»  – пять из них.

Урочище Сосновое болото, Древний город
Карта Стрельбицкого — Европейская Россия, 1871 г.
Обратите внимание, на карте Стрельбицкого — Европейская Россия (1871 г.) зафиксирован контур Соснового болота (под «Черная»).

Геоглиф «Многоногий Лабиринт»

Геоглиф «Многоногий Лабиринт», точнее, пятиногий, расположен в 750 метрах на северо-запад от древнего города. Его размеры порядка 350 х 450 метров. Данный рисунок представлен в «Сказе о Великане и Многоногом Лабиринте» [ 1; c.46 ].
«И стал Великан водить своим карандашом. Нарисовал древнюю мишень. Затем снизу пририсовал к ней пять ног. А потом сверху – рога, уши и хвост».
Геоглиф «Многоногий Лабиринт»

Геоглиф «Инквизиция»

Другой геоглиф находится на 130 метров южнее древнего города. Это религиозный рисунок «ИНКВИЗИЦИЯ». Его габариты составляют 470 х 350 м. На рисунке боком к нам изображены два человека. Слева – Мученик, прикованный к столбу или кресту. Мученик смотрит вверх, он поджал правую ногу от жгущей боли, доставляемой ему снизу огнём. Огонь будто бы вырывается из-под земли. Справа изображён Священник (Монах?) одетый в ризу с капюшоном, на его голове видна залысина. Левой рукой Священник придерживает Мученика в районе пояса, а правой – держит венец над его головой. За головой Священника изображён полусферический объект. Возможно это сброшенная с головы Мученика терновая корзина, а может – головной убор самого Священника. Скорее всего «ИНКВИЗИЦИЯ» – это небольшая часть большого рисунка, описывающего религиозные события, вроде «Евангелие» в картинках.
Геоглиф «ИНКВИЗИЦИЯ»
На точных современных картах контур этого геоглифа отображается довольно чётко, впрочем на советской топографической карте его тоже можно разобрать (между цифрами 171,8 и 32, бледно-зелёный цвет).
Топографическая карта (состояние местности на 1976-1985 г.г.), изд.1986 г.
В ходе более подробного изучения данного рисунка были сделаны интересные открытия. Оказалось, что художники уже тогда пользовались вспомогательными линиями и делили изображение на сегменты, то есть наносили его по сетке. По едва заметным чертам удалось восстановить облик ещё одного персонажа рисунка.
 

Это Смерть. Одетая в балахон она держит в одной руке человеческий череп перед лицом Мученика, предлагая тому покинуть мир живых, в другой – сжимает спрятанный за спиной нож. Возможно, Смерть – это есть никто иной как архангел Гавриил, который играет роль ангела смерти. Он пришёл как посланник «верховного суда» за душой праведника с идеально ровным ножом в руках.

Почему эта часть рисунка не видна?

Возможно, площадь данного изображения засевалась цветами, и его появление носило сезонный характер. Представьте себе такую картину. Начало лета. Зацветают цветы красного цвета – и вспыхивает огонь под ногами Мученика. Распускаются цветы сиреневого цвета – и вот уже от костра идёт дым. Расцвели белые цветы – возле Мученика появилась Смерть, раскрылись голубые – в её руках появляются череп и нож. Чем не чудо для неграмотного человека? В таком варианте рисунок занимает 500 м в высоту и 700 м в ширину.

Геоглиф «Молящийся Путник»

На коленях, сложив кисти рук у подбородка, уставший Путник молит помочь ему утолить жажду. И свершается чудо: перед ним появляется бутыль и из неё проливается долгожданная влага. Геоглиф «Молящийся Путник», 680 х 390 м,  расположен в 1800 м на северо-восток от древнего города.

Геоглиф «Молящийся Путник»

Геоглиф «Дикарь с дубиной»

Кондинское княжество – государственное образование угров в первой половине второго тысячелетия нашей эры в районе реки Конда. Это территория Кондинского района ХМАО-Югра. На старом Кондийском гербе («Большая государева книга, или Корень российских государей», 1672 г., сборник титульных гербов) был изображён дикий человек с дубовым венком на голове и с дубовым поясом, дикий человек правою рукой держал на плече серебряную булаву. По нормам геральдики изображение дикаря на гербе – символ самого глухого района империи.

Да, Кондинский район – не Челябинская область. Но свой «Дикарь с дубиной» есть и на Южном Урале, но не на гербе. Хотя нельзя исключать и такой вариант, возможно, раньше гербы подвластных территорий наносились именно так, по периметру непосредственно вокруг столицы.

Кондийский герб
«Дикарь с дубиной», (древний город)

 

На северо-восток от древнего города есть большой геоглиф, частью которого является изображение дикаря на полусогнутых ногах с дубиной на плече. Пока не удалось однозначно понять замысел художника. С какой стороны нужно смотреть на рисунок, с юга или с востока? Сидит на корточках дикарь или стоит на коленях? Размеры изображения дикаря – 390 x 250 м. В спину дикаря упирается дубина другого человека.

Вид с востока
Вид с северо-востока

Может оказаться, что и это ещё не весь рисунок. Возможно, что он плохо сохранился.

Если переместиться на 4 км южнее древнего города, то можно увидеть ещё один геоглиф:

Архангел Гавриил (?) смотрит в зеркало. Высота Архангела – 750(?) м.

Геоглиф «Свинья»

В том же Каслинском районе восточнее села Юшково есть геоглиф «Свинья». Его размеры 180 х 80 м. Рисунок довольно чёткий. Видны глаза животного, его пятак, рот, уши, хвост… Странным, на первый взгляд, кажется то, что свинья, как дворовая собака, в ошейнике и на цепи. Но если предположить, что здесь изображён кабан, то всё становится на свои места.

Геоглиф «Свинья»

Геоглифы национального парка «Зюраткуль»

Перенесёмся в национальный парк «Зюраткуль» (Саткинский район) и рассмотрим ряд местных геоглифов.
«Каменный Волк» и «Каменная Сова» расположены на Хребте Москаль. Мяскяй-Тау – в переводе с башкирского значит «Ведьмина гора». Ныне это Хребет Москаль. Одним из отличительных признаков совы от филина является визуальное отсутствие ушей. Исключение – ушастая сова. Кто изображён на рисунке, филин или ушастая сова? Вопрос открытый…
Геоглиф «Каменная Сова»
«Каменная Сова» на дереве
Геоглиф «Каменный Волк»
 
Если измерить «Каменную Сову» от кончиков ушей до кончика хвоста, то полученный результат составит около 100 метров. А если измерить «Каменного Волка» от кончика носа до кончика хвоста – 460 м. И «Каменная Сова» и «Каменный Волк» упомянуты в «Сказе о Ведьме и Змее Огненном» [ 1; c.38 ]. О «Каменном Волке» также говорится в рассказе «Последний Хранитель рисунков» [ 1; c.9 ].
«Каменная Кобра», как и «Каменный Волк», находится на Малом Москале, чуть восточнее рисунка волка. Верхняя часть изображения кобры напоминает сидящую на ветке птицу. Высота кобры – 640 м.
Геоглиф «Каменная Кобра»
«Каменная Кобра» располагается западнее «Гадюки». Рисунок гадюки в верхней своей части стыкуется с большой лесной поляной. Здесь расположено хозяйство лесника (кардон «Шаровский»). Изображение гадюки на снимке имеет в основном бледно-зелёный цвет. Высота змеи – 890 м.
«Гадюка», «Кобра», «Волк»
На этом снимке можно увидеть вместе всю троицу: «Гадюка», «Кобра», «Волк». Бросается в глаза то, что змеи выглядят значительно крупнее нежели волк. Данные геоглифы, как и расположенный недалеко «Каменный Лось», вопреки привычной нам географической ориентации, изображены «вверх ногами». Упоминание о «Гадюке» и «Кобре» есть в рассказе «Последний Хранитель рисунков» и «Сказе о Ведьме и Змее Огненном». Кого-то может удивить наличие кобры на Урале. Но когда-то на Урале водились и слоны, и носороги, и до сих пор ещё встречаются черепахи.
А вот и сама «Ведьма». Этот рисунок находится на юго-западе от Хребта Большой МоскальВедьмина гора»). Это Каменная река, она относится к Хребту Нургуш. Наличие прямых углов в «Ведьминой голове» говорит о её искусственном происхождении.
Каменная река. «Ведьма»
Каменная река. «Череп» или «Ведьмина голова»
Геоглиф «Огненный Змей»
Согласно «Сказу о Ведьме и Змее Огненном» на Хребте Москаль окаменел «Огненный Змей». Попытаемся рассмотреть его на представленном снимке. Морда Змея находится в правой части снимка, чуть ниже середины. На голове «Змея» корона, под которой виден глаз, а ещё ниже – рот. Это лишь небольшая часть «Огненного Змея». Если взглянуть на него с большей высоты, то можно увидеть разгоревшийся позади головы огромный огонь.
Геоглиф «Каменный Олень»
«Каменный Олень», 130 х 40 м. « Смотрит Змей – у высокой горы пасётся Олень, а на её вершине – гнездо Сокола. Окружил он гору, съел Оленя, стал к гнезду пробираться…»
Геоглиф «Каменный Сокол»
«Каменный Сокол», 420 х 150 м. «… Бился Сокол с Огненным Змеем, но погиб в битве не равной…»

Геоглиф  «Ильменский Слон»

Геоглиф «Ильменский Слон»
 «Ильменский Слон» – герой «Сказа о Ильменском Слоне»:
 «Очень давно на Южном Урале водилось много зверей, каких нет сейчас. И говорить умели звери: вот как мы с вами. Жили тогда и слоны. И были они не то что нынче, а куда крупнее…»
Геоглиф находится восточнее города Миасс, недалеко от горы Ильмен-Тау. Размер рисунка – около 1 км. Наиболее чётко на снимке, слева, выделяется хобот слона.

Геоглиф «Натин Лабиринт»

Геоглиф «Натин Лабиринт»
«Натин Лабиринт» затерялся в лесных чащах восточнее города Златоуста, на расстоянии около 10 км. Его вид напоминает отпечаток пальца великана. Размер его примерно 120 метров. Таинственная история о нём изложена в «Сказе о Натином ЛАБИРИНТЕ».

Геоглифы, изображающие птиц и насекомых

Между Хребтами Москаль и Нургуш можно увидеть изображения птиц и насекомых. Например, «Каменные Птицы» и «Каменный Кузнечик». На снимке птица, что слева, садится, а та, что справа, – взлетает.
Геоглиф «Каменные Птицы»
«Каменный Кузнечик»
Данные рисунки находятся на расстоянии полукилометра друг от друга. Наибольший размер каждой птицы – более 100 м, а кузнечика – около 150 м.

Геоглиф «Каменные Черепахи»

Интересный геоглиф «Каменные Черепахи» можно увидеть если переместиться на юго-запад от национального парка «Зюраткуль» в середину Хребта Зигальга.
Геоглиф «Каменные Черепахи»
На представленном снимке изображены две черепахи, большая и малая. Слева прекрасно виден полусферический контур панциря большой черепахи, справа на нём выделяется выдвинутая вперёд голова, а снизу слева видны правые передняя и задняя ноги. Размер большой черепахи примерно 900 х 600 метров. Справа от большой черепахи изображена малая черепаха. Её панцирь повёрнут на 45 градусов относительно горизонтали. В природе черепахи соперничают, и одним из способов устранения соперника является переворот его вверх ногами. Размер малой черепахи – 180 х 100 метров.
Кстати, большая черепаха обладает одной замечательной особенностью. Её голова смотрит на юг, а хвост направлен на север. Это напоминает компас. Согласно восточной мифологии в древности люди считали, что вся вселенная умещается на гигантской черепахе, голова которой обращена на юг, а хвост на север! Считалось, что черепаха связана с луной и её фазами. Так может большая черепаха – это Земля, а малая – Луна?
На снимке справа вверху от «Каменной Черепахи» находится гора Мохнатый Дол, средняя часть Хребта Зигальга. Рискну предположить, что она так же является рисунком, незавершённым или неудачным, а возможно и разрушенным.
Гора Мохнатый Дол
Похоже на кролика?
«Каменный Медведь» – это один из самых близких к городу Сатка геоглифов. От посёлка Магнитский напрямую до него всего 3 км. Наибольший размер рисунка – примерно 170 м.
Геоглиф «Каменный Медведь»

Геоглиф «Дракон Зурат»

Дракон Зурат – герой «Сказа о драконе Зурате и жителях древнего города». Огромный рисунок древней многоногой рептилии расположен под самой Саткой, точнее – на юго-востоке от неё. На левом плече дракона разместился посёлок Магнитский (Магнитка), а на его хвосте – посёлок Мраморный (Монастырка). Рисунок бледно-зелёного цвета, словно отпечаток на камне. Его длина около 5-6 километров. Голова с раскрытой пастью видна в правом нижнем углу снимка. Немного выше — правая передняя нога, между пальцами ноги имеются плавательные перепонки. А левее, вдоль туловища, — ластообразные правые задние ноги.
Геоглиф «Дракон ЗУРАТ»
Примерно так выглядел Дракон ЗУРАТ
Разворот снимка «Дракона ЗУРАТа» на 180 градусов
Для наглядности развернём снимок на 180 градусов. Теперь голова Зурата находится в левом верхнем углу, а хвост – в правом нижнем.
Увидеть черты древнего затопленного города можно в районе восточного берега озера Зюраткуль, где теперь образовалось болото. В «Сказе о драконе Зурате и жителях древнего города» дракон разрушает, а затем «отправляет на дно» город в наказание его жителям за нарушенное обещание. Это легенда об образовании озера Зюраткуль.
Затопленный древний город, озеро Зюраткуль, у мыса Долгий Ельник
Видимая часть города – 470 х 320 м, ширина поперечных сегментов – около 30 м.
Заглянем в Троицкий район. На северо-запад от города Троицка есть ряд озёр-болот хранящих таинственные следы цивилизации. На снимках из космоса в данных водоёмах видны затопленные строения правильной формы. Можно было бы предположить, что это результат торфяных разработок. Но пока не удалось найти информацию о добычи торфа в Троицком районе. Рассмотрим снимки двух таких озёр-болот.
Болото Торфяное находится севернее озера Каракуль и посёлка Каракулька
Болото Торфяное
Высокий уровень проектирования и строительства объекта. Напоминает заводскую планировку. Размер около 1000 х 800 м. Что это? Город? Завод?
Болото Гортопское находится восточнее озера Суналы и посёлка Суналы
Болото Гортопское
Напоминает разногабаритные строения правильной формы. Что это?
Хребет Нургуш расположен на территории Саткинского района. Горная цепь длиной 50 км тянется от берега озера Зюраткуль до устья реки Березяк и правого берега реки Юрюзани. Вершина 1406 м находится на северной части хребта, это самая высокая точка Челябинской области.

«Голова Кувазора»

КУВАЗОР – это Последний Хранитель рисунков на Земле, хранитель истории прежних цивилизаций. Он является одним из главных героев моего рассказа «Последний Хранитель рисунков». Своеобразный памятник ему «Голова КУВАЗОРА» находится почти на самой вершине горы Большой Нургуш, чуть в стороне от туристической тропинки. Этот древний идол смотрит на нас сверху с укором… и надеждой.
«Голова КУВАЗОРА», гора Большой Нургуш
 

Заключение

Кто, когда и зачем создал эти рисунки? Какие технологии были использованы? Что мы знаем об этом? А в ответ – тишина. Геоглифов много в Челябинской области, но науке известен лишь один… И, к стыду своему, мы не имеем представления о прежней истории Урала. Вот потому-то КУВАЗОР и смотрит на нас с укором…

Автор текста и фотографий: Иван Рябов

Список литературы:
1 Рябов, Иван Викторович.
Сказы Южного Урала [Текст] : Иван Рябов ; [художник Рябов И. В.]. —
Челябинск : Радуга, 2018 — 47 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-9904155-2-2

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

4 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
SPDen
3 лет назад

Вы всерьез полагаете, что после такого бреда кто-то захочет вас поддерживать?

сергей
3 лет назад

Бредятина!

сергей городилов
3 лет назад

Бредятина

Ольга
3 лет назад

Чем больше разглядывала изображения, тем становилось ….. страшнее.
Не могу даже понять своих ощущений.
Рисунки с плато Наска никогда даже похожих ощущений не вызывали.
Вот почему такое может быть?