«Горы-горы, умоляю
Дайте путь мне точный-точный
Я пройду и днем и ночью
Без вины и без оглядки
Проживу так свой остаток…»

Эта композиция от певицы Манижи заиграла в рандомной выдаче Яндекс музыки, когда я в этот раз открыла редактор статей. Пусть побудет саундтреком к моим походам уходящего года.

Поход на Зигальгу

Время, наполненное теплом, никогда не хочется отпускать. Таким было это лето, которое тоже очень не хотелось заканчивать. В сентябре природа дала нам шанс его продлить, подарив совершенно неожиданную солнечную золотую осень. По крайней мере, несколько таких дней.

Тюлюк и ЗигальгаАртем как раз запланировал поход на Зигальгу — хребет на Южном Урале, о котором я никогда до этого не слышала. Оказалось, это очень близко к Иремелю и тропа, как и на вершину Иремеля, начинается из поселка Тюлюк, который находится в 370 км от Екатеринбурга, на границе Челябинской области и Башкирии.

Тюлюк и ЗигальгаЗа несколько дней до поездки мне позвонила Анна Аркадьевна (мой научный руководитель) с просьбой показать Урал Матиасу — преподавателю актерского мастерства из Германии. Я предложила ему присоединиться к нашему походу и через пару дней раздумий он согласился. Мы списались на фейсбуке и я, как могла, предупредила о всевозможных лишениях и тяготах пешего трекинга на вершину. Он еще раз согласился. Отчаянный.

Дорога до поселка Тюлюк

Мы почему-то решили выехать утром, что каждый раз дается мне с большим трудом, с час потусили на парковке у Дирижабля, наконец собрались всем составом и отправились покорять Уральский юг.

Тюлюк и ЗигальгаВеликолепная погода радовала с самого утра. Было ясно и тепло. Первые золотые листочки на деревьях вдоль трассы блестели на солнце. Ехали, как всегда, через Карабаш, потому что там меньше трафика. Но после Златоуста все равно приходится выезжать на М5 — медленно тащиться между фур, либо пытаться их обогнать, что у меня лично не очень хорошо получается — встречка сигналит, пассажиры пугаются, Илья с соседнего сиденья кричит что-то прямо в ухо…

Тюлюк и ЗигальгаЗато последние 50 км просто рай — сворачиваешь с трассы на свободную асфальтированную дорогу до Тюлюка и начинается местная Швейцария — дорога вьется среди лесистых гор, то поднимаясь вверх, то спускаясь, немного напоминая серпантин и уходя все глубже в горы. Все это великолепие на фоне синего неба и желто-зеленой листвы стоило, чтобы остановиться и пофоткать. Но я этого не сделала, хотя точно знала, что позже пожалею об этом. Пожалела.

Тюлюк и ЗигальгаМы приехали в Тюлюк, доехали до берега реки Юрюзань, где оставили машины, позавтракали и вышли на маршрут. Нас приветствовали местные лошадки, которые очень хотели походить по нашим вещам, засунуть морды в машины и поесть нашу еду.

Путь до хребта

Почти сразу после старта участников ждало первое испытание — брод через реку с ледяной водой и скользким дном. Было не очень глубоко, но все равно противно. Учитывая, что это было самое начало пути, препятствие быстро забылось. А вот ночью, при возвращении обратно, на этом участке было уже реально мерзко и даже местами больно.

Тюлюк и Зигальга

Дальше — несколько километров крутого подъема по тропе среди камней и деревьев.

Красота началась, когда мы поднялись достаточно высоко, чтобы увидеть Тюлюк. На каждой горе есть такое место, с которого, оборачиваясь назад, начинаешь видеть не бесконечный лес, а красивый вид на низину и другие горы. Это очень мотивирует идти дальше, когда усталость уже на подходе, а второе дыхание еще нет)))

Вид на Тюлюк и Иремель со склона хребта

Вся тропа заросла опятами. На моих фотках их почему-то нет, но поверьте, такого количества, как нам попалось на тропе я с детства не видела. Просто легионы опят вставали из-за каждой кочки и пенька на нашем пути . Впрочем, подъем был довольно тяжелый, так что было очень просто отговорить себя от желания всех их собрать, сносить с собой на вершину и обратно, чтобы пожарить на ужин.

Тюлюк и Зигальга

Ближе к вершине дорогу затопило и нам пришлось некоторое время топать по лесному болоту на пологом плато.

Матиас

Мы с Матиасом немного отстали от остальных, шли не торопясь и болтали о Германии и России, о его впечатлениях и людях, которых он здесь встретил. Стандартный набор тем, чтобы поговорить с иностранцем, но каждый раз они рассказывают что-то новенькое. Матиас, например, сказал, что ожидал увидеть здесь суровых и высокомерных россиян, как те, что живут в Берлине, а екатеринбуржцы оказались очень открытыми и приветливыми. Рассказал, что работает в Берлинском институте искусств, долгое время был актером и режиссером и даже снимался в кино, но теперь больше кайфует от преподавания. Гость шустро шел наверх, хотя и чувствовалось, что запыхался. Но виду старался не подавать)))

Тюлюк и ЗигальгаЯ довольно бодро чувствовала себя всё время подъема — оказалось, нахожусь не в самой плохой форме в плане выносливости. Хотя обычно я этого не замечаю — постоянно кажется, что силы кончаются, тренироваться нужно больше, тащусь в хвосте, ну и все в этом духе. Все-таки, спорт, даже не самый регулярный, не проходит зря, и это радует.

Подъем на вершину хребта — гора Поперечная

Вид на хребет Зигальга со склона вершины гора Поперечная

Где-то через три часа нашей прогулки лес закончился и мы вышли на открытую местность и подножие самой вершины. Она выглядит примерно как гигантская куча камней, как и любая другая вершина.

Тюлюк и ЗигальгаМатиас очень удивился узнав, что это еще не всё, и мы собираемся дойти вооон туда на самую верхушку. Оценив свои силы он решил остаться и подождать нашего возвращения в живописном месте на опушке леса.

Тюлюк и ЗигальгаЧем ближе была вершина, тем великолепнее открывались виды. Медленные волны земной тверди из леса и гор. Как будто тысяча Уральских хребтов протянулись друг за другом, параллельно, бесконечно.

Тюлюк и Зигальга Тюлюк и Зигальга Тюлюк и ЗигальгаСмотреть на это великолепие Земли своими глазами долго не получается, потому что слезы накатывают. И такое огромное безграничное пространство. Наверное, меня хорошо понимают люди, влюбленные в полет.

Тюлюк и ЗигальгаВремя поджимало, потому что солнце уже собиралось в сторону горизонта. Мы довольно быстро добрались до самой высокой точки, встречая по пути других туристов.

Тюлюк и Зигальга Тюлюк и ЗигальгаКстати, курумник на самой вершине довольно удобный для передвижения, по нему можно легко и безболезненно добраться до отметки.

Тюлюк и ЗигальгаА вот на склоне пришлось поподтягиваться и вспомнить тренировки по стрейчингу — очень рекомендую. Мне растяжка сильно помогает в лазании по горам.

Настя — улыбашка

На память — герои, первые из нашей группы поднявшиеся на Поперечную!

Тюлюк и ЗигальгаВскоре мы все собрались на самой вершине. Там правда очень красиво. Я не могу больше ничего об этом сказать, кроме как попытаться уговорить вас поехать туда и получить собственный уникальный ни с чьим не сравнимый опыт общения с Южным Уралом, да и вообще с такой удивительной и древней частью нашей планетой.

Тюлюк и Зигальга Тюлюк и ЗигальгаНесколько фоточек с вершиной. Высота горы Поперечной 1382 метров, это одна из вершин хребта Зигальга. Протяженность хребта 40 км.

Тюлюк и Зигальга Тюлюк и Зигальга Тюлюк и Зигальга

Обратный путь

И обратный путь. Спустились по ориентирам к месту, где оставили немца. Спуск по курумнику, как обычно, оказался сложнее подъема, но мы справились.

Тюлюк и ЗигальгаСобрались всей группой, мальчики сгоняли к ручью за водой, и все вместе начали спускаться к подножию.

Тюлюк и ЗигальгаСолнце очень быстро скрывается в горах, особенно если ты в это время на спуске. Опята скрылись от нас в темноте, искать их уже не было времени и сил. Главной задачей было не сойти в лес и каменные реки с узкой тропы.

Тюлюк и ЗигальгаЯ, как это всегда бывает шла в самом конце группы. Мы не виделись с Димой с тех пор, как вернулись с нашего автотрипа по Кавказу — накопилось так много всего, чем хотелось поделиться и обсудить, но вместе с тем помню такое дикое желание просто идти рядом и молчать. Сказывалась усталость и от восхождения, и от человеческой суеты, и необходимости каждый день о чем-то с кем-то разговаривать этими тупыми бессмысленными в конечном счете словами. Практиковались в передаче мыслей и образом по внутреннему вай-фай, в общем. Поймали красивый вид на вечерний Тюлюк.

Тюлюк и ЗигальгаЧем дольше мы шли, тем становилось темнее. Кто-то подсвечивал дорогу фонариками, кто-то шел в темноте, давая глазам привыкнуть и отдохнуть от электричества. В небе загорались первые звезды и их становилось все больше. Когда мы дошли до реки и нам предстоял повторный брод, я поняла, насколько за это день устала. Всё-таки натерла ноги мокрыми от болота ботинками. В ледяной воде легче не стало — камни были местами острые, местами скользкие и нужно было постоянно удерживать равновесие, чтобы не искупаться. Один ботинок я все-таки замочила. Остальные ребята тоже подустали, чувствовалось, как все держатся из последних сил. Я бы назвала последний участок маршрута самым сложным — преодолев реку нужно было еще дойти до машин и доехать до места стоянки. А там уже ужин (в этот поход мы наконец-то ходили вместе с Леной, поэтому чувствовалось присутствие хозяйки и женский подход к еде, а это важно в суровых походных условиях!), тихие разговоры, баня и спать. Главное было дожить)

Воскресенье в Тюлюке

Тюлюк и ЗигальгаНо это еще не конец истории! Потому что у нас впереди было еще целое воскресенье в Тюлюке. Мы останавливались на турбазе «Казачья застава». С утра самые героические участники нашей группы заказали себе заброску на Иремель и отправилась покорять самую большую вершину Южного Урала. И хотя я на ней не была и даже вовремя проснулась, мне было так лень туда гнать. И я не поехала. Нашелся целый арсенал отговорок: и мокрые ботинки, и мозоли, и желание полежать на лужайке и никуда не ходить.

Деревня Тюлюк

Пока на небе не было ни одного облачка, мы с Ильей вытащили скамейки на середину двора и все утро провалялись под солнцем — пили вареный кофе, болтали, загорали.

Тюлюк и ЗигальгаНеожиданно вернулся Матиас, который утром уехал с ребятами на Иремель. Он рассказал, что сил подниматься на вершину у него не было и он решил пойти пешком обратно в деревню от места заброски. По дороге поймал тачку и водитель устроил ему настоящее Уральское сафари по окрестностям.

Дорога на Иремель

Ларкино ущелье

К тому времени, как проснулся Дима у нас было еще несколько часов до возвращения остальных. Оставив Матиаса охранять Вику, которая решила выспаться до победного, мы пошли до еще одной местной природной достопримечательности с названием, достойным Бажовских сказовЛаркиного ущелья.

Тюлюк и ЗигальгаЧетыре километра пешочком от Казачьей заставы вдоль речки Тюлюк и мы с ребятами оказались в очередном живом пространстве Уральского леса.

Тюлюк и ЗигальгаНазвание «Ларкино ущелье», как я уже сказала, звучит очень по-сказочному. Правда его история вполне себе бытовая — до революции здесь стояла водяная мельница крестьянина Ларкина, которую потом демонтировали вместе с остальными.

Ларкино ущелье
…а ведические фаны верят в портал

Да кто ж знает, что там было на самом деле, а вот сказки здесь явно живы. Стеснительные лешие прячутся в тени густого леса, птицы разговаривают не только друг с другом, а если положить руку на мшистый камень, можно почувствовать, как он медленно и глубоко дышит — спит, наверное. Вот, например, стайка солнечных зайчиков разбежалась в разные стороны, увидев объектив моей камеры:

Река Тюлюк — самая высокогорная река Челябинской области (начинается на высоте 900 метров). В Ларкином ущелье ее изгиб невероятно живописен.

Ларкино ущельеИ ощущается в нем очень круто под звуки бурлящего потока. Сколько же силы надо реке, чтобы проторить себе путь среди скал и камней. Она, кстати, тоже живая — с легкостью поможет заблудившемуся страннику выйти в деревню.

Ларкино ущелье

Нам еще очень повезло с погодой — солнышко было высоким, щедрым и ярким, прорывалось сквозь кроны, грело воздух, отражалось в воде, горстями кидало в объектив зайчиков и блики.

Ларкино ущельеТакая вот добрая Уральская Нарния, не удивительно, что ее облюбовали «ведические фаны», судя по табличке. Кстати ни одного там не встретили. Наверное, все ушли в портал.

Вернувшись на базу мы встретились со счастливыми и довольными ребятами, забравшимися на Иремель, собрали шмотки и поехали домой в Екатеринбург. Забрав себе на память несколько солнечных лучей и массу впечатлений и чувств.

Тюлюк и ЗигальгаТакая вот летне-осенняя поездка получилась. Спасибо всей нашей банде и всем, кто со мной.