Солнце садилось. Оно играло с нами в прятки, выглядывая попеременно из-за деревьев. И оттого казалось, будто День и Ночь разделены Рекой Теснин.
Это усиливало колорит ослянских пейзажей.

Ослянский вечер. Автор — Дмитрий Латышев

Ослянка – удивительная страна, которая представила мне новую, невиданную прежде Чусовую. Куда-то пропали грозные островерхие бойцы. Вместо них по краям реки высились длинные и ровные хребты в зелени хвойного леса. Они переходили друг в друга, перемежаясь глубокими логами и обнажая к берегу слои древнейших песчаников.

Ослянка – удивительная страна! Автор — Дмитрий Латышев

Наша лодка пошла вдоль длинного пляжа, популярного места отдыха жителей Верхней Ослянки. Это приятная пристань с речным наволоком и удобной высадкой. Такие места поморы звали Исадами — «На Иссади-то лофцЕгрузИцця«.

Пляж Верхней Ослянки. Автор — Дмитрий Латышев

Ослепительный день оставался на правом берегу. Солнце освещало дома и кедры у памятника. Пляж на исаде ярким пятном смотрелся в сумраке, который надвигался с левого берега.

Напротив села по левому берегу тянулась лиловая стена Ослянского камня.
Автор — Дмитрий Латышев.

На той стороне царил вечер. Крутой откос Камня Ослянского протянулся большой синей лыжей. Он был украшен соснами. Именно там любят гнездиться цапли. Они смотрят из ветвей на старинное село в долине среди темнеющих гор. В XVIII веке сюда пришёл Гороблагодатский тракт от Кушвинского завода через Синегорье и Серебрянку. У Ослянской пристани очень красивые места!

Летом от Ослянской пристани работала паромная переправа через Чусовую к началу Кунгурского тракта. Автор — Дмитрий Латышев.

Сиреневая ночь растекалась по сланцевым стенам Ослянского Камня, поросшего редкими мхами. И оттого он переливался то тёмно-голубым, то фиолетовым цветом. По словам Елены Вяткиной: «В стране лиловых гор — так писали раньше журналисты. Цвет камня именно такой».
Холодеющий сумрак контрастировал с водами священной Чуоси, пронизанными солнцем. В них отражались крыши ослянских домов и увалы милых зелёных гор.

Лодка индейцев устремилась к Каменному Логу. Автор — Дмитрий Латышев

У брода река прижалась к горе и повернула на северо-запад. Верхняя Ослянка осталась позади, лодка индейцев устремилась к Каменному Логу.
В первом путеводителе по Чусовой, изданном в 1931 году, А. Анфиногенов писал: «В этом месте Чусовая промыла свое русло в толщах цветных сланцев и мелкозернистого песчаника. По её правому берегу выходят на поверхность толщи известняков с остатками ископаемых животных (продуктус гигантус)».

Из горы выпирали пласты, словно окаменевшие рёбра Земляного Оленя и Зверя Мамонта. Автор — Дмитрий Латышев

Продуктус гигантус будил наше воображение. Из горы выпирали пласты, словно окаменевшие рёбра огромного Земляного Оленя и Зверя Мамонта. Длинные, будто лыжины, горы разомкнулись у Каменного Лога, и одна передала эстафету другой. Под ними мерно текла Река Теснин, над которой стелились лучи уходящего солнца. Неужели наш первый день заканчивался? За это время мы пережили девять жизней и множество эпох, окончательно превратившись в уральских индейцев.

Река Теснин мерно текла под горами-лыжами. Автор — Дмитрий Латышев

Плавные косогоры живописно окаймляли правый берег. На них светлыми пятнами среди хвои выделялись лужайки, кое-где – участки белого мха. В песчаниках выступали белые кости скал, иссохшие корни сосен. Коршуны закладывали в небе крутые виражи. Вот она, желанная страна Беловодья, искомая людьми старых обрядов.

В песчаниках выступали белые кости скал, иссохшие корни сосен.
Автор — Дмитрий Латышев

Наш кормчий Андрей засомневался, куда это мы его ведём. Он хотел высадить нас в Верхней Ослянке, уверяя, что ниже по течению уже нет никаких деревень. Старый индеец переспорил его. Он смотрел карты бледнолицых, и там была указана Нижняя Ослянка!
Андрей даже встал посреди лодки, когда показались крыши домов безвестной деревушки – неужто там есть жизнь?

Зелёная лыжа справа стала превращаться в бурую когтистую лапу.
Автор — Дмитрий Латышев

Зелёная лыжа справа стала превращаться в бурую когтистую лапу. Берег ощетинился камнем, за которым неожиданно раскрылось дикое устье речки Ослянки. Горную красотку к Чусовой провожала горбатая медвежья гора. В её сосновом меху проглядывала проседь желтеющих берёз.

Устье речки Ослянки. Горную красотку к Чусовой провожает горбатая медвежья гора. Автор — Дмитрий Латышев

Земные расседины Ослянской страны снова сомкнулись и нависли шквалом зелёного шторма над маленькими домиками уютной деревни.

Земные расседины Ослянской страны нависли шквалом зелёного шторма над домиками уютной деревни. Автор — Дмитрий Латышев

Окна избушек широко раскрытыми глазами смотрели на залётных гостей. Ни одна живопись не сможет передать прелести Нижней Ослянки. Завидую тамошним дачникам – я бы тоже купил там домишко и поселился. Пусть только на лето, и пусть по свирепой горе бродят медведи!

Ни одна живопись не сможет передать прелести Нижней Ослянки. Автор — Дмитрий Латышев

Нижнеослянцы с 2007 года жили без электричества. Лишь недавно линию восстановили. Вот почему на дедовских домах красуются солнечные батареи. Думал сначала, что это им государство свою немощь компенсировало. Ан нет, на свои. Будка космической связи с параболической антенной напомнила нам, что мы залетели в дальнюю галактику Чусовой.

Нижнеослянцы с 2007 года жили без электричества. Лишь недавно линию восстановили. Автор — Дмитрий Латышев

Местом для жизни здесь служит узкая полоса ровной земли под стеной горы. Андрей сказал, что впервые видит Нижнюю Ослянку, хоть и живёт в Кыну, и что здешнее русло реки ему неведомо.

Узкая полоса ровной земли под стеной горы и будка космической связи.
Автор — Дмитрий Латышев

По левому, луговому берегу тоже раскинулись дома деревни, и там виднелись более старые. Чтобы их посмотреть, мы выбрали протоку слева – и угадали с воложком!
Народ здесь ходит вброд до островка и дальше, по мелководной правой протоке. В высокую воду хоть где на лодке иди.

По левому луговому берегу тоже раскинулись дома Нижней Ослянки.
Автор — Дмитрий Латышев

Широкий мелкий плёс бурлил камушками, расплетал длинные косы подводной травы. Чуоси растеклась от заросшей луговины слева до гористого правобережья, по которому ходуном ходили горбы зелёных волн. От синеглазых домиков спускались лесенки и сходни к причалам, на каждом из которых красовались то лодка, то баркасик. Голубая просинь засияла в межгорье, солнечного света оставалось на час-другой.

От синеглазых домиков спускались лесенки и сходни к причалам, на каждом из которых красовались то лодка, то баркасик. Автор — Дмитрий Латышев

Индейцы за время лодочного путешествия соскучились по железным рогатым лосям, ноги затекли. Наконец-то высаживаемся. Только где? Перед камнем Синим? Река зарычала перебором, говоря нам: «Хватит тут мельтешить по мелководью, траву собирать!» И наша лодка уткнулась носом в причал у последних, нижних домов на правом берегу.

Наша лодка уткнулась носом в причал у последних, нижних домов на правом берегу.
Автор — Дмитрий Латышев

Так мы оказались снова в Ослянке, только в Нижней. Даже название этой страны удивительное. Кто-то назвал «ослянками» тутошние горы и реки, камни.

Кто-то назвал «ослянками» тутошние горы и реки, камни.
Автор — Дмитрий Латышев

Не верю, что такое название произошло от точильного камня. Будто, как нигде больше, здесь оселками промышляли.
В голове прочно засели лиловые горы и синие лыжи ослянских камней. Что-то тут не то…

Чусовские Ослянки. След небесной лыжи.

Есть на реке Чусовой одно загадочное место – По ту сторону Бабенок.
Это страна Ослянка. Мы прошли её от Кровяного берега, который взорвался водопадами из красновато-бурых песчаников. Наша лодка пришла к Верхней Ослянке, старинному селу у пристани. Перед широким пляжем возвышалась сине-лиловая лыжина Ослянского Камня. Кто-то шутливо называет пристань портовым городом Осло, кто-то – Осляндией.

А ведь Ослянка – древнейшее имя, которое пришло к нам из глубин веков, когда финно-угорские племена «черезполосицей» жили с пришельцами — древнерусскими племенами, осваивающими новые земли. Прикамье было дорогой Великого переселения народов и рождало новые народы. На Чусовой издревле обитали предки коми и булгар, сюда проникали русские поморы с XI века, затем появились племена манси…

Мы сошли на берег перед Синим камнем в Нижней Ослянке. Обе Ослянки, Верхняя и Нижняя, лежат в узких долинах Чусовой, зажатые ровными и длинными хребтами. «Синие горы» пропустили туда речку Ослянку.

Обе Ослянки, Верхняя и Нижняя, лежат в узких долинах Чусовой, зажатые ровными и длинными хребтами. Автор — Дмитрий Латышев

Это редкое название. Оно встречается на Среднем Урале – там есть реки Ослянки, знаменитая гора Ослянка. Есть деревня Осляна в Пермском крае. Что удивительно, топоним обнаружился на Смоленщине – и там есть речка Ослянка с селом. Пожалуй, вот и все исконно ослянские места в России. Негусто.

Деревня Нижняя Ослянка. Автор — Дмитрий Латышев

Закон рядности топонимов В.А. Никонова говорит, что названия «никогда не существуют в одиночку, они всегда соотнесены друг с другом». Кто и почему назвал реки и горы «ослянками»?
Следуя советам В.В. Напольских, попробуем разгадать эту тайну — опираясь на «реальное бытование в конкретном языке (русском, коми)».

Корни исседонов

Полагаю, что первично название Осляна. Так называется деревня на берегу Ласьвы в Краснокамском районе Пермского края. На её месте находились древние селища Осляны V–VI веков нашей эры. Они имеют тонкий культурный слой из-за масштабных переселений в южно-таёжном Прикамье, происходивших в I-ом тысячелетии. Река Ласьва — правый приток Камы. Её коми название означает «река по низинному ровному лугу» (А.С. Кривощёкова-Гантман). Рядом находится село Мысы.

Село Верхняя Ослянка стоит на правом берегу Чусовой. Интересно, что поблизости были деревни с именами Верхние и Нижние Мысы, располагавшиеся на низинном лугу левобережья.

Село Верхняя Ослянка стоит на правом берегу Чусовой.
Автор — Дмитрий Латышев

Так же татарское село Югары Ослан (Верхний Услон) расположено на обрывистом мысу правого берега Волги. В X–XII веках на Чусовой стояли касабы Великой Булгарии. И всё же первыми хозяевами Реки Теснин были предки коми.
Слово Ос-Ляна разобьём на части и поищем его корни в финно-угорских языках.

Что означает корень ОС ?

Геродот описал древнее племя исседон, которое в исторических документах позже упоминалось как «ису», в арабской транскрипции – «вису». На территории былой страны Вису этот корень до сих пор сохранился у северных коми в виде «йос», в значении «народ».
Народ «йос», «ису» обитал, в основном, по рекам Сысоле, Выми, Каме и Вятке. Исседоны не спускались южнее Ижевска и не проникали севернее Ижмы (по Н.Я. Марру).
Предположительно, на Каме, Вятке, Белой, Чусовой обитали их соседи – тиссагеты, восточнее – йирки, охотники на лесных зверей.

Позже часть исседон переселилась к жителям Ижмы, Печоры и Верхней Вычегды, где в названиях рек проявилось племенное «вису». Левый приток Сысолы носит название Визин (Вис-дин). В.И. Лыткин обнаружил корень «вис» в имени рек Вишера, притоков Вычегды, Камы и Колвы (Вишерка), которые коми зовут Висьöр (коми, удм. öр — «русло, ложе реки»).

Ивдельская река Ушма, приток Лозьвы, раньше носила имя Висум! Левые притоки Камы и Выми (бассейн Северной Двины) называются одинаково – Весляна, причём в местных диалектах – Вис-Ляна.

Что означает ЛЯНА?

Это могло быть древнее финско-балтийское слово lama, означающее «узкая длинная долина». В I тысячелетии финно-угорские племена назвали Ламой реку на территории нынешнего Подмосковья. Волок Ламский упоминается в суздальской летописи от 1178 года.
Тогда Осляна = Йос-Лама означает поселение людей в узкой длинной долине реки, возможно, на пути к волоку.

Осляна – Йос-Лама может означать поселение в узкой длинной долине реки.
Автор — Дмитрий Латышев

На этом можно было исследование и закончить. Однако нужно учесть общепризнанную версию от слова «оселок». К тому же не возбраняется сочинить ещё дюжину других.
Начнём с того, что Ляна изначально могло быть словом Лямпа.
Каким образом?

Рассматривая прапермский корень lun (lump) со значениями «день / юг«, В.В. Напольских показал, что «переход (ассимиляция) *-np- > *-mp- вполне естественен и мог иметь место уже в прапермском или древнеудмуртском». То есть происходила замена звукосочетаний в названиях от «мп» к «н». Таким образом, название Ос-Ляна могло появиться из Ос-Лямпа при ассимиляции. Слово «лямпа» на коми-пермяцком языке издавна означает охотничью лыжу-голицу.

Получается, что Ос-Ляна = Йос-Лямпа – это такой «лыжный народ»? А как ещё передвигаться по заметённому глубоким снегом «низинному ровному лугу»? Вис-Ляна = Вис-Лямпа. Коми – народ охотников, именно среди них появились Люди-Лыжники.

Лызи и лямпы

Первыми изобрели лыжи древние предки коми, уральские индейцы. В Национальном музее Коми г. Сыктывкара хранится деревянный кусочек лыжи, передняя часть которой украшена скульптурной головой лося.

Обломок лыжи с головой лося. Автор Национальный музей Коми, 2007 г.

Она обнаружена в 1964 году экспедицией Г.М. Бурова неподалёку от Синдорского озера при раскопках Висского I торфяника. Первая лыжа оказалась из эпохи мезолита, VI тысячелетие до н. э. Её возраст восемь тысяч лет!

Лыжа, передняя часть которой украшена головой лося. Обнаружена в 1964 году экспедицией Г.М. Бурова неподалёку от Синдорского озера при раскопках Висского I торфяника.

Там же были найдены санные полозья, причём самый крупный обломок длиной 185 см и шириной 12-18 см шириной. Эти первые сани – древнейшие в мире! Коми – родина лыж и саней.

О традиционных лыжах коми рассказала Ирина Апалькова. Лыжи делались широкими – более 10 см, при ходьбе охотнику помогал посох койбедь.
«Он имел с верхнего конца лопаточку, а с нижнего – железный копьевидный наконечник. При ходьбе койбедь заменял лыжную палку, а при стрельбе его использовали как сошку – опору для ружья. Лопаткой раскапывали снег для ночлега в лесу, выкапывали упавшую в снег белку, наконечником пробивали лунку во льду, чтобы достать воду, а при случае могли и использовать как копьё».

При ходьбе охотнику коми помогал посох койбедь.

Охотники коми использовали лыжи двух типов. Для постоянного использования и устойчивости на подъёме в гору лыжи обшивали камусом («камыс», «кыс» — шкура с голени оленя или лося). Пробовали подбивать лыжи заячьей шкурой — при подъёме они были неустойчивы. Так в народе коми родилась поговорка «кöч ку лызя». Она означает лицемера, человека без собственного мнения – «Как человек на лыжах, подбитых заячьей шкурой».

Лызь. Автор — Национальный музей Коми, 2007 г.

Сейчас камусные лыжи называются ЛЫЗЬ. В язык коми это слово было заимствовано в XII-XIII веках от древнерусского лыжЬ, где смягчённый звук [ж’] звучал как [з’] в древнепермском языке. Русские познакомились с лямпами-лыжами давно, новгородцы проникли за Урал уже в XI веке.

Этнограф Олег Уляшев говорит, что «именно коми в Усть-Вымском городке обучили дружину Семёна Курбского ходьбе на лыжах перед его двухлетним великим походом в Зауралье, а местные мастера смастерили несколько сотен лыж и охотничьих ручных нарт». Интересно, что в Зауралье камусные лыжи называют подволоками.

В 1499 году отряды князей Семёна Курбского и Петра Ушатого водным путём достигли Печоры, где заложили крепость Пустозёрск. 21 ноября 1499 года войско из 5000 устюжан, двинян и вятчан отправилось в Югорские земли. Воеводы шли на оленях, воины — на собаках и на лыжах, и так пересекли Камень, Уральский хребет. Московские дружины дошли до городка Ляпина, взяли 32 городка, более тысячи пленных и 50 князей. К пасхе 1501 года воевода Семён Курбский вернулся в Москву.

И сегодня охотники коми ходят на лямпах.
Автор — «Комсомольская правда»

Однако охотнику были нужны и другие лыжи — для сырой погоды и ходьбы по насту. Это были ЛЯМПЫ. Лыжи-голицы без подбивки смазывали жиром или салом. Отметим, что с карельского языка созвучное слово «lämpä» переводится как «изогнутый». И сегодня охотники коми ходят на лямпах. В республике Коми даже Лямпиада проводится!

Лямпиада в республике Коми. Автор — «Комсомольская правда»

Богатыри-лыжники. Йиркап и Пера

Герои эпоса коми богатыри Пера и Йиркап – лыжники. Найденная в Коми «первая лыжа» могла служить в ритуалах, посвящённых великану-охотнику Йиркапу. По легенде, однажды великан увидел на берегу озера Синдор драку водяного Васы и лешего Ворсы. Васа побеждал Ворсу, так как был в своей стихии. Тогда Йиркап пришёл на помощь лешему, выстрелив в водяного из лука.

В благодарность за спасение леший посоветовал найти в лесу «своё дерево»Ас Пу. Йиркап отыскал Ас Пу — собака три года, не переставая, лаяла на сосну! Ударил охотник её топором — из ствола засочилась кровь. Тогда он сделал из неё лыжи.
Как тут не вспомнить красные сосны у Кровяного Берега близ Ослянки. Может быть, Ляна – это Лямпа из той сосны? На языке коми сосна с красниной означает лянӧда пожӧм (лянӧд – краснина в дереве).

Богатырь Йиркап летит на чудесных лыжах. Автор — Елена Стрельченя

По преданиям, великий охотник Йиркап летал на чудесных лыжах необыкновенной скорости. «Сделал лыжи — они сами идут. Как шапку положит на них, они стоят, шапку взял — помчались лыжи, как стрела». Печь не протопилась, и хлеб ещё не остыл, а великан успевал слетать на угодья за триста вёрст туда и обратно от села.

Погоня Йиркапа за Голубым Оленем. Автор — А.В. Мошев

У древнейшей лыжи из торфяника Вис I загнутый конец венчает искусная лосиная голова. Древний охотник, вырезавший её, считал, что тем самым он магически придаст лыжам невероятную скорость бегущего по тайге лося. Чем не волшебная лыжа Йиркапа! Да и с таким коньком-тормозом можно было брать самые крутые склоны.

Другой лыжник-богатырь, Пера родился от брака Кудым Оша с дочерью вогульского вождя Мань-Ньяыссу. Пера добыл коми-пермякам огонь, он научил их «ковать и кричить железо, вооружил дружины других вождей, объединил их в могучее войско, отогнал врагов от великих рек и оковал железными скобами тыны пермяцких городищ».

«И все поклонились Пера-богатырю: скоты и кони, зверьё в лесах, рыбы в водах, птицы запели стройно, леса шумели…

«И все поклонились Пера-богатырю: скоты и кони, зверьё в лесах, рыбы в водах, птицы запели стройно, леса шумели, каждое дерево само по себе, сосна да ель, кедр да пихта, осина да береза. Пера стоял нагой, как могучий кедр, навечный юноша, бело-златовласый, и солнце уже вливало золото своё в его тело».

В древней парме лыжи-лямпы несли охотникам жизнь и смерть. «Если идёшь на медведя — готовь мягкую постель, если идёшь на лося — готовь гроб и могилу», — говорили коми.

«Если идёшь на медведя — готовь мягкую постель, если идёшь на лося — готовь гроб и могилу», — говорили коми.

Лыжами мерилось всё. Лыжа символизирует крыло птицы, которая для коми является национальным символом. В полёте Йиркап мог догнать любого зверя, даже чудесного Голубого оленя!

Погоня за Голубым Оленем. Автор — В.Г. Игнатов

Млечный путь светится в ночном небе россыпью звёзд. Эту россыпь древние коми называли Лямпа туй — Лыжный след!
У меня из головы никак не шла «лиловая лыжа» Ослянского Камня. Могли ли древние коми видеть «лыжи» не только в небе, но в горах и реках?

Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:

1. Первое утро

2. Ящеры на Гребешках

3. По Долгому Лугу до бойца Стенового

4. Мултык — Лесной Старик

5. От Востряка на Бабенский плёс

6. Низовские Бабенки

7. Пристань у Кровяного Берега

8. Верхняя Ослянка

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments