Путешествие уральских индейцев по Чусовой до Нижней Ослянки продолжалось. Наша лодка миновала деревню Бабенки, затем сгрохотала по перебору к камню Сосун. Река Теснин неожиданно повернула к востоку. Через неё тянулась линия электропередач к бывшей деревне Ялуниной, чтобы довести затем электричество до затерянного мира Бабенок.

Линия электропередачи Верхняя Ослянка — Бабенки. Автор — Дмитрий Латышев.

Мы стали огибать огромный круглый Мыс, тянувшийся слева. Его высокий и плоский берег прорезал старый съезд, ведущий к броду. Броды остались со времён деревни Ялуниной, а мыс оказался историческим!

Высокий и плоский берег прорезал старый съезд к броду со времён деревни Ялуниной.
Автор — Дмитрий Латышев.

В 1735 году вогул Иван Кучумов из деревни Копчик показал место для будущей пристани Василию Никитичу Татищеву. Течение тут тихое. Река Чусовая делает поворот, упираясь в крутые правобережные хребты. Командир горных заводов счёл берега у острова и мыса удобным причалом для барок и коломенок.

Первоначальное место Ослянской пристани. Автор Елена Вяткина.

В речном рукаве за мысом была устроена первая Ослянская казённая пристань. Благодаря строительству пристани поблизости возникли деревушки Нижний Мыс и Верхний Мыс, которые просуществовали до 70-х годов ХХ века.

Бывшая деревня Верхний Мыс. В 1735 году вогул Иван Кучумов из деревни Копчик показал здесь место для будущей пристани Василию Никитичу Татищеву. Автор — Дмитрий Латышев.

Изначально пристань была нужна для сообщения с городом Кунгуром, заводами и рудниками уезда. От неё в 1738 году вогул Пётр Шахманаев ставил затеси, наметив путь Кунгурского тракта. Тракт пошёл через вогульскую деревню Бабенки, по горам и логам, огибая камень Мултык – к славному городу Кунгуру.

Шахманаевы

Шахманаевы – старинная фамилия в деревне Бабенки, расположенной поблизости. В метрической книге Кшивского завода Кунгурского уезда за 1805 год мне удалось найти запись о венчании Ишкининой Федоры Фёдоровны и Шахманаева Петра. (Источник: ГАПК Ф.37.Оп.3.Д.20).
Жених был указан в записи как «вогул из деревни Бабенки». Поскольку та свадьба была через семьдесят лет, как начали Ослянскую пристань строить, то молодой Пётр Шахманаев мог приходиться внуком тому самому Петру, открывателю Кунгурского тракта.

Запись о бракосочетании и венчании от 21.08.1805 года: «Шахманаева (Ишкинина) Федора Федоровна, дочь вогула из д.Копчик, отец Ишкинин Федор, и Шахманаев Пётр, вогул из д.Бабенки». Метрическая книга Кшивского завода Кунгурского уезда. Источник: ГАПК Ф.37.Оп.3.Д.20.

О невесте в метрической книге сказано: «Дочь вогула из деревни Копчик, отец Ишкинин Федор». Вот такое социальное положение! Потому как если мужчина, так он — вогул, а коли женщина – тогда дочь вогула! Напомнило Охонюшку у Мамина-Сибиряка, «отецкую дочь».

Остатки первой Ослянской пристани. Древние «деревяшки» лиственничных укреплений находятся на конце острова ниже бывшей деревни Ялуниной. Автор — Елена Вяткина (Шахманаева).

Были ли деревни Верхний и Нижний Мыс тоже вогульскими? Я не уверен, что на Мысу жили манси (вогулы). Деревни там образовались в XVIII веке, что связано со строительством Ослянской пристани. У манси между деревнями были приличные расстояния, поскольку им нужен большой участок для охоты. Но когда появились деревни на Мысу — они могли туда переселиться. Обрусевшие вогулы и на сплавах бурлачили, и лес заготовляли.

Изначально пристань была нужна для сообщения с городом Кунгуром, заводами и рудниками уезда. От неё в 1738 году вогул Пётр Шахманаев ставил затеси, наметив путь Кунгурского тракта.
Автор — Дмитрий Латышев.

С другой стороны, Сергей Гринкевич записал от Евгения Загвоздкина, уроженца деревни Бабенки: «Вогульскими считались не только Бабенки и Копчик, но и все низовские деревни: Стерляжье, Чизма, Коноваловка, а еще ниже – Усть-Койва«.
Елена Вяткина, урождённая Шахманаева, родилась и выросла в деревне Бабенки. Она вспоминает: «Бабушка нас звала (вроде как обзывала): — «вогулки вы вогулки». Потому и запомнили это слово, а сейчас стали только разбираться, что к чему».

Возникает вопрос – откуда у чусовских вогулов были такие фамилии? Дело в том, что вогулов не только крестили в православную веру, их в мусульманскую веру тоже зазывали и обращали. Шахманаев или Шахманай – эти фамилии и прозвища происходят от слов «шах иман«, означающих, что этот человек — самый первый, самый лучший в вере!
Фамилию Шахманаев носят люди в тухуме (клане) села Карабудахкент в Дагестане. Интересно, что такие фамилии дагестанцы получили достаточно поздно, в том же XVIII веке.

Большой остров образовался из-за рукава с устьями речек Белой и Мельничной, правых чусовских притоков. Автор Дмитрий Латышев.

Елена Вяткина (Шахманаева) показала мне, где можно увидеть остатки первой Ослянской пристани. Древние «деревяшки» лиственничных укреплений находятся на конце острова ниже бывшей деревни Ялуниной. Большой остров образовался из-за рукава с устьями речек Белой и Мельничной, правых чусовских притоков. Справа от места пристани к берегу Чусовой спускается Парфёный Лог. К сожалению, место первой Ослянской пристани не обозначено никаким памятным знаком.

Первоначально Ослянская пристань была заложена у оконечности Мыса.
Автор — Елена Вяткина.

Получается, Ослянская пристань была заложена у оконечности Мыса. Казённая пристань потребовалась вскоре Гороблагодатским заводам, однако переправлять на неё грузы с правого берега было неудобно. В 1744 году пристань перенесли ниже по течению Чусовой и устроили на правом берегу, к выходу Гороблагодатского тракта. На месте новой Ослянской пристани ныне находится село Верхняя Ослянка.

Кровяной Берег

Лодка индейцев шла к Верхней Ослянке. Я осматривал старицу правого берега, где вливаются в Чусовую реки Мельничная и Белая. Накануне прошли сильные ливни, и броды у Верхнего Мыса скрылись под кофейной водой. После устья Белой священная Чуоси принялась возвращаться к западу. Справа отвесно возвышались чудные камни песчаного цвета.

Справа отвесно возвышались чудные скалы песчаного цвета. Кровяной Берег, Третий лог.
Автор — Дмитрий Латышев.

Я перестал узнавать Чусовую. Она ли это? Где мы? Что-то изменилось. Куда-то пропали привычные скалы из пластов девона. Правый берег вдруг поднялся марсианскими склонами, на которых едва держались сосны.

Мы случайно попали в другую эру, на два с половиной миллиарда лет назад. Это был протерозой, «первая жизнь»! Автор — Дмитрий Латышев.

Такой Реки Теснин ещё не видел Большой Медведь. Мы случайно попали в другую эру, на два с половиной миллиарда лет назад. Это был протерозой, «первая жизнь»!
Тогда Жгутиковые решали, кому становиться растением, а кому – животным. Появлялись первые черви, радиолярии и губки, брюхоногие моллюски, грибы и водоросли. Брахиоподы пытались избежать страшных ракоскорпионов.

Кровяной Берег, Второй лог (глубокий). Автор — Дмитрий Латышев.

Ещё бы, голова и грудь древних танков размером от 10 см до 3 метров были спрятаны в четырехугольном панцире. Никто не мог ускользнуть от шести пар конечностей и четырёх глаз исполинских водолазов, вооружённых длинной ядовитой иглой на конце тела.

Эзозой, или «заря жизни» — так называл тот период немецкий геолог и палеоботаник Бернгард фон Котта. Автор — Дмитрий Латышев.

Эзозой, или «заря жизни» — так называл этот период немецкий геолог и палеоботаник Бернгард фон Котта. Земной шарик пережил первое большое Гуронское обледенение, едва не превратившись в «снежок». Начиналось железорудное накопление, в том числе на Урале, и ещё в аномалиях Курска и Кривого Рога.

Кровяной берег поднялся марсианскими склонами, на которых едва держались сосны.
Автор — Дмитрий Латышев.

Марсианские склоны Чусовой перед Верхней Ослянкой называются… Кровяной Берег! Это уникальное место, в котором горы сложены из кварцито-песчаников возраста верхнего протерозоя, а также из аргиллитов и алевролитов.

Здесь можно встретить скальный папоротник Вудсию Эльбскую. Автор — Дмитрий Латышев.

Под кронами необычных раскидистых сосен можно встретить скальный папоротник Вудсию Эльбскую. Так английский ботаник Джозеф Вудс назвал реликтовое растение, современника динозавров. Она — самая светолюбивая из всех вудсий, желает хорошо освещенные места. Здесь же произрастает типичный краснокнижный прострел раскрытый — с фиолетовыми цветками.

Кровяной Берег, Первый лог (неглубокий). Автор — Дмитрий Латышев.
Индейцы племени сиу красили свои тела красным аргиллитом, растирая его в пыль.
Автор — Дмитрий Латышев.

Настоящее индейское место! Это я про местный аргиллит красного оттенка. Аборигены Австралии раскрашивали кожу размоченной пылью белого, сероватого аргиллита. В отличие от них индейцы племени сиу красили свои тела красным аргиллитом, растирая его в пыль. И заслужили звание «краснокожих».

Кровяной Берег — уникальное место. Горы сложены из кварцито-песчаников возраста верхнего протерозоя, а также из аргиллитов и алевролитов. Автор — Дмитрий Латышев.

Знаменитые индейские трубки мира «чанунпа» вытачивались также из аргиллита. Сиу вырезали их из красной «окаменевшей глины». Индейцы племени хайда с Аляскинского архипелага обрабатывали чёрный углистый аргиллит, получая трубки, фигурки и амулеты.

Оконечность Кровяного Берега перед Верхней Ослянкой. Автор — Дмитрий Латышев.

Было очень важно, из чего сделана трубка мира или амулет! Шаманы верили, что благодаря аргиллиту мысль обретает глубину, усиливается проницательность и понимание сложных вещей в мире, а прозорливость превращается в ясновидение.

Шаманы верили, что благодаря аргиллиту мысль обретает глубину. Рельеф Кровяного Берега
Автор — Дмитрий Латышев.
Русло водопада. Автор — Дмитрий Латышев.

Алевролит – «мучнистый камень». Его мелкое зерно меняет свойства отражаемого света. Ценится алевролит, отливающий синевато-фиолетовым блеском по тёпло-окрашенному фону. Особенно — камень, отливающий красками морской волны под искусственным светом. Красные и фиолетовые сорта алевролитового плитняка добывают в Карелии. Посмотрите на лиловый блеск Ослянского камня!

«Индейские камни» — место рыбалки и отдыха у Верхней Ослянки. Автор — Дмитрий Латышев.
Склон Кровяного Берега становился всё ниже и ниже. Автор — Дмитрий Латышев.

Мы ничего не собирались добывать. Наши взгляды были устремлены на чарующее действо, которое происходит на Кровяном Берегу после сильных ливней. В логах марсианских скал тут и там внезапно забили мощными струями водопады!

Водопады после ливней. Автор — Дмитрий Латышев.
Вода вырывалась из красноватой земли, «кровью» стекая в Чусовую.
Автор — Дмитрий Латышев.

Вода вырывалась из красноватой земли, «кровью» стекая в Чусовую. Думаю, поэтому берег назвали Кровяным. Полагаю, что такие уникальные места нужно брать под природную охрану.

Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:

1. Первое утро

2. Ящеры на Гребешках

3. По Долгому Лугу до бойца Стенового

4. Мултык — Лесной Старик

5. От Востряка на Бабенский плёс

6. Низовские Бабенки

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments