Пермский край – Западные ворота Урала, таким лозунгом встречает нас Верещагинский район, куда мы отправляемся знакомиться с бытом старообрядцев, староверов, кержаков. Так иногда называют жителей села Сепыч: чья культура, быт, образ жизни сохранились с 17 века. Находится село в 46 км от города Верещагино, асфальтированная дорога проходит мимо старинного села Путино, одноименного центра Путинской волости, мимо деревни Демино, чье имя вписано в историю нашего повествования, упирается в небольшой мостик, переехав который мы и оказываемся на месте нашего рассказа.

Верещагино, село Сепыч

Бежали предки современных жителей села с Нижегородских земель с реки Керженец, спасая веру правую, крепкую. Храня свои семьи, уклад, книги от новых реформ Никона, веря, что придет конец гонениям и возродится вера с новой силой. Не одну сотню километров приходилось пройти беглецам, где пешком, а где на лошадях пока найдут они общинные земли в глухих лесах реки с заливными лугами. В сундуках везли они не кафтаны расписные, не столовую утварь, злато и серебро, а старинные рукописные книги, по которым впоследствии учились грамоте дети, по которым можно было вести службы и молиться богу. Не все гладко было в пути, преследовали и голод, и мор, ссоры. Не обошли эти напасти и наше село. Поссорились два брата по приезду (один из них Дема, чье имя носит деревня) чей устав крепче настолько сильно, что поделили они владения. Разделили уклад оговоренный предками, свои порядки завели. До наших дней они дошли отголоски ссоры: чашечниками да ложечниками потомков зовут.

Верещагино, село Сепыч

Рождается человек, а ему в приданое уже несут ложку и тарелку, эти предмета быта должны были сопровождать человека всю его жизнь и передавать в пользование другим нельзя, грех. А все потому, что запрещено было из личной тарелки кому-то чужому есть, даже членам семьи. Огнем должна была очиститься такая тарелка после осквернения. В семье детей много было, за маленькими следили старшие, вместо игрушек были малыши. В музее села хранятся косы, вилы, выполненные кузнечными мастерами для ребенка 7-лет. Наряды тоже не яркие, в основном темных расцветок, это потому, чтобы не отвлекали от мирских дел, а вот по праздникам можно и белое надеть. А как закружиться девушка в дубасе, так глаз не оторвать, широкая юбка колоколом развевается, ткани на нее до 10 метров уходило. Тонкая талия тканым поясом подпоясана, у каждой свой, неповторимый. Жизнь свою жители писали трудовыми буднями, а зимними вечерами вышивали полотенца, по знакам и цветовой гамме можно было прочитать всю историю рода. Учились дома по книгам, молились дома, выбирая духовницу, которая и вела службу. А когда гости на пороге, стол ломился от угощения. Пироги, шаньги, хлеб, шти, грибовница, вареник, каши, брага… перечислять можно долго. Праздники отмечались широко с размахом, на ярмарки собирался народ с окрестных сел и деревень, уездов. Пели, плясали, устраивали игры. Некоторые до нас дошли, например, на масленицу классно было проехать в санях, да не простых, а из замороженного навоза, на который стелили доски, летело такое приспособление очень далеко. Или игра «вейся капуста, завивайся» так завьется хоровод, что и не распутать. А придет время учиться и грамоте обучатся и мальчики и девочки. Грамота непривычная для сегодняшнего дня, к цифрам особенное отношение, нежелательно восьмерку использовать, а остальные можно. Поздними вечерами, когда не спится, сказывали истории да загадки. Например: футка, фатка, футундуг да футундица. Много можно рассказать о селе, истории, людских судьбах, но лучше приехать на экскурсию, посетить краеведческий музей, где расскажут о быте крестьян, покажут утварь, полотенце на котором вышита на белом фоне жизни, черной нитью земных дел, красной нитью любовь семьи, ее начало, дети, внуки, правнуки. Обязательно стоит прогуляться по площади, где проходили ярмарки, гуляния и где соседствуют храмы: православный и старообрядческий оба действующие. И в заключение отведать хлебосольное угощение из блюд старообрядческой кухни под напевы трехсотлетней давности в исполнении вокального коллектива «Сударушки».

Справка по селу: «Се́пыч — село в Верещагинском районе Пермского края, центр Сепычевского сельского поселения. Расположено село в восточной части Верхнекамской возвышенности в верховьях реки Сепыч, в 46 км от города Верещагино. Население составляет около 1500 человек, занятых преимущественно сельским хозяйством. Известно с 1782 г. как деревня Сепычевская — центр «Сепычевских деревень» (в ней тогда жили исключительно одни дворовые люди помещиков Строгановых). Село с 1830-х гг. Название принято от одноименной реки и предположительно происходит от удмуртского «Сеп’+ыч», что переводится как «угол+источник».

Верещагино, село Сепыч

Село Сепыч на карте и как добраться

Добраться до села можно с помощью рейсового автобуса, который отправляется с автовокзала г. Верещагино два раза в день утром и вечером (возможны изменения в расписании) или на автомашине. Железнодорожное, водное сообщение отсутствует.

Автор текста и фотографий: Попова Татьяна

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments