Советую читать только тем, кто реально хочет погрузиться в размышления о проблеме пожаров. Много букв. Наверное, во многом психотерапевтическое для меня самого описание, объясняющее, почему я продолжаю тушить, когда новости и френд-лента пестрят заголовкам про то, что надо больше жечь.
С каждым днем читаю все больше статей, которые для сложной проблемы современности – проблемы растущей угрозы от пожаров, пытаются дать один простой ответ. К сожалению, часто в одну кучу сваливают самые разные аргументы, компилируют псевдонаучные теории и мнения аборигенов, и в итоге получают как бы стройную и красивую теорию о том, что надо просто больше жечь, опираясь на опыт предков.
Меня очень огорчают такие статьи. Потому что такие ответы и такие статьи сейчас, когда риски реально очень велики, а сил реально не хватает, могут повлечь соблазнительные для отдельных чиновников решения. Сформировать впечатление, что ничего нельзя сделать с пожарами. А то и впечатление, что и не нужно делать. Сформировать опасные мифы про то, что чем больше сгорит сейчас, тем меньше сгорит потом и т.д. А именно на наших представлениях, убеждениях, верованиях, строится и наша политика, наши практики.

Возможно, это изображение (верхняя одежда, на открытом воздухе и текст «пожар не пройдет!»)
Я понимаю, почему при нынешних растущих угрозах даже самим лесным пожарным так соблазнительно поверить в эти простые решения. И почему самим начать больше жечь и говорить, что это новая норма, так привлекательно. Ведь иначе приходится расписываться в собственной профессиональной несостоятельности. Но вся ситуация с пожарами далеко не так проста, как ее пробуют преподнести сторонники массовых выжиганий.

Возможно, это изображение (огонь)
Я попробую собрать ниже основные доводы в пользу более глубокого и более осторожного подхода.
Абсолютное большинство пожаров на природных территориях возникает по вине людей. Сейчас мы видим это, анализируя начальные точки пожаров (в 97-98% случаев они имеют пространственную связь с антропогенными объектами). Изучая историю вопроса по пожарным следам на спилах самых старых деревьев, по слоям угля в почве, по смене растительных сообществ, и обращая наше внимание все дальше вглубь веков, мы видим многократное увеличение частоты пожаров с расселением человека и с изменениями в способах ведения хозяйства. Именно с появлением первых видов людей около 2 млн лет назад, и чем дальше, тем интенсивнее, поверхность нашей планеты начала преобразовываться антропогенным огнем. Именно с расселением людей, которые несли огонь, меняли свой облик материки. В том числе Австралия. Которая к моменту заселения аборигенами (вероятно, около 40 тыс.лет назад) еще не была выжженной пустыней с остатками лесов только на побережьях, а была преимущественно лесным континентом (с гораздо более богатой фауной, кстати).
Почти все освоенные людьми земли преобразованы огнем, сформированы огнем. Сначала охота, потом и земледелие с применением огня, ведение войн с помощью огня, ритуалы с огнем, небрежность с огнем – все это почти не оставило мест, которые бы горели только по естественным природным причинам. Да, почти все традиционные общества применяют и применяли раньше огонь на территориях своего обитания. Но это не повод этим гордиться, как не повод гордиться уничтожением многих видов животных в результате охоты, как не повод гордиться нашим прошлым с каннибализмом и человеческими жертвами, как не повод гордиться глобальными изменениями климата, которые мы устроили и продолжаем усугублять. Знать надо, а вот гордиться – нет. Нет никаких оснований думать, что первобытные люди или нынешние аборигены хранили и хранят некое сакральное знание о том, как жить в гармонии с природой и не разрушить свою среду обитания. Для более быстрого разрушения среды своего обитания им не хватало только современных технологий.

Возможно, это изображение (один или несколько человек и дерево)

Теперь почти тот же по своему уровню «мудрости» человек (по эволюционным меркам прошло мгновение) может воспользоваться еще и зажигательным аппаратом, зажигать с вертолета, с вездехода, с аэробота, зажигать множеством самых разных способов.
Мало того, теперь антропогенные пожары и выжигания происходят еще и в условиях изменившегося климата. Если в прошлые исторические периоды можно было опираться на «память предков», которые выжили и научились жечь так, что это, хоть и разрушало постепенно среду обитания, но давало сиюминутные выгоды (в охоте, в расчистке земель), не сжигая хотя бы свои дома, то теперь даже безопасность домов обеспечить очень сложно.

Возможно, это изображение (дерево)
Очень часто в качестве аргумента в пользу необходимости продолжения практики массового применения огня, приводят доводы о регулировании количества топлива. Идея очень проста, и, казалось бы, понятна. Если регулярно сжигать траву, ветки, листья на земле, то топлива остается меньше, и в следующий раз тут не будет интенсивного пожара. А если оставить все это лежать и накапливаться, то когда-то пожар все равно случится, и он будет очень интенсивным. При слабом, но регулярном огне выживают отдельные деревья, формируется сообщество, адаптированное к такому огню (если предки начали жечь тысячелетия назад, то теперь мы даже назовем это сообщество реликтовым, девственным, нетронутым и прирогенным по своей природе). А если все это топливо не убрать, то после катастрофического пожара погибает все. Пожалуй, соглашусь, что для некоторых видов лесов, например, в отдельных случаях в США или в Австралии такая схема еще несколько десятилетий назад была применима. Собственно, распробовав ее на отдельных своих примерах, американцы и австралийцы начали активно пропагандировать ее по всему миру.

Возможно, это изображение (дерево и природа)

Но дьявол в деталях.

Во-первых, далеко не во всех природных зонах и не во всех сообществах горючие материалы накапливаются. Везде, где есть влага и микроорганизмы, копится не топливо, а влажная органическая масса, дающая питание всему остальному.

А во-вторых, превращая лес (с микроклиматом, с тенью, влажностью… то есть не самый пожароопасный тип местности) в редколесье, в саванну, а потом и вовсе в открытое пространство, мы часто формируем гораздо более пожароопасный вид ландшафта. Чем реже стоят деревья, тем светлее. А значит больше травы. А еще сильнее ветер под пологом. А это значит, что пожар быстрее и легче возникнет там от любого источника огня. И намного быстрее пойдет по такой территории. Да, возможно, крупные деревья выживут. Но вот победить такой пожар будет очень сложно. Именно регулярные выжигания (в том числе проводимые еще нашими далекими предками, а где-то не прекращающиеся и до сих пор) сформировали и поддерживают самые пожароопасные ландшафты на Земле – саванны в Африке, прерии Северной Америки, буш в Австралии и заболоченные редколесья (мари) в Забайкалье и Амурской области. К сожалению, часто колонизаторы, приходя и видя аборигенные традиции, начинали считать это природным процессом.

Возможно, это изображение (огонь)

Сейчас мы признаем равенство людей и не приравниваем аборигенов к диким животным, но почему-то все равно зачастую рассматриваем их антропогенный огонь как естественный природный фактор.
Сейчас, когда климат резко меняется (в том числе под воздействием выбросов от все более крупных и разрушительных пожаров), перестают работать даже те отчасти положительные или сдерживающие факторы, которые работали раньше. Теперь, когда засухи все более длинные и непредсказуемые, когда ураганы все сильнее, когда волны жары приходят чаще, а блокирующие антициклоны плохо предсказываются, нам уже не получается безопасно пользоваться инструментами выжиганий даже там, где они были традиционно управляемыми. Мало того, перестает работать правило, в соответствии с которым территория, прогоревшая в прошлом году, в этом году довольно безопасна. И в Калифорнии, и в Австралии, и в Забайкалье мы видим, как повторно горят участки, пройденные пожаром всего год назад. И как при ураганных ветрах огонь идет даже там, где накопление топлива минимально. И этот огонь уничтожает целые города, убивает людей.

Возможно, это изображение (огонь)

Вся идея о регулировании топлива не выдерживает столкновения с новой климатической реальностью (столкновения с ураганным ветром после долгой засухи). А поскольку привычка к огню, терпимое отношение к огню сформированы и подпитываются старыми мифами, то огня много. Больше, чем получается потушить. И чем больше мы применяем огонь, чем больше проводим профилактических выжиганий, тем больше мы формируем самых пожароопасных ландшафтов, удержать огонь в которых мы потом будем не в силах.
А ведь изменения климата создают не только условия, в которых огонь «проходит» даже по участкам с малым накоплением топлива. Начинают пересыхать и гореть еще и те сообщества, которые никогда на нашей памяти не горели (и не сформировались бы вовсе, если бы в них присутствовал огонь). Горят мангровые заросли. Горят неосушенные болота, тундры. С каждым годом все больше пожаров за полярным кругом. Все больше пожаров там, где их никогда не было. А еще массово усыхают леса, в которые пришли новые болезни и вредители. Это тоже сдвиг климатической нормы (сдвиг ареалов насекомых, формирование более благоприятных условий для их размножения). И огромные усыхания лесов от шелкопряда, от златки, от короеда… создают новые условия, в которых мы ничего не можем сделать с этими гигантскими «пороховыми бочками» (тысячами и сотнями тысяч гектаров погибающих лесов). Мы не можем «отрегулировать» там топливо ни вырубками ни выжиганиями, а в случае пожара это невозможно потушить, даже, объединив силы всех пожарных в мире. И мы не можем себе позволить дать этому сгореть (даже, например, защитив как-то при этом населенные пункты от огня), потому что дым от таких пожаров убьет слишком много людей и заметно ускорит климатические изменения.

Возможно, это изображение (природа и дерево)
Это западня, в которую мы сами себя загнали. И тут нет простого волшебного решения. Очень трудно и опасно останавливаться с выжиганиями. Для многих территорий сейчас перестать выжигать, значит – создать накопление топлива. И нести за это ответственность при разрушительном пожаре. Но и продолжать выжигать, как я описал выше, – опасно и бесперспективно. И это тоже ответственность за будущие пожары и за смерти в результате задымления в следующих поколениях. И, чем больше мы узнаем о вредоносности задымления для здоровья, тем больше понимаем, что даже сейчас ситуация с дымом неприемлема. Даже от дыма проф.выжиганий и от практик сельхоз.сжиганий умирает непозволительно много людей.
А разом перестать жечь невозможно, поскольку сейчас агитация и пропаганда во многом направлена на формирование более терпимого отношения к огню, чем было во времена расцвета кампании «Мишки-Смоуки».
У меня нет простого ответа на вопрос «что делать?» для тех стран, которые увлеклись выжиганиями в последние годы и десятилетия. Думаю, им предстоит долгий путь переосмысления с большими жертвами на этом пути.
Но для всех стран, которые уже ушли от аборигенских традиций выжигания и еще не вернулись к ним снова, в наступившей новой климатической реальности я могу только надеяться на то, что они не увлекутся этой новой модой и не откатят назад. Сейчас время, когда надо принципиально по-новому выстраивать борьбу с пожарами.

Искать новые технологические решения по защите населенных пунктов, новые агрокультурные и лесоводческие решения по созданию наименее опасных способов ведения сельского и лесного хозяйства вокруг населенных зон (комбинировать расположение и состав сельских и лесных культур так, чтобы огонь не мог там действовать и преодолевать их).

Совершенствовать новые способы быстрого обнаружения и тушения, новые способы защиты пожарных (в том числе беспилотники, роботы, экзоскелеты, системы управления и координации сил и т.д.).

И при этом максимально убирать огонь из практики ведения землепользования.

Мы все равно будем гореть. Будут молнии, останутся вулканы и метеориты, техногенные аварии, которые будут приводить к огню в лесу или в степи. И мы все равно будем нести потери. И впереди пока все только хуже и хуже в плане условий. Но мы можем научиться жить так, чтобы хотя бы не сжигать себя специально и не усугублять климатические изменения, которые ставят нас в такие условия. Иначе нам просто не выжить.

Автор: Григорий Куксин

Исходный текст: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10225312767073991&id=1467256875

Больше информации в профиле автора: https://www.facebook.com/profile.php?id=1467256875

фотографии из профиля автора в соцсети 

Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments