25 октября 1994 года газета «The New York Times» информировала: «согласно сообщениям, поступившим в Министерство энергетики США, в результате повреждения нефтепровода в экологически уязвимой зоне вечной мерзлоты Республики Коми вытекло около 2 млн. баррелей горючей нефти, что может нанести весьма существенный экологический ущерб региону».

Именно после этой публикации беспрецедентная авария на нефтепроводе «Возей-Головные сооружения» в Усинском районе Республики Коми получила международную огласку.

Давайте вернёмся в прошлое и посмотрим на хронологию событий, предшествовавших одной из крупнейших экологических катастроф ХХ столетия, которая попала в книгу рекордов Гиннесса как «Самое значительное загрязнение Земли».

Возмутительная халатность

Возейское многопластовое месторождение легкой нефти, тогда ещё в Коми АССР, было открыто в 1971 году. К его обустройству и эксплуатации НГДУ «Усинскнефть», одно из подразделений Объединения «Коминефть» приступило через шесть лет – в 1977 году.

Для транспорта нефти с месторождения  в 1975 году был построен и введен в эксплуатацию  межпромысловый нефтепровод «Возей-Головные сооружения» длиной 46,6 км, диаметром 720 мм. Тогда же были приняты технические решения, которые, по сути, сделали нефтепровод миной замедленного действия. Первой и главной ошибкой стало решение запустить нефтепровод  без установки подготовки нефти.

Для сведения.  Установка подготовки нефти (УПН) — комплекс сооружений для приема продукции нефтяных скважин (пластовой жидкости), ее предварительного разделения на нефть, попутный нефтяной газ и пластовую воду и последующей подготовки нефти до товарного качества для отправки на нефтепереработку.

Через три года, 23 августа 1978 г, технический совет Объединения «Коминефть» всё же принял решение о строительстве этой установки, но не на Возее, а в районе Усинска в составе Головных сооружений комплексной подготовки нефти. Без внимания остался вопрос, что проектное исполнение Возейского нефтепровода было рассчитано на перекачку подготовленной нефти с низкой коррозионной активностью: это стало второй ошибкой. По трубопроводам этой системы производилась перекачка коррозионно-активной нефтесодержащей жидкости.     

В последующие годы нефтепровод «Возей — Головные сооружения»  получил статус магистрального: стал частью нефтепровода Харьяга—Уса, по которому осуществлялся  транспорт нефти с Верхне-Возейского и Харьягинского  месторождений. Это стало ещё одним ударом по Возейской трубе. Нефть из этих месторождений насыщена коррозионно активным газом сероводородом в опасной концентрации и отличается высоким содержанием парафинов.

Первый «звонок» прозвенел осенью 1988 года, всего через 10 лет после ввода нефтепровода в эксплуатацию. На трубе появился первый свищ. По официальным данным вследствие аварии в окружающую среду вылилось около 15 тонн нефти.

Специалистами института «ПечорНИПИнефть», обследовавшими трубу после аварии, был составлен Акт № 816/3481 от 24 октября 1988 года, из которого следовало, что из-за активной внутренней коррозии стенок трубы срок службы нефтепровода значительно сократился. Прогнозный расчет показал, что «…в отсутствии защиты от коррозии полное или частичное разрушение нефтепровода следует ожидать ориентировочно через 20 месяцев, т.е. 03.90 г.»

Акт № 8163481 от 24 октября 1988 г. Рассчет службы нефтепровода
Акт № 8163481 от 24 октября 1988 г. Расчет службы нефтепровода

Для исправления создавшейся ситуации Объединением  «Коминефть» были запланированы мероприятия по защите нефтепровода. Периодически в трубу производилась закачка пассивирующих ингибиторов коррозии, установлены две катодные станции электрохимзащиты из четырёх проектных. Однако эти меры  были недостаточно эффективны. Применение ингибиторов производилось  бессистемно, а катодные станции, проработав  менее полугода, вышли из строя и были разукомплектованы.

Количество аварий росло как снежный ком. Только за период с 1989 г. по сентябрь 1994 г. произошло более 30 случаев разгерметизации нефтепровода. По данным из различных источников на поверхность, за этот период, вылилось от 1000 до 4000 тонн нефти. Нефтяники не афишировали происходящие аварии, а просто латали появляющиеся на трубе дыры. Выходом из создавшейся ситуации была бы полная замена аварийного трубопровода на всем его протяжении.  Однако,  вопрос о строительстве нового нефтепровода, взамен ещё не отслужившей нормативный срок  Возейской трубы, в Объединении «Коминефть» даже не рассматривался.

Катастрофа

К августу 1994 года процесс разрушения нефтепровода приобрел необратимый катастрофический характер. Согласно официальной версии аварии, исходившей от  АО «Коминефть» и руководства Республики Коми, с 12 августа по 12 сентября 1994 года в результате образования 32 свищей в окружающую среду попало 14 033 тонны нефти.

Площадь загрязнения нефтепродуктами, по предварительной оценке,  составила 79 га, слоем от нескольких сантиметров до одного метра в низинах. Значительно пострадали от загрязнения нефтью водные объекты бассейна реки Колва. Наиболее интенсивному нефтяному загрязнению подверглись её левые притоки — ручьи Пальник-Шор, Безымянный, Большая и Малая Кенью, река Хатаяха с притоками.

Загрязнение самой реки Колвы произошло в первых числах октября 1994 года, когда гидрозатворы, созданные на ручьях для удержания разлившейся нефти, были разрушены в результате прошедших сильных дождей. Это привело к попаданию огромной массы нефти в Колву, Усу и далее в Печору. 15 октября было зафиксировано, что река загрязнена на протяжении 30-40 км по всей её ширине. При  нормативной, предельно допустимой концентрации  (ПДК)  нефтепродуктов в воде водоемов рыбохозяйственного назначения — 0,05 мг/дм³,  в Колве её уровень был превышен в 200 раз. Река Уса была загрязнена на протяжении 20 км, а по реке Печоре нефтяная пленка шириной 250м. растянулась на 42 километра от села Усть-Уса до села Щельябож.

Усинская катастрофа 1994 года
Усинская катастрофа 1994 года

По Печоре нефть дошла до Баренцева моря. Повышенная концентрация нефтепродуктов в воде наблюдалась даже у берегов Норвегии в районе острова Вардё. Версия нефтяников о количестве вытекшей нефти до сих пор вызывает большие сомнения. Существует несколько неофициальных экспертных оценок  разлива, которые варьируются от 60 до 300000 тонн. С наибольшим  доверием можно отнестись к  данным об объемах утечки, подготовленным специалистами Росгидромета.

28 декабря 1994 года руководитель Росгидромета А. И. Бедрицкий  в докладе Правительству РФ сообщил: «Суммарное количество нефти и продуктов ее трансформации оценивается от 37 000 до 44 000 тонн для района ручей Пальник-Шор — Головные сооружения. Общее количество пролитой нефти в районе от пос. Верхнеколвинск до города Усинска оценивается от 103 000 до 126 000 тонн». Оценка Росгидромета, как официальная, принята не была по понятным причинам: чем больше масштаб катастрофы, тем сильнее удар не только по репутации всей  нефтедобывающей отрасли России, но и по международному имиджу государства.

Надо отметить, что вышеупомянутые результаты отображают количество нефти, лежащей на рельефе. Нефть, смытую в Колву и  в бассейн реки Печоры, и варварски выжженную работниками  «Коминефть» на озёрах и болотах, подсчитать невозможно.

Ликвидация аварии

Первая информация об аварии поступила от  Горкомприроды Усинска, специалисты которого обнаружили крупные разливы нефти 17 августа 1994 года. Сообщение было немедленно направлено в Минприроды, республиканскую общественную организацию «Комитет спасения Печоры» и Департамент охраны окружающей среды Республики Коми.  Экологи и общественники  вовсю били тревогу, в республиканской прессе уже появились первые публикации об аварии, однако в высших эшелонах власти Республики Коми авария особого волнения не вызвала вплоть до момента попадания нефти в Колву, Усу и Печору в конце сентября — первых числах октября 1994 года.

После огласки аварии в зарубежных СМИ федеральные органы перешли к более активным действиям . 26 октября 1994 года в район аварии отправилась комиссия МЧС России. 2 ноября Прокуратура РФ приняла к своему производству уголовное дело по факту аварии, возбужденное 27 сентября прокурором Усинска. Чуть позже комиссию по расследованию причин аварии создала Госдума России.

В августе АО «Коминефть» был создан штаб по ликвидации последствий аварии. Однако на первом этапе вся его работа сводилась лишь к организации устранения прорывов нефтепровода и сооружению гидрозатворов для локализации растекавшейся по ручьям и болотам нефти. Людей и техники катастрофически не хватало, сбор нефти производился, преимущественно, в легкодоступных местах, с последующим вывозом в шламонакопители.

Усинская катастрофа 1994 года
Усинская катастрофа 1994 года

На некоторых участках нефть просто выжигалась прямо на местности. При этом поступала информация, что у «Коминефти» достаточно средств и ресурсов для проведения необходимых работ собственными силами. Согласно графику ликвидации  последствий аварии планировалось построить новый нефтепровод взамен аварийного к 1 декабря 1994 года и собрать всю попавшую на ландшафт нефть к 1 апреля 1995 года.

Уже в ноябре выяснилось, что собственных сил и средств у нефтяников не хватает не только на строительство нового нефтепровода, но и на сбор вылившейся нефти. Работы по её сбору утилизации были практически свёрнуты до весны. Для срочной замены нефтепровода были выделены средства из бюджета Республики Коми, но сроки строительства нового трубопровода постоянно срывались. Лишь реальная угроза полной остановки промыслов из-за закрытия старого нефтепровода, который действительно остановили по предписанию РГТИ  23 января 1995г., заставила АО «Коминефть» ускорить темпы работы и ввести в строй новый нефтепровод              2 февраля 1995года.

Тогда же стало понятно, что для дальнейшего продолжения работ без внешних заимствований не обойтись. В марте Минфин России договорился о выделении «Коминефти» чрезвычайного займа от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития на общую сумму 124 млн. долларов, «для покрытия затрат на ликвидацию последствий аварии,  под гарантии Российского Правительства».  Дополнительно, в  счет будущих кредитов, Правительство РФ выделило АО «Коминефть» 12 млн. долларов.

Усинская катастрофа 1994 года
Усинская катастрофа 1994 года

Одним из пунктов договора с зарубежными  кредитными организациями  было требование, чтобы работы по ликвидации аварии возглавляла зарубежная компания. Под кредит был объявлен международный конкурс проектов ликвидации последствий Усинской аварии. Победителем конкурса и генеральным подрядчиком ликвидационных работ стала американо-австралийская фирма «АЕС/Хартек Ltd». Через неё поступали выделенные деньги, она контролировала и оплачивала выполненные работы и отчитывалась перед кредиторами.

Работы были продолжены, но к запланированному на 1 апреля от нефти было очищено  всего 22 гектара из 79 гектаров загрязненных земель. И тут на горизонте замаячила новая катастрофа. 16 апреля 1995 года, на три недели раньше обычного для этих мест срока, резко потеплело, началось интенсивное таяние снега, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ через несколько дней перешло в бурное весеннее половодье. Уровень воды на реке Колва поднялся до отметки +7 метров от нуля футштока на водомерном посту.

Половодье грозило смыть все наспех созданные гидрозатворы и нефть с поверхности. Сложилась критическая ситуация. Положение, как всегда,  спас «генерал мороз». Пришедшее  похолодание остановило таяние снега, сковало льдом ручьи и начавшие вскрываться болота. Ко второму пику половодья в первой половине  мая нефтяники успели подготовиться. Попадание нефти в Колву и её притоки удалось избежать.

Полная рекультивация и восстановление

До конца 90-х «АЕС/Хартек Ltd», совместно с АО «Коминефть» продолжали устранять последствия Усинской катастрофы. Однако финансовое положение нефтяников, понесших грандиозные убытки от разлива нефти, привели «Коминефть» к банкротству. За загрязнение окружающей среды компании пришлось выплатить Министерству природы Республики Коми штраф — 62,2 млрд. рублей и более 311 млрд. рублей Департаменту охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми за загрязнение водных объектов региона.

Неподъёмным для «Коминефть» оказался  возврат и выплата процентов по полученному 124-миллионному кредиту на устранение последствий аварии. В 1999 году на Тимано-Печору пришел «Лукойл», поглотивший «Коминефть» и «Коми ТЭК» вместе с их долгами,  не выплаченными кредитами и обязательствами по устранению аварийного разлива нефти.

В 1999 году «АЕС/Хартек Ltd» свернула работы, а новыми хозяевами были определены конкретные объёмы работ: в первую очередь подсчитали фактическую площадь нефтеразлива, подлежащую рекультивации –165 га, а с учётом проложенных временных дорог, проездов и площадок со шламонакопителями общая площадь нарушенных земель составила 270 га. ОАО «Лукойл» была принята «Корпоративная программа работ по экологической реабилитации загрязненных территорий и предотвращению аварийных разливов нефти в Республике Коми на 2000-2005 годы», на выполнение которой было выделено более 4,6 млрд. рублей. Результат не заставил себя ждать: в 2004 году с территории аварии 1994 года был снят статус «зоны экологического бедствия». Но это не означало, что все уже сделано.

Процесс рекультивации и восстановления шёл ещё 6 лет. Полностью работы были завершены в сентябре 2010 года. За этот период на всех участках разлива было собрано 470 000 м³ загрязненных нефтью  грунтов, нефти и водонефтяной эмульсии, ликвидировано 34 временных амбара — шламонакопителя. Весь объем собранных нефтяных шламов был переработан на Комплексной установке переработки нефтяных шламов с применением технологии промывки почвы «SoilWashing». Кроме этого, на реках было построено два новых гидрозатвора и еще три были реконструированы. На месторождениях были построены УПН и выполнена замена  878,7 км. отслуживших свой срок внутрипромысловых трубопроводов и выкидных линий.

Был выполнен гигантский объём работ. Но для природы потери трудно восполняемы. В месте катастрофы были почти полностью уничтожены лесная фауна и флора. Многочисленные притоки реки Колвы с её ихтиофауной, лесные озёра и болота отравлены. Результаты Усинской катастрофы плачевны. По оценкам экологов, для реального самовосстановления территории понадобится не менее 100 лет.

Автор: Гирин Владимир Петрович

Интересно? Расскажи друзьям!
Портал «Наш Урал» - уже больше 10 лет предоставляем проверенную и достоверную информацию о достопримечательностях всего Уральского региона: от Полярного Урала до Казахстана.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments