На въезде в Белорецк располагается яркий и величественный монументПаровоз. Узкоколейный паровоз ГР-231, созданный в 1953 году, встречает жителей и гостей Белорецка. Однако не все туристы знают, какая история скрывается за этим памятником. Поэтому мы решили вам рассказать об уникальном железнодорожном объекте России – Белорецкой железной дороге узкой колеи. Удивительная история с трагичным концом, которой мы хотим с вами поделиться.

Фото с торжественного открытия монумента «Паровоз»
Источник: Башинформ

Что это такое?

Белорецкая узкоколейная железная дорога (БУЖД) соединила Белорецк с транссибирской магистралью в 1912 году. Ее существование сильно изменило образ жизни местного населения, превратило Белоречье в уникальный, неповторимый уголок Урала. Белорецкая узкоколейка соединила историческое наследие первых русских горнопромышленников, природу Южного Урала, традиции и быт горнозаводских поселков.

Маршрут памяти Алии Султановой
Монумент «Паровоз» – одна из точек маршрута по Белорецку, который мы создаем в память об Алие Султановой. Узнать об идее маршрута, кому он посвящен и подробностях его создания можно в нашей СТАТЬЕ

Начало истории

Строительство БУЖД началось в 1909 году по инициативе торгового дома «Вогау и Ко», который владел белорецкими заводами. Железная дорогая должна была соединить развивающийся промышленный регион с главной транспортной артерией России – транссибирской магистралью.

Тогда по всей России начинается экономический подъем, значительно увеличивается производство чугуна и стали, древесного угля, разрабатываются новые месторождения полезных ископаемых, выросли объемы заготовки леса.

Если сейчас вам может показаться выбор направления довольно странным, то спешим заметить, что на тот момент горная часть Южного Урала была заселена НАМНОГО плотнее, чем сейчас. Люди занимались выжигом угля, заготовкой леса, охотой и скотоводством. В тайге существовало множество выселков и хуторков.

Строительство Белорецкой узкоколейки.
Фото из архива Катав-Ивановскогокраеведческого музея

145 километров (по некоторым источникам — 150 км) железнодорожного полотна были проложены в тяжелейших условиях по горным ландшафтам региона за каких-то три года. Железная дорога связывала Катав-Ивановск и Белорецк.

Движение по железной дороге было запущено уже в 1912 году. Благодаря появлению железной дороги, старинный металлургический завод Белорецка значительно преобразился, а поселок Белорецк превратился в город Белорецк.

С 1912 года по 1914 год велось строительство 16-километровой ветки до Журболота, где добывали торф. Рабочей силы не хватало, поэтому строительством занимались наемные работники из Китая.

Сооружение узкоколейки Катав-Ивановск — Белорецк
Источник: архив Катав-Ивановского краеведческого музея

Также были проекты по строительству железной дороги до горы Магнитной. Ведь именно там производилась основная добыча железной руды для Белорецкого завода. Однако, Октябрьская революция прервала эти планы и начатое строительство прекратилось, так и не успев привести к результату.

После революции

После революции строительство узкоколейной железной дороги продолжилось. Одной из причин этому стало истощение запасов железной руды на Аршинском руднике, около Тирляна. Выбор новой ветки БУЖД выпал на Инзер и Тукан. Цель – обеспечить Белорецк топливом и транспортировать металл с заводов в Зигазе, Лапыште и Инзере. А также снабдить Белорецкий завод железной рудой с Туканского рудника.

Состав с лесом на мосту и сотрудники БУЖД на станции Запрудовка
Источник: архив Катав-Ивановского краеведческого музея

Строительство новой ветки началось в 1921 году. Участок до Ишли построили к 1924 году. Участки Белорецк-Инзер, протяженностью 126 километров, Ишля-Тукан – 53 км и ветка на Карталинскую запань, длиной 2 км, сдали к октябрю 1927 года.

Вспомогательные ветки к карьерам у Западной Майгашли и Тары, а также до села Зигаза, были построены чуть позже.

Новая эра

В 1926 году Белорецкий заводской поселок стал ГОРОДОМ. Он был частью огромной железнодорожной сети, которая пролегала по лесам и горам красивейших мест Южного Урала. Протяженность БУЖД была около 300 километров. А Белорецк стал столицей горнометаллургической империи.

Паровоз на территории Белорецкого завода

К 1940 году Белорецкий завод уже было не узнать. Он превратился в Белорецкий Металлургический Комбинат. Он представлял собой уже полный цикл производства от горнорудной добычи до сортопроката. А Белорецкая узкоколейка была полноправным подразделением комбината, на которой трудились тысячи человек.

Заправка паровозов через водонапорную башню в Тирляне
Источник: архив Катав-Ивановского краеведческого музея

Поезда ходили каждые два часа. В том числе существовала пассажирское сообщение. 8 пассажирских вагонов ходили каждый день из Запрудовки (Катав-Ивановск) до Белорецка и обратно. До 1979 года составы тянулись паровозами.

Начало конца

В 1967 году Белорецк и Магнитогорск соединились ширококолейной железнодорожной веткой, и отрезок Катав-ИваноскЮрюзанка было принято решение разобрать. Это было начало конца. Обезлюдело сразу несколько поселков.

В 1977 году Белорецк соединяется с Уфой ширококолейной железной дорогой. Она частично проходила по полотну ветки узкоколейки Белорецк – Инзер. И таким образом от БУЖД осталось лишь два направления – Белорецк – Тирлян – 87ой и Белорецк – Ишля – Тукан. В Тукане еще находился рудник, который нужно было связывать с Тирляном, где находилось сортовое производство и вагоноремонтное депо. А Верхнеаршинск сохранил узкоколейную железную дорогу только благодаря тому, что никакого другого сообщения с многотысячным поселком просто больше не было.

Поезд между станциями Шушпа — Белорецк
Фото 1965г. Автор: Виноградов М.

Но в 80-х и Верхнеаршинск соединили с Николаевкой грейдерной дорогой. Поэтому участок бывшей узкоколейки реконструировали в грейдерную дорогу от этого поселка до Верхнего Катава. А ветка Тирлян – 87-й км все больше приходила в упадок.

Конец

Белорецкий Металлургический комбинат в 90-х годах долго содержал затратную узкоколейную железную дорогу. Сотни рабочих мест, пассажирское сообщение между Белорецком и отдаленными поселками-спутниками. Но время играло не на руку БУЖД. И когда БМК был куплен промышленной группой МЕЧЕЛ из Челябинска, места для узкоколейной дороги в жизни комбината уже не оказалось. Что было вполне оправдано, потому что с экономической точки зрения Белорецкая узкоколейная железная дорога уже давно себя изжила. Хотя для жителей Урала БУЖД навсегда останется важным памятником истории.

Пассажирские вагоны-теплушки на линии Белорецк — Тирлян

И в 2002 году, в 100-летнюю годовщину БУЖД, было решено ликвидировать узкоколейную железную дорогу. Разбирали несколько лет в теплое время года. И в июле 2007 года были разобраны последние рельсы.

Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Ознакомиться со всеми достопримечательностями Белорецка, найти ох описания и фото можно в мобильном приложении КУДА! Скачивайте приложение уже сейчас в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Монумент «Паровоз»

Вот такая история, пожалуй, самой красивой железной дороги в России. Чудесные пейзажи, открывающиеся перед глазами пассажиров, перевалы через горные хребты, одинокие полустанки в заповедных лесах, мосты через бурные речки и бесконечная романтика горных долин.

Выемка в скале пос. Тирлянский
Следы от БУЖД

Узкоколейный паровоз ГР-231, созданный в 1953 году, стал олицетворением трудовой доблести Белоречья. И, конечно, напоминанием о существовавшей узкоколейной железной дороги, вдохнувшей новую жизнь в горные районы Южного Урала. Настоящий символ эпохи, на который вы все еще можете полюбоваться!

Карта БУЖД

GPS-координаты

Автор заглавной фотографии: Сергей Лукьянов
Источник
текста: Б. Прохоров «Белорецкая узкоколейная железная дорога» (электронный источник)

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments