Креативный кластер Домна весной 2023 года проводит «Неделю уральской драматургии». 16 марта состоялась лекция писателя и главного редактора журнала «Урал» Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена».

Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.

Что значит уральская драматургия?

По мнению Олега Богаева, уральская драматургия прежде всего связана с особенностями Урала.

Специфика Урала

Важно не только и столько то, что в наших краях «мало солнца и мы тяжелы на подъем». Олег Богаев, уверен, что обязательно нужно помнить: Урал — место древнейшей цивилизации, и человек здесь хочет фиксировать реальность, которую видит вокруг.

К сожалению, реальность здесь часто бывает невыносима… Но над ней всегда будет человек!

Основная тема уральской драматургии — маленький человек в предлагаемых социальных обстоятельствах. Основные образы — пространственная ограниченность, сжатое пространство наших квартир. Апокалиптичность мировосприятия.Олег Богаев
 Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Русский писатель-прозаик и драматург.

Д. Н. Мамин-Сибиряк написал две пьесы – «Золотопромышленники» (в редакции 1888 г. «На золотом дне») и «Маленькая правда». Последняя пьеса при жизни автора не была опубликована. В записных книжках писателя остался цикл незавершенных драматических произведений (источник https://voplit.ru/).

Пьеса Мамина-Сибиряка «Золотопромышленники» вошла в репертуар русских театров в конце 1880-х гг.

Мамин подходит к своей теме изнутри: каково самочувствие и положение человека буржуазного общества в этом обществе? Не отношения заводовладельцев и рабочих (об этом было в романах), а взаимоотношения внутри хищнического мира и тех, кто этот мир обслуживает —пенкоснимателей, как сказал бы Щедрин; в проблематику пьесы входят вопросы семейно-бытового уклада, нравственные принципы, поиски счастья.

Заглавие произведения, как известно, — часть его поэтики. Пьеса Мамина-Сибиряка больше известна под названием «Золотопромышленники», хотя сам писатель дал ей при доработке другое — «На золотом дне». Название «Золотопромышленники» предельно конкретно и точно указывает на объект художественного исследования, волнующий автора, привлекает своей новизной, специфичностью. Во втором — обобщенный философский смысл и, если вдуматься, то в самом противопоставлении «золота» и «дна» есть глубокая авторская идейная оценка. Пьеса раскрывает драматические и трагикомические аспекты погони за золотом, приводящей персонажей не к счастью, не наверх, а на дно — к нравственному падению.Е. А. Шпаковская

(Источник: https://elar.urfu.ru/)

Драматург пытается создать свою реальность. Драматург отчасти Демиург, он отвечает за сотворение мира из ничего.Олег Богаев
 Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.

Геннадий Кузьмич Бокарев

Советский и российский кинодраматург, прозаик. В СССР и за границей были поставлены четыре его пьесы, в том числе «Сталевары» (1972 год) во МХАТе, режиссер Олег Ефремов.

Благодаря Геннадию Бокареву был снят и выпущен на экраны телевизионный фильм Михаила Козакова «Безымянная звезда» по одноименной пьесе Михаила Себастьяна.

Геннадий Бокарев — автор повести «Мы» (1964 г.); киноповестей «Перед рассветом» (1964 г.), «Порченая», «Хочу, чтоб он пришел» (1966 г.), «Жених и невеста» и др., пьес «Сталевары» (1972 г.), «Сказка – ложь» (1973 г.), «Тоннель» (1986 г.).

Автор сценариев художественных фильмов — «Конфликтная ситуация» (режиссер Р.Х. Мурадян, 1981 г.), «Найти и обезвредить» (режиссер Г.М. Кузнецов, 1982 г.), «Здесь твой фронт» (режиссер Э.А. Гаврилов, 1983 г.), «Перед рассветом» (режиссер Я.Л. Лапшин, 1989 г.), «Приговоренный» (режиссер А.С. Кордон, 1989 г.), «Большое золото мистера Гринвуда» (режиссер И.М. Резников, 1991 г.), «Болевой прием» (режиссер Г.М. Кузнецов, 1992 г.), «Дорога на край жизни» (режиссер Р.Х. Мурадян, 1995 г.), «На полпути в Париж» (режиссер Я.Л. Лапшин, 2000 г.), «Сель» (режиссер Я.Л. Лапшин, 2003 г.) и др. (Источник https://cdooso.ru/)

Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.

Владимир Филиппович Балашов

Драматург, поэт, актер. Член Союза российских писателей. Лауреат премии Всесоюзного фестиваля массовых театрализованных представлений.

С 1950 по 1971 год — актер Свердловского ТЮЗа, на сцене сыграно более 100 ролей, в том числе роли А. С. Пушкина и Паганини.

На счету драматурга Владимира Балашова более сорока пьес в стихах и прозе. Среди них — поэтическая трилогия «Поэтом я взращен», посвященная А. С. Пушкину, драматический цикл «Творцы» (драмы «Легенда о Паганини», «Первая фуга Баха») и другие.

На основе грузинского фольклора созданы драматические поэмы «Вахтанг Горгасали» и «Хитон Христа».

Произведения драматурга переведены на многие языки, были постановки в других городах (например, «Бабы» (1985 год), постановка в Новосибирске), «Ленинградка» (1987 год) (перевод на словацкий язык и постановка на радио города Братиславы).

На 80% театр обслуживает низменные интересы. Человек всегда, во все время мечтал развлечься. Искусство становится искусством, когда изучает человека.Олег Богаев
 Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.

Николай Владимирович Коляда

Один из самых известных театральных деятелей Российской Федерации, драматург, режиссёр, педагог, театральный художник, редактор, издатель.

Автор более 120 пьес и лауреат литературных премий: Царскосельская художественная премия (2004), «Хрустальная роза Виктора Розова» (2006), Премия имени П.П. Бажова (2016).

 Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.

Постановщик более чем 60 спектаклей и лауреат театральных фестивалей: «Браво!» (г. Екатеринбург, 2008, 2012), «Ново-Сибирский транзит» (г. Новосибирск, 2010), номинант фестиваля «Золотая маска».

Образ и символ тяжелых 1990-х годов — решетки…наклонившийся, согнувшийся человек с зажатыми в кулаке деньгами. Тогда мы выживали. Все, что формирует нас, имеет отношение к драматургии.Олег Богаев
 Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Фрагмент презентации на лекции Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
В непростые 1990-е годы Николай Коляда захотел поделиться своим опытом драматурга, и открыл экспериментальный курс «Литературный работник» в театральном институте.Олег Богаев

Н. В. Коляда достиг высоких результатов в индивидуальном творчестве и проявил себя как талантливый организатор и наставник; он сумел организовать сообщество единомышленников, которые объединены идеей живого, постоянно развивающегося театра.

«Коляда-театр». Спектакль «Носферату». Фото: Полина М.
«Коляда-театр». Спектакль «Носферату». Фото: Полина М.
«Коляда-театр». Фото: Полина М.
«Коляда-театр». Фото: Полина М.

Уральская школа драматургии

Современные яркие представители «уральской школы драматургии»: Олег Богаев, Василий Сигарев, Александр Архипов, Ярослава Пулинович, Анна Батурина, Ирина Васьковская, Валерий Шергин, Владимир Зуев, Анна Богачёва, Екатерина Васильева, Юлия Ионушайте, Андрей Крупин, Светлана Баженова, Тая Сапурина, Полина Бородина, Дарья Уткина, Станислав Вальковский, Анжелика Четвергова, Ринат Ташимов, Ангиза Ишбулдина и многие другие талантливые драматурги, чьи пьесы идут в театрах всего мира.

Ежегодно этот список авторов дополняется новыми именами молодых драматургов.

Екатеринбург — город со своей театральной традицией. Уральскую школу драматургии упрекали в «чернушности». Но мы живем в этой реальности, и наша жизнь достойна серьезного разговора.Олег Богаев
Лекция Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.
Лекция Олега Богаева «Уральская драматургия: история, особенности, имена». Фото: Полина М.

О. Богаев заявляет, что уральская драматургия — это всероссийское серьезное явление. 30 лет жизни (если измерять человеческими мерками) — уже взрослый и состоявшийся человек.

Активная деятельность Николая Коляды по популяризации и продвижению современной драматургии и театрального искусства сыграла важную роль в успехе «уральской школы драматургии».

Структура уральской школы драматургии: «Коляда-театр», институт, кафедра литературы, книги и конкурсы.Олег Богаев
  • С 2003 года проводится Международный конкурс драматургов «Евразия».
  • С 1994 года проводится, с 2008 года возобновлен в ежегодном формате Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays».
  • В 2004 году возник «Театр в бойлерной» (читки новых пьес) и повлиял на распространение формата театральных читок в России;
  • С 2014 года работает Центр современной драматургии – площадка для экспериментов, где молодые режиссёры ставят пьесы молодых драматургов.
«Коляда-театр». Фото: Полина М.
«Коляда-театр». Фото: Полина М.

Уральский зритель

По мнению Олега Богаева, в 1990-е годы отношение к уральским драматургам было настороженное, зритель был другим.

Сейчас напряженность в отношениях театр — зритель исчезла. О. Богаев уверен, что после выхода из сложной ситуации, в которой сейчас находится наша страна, Россию и Урал ждет расцвет искусства.

Сейчас в Екатеринбурге есть два разных зрителя
Зрители, которые приходят в Театр Драмы. Зрители «Коляда-театра».Олег Богаев
Читать другие статьи в рубрике «Уральский характер»
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments