На следующий день, с большой неохотой покинув теплые и уютные спальники, мы, с помощью горячего чая, быстро приводим себя в рабочее состояние, вежливо прощаемся с нашей хозяйкой и, уже привычно, устремляемся на поиски очередного объекта из нашего списка достопримечательностей. Вскоре мы минуем, растянувшийся на многие десятки километров рабочий город-труженник Миасс (N54°58.920’ E60°06.137’), где производятся знаменитые на весь мир автомобили повышенной проходимости марки «Урал».
Город Миасс
В XIX веке этот город являлся основным поставщиком золота для Российского государства. Его окрестности заслуженно снискали славу «Южно-Уральского Клондайка». В 1824 году один из здешних приисков посетил российский император Александр I. Он собственноручно промыл 22 пуда породы, обнаружив при этом (сомневаюсь, что случайно!) самородок золота весом 8 фунтов 7 золотников (приблизительно 3,66 килограмма). В честь этого события прииск стал называться Царево-Александровским. В 1842 году местным мастеровым Никифором Сюткиным здесь же был найден знаменитый «Большой треугольник» — самый крупный самородок за всю историю добычи золота в России. Его вес составлял более 36 килограммов! В настоящее время этот уникальный экспонат хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.
Ильменский минералогический заповедник
С правой стороны, вдоль трассы тянутся темно-зеленые вершины Ильменских гор. Вот что написал о них в 1829 году профессор Берлинского университета, иностранный член Петербургской академии наук Генрих Розе: «Здесь на небольшом пространстве собрано огромное количество разнообразных минералов; невысокие горы и хребты, покрытые лесом, являются как бы естественным природным музеем, где можно видеть ценнейшие минералы, собранные сюда природой».
Действительно, начиная с XVIII века, в Ильменах было обнаружено более 200 различных минералов, среди которых — топаз, аквамарин, фенакит, циркон, сапфир, амазонит, корунд, турмалин и многие другие. Кроме того, в этих горах были впервые открыты 18 ранее неизвестных минеральных видов, один из которых – ильменит – был назван в честь этой местности.
В 1920 году, по указу Народного Комиссариата молодой советской республики, здесь был создан Ильменский государственный минералогический заповедник. К сожалению, его территория закрыта для посещения, но, желающие могут побывать в расположенном при заповеднике, уникальнейшем минералогическом музее, основанном в 30-е годы прошлого века российским академиком Александром Евгеньевичем Ферсманом.
Французский замок
Когда южно-уральское солнце прогревает местный воздух до комфортного состояния, наш автомобиль уже въезжает в маленький населенный пункт под названием Наилы. Сразу за последними огородами через реку Миасс перекинут навесной мостик из старых, полусгнивших досок. Оставив «Ховер» неподалеку, мы переправляемся на другой берег и берем направление на северо-запад. Сегодня наша экспедиция собирается отыскать один, очень интересный, но мало кому известный памятник истории – так называемый, Французский замок. Его руины находятся на склоне небольшой возвышенности, которую местные жители называют Французской горкой (N55°17.074’ E60°10.337’). На самом деле это, конечно, никакой не замок, а развалины бельгийской обогатительной фабрики по добыче хризотил-асбеста — минерала из которого делались огнеупорные материалы.
Построена она была в конце XIX века и успешно функционировала до 1914 года, пока власти не узнали, что вороватые иноземцы втихаря промышляют местным золотишком. Концессионное соглашение тут же было расторгнуто, иностранных подданных выпроводили из страны, а фабрика оказалась никому не нужной и в скором времени пришла в полнейшее запустение.
Через некоторое время мы добираемся до склонов нужной нам горки и по широкой, изъезженной квадроциклами тропе начинаем подъем. Вскоре нам на глаза начинают попадаться какие-то ямы и разрушенные фундаменты. Заросшие травой каменные лестницы указывают на то, что здесь когда-то были проложены пешеходные дорожки. И вот, наконец, впереди, показываются толстые стены, сложенные из природного камня. Это, скорее всего, главный корпус фабрики. Ниши, бойницы и мощный фундамент действительно создают впечатление, что перед нами остатки средневекового замка. В одной из стен зияет узкий и длинный проем, словно прорезанный ужасным лучом из фильма «Гиперболоид инженера Гарина».
От фабрики к вершине ведет прямой, явно искусственного происхождения, овражек. Когда-то здесь был проложены рельсы, по которым сверху спускали породу. На макушке Французской горки находятся два небольших карьера: один затоплен и превратился в крошечное озерцо, а другой представляет собой яму, глубиной около 30 метров. На его склоне можно обнаружить вход в заброшенную штольню…
Город Карабаш
Спустя пару часов экспедиция «Уральский калейдоскоп» уже въезжает в знаменитый на весь мир город-апокалипсис с древним пророческим названием «Карабаш» (N55°28.430’ E60°13.170’), что означает – «черная голова». Его окрестности напоминают марсианские пейзажи – огромные горы черных и фиолетовых отвалов, красно-оранжевая почва и, местами, полное отсутствие растительности.
Датой его основания считается 1822 год, когда золотоискатели обнаружили в этих краях рассыпное золото. Но в самом начале XX века в окрестностях Карабаша находят богатейшие залежи медного колчедана (халькопирита) и с 1910 года здесь начинает работать медеплавильный завод, построенный по самым новейшим технологиям того времени. К 1915 году в Карабаше производится около трети всей российской меди! После революции завод приходит в полное запустение, однако к 1925 году его удается восстановить и возобновить выплавку меди. В 1933 году поселок Карабаш получает статус города…
Медное производство является одним из самых вредных — выделяющийся при этом сернистый газ, попадая в атмосферу и вступая во взаимодействие с водой, образует серную кислоту, которая в виде осадков выпадает на землю. Такие кислотные дожди постепенно уничтожают весь растительный покров. По подсчетам ученых, за всё время производства карабашской меди в воздух было выброшено более 14 миллионов тонн ядовитых соединений! Протекающая здесь река Сак-Елга полностью отравлена – содержание некоторых химических элементов в ней в 500 раз превышает предельно допустимую норму. Недаром этот город долгое время считался самым грязным городом планеты! В последние годы руководство, наконец-то, задумалось об экологии — на предприятии были установлены фильтры и построены очистные сооружения…
Главной достопримечательностью города является гора Карабаш (она же – Лысая, она же – Золотая, она же – Поклонная). На ее вершине установлен один из самых больших в России поклонных крестов. Высота его – 12, а ширина – 7 метров. Под крестом, на склоне горы, камнями выложена огромная, хорошо видимая с трассы, надпись: «СПАСИ И СОХРАНИ!»…
Уральское Бали
Практически перед самым Кыштымом мы сворачиваем с трассы и уходим вправо, в сторону небольшой железнодорожной станции с кокетливо-девчоночьим названием «Тайгинка». Перед экспедицией стоит очередная задача: отыскать в жутком лабиринте пыльных грунтовых дорог живописнейшую «изюминку» этого района – заброшенный каолиновый карьер, носящий негласное, но очень многообещающее название – «Уральский Бали» (N55°40.637’ E60°35.778’). Для тех, кто не в курсе – Бали, это один из самых красивых островов в Малайском архипелаге, славящийся своими белоснежными пляжами и бирюзовой водой.
Вскоре мы с превеликим восторгом созерцаем интересующий нас объект. С первого же взгляда становится понятным происхождение его названия: небольшое озерцо великолепного лазурного цвета раскинулось среди ослепительно белых каолиновых берегов! Каолин — это такая глина, состоящая из минерала каолинита. Применяется при изготовлении фарфора, фаянса, керамики, огнеупоров, бумаги, резины, пластмасс, косметики, различных лекарств и, даже, зубной пасты. Надо сказать, что Кыштымское месторождение каолина является одним из самых крупных в России. Санитарные службы категорически предупреждают, что использовать данный водоем для купания нельзя, но местные любители экзотики, также категорически, игнорируют все их предупреждения.
По выходным здесь довольно многолюдно: кому-то доставляет удовольствие поплескаться в необычной цветной водичке, кто-то жарит шашлыки или просто гуляет, а фотографы облюбовали это место для шикарных фотосессий в стиле «лав стори». Хочу сразу же предупредить, что глина, это, все же, не морской песочек — у самой кромки воды она становится очень вязкой и вполне может засосать ваши ноги по «самое не хочу»…
Мы позволяем объективам наших фотоаппаратов вдоволь насладиться прекрасными «тропическими» пейзажами, затем набираем в полиэтиленовый пакет немного каолина (говорят, маски из него очень полезны для лица) и, слегка отдохнув, продолжаем нашу героическую эпопею…
Город Кыштым
Уже через полчаса наша группа колесит по улицам старинного города Кыштыма – южно-уральской столицы демидовской империи (N55°42.395’ E60°32.114’). В 1757 году Никита Никитович Демидов, сын основателя династии, построил на реке Кыштымке сразу два железоделательных завода – Верхний и Нижний. В скором времени слава о высококачественном уральском металле со знаменитыми «собольками» на заводском клейме распространилась по всей Европе.
К середине XIX века Кыштымский завод становится центром горного округа, куда, помимо его, входят Каслинский, Нязепетровский, Шемахинский и Теченский заводы. В начале 60-х годов XVIII века здесь была построена каменная церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов – единственная на Урале, сохранившаяся до нашего времени без изменений и перестроек. В XIX веке возводятся еще несколько храмов: Христорождественский собор, церковь Во имя Святителя Николая Чудотворца и, ныне заброшенная, Свято-Троицкая единоверческая церковь.
Благодаря уникальной гидротехнической системе, включающей в себя несколько плотин, прудов и каналов, Кыштым и по сей день называют «Уральской Венецией»…
Гора Сугомак и Сугомакская пещера
Из Кыштыма мы направляемся в сторону горы Сугомак (N55°43.514’ E60°26.505’), у подножия которой, на краю огромной поляны, находится уникальная Сугомакская пещера (N55°42.926’ E60°27.641’).
Необычность ее в том, что это единственная в Челябинской области карстовая полость, образовавшаяся в мощном слое белого мрамора. Большинство остальных уральских пещер формируется в известняках, реже – в гипсах. Протяженность ее ходов – 123 м. С правой стороны от входа в пещеру можно разглядеть высеченный на скале барельеф В.И. Ленина.
На другом конце поляны из-под небольшого, выложенного камнем, свода вытекает симпатичный ручеёк. Это — родник «Марьины слёзы». Рядом с ним установлен аншлаг с изображением грустящей о чём-то девушки, сидящей в позе знаменитой васнецовской Алёнушки…
На этой поляне у нас запланирована встреча с нашими интернетовскими друзьями из города Озёрска — известными туристами, авторами нескольких книг о родном крае – Александром и Ириной Богатовыми. До назначенного времени у нас остается еще около двух часов, и я решаю, что мы вполне успеваем прогуляться до вершины Сугомака, тем более что туда ведет хорошо натоптанная тропа…
Некоторые экстрасенсы утверждают, что эта гора является «местом силы», поэтому каждые выходные сюда поднимается множество людей, чтобы подзарядиться положительной энергетикой. Ну, или просто полюбоваться открывающимися с вершины потрясающими видами…
Вот что писал о горе Сугомак в 1904 году в «Иллюстрированном путеводителе по Уралу» известный уральский журналист и краевед Виктор Александрович Весновский: «С вершины горы развертывается перед взорами туристов чудная и грандиозная панорама. Горизонт открыт на 60 – 70 верст. На запад, насколько хватает глаз, тянутся горы. Точно разбушевавшееся безбрежное море окаменело вдруг по мановению какого-то волшебника. Здесь нет тех резких контуров, которые свойственны, например, Кавказу… Но Урал поражает своей спокойной мощью. Это беленный сединами старец, проживший многие геологические века. При замечательной прозрачности горного воздуха, несмотря на 70 – 80-верстное расстояние, ясно видны вершины Таганая и Уреньги. Ближе обрисовывается красавица Юрма… Но на востоке — полная противоположность. Здесь нет ни одной горы, ни одного значимого холмика, зато масса озер, начиная с небольших и кончая целыми морями, как Увильды. Глядя с горы, трудно сказать, чего здесь больше – земли или воды».На обратном пути я совершаю досадную оплошность: целиком и полностью доверяюсь одной из троп, на которой виднеются многочисленные следы от «квадриков», ошибочно предположив, что все дороги здесь должны выводить обратно к пещере. Когда я замечаю подвох и включаю навигатор, становится ясно, что мы давно уже обошли стороной нашу поляну и идем куда-то в сторону Кыштыма. Как раз в этот момент раздается телефонный звонок: озерчане, прибыв на место встречи и не обнаружив нас, начинают беспокоиться. Я успокаиваю их и сворачиваю с предательской тропы прямо в бурелом. Минут через двадцать, ориентируясь только по навигатору, мы, наконец-то, выходим к нашему автомобилю…
Гостеприимные хозяева, от имени всех туристов Челябинской области, вручают нам большой каравай местного хлеба и дарят одну из своих книг с символичным названием: «Люди идут по свету». В ответ я преподношу им кристалл горного хрусталя, найденный в отвалах Астафьевского карьера. Затем мы совместно исполняем несколько туристских песен, среди которых – гимн нашей группы: «За туманом и за запахом тайги…», а Ирина, довольно профессионально, аккомпанирует нам на гитаре……К сожалению, обстоятельства складываются так, что нам приходится прервать нашу экспедицию и спешно возвращаться домой. Некоторые из намеченных нами объектов так и остаются необследованными. Так что теперь — развалины динамитного завода, гора Егоза, Курочкин лог, Сунгульский скит, Вишневые горы и многие другие достопримечательности — будут с нетерпением дожидаться неугомонных затуманщиков, чтобы открыть им свои тайны и красоты…