Маршрут поездки: Белорецк — Улу-Елга — Ишля — Тукан — ур. Казмаш — Арышпарово — Инзер — Искушта — Лемеза — Сухие горы — Катав-Ивановск — Усть-Катав.
О маршруте
Нужно сразу объяснить, почему был выбран именно такой маршрут, предполагающий ухудшенные дороги, вплоть до полного их отсутствия… Зачем нужно было загнать себя в ловушку, при том, что дороги в Башкирии есть, и по ним можно приехать в тысячу интересных мест?
Да затем, что маршрут этот сидел в голове с 2012 года, с первой нашей поездки в Башкирию, когда мы от Бред и Сибая собирались в начале мая, за 10 дней, достичь Усть-Катава, что оказалось нереальным по нашей физподготовке. Маршрут тогда включал грунтовые, и вообще неведомые участки, в частности Зигаза-Аисово, через Худайбердино. Конечно, у нас имелись запасные варианты и объезды, но мне хотелось смоделировать ситуацию, как оно могло бы быть, доберись мы тогда до Зигазы.
Нужно было выдернуть эту занозу – Зигазу: если есть дорога на север – значит мы могли там пройти в 2012-м, а если нет – значит мы влипли бы тогда, и дорогам на старых генштабках верить нельзя. А тысяча других интересных мест – она чуть подождёт.
На случай полного отсутствия дороги через, давно уже несуществующие, деревни Худайбердино и Зилим – я всё же подстраховался, нарисовав треки через Тукан и урочище Казмаш, надеясь, что рыбаки дороги к Инзеру всё же накатают. В крайнем случае к Аисово можно было проехать большим крюком через Толпарово.
Прогноз передавал грозу на третий день пути, после обеда, и мне хотелось достичь района Казмаш-Аисово посуху, а во время дождя побегать там пешком на хребет Зильмердак, да на скальные выступы Инзера. Уже в последний день перед отъездом, в сотый раз рассматривая спутниковые фото, я представил себя местным башкиром, и вдруг понял, что дорога к Худайбердино – в этом урочище и закончится, каким-нибудь хутором, или просто покосом, и что дорога на север может быть только одна – рыбацкая, и идти она должна только от Тукана.
Догадку сию подтвердили потом все, встреченные нами: что дороги на север от Зигазы сейчас нет, да и от Тукана – тоже нет, а если и есть – то тропа, что нас как бы и устраивало. К тому же, через Тукан – мы наверняка успевали к берегу Инзера до грозы, а через Зигазу – мы бы встряли там, в начале хребта Зильмердак, и притягивали бы великами все молнии.
0 день: отъезд
Вот с такими, более-менее прояснившимися, дня на четыре вперёд, перспективами, мы и прибыли упакованными на вокзал Каменска. Спасибо провожавшим товарищам за доставку и перетаскивание вещичек вокруг стоящих поездов.
При посадке начались обычные тёрки с требованием оплаты багажа. Ситуацию разрулил только начальник поезда, хоть и не сразу, но разглядевший в отдельном билете большие буквы ВЕЛОСИПЕД.
Вагон достался новый, но мы к этому были готовы: педали и рули скручены, колёса спущены, и велики легко улеглись на верхних полках. Вагон был полон детьми-тхэквондистами, едущими на море. Дети шумели, но силы их были конечны, и без допинга они вовремя засыпали (в отличие от, попадавшихся в другие разы, вахтовиков). Дети два раза засоряли биотуалет, кислороду из-за закрытых окон не хватало. В общем, на перрон Белорецка мы вышли с радостью.
1 день: Белорецк-Ишля
Охрана долго совещалась, пускать ли нас на вокзал. Мы могли бы собрать велы и на улице, но дуло с севера немилосердно, и побрызгивало к тому же. В разгар распаковки, из кабинета выплыла, уже знакомая нам (по 2015 году), начальница вокзала, оправдавшая строгость охраны, и дополнительно посторожившая нас. При этом на вокзале, из пассажиров, было только двое нас. Да и правда, чем ещё заняться железнодорожникам, не билеты же на велосипед научиться оформлять ))
Собрали велы, пообедали, подружились с охраной, нежно поблагодарили начальницу – да и вышли в ветер и морось, дующие нам в лицо, причём так, что птицы не летали, и пешеходы ходили вдоль стенок.
Тормознулись на остановке, километрах в трёх от города. На лавочке сидел бодрый башкир 72-х лет, скромно признавшийся, что он – бомж, и что он не ждёт тут автобус, и никуда не идёт… Да… а нам и поделиться нечем, всё слопали на вокзале.
И мы, тоже бомжи, покатили к стеле, в честь строителей Белорецкой ж/д – огромной кирке из нержавейки. Когда-то здесь шумел лес, и деревни были связаны подобиями дорог, а теперь мы видим коптящие трубы заводов Белорецка, хороший асфальт, и однопутную ж/дорогу – и думаем, что так было всегда, и что-то рассуждаем ещё о теперешней экологии… А что о ней рассуждать, если она давно порушена — вот этой киркой, да бензопилой.
Пока фоткались – выглянуло солнце, и жизнь вроде наладилась, но ветрюган снова пригнал низкие тучи с моросью. От Серменево начались подъёмчики и хороший лес, но вмордодуй шёл точно вдоль коридора, аж порой срывал со шлема очки. Дотянули до прошлогодней стоянки Ияза и компании, перед Улу-Елгой, но силы ещё есть, и решили продвинуться дальше.
Нашли в Улу-Елге магазинчик — согрелись, купили хлеб и печенье, а хотелось сыра, но вечером сыра уже нету. Асфальт кончился, начался хороший грейдер. Едем вдоль реки, а на другом берегу – железная дорога, а Сергей писал в прошлом году, что поезда мешали спать. Вот мы и катим подальше.
Так и доехали до Ишли. Странно, но магазин ещё работал, и в нём был сыр! Продавщица между делом поведала, что леса вокруг рубят со страшной силой, и куда-то всё увозят, что людей осталось мало… То, что Башкирию вырубают – попадалось нам в сети и раньше, люди кляли верхнее руководство республики, но потом забылось, и вот, теперь вдруг – проблема коснулась нас, едешь в такую даль, в лес, а там окажется выруб… Ну, а у нас что? Да то же самое – район Щучьего вырубается, реки и озёра сохнут.
Покатили к колодцу, а там ещё один… персонаж — подвыпивший столяр-краснодеревщик. Грамотная речь, культур-мультур прослеживается, предложил изготовить что угодно, хоть даже ящик — в размер, или на вырост, но мы отказались, рано нам ещё, в ящик-то))
Колодец оказался скважиной с насосом, мы затарились водой, и покатили дальше, оставив столяра скучать на пустынной улице.
Свернули влево на первом же своротке после Ишли, перешли речушку, продвинулись чуть вперёд, через поле, перепрыгнули ручей – и встали на следующем покосе, за деревьями. Холодный ветер не прекращался, но нам было вполне уютно. На костёр пошли остатки давно сгнившей ограды, сварился чай и суп, встала палатка – походный быт налаживался. Птицы поют. Связи нет. Сняли клеща. Спали крепко, в походе только и выспишься.
2 день: Ишля — урочище Казмаш
5-00, подъём. Холодрыга, у меня спальник тёплый, а вот Женя подмёрз. Ветер фигачит, не прекращаясь, по прогнозу он весь день должен быть снова в лицо.
Кофе-каша-чай, в 8-30 стартовали. Ветер встречный, но грейдер петляет, и ветер скользит по верхушкам елей. Ветер бьёт в холмы, закручиваясь на обратном склоне так, что дует нам в спину при подъёме, и тормозит на спуске, и мы не жгём колодки. Хм… пока что нам везёт! Слева открывается Большой Шатак – знакомая двойная вершина. Сфоткали поворот на Исмакаево, на сколько видно – грейдер в ту сторону тоже неплох. Так что в 2015-м мы вполне могли бы проехать по вот этому участку, через Исмакаево и Ишлю, вполне живописненько здесь.
Бзяк, спросили местных про дороги: от Зигазы на север – нет дороги, а от Тукана – есть, только свороток на неё — от грейдера, что по правому берегу Зигазы. Ладно, пока всё совпадает.
На обед встали перед подъёмом к Тукану – справа, у ручья, открылась уютная стояночка, как Женя и мечтал, чтоб был стол и лавки. Напоролись супешника, и весело покрутили в гору, затем спуск, и вот, на открытом месте — большое село, и рыжие отвалы, как под Богдановичем, только добывали здесь не глину, а руду для Белорецка, и возили по узкоколейке – руду и лес. Целая сеть железных дорог здесь была.
Тукан — крайняя точка Башкирии, куда ступала нога велокаменца ))
Появился Мегафон 2G, скинули треки. Нашли в центре колонку, качели, и памятник Ленину, призывающему бесплатно воспользоваться всеми этими благами. Про дорогу нам сказали, что её нет. GPS глюканул и потерялся, и пока искал спутники — мы ещё побеседовали, через забор, с молодым башкиром: дорога-то есть, но на плато она теряется, а на спуске – как тропа, и зачем мы едем на север, если на запад, через Бутаево-Бакеево интересней? Хм… Бакеево – оно уже есть в планах, но сейчас нам надо на север.
Время поджимает, а хотелось посмотреть на карьер, за рыжими отвалами. На окраине Тукана ветер набрасывается на нас с такой силой, что если мы сейчас поддадимся, и поедем к карьеру, по ветру – то обратно нам уже не выкрутить. Да что ж мы, брошенных затопленных карьеров не видали? Нам природа нужна! И мы валим вниз, против ветра. Запруда, водоём, а мы — дальше вниз, вдоль покосов. Затем поворот на север, и в подъём.
Дорога просто отличная – твёрдая и гладкая, мы пофоткались на верху холма, затем спуск, на плоскаче начались лужи, а у речушки пришлось развьючиваться и обносить разлив метров 50. Тут же начала кусаться мошка.
А вот дальше началось то, что все местные называли Ябага, (и действительно, на карте так и значится — урочище Ябага (тюрк.,казах., руно грубой, степной овцы)) – крутой каменистый подъём с набором метров триста… и всё пешком, километра два в гору. То есть началась, я бы её назвал, «навигационная болезнь» — это когда смотришь в навигатор: осталось километров пять, и ты думаешь, что проедешь, или пройдёшь их за столько-то… И тут дорога ухудшается, и расчёты времени можно засунуть себе в… сапог. Потом ты смиряешься, удваиваешь время – и тут дорога снова значительно ухудшается, и ты засовываешь новый расчёт – в… другой сапог. В общем, эту Ебалгу мы никогда не забудем, примерно как и Куперлю… А когда мы оказались на высоте 830 – вопрос, где ночевать, уже не стоял, всё равно нужно спускаться. Я ещё пошутил про фонари… Северный склон оказался влажным, и в сумерках велы начало таскать по рыхлым колеям и лужам, два раза я завалился, не разгонишься, а времени уже 21-15, добрые туристы уж спальники стелят.
И тут нам навстречу – УАЗик, с тремя колоритными русскими в камуфляже. Парни удивились гораздо больше нашего – они-то ехали домой, в Тукан, с неудачной рыбалки, а куда несёт в ночь нас?!! Удивились, что мы знаем слово Казмаш. Вот видишь, Паша, объясняли они самому пьяному, не зря мы столько деревьев попилили, а ты говорил! Но предупредили, что дальше Казмаша дороги всё равно нет. Попрощались мы по-быстрому, и продолжили спуск, гадая, какие стволы они попилили. А ниже – как раз и начались расчищенные завалы. Т.е. нам опять везло: наверху мы ехали по примятой УАЗиком траве, на спуске – не пришлось перетаскивать велы через завалы. И всё равно, время перевалило за 22, дорога пошла левее трека, идём уже с фонарями, наконец в 22-30 мы выехали на огромную поляну – бывшую деревню Казмаш, а за ручьём – ещё одна поляна… Травища выше колена, берег Инзера обрывистый, коростели скрипят, мошка кусается, побегали мы в темноте минут сорок – да и приткнулись между двух черёмух посреди поля. Быстро развернулись, сварили кашу, сожрали, и в 1-30 вырубились.
3 день: Казмаш и поиск дороги
7-15, подъём. Это конечно аварийный случай – идти с фонарями, в июне! Фиг выспишься с таким графиком. Утром осмотрелись – ничуть не лучше, всё то же бестолковое поле, орут коростели, штук десять. Сняли клеща. Ладно, надо искать дорогу. Женя остался на хозяйстве, а я в сапогах пошёл в разведку. Казмаш – речушка, впадающая в Инзер, а дороги к Аисово должны быть две: по холмам, и вдоль Казмаша. Ходил часа два, нашел останки автомобильных насыпей, колей и бродов. Получалось так, что дорога по холмам заросла травищей, а которая вдоль реки – та часто ныряет в реку, и идёт по камням, по мелководью. Тащить велы против течения – нам такое конечно не вариант. Вернулся, Женя сказал, что и по травище вверх – тоже так себе вариант. Ну что ж, остаётся разведать броды через Инзер, в направлении Кызыл-Ярово.
Дело явно к грозе. Пошёл я к Инзеру, и тут оказалось, что реки-то мы ещё и не видали — основное русло скрывалось от нас за островом. Воды – до плавок, течение среднее, но с грузом будет тяжко. На три километра — пять бродов, первые два из них – серьёзные, особенно второй. Колеи есть, прошлогодние, а после трёх бродов – уже свежие следы автомашины. Начался дождь, штаны от травы мокрые, и я ходил в сапогах просто на босу ногу. Мошка кусается, кровь везде течёт, а в живот впился клещ, и так это всё меня достало, что клеща я выкрутил просто пальцами, т.е. отыгрался на клеще)). Зато нашёл уютную стоянку перед последними двумя бродами, и следы в сторону Кызыл-Ярово.
Сварили супешник, едим и думаем. Я-то набегался уже, ноги стёр, и сегодня лучше отдохнуть, а Евгений полон сил, и рвётся штурмовать Инзер — дальше хоть дорога есть. И чувствуется, что матросы без дела перегорают, и начнут разлагаться. Да и место тут… мошка, коростели, холод в низине, и дров нет. Ладно, вот тебе, Женя, первый брод, пройдёшь его — значит и остальные пройдёшь. Собрали влажные пожитки и в 17-40 стартовали, перешли три раза реку, и в 20-20 прибыли на стоянку, в трёх км ниже по течению. Временами налетал дождь, а от мошки чесалось уже всё.
На фотке — первый брод. На втором было сложнее, и шёл дождь, поэтому было не до фоток.
Третий брод — глубина есть, течения нет.
Развели костёр, просушили шмотки, и не поздно легли. Птицы поют, не переставая, даже ночью, ухают и гукают, а днём – вообще концерт. Лесные запахи, речные… не вонючие исетские.
4 день: Выход на дорогу
5-00, подъём. Позавтракали и пошли купаться, как учил Семён — холодно, но нужно.
Ещё два раза перешли протоки и вроде поехали, но дорога раздвоилась: одна — круто в гору, другая – вниз по течению. Пошли в гору, в расчёте подсечь дорогу с Кызыл-Ярово. Подсекли… раньше расчётного, и слишком наезженную, и глина после вчерашнего дождя, и в гору. Упахались топать пешком. Потом вниз по глине, вышли на дорогу вдоль Казмаша, мощёную камнем, опять фиг поедешь. Брод через Казмаш. Дальше вообще какой-то таганай начался – каменюки в грязи. Последние километра полтора мы всё же немного ехали.
Вышли на грейдер у моста через Казмаш. Пообедали, постирались, отмыли и смазали велы. За три часа прошло три машины, Аисово за поворотом – тупик дороги. При этом грейдер — идеален, а мост добротно сделан из брёвен. Заглючила горелка, потерялся кусок тросика для прочистки, пришлось откусить от запасного тормозного, прочищена, заработала.
Погнали на север. Началась башкирская красота: холмы, покосы, стога и ограды. Арышпарово: связи нет, магазина нет, живности полно.
Нукатово – всё аналогично, на склонах – берёзки, хороводами вокруг рухнувших берёз-старух. Колонок нет, воду берут прямо из речки.
Дальше, километрах в полутора, нашли местечко для ночлега. Есть ручей, а дров – умотаться. Огромный склон вырублен под ноль, и на поляне – остатки сучьев. Причём так вырублен, что с дороги не увидеть – за поворотом оно, а на Гуглофотке лес ещё цел. Женя попробовал поймать связь с вершины холма – безуспешно. Третьи сутки, с Тукана, мы без связи.
Во время умывания телефон выскользнул из кармана в ручей – выловил его, вскрыл, вытряхнул, взял с собой в спальник, сушил на себе, в нём жеж все карты и треки.
5 день: Инзер — Ассы
5-00, подъём. Смартфон заработал. Зато кончился литр бензина – как раз на полпути, ну ничего, сегодня в Инзере докупим – и в огонь летит ненужная бутыль из-под «Галоши».
Грейдер идёт вдоль речушки Нукат — скалы, зелень, всё тихо и красиво. Километров за пять до Инзера появляется связь, валят сообщения о пропущенных звонках из МЧС. Перезвонили — спрашивают, покинули ли мы их район. Да щас, у нас всё в самом разгаре.
Скинули в Страву треки. Вышли на трассу, покатили через Усмангали к Инзеру – красота кругом, уральская Швейцария. У заправки Башнефти тормознулись, и узнали, где хозтовары. В продуктовом взяли хлеба, пару банок тушёнки, яблоки, морковь, гречку. Хлеб свежий… шофёр, таская лотки, спросил, что мы видели, и много ли рубят лес? Сказал сволочи – в адрес дровосеков.
Бензина не было нигде, продавщицы даже не слыхали про «Галошу», растворители есть, а бензина нет, предлагают купить газовую плитку и газ, газу у них полно. А на Куперле мы жгли, хоть и с проблемами, 92-й бензин… Значит можно попробовать жечь 95-й, он почище. А во что его набрать, и кто утром сжёг литровую бутыль? Вот так, потеряв полдня, мы возвращаемся на ту же заправку Башнефти, и покупаем два литра 95-го — в пятёрку из-под воды. Потом каждый день постепенно добавляем этот фиговый бензин с водой — в баллон горелки, надеясь, что она не заметит. И она действительно забарахлила только в Усть-Катаве, в последний обед.
На окраине Усмангали спустились к Катаву и встали на обед. Первый жаркий день, шевелиться неохота, мониторим погоду. Сегодня, и ещё два дня – сухо, потом мощная гроза, потом день сухо, потом дожди с холодом, так что двигаться нам надо, и побыстрее, асфальт ждёт.
Сразу – в подъём, для того и обедали )) По скоростной трассе спокойно разгуливают коровы, они тут везде, даже в Инзере – ходили и лежали прямо возле магистрали… ни ограды, ни привязи… вообще ни у кого нет привязи – вся живность ходит сама по себе, по склонам и по дорогам.
На вершине подъёма встречаем компанию на велах – приехали из Уфы, кататься по горам. У них так принято: приехать утренней электричкой (три часа езды) в эту Швейцарию, или Альпы, как они называют, накататься-накупаться – и домой, вечерней электричкой. Но время у них из-за этого ограничено, беседуют коротко – и уезжают. А мы ещё ходим и осматриваем красивую ограду с солнцами, и домик, сделанный целиком из коры.
Потом летим следом, изумительная дорога, подъём, скоростной спуск к Ассам. На въезде сворачиваем вправо, через посёлок, чтобы найти у реки прошлогоднюю майскую стоянку Ияза. У жителей посёлка на поляне собрание, они кричат нам, что там тупик, но мы целеустремлены, нам нужна ночёвка. Потыкались в лесу, за посёлком – не нашли стоянок, а на берегу крупный булыжник, минут сорок потеряли. Катим обратно, собрание смеётся, но подсказывает хорошее место на другом берегу, рядом с бывшим подвесным мостом, только надо проехать через автомобильный, и немного назад. Ладно, послушаемся на этот раз.
На плакате написано:
Волшебство самой природы
Удивительной красы
Вас с улыбкою встречает
Благодатный край Ассы!
Проехали через Ассы, через Инзер, и по каменистому грейдеру вдоль железной дороги – назад, километра полтора, и оказались напротив того же посёлка. Местечко действительно хорошее, но такое в округе – одно, и, если вечером припрутся на машинах – нам деться будет некуда. Остались мы, а никто и не припёрся. И было тихо, мирно, поезда ходили раз в два часа, и нисколько нам и не мешали. Связь есть, 4G, хоть домой вечером позвонили ))
6 день: Ассы — Лемеза
5-00, подъём. Плотный туман над Инзером, по прогнозу должно быть солнце, но у нас туман до 9-00 — инверсия. Пофоткал старый подвесной мост – наверное стал не нужен, с постройкой автомобильного. Даже в таком состоянии, мост — получше наших каменских мостов, стели доски и ходи – он и ровнее, и с боков сетка.
Выезжаем обратно на трассу, красота во все стороны: железная дорога, холмы, поля… От переезда заехали в Ассы, нашли колонку, заправились водичкой. Сейчас нам нужно увидеть Розовые скалы, и залезть на них – вот мы и сворачиваем с грейдера, на красивый покос. Вид – точно, как на фотках в инете: река, скалы, поворот железной дороги…
Нам нужно дальше, по грунтовке наверх. Неожиданно упираемся в забор, развьючиваемся, и проползаем под колючкой. Едем дальше – теперь упираемся в стену трёхметрового березняка, дорога напрочь заросла. Катим обратно, проползаем под колючкой, спускаемся на грейдер – чтобы снова начать подъём. Снова топаем пешком, подъём весьма крут и долог, но кончается и он – и мы сворачиваем влево, чтобы выйти на Розовые скалы сверху. Тычемся по четырём разным дорогам, но три из них упираются в карьерчики по добыче плитняка, а четвёртая – старые глубокие колеи, дохлый номер… Автобус с нарами — убогое жильё работников (или рабов) карьера, поддоны с уложенным плитняком — лемезитом (отделочный камень, даже станцию метро где-то хотели им украсить).
Возвращаемся на грейдер и спускаемся к Бришу. Посреди спуска навстречу попадается группа с ВелоУфы, человек 15, как и вчерашние уфимцы — тоже приехали покататься по горам, так же немногословны, и торопятся.
Зато мы никуда не торопимся, фоткаем и наслаждаемся видом села Бриш (что Париж.. Вот увидеть Бриш — и можно умирать). Местные детишки тут же, на склонах, собирают землянику, прямо вдоль пыльного грейдера. Может она в других местах не растёт? Как-то это не хорошо, по обочинам ягоду собирать…
На выезде из села, слева, перед подъёмом, находим ручей, и встаём на обед. Интернет 3G: хорошей погоды – два дня, сегодня и завтра. На водопад и Сухие горы – в два разных места никак не успеть. Вспоминаю, что горы у меня – в приоритете, а дороги на Атыш может и не быть вовсе. Значит едем в горы.
Хороший подъём от Бриша – и обед почти полностью проваливается. На перевале находим беседку, мостик к ней через канаву… из травы торчит металлическая ель – всё брошенное и заросшее. Может, раньше здесь отдыхали путники, после подъёма, а сейчас путники проносятся в иномарках, нещадно пыля, и не нужен им здесь отдых.
Женя находит в траве лося – большого, тоже железного, трава уж затянула его. Мы с трудом его поднимаем, приваливаем к берёзе, приделываем рога, голова его – как решето, вся пробита дробью… Варвары. Если домик из коры, что был вчера – надо его замусорить, если фигура лося – надо его расстрелять…
Длинный спуск к Искуште, летится изумительно! Заезжаем в магазин, берём хлеба, яблок и банку сгухи, Женя что-то по молоку соскучился, хотя сухое у нас везде идёт – и в кофе, и кашу. Тут же к нам привязываются две собаки – ну и ладно, ничего не даём, и катим на выход, мимо речушек. Подъём вдоль Лемезы, развилка на Бедярыш – а мы продолжаем ехать прямо, по старому грейдеру. Тут конечно ям побольше, но посуху – нормальная дорога, как в парке. А одна собака-то всё бежит с нами… и без ошейника она, и похожа на волка… И когда мы батончики едим – она просит пожрать, но мы непреклонны и не делимся, пусть идёт домой. Пробовали камнями отпугнуть – она думает, что играют с ней, бежит и бежит рядом, километров десять уж от села…
Один ручей – переехали с ходу, а второй – целая речка по колено, пришлось перетаскивать. Тут, у разрушенного моста, и решили ночевать, немного не дотянули до брода через Лемезу. Встали на насыпи, рядом досок полно, обрезь – подъезд к броду гатить, ну, мы немного взяли на костёр. Варим гречку, и голову ломаем, что же нам с собакой делать. Такая же фигня, как с бензином вчера — первый раз в жизни пришлось его покупать))) Ни я, ни Евгений, с собаками не жили, давай вспоминать, как кормить. Она сидит, в кастрюли вроде не лезет, но и не отодвинешь в сторону… А у нас еда точно рассчитана, нет у нас лишнего ничего, кроме гречки. Ладно, наварили каши побольше, тушёнкой поделились, и на плоский камень ей выложили – слопала дочиста. Спать легла рядом с палаткой, ночью облаяла кого-то, охраняла значит. Пока вечеряли – через брод три раза проехали внедорожники. Связи после Бриша – нет, значит опять нас потеряют.
7 день: Лемеза – Сухие горы
5-00, подъём. Ночевали мы на границе между Башкирией и Челябинской областью, вот эта речка Саля – и есть граница. Собираемся, собака спокойно полёживает.. прокормить-то мы её прокормим, хлеб есть, но она ведь и в город за нами побежит, и в вагон поезда запросится… Хотя, наверное, переживали мы зря, лесному животному не нужны грейдер, асфальт и город.
Покатили к Лемезе, три машины вчера прошло, значит сможем перейти. Брод оказывается несложным – вода выше колена, течение спокойное, Женя даже босиком бродит. Вправду сказать, ноги после того ещё, босого хождения в сапогах, не зажили, и вчера Салю мы переходили босиком, но с Лемезой я шутить не хочу, брожу в сапогах, несмотря на аццкую боль. В прошлом году на ней двое или трое погибли, ниже Искушты, и здесь на левом берегу стоит памятник погибшему туристу.
Пока перетаскивались – ещё внедорожник к Искуште прошёл, то есть дорога всё же функционирует.
Дальше пейзаж меняется: грейдер становится шире, ям – меньше, берёз вокруг – больше, собака радуется жизни.
На окраине Лемезы навстречу нам бегут и хрюкают весёлые грязные свиньи. Наша волчица оживляется, но не нападает — видать воспитанная.
Катим через деревню: колонка есть, магазин работает через день (вт, чт, сб), а у нас понедельник, то есть до Катав-Ивановска магазина не будет, связи нет, зато в чьём-то дворе стоит деревянный храм – страна контрастов. Сухие горы — видны через речку, поле и лес. По плану, нам надо рвануть из деревни прямо в горы, там должна быть грунтовка. Переезжаем речку по мосту, находим грунтовку, но она, совершенно не проезжая: разбитые глубокие колеи, изрытые квадроциклами. Это только пешком можно идти, а завтра – гроза, оттуда не выбраться будет. У начала дороги строится могучий гостиный двор — два этажа, с колоннами из елей, в обхват — рекламные баннеры обещают незабываемые поездки на снегоходах. Называется хозяйство «Лемеза-сити», ага, сити-Гаити))
Дальше – у нас два варианта подобраться к Сухим горам: по грунтовке (у меня отмечено их аж три), либо по грейдеру, через бывший кордон Нильский, но для этого нужно проехать вдоль всего хребта… зато после грозы грейдер останется проезжим.
Вышли на хороший грейдер (который с Бедярыша), набираем скорость, навстречу пылят лесовозы – строится тот самый гостиный двор. Грейдер ровный, но щебень так и пуляет из-под колёс. Волчица наша начинает отставать, мы взвинчиваем скорость до максимума, пытаясь оторваться… не понимая, что лесная собака всё равно не сможет долго бежать по камням, да в такой пылище. Дико крутим минут тридцать, потом съедаем батончик – и нас отпускает. Даже грунтовки к горам нормально не рассмотрели из-за этой паники, но общее впечатление, что дороги — или заросшее всё, или — разбитая в хлам лесовозка, и пилят, слышно, не далеко, чтоб быстрее возить в своё сити.
Потом вдруг появляется асфальт, и мы легко долетаем до поворота на кордон, здесь же и мост через речку Нила, и слияние её с Сорвой – и самое место и время пообедать. Место очень хорошее – солнечный пляж, река по шею, и мы сразу варим, купаемся, и стираем шмотки, а пока едим – всё высыхает на жарком ветру. Рядом расположилась парочка молодёжи, на авто, жарят шашлыки — бомжи на велосипедах им крайне не нравятся, про завтрашнюю грозу ничего не знают — считают, что наоборот, установилась хорошая погода. Когда есть крыша — можно конечно и позаблуждаться ))
Катим к Нильскому, грейдер – такой же, как вдоль Лемезы, хорошо едется, начинаем скучать по волчице… Хоть и вонючая она, но привыкли. Обвалившийся мост через Сорву, рядом брод и крест. Останки кордона – большая поляна и столбы ворот, дальше – коровник и коттеджи, но ворота заперты, никого не видно и не слышно, и не пахнет ничем коровьим, хотя на старых фотках с Гугло-улиц — у ворот стоял мужичок и бегали две собаки.
Далее находим поляну, с беседкой и родником – отсюда идут грунтовки на вершины. Продвинулись вперёд – 200 метров, разбитых квадрами, промоин, затем выраженный подъём, ехать всё равно не получится. Решаем спрятать вещички здесь, и топать вверх сегодня, а завтра под дождём отоспимся. Спрятали. Взяли сухпаёк, воду, одёжку, фонари, пугалки медведей, в 17-20 выдвинулись. Что тут идти-то, 6 км в одну сторону, к 20-30 вернёмся.
На подъёме из леса вышел лось, посмотрел – и ушёл… хозяин.
По времени — успеваем только на Каменный Форсос, на соседние вершины не сворачиваем. Начинаются глыбы розового камня, и тут же — обрыв на север, как стены крепости, высотой метров 30, на широком угле фоток высота не чувствуется, а так-то — с девятиэтажку, чудесный вид во все стороны: трубы Катав-Ивановска, Шеломы, Ямантау, Нары. (Согласно легенде, именно на этой крепости встретились Емельян Пугачёв и Салават Юлаев — планировали захват Катав-Ивановска)
Появляется связь 4G — скидываем треки, звоним домой. Жуткий ветер, одеваемся, и лазим по скалам. Потом лопаем сухпай, шевелиться не охота — охота тыкать интернет, но с севера движется туча, солнце зловеще блещет сквозь дымку, пора валить вниз. И мы валим, но туча валит быстрее, и смачивает нас в темноте. С фонарями идти быстро уже не получается – в итоге велы к беседке мы притаскиваем к 23-00. Одновременно греем чайник и ставим палатку, под дождём. Беседку занимать не охота, завтра 12-е июня, праздник, вдруг приедут коммерсы. Завариваем по пакету лапши. В 1-00 вырубаемся.
8 день: Сухие горы – Катав-Ивановск
7-00, подъём. Торопиться некуда – идёт дождь, потом перестаёт, и снова поливает. По вчерашнему прогнозу он должен идти полдня. Хорошо, что сходили на гору вчера – сегодня и дорога никакая, и вершины в тучах, и гроза к тому же. Второй дождь обещан на 17-00, но можно рискнуть – и встретить его уже на асфальте… Вот, вроде и солнце – сушим шмотки, обедаем, и выдвигаемся. Чем больше проедем сегодня – тем меньше останется проехать завтра, а послезавтра уже дожди и похолодание.
Грейдер конечно намок, в ямах теперь лужи, но песок остаётся плотным, дорога обратно под горку – катится легко, на то и был расчёт. Коровник и коттеджи – так же безжизненны, хотя на грейдере ясно читаются сегодняшние следы УАЗика. Выходим на асфальт и прём в тягунок.
В Катав-Ивановске доезжаем до пруда, с дамбы видно весь город. Тут же купаются детишки-велосипедисты, рассказывают нам про свою велодвижуху, фотоаппарата боятся. Город небольшой, частные дома, и живность ходит по улицам.
Вернулись на окраину, закупились в приличном магазине Катюша, и покатили искать ночлег. Километров через десять, в одной из запланированных точек, нашли изумительную полянку, с речкой под обрывом, и прям мебелью — столом с лавками, сделанными из толстых сосновых стволов. На краю стола от ветра крутилась детская вертушка.
Всё исключительно удобно, есть даже деревянные ступеньки к воде, смущали только праздничные дни, но мы опять рискнули – да так никто нас и не потревожил. Ещё удивительно, что вроде давно не Башкирия уже, а всё чисто вокруг. И на этом удобном месте – мусора мы так и не нашли, вообще!
9 день: Усть-Катав
5-00, подъём, кофе, фоткаем туман, каша, чай…
Осталось проехать 20 км, а поезд в 21-13, времени — вагон, но нам надо ещё помыться, обозреть Усть-Катав, и упаковать велы, поэтому утром – всё как обычно. Красивые места, особенно красивое – село Орловка: петли Катава, холмы, леса, всякая живность… стоишь на мосту, и как кино на 360 градусов смотришь. Люди заняты хозяйством, а кони, свиньи, козы, коровы – это всё бегает само по себе, радостно взбрыкивая.
Усть-Катав – тоже живописен: две реки, высоченные холмы, дамба, подвесной мост.
Вот этот подвесной Брянский мост — оказывается, раньше был проезжим. История моста — здесь.
Путь домой
Купили билеты, а на велы не купили — в кассе не знают, как их оформить, вечером, говорят, приходите, перед поездом. Планировали пообедать на левом берегу Юрюзани, но в действительности там оказался высоченный холм. Поэтому, не заморачиваясь, проехали до конца ж/д станции, и встали под обрывом, на правом берегу. Горелка наконец обнаружила подмену бензина – начала коптить. Много времени ушло на примусологию — ничего не помогло, пришлось отмывать потом посуду. Искупались, и помыли велы.
Времени на экскурсию по городу уже не хватило. Вернулись на вокзал – кассирша уже разобралась в своей подробной шпаргалке, оформила нам велы, молодец, упорная! Сказала ещё, что туристов водников тут много — прямо у Брянского моста каты собирают, а велосипедистов — совсем нет… А зря! Места очень хорошие.
Вагон попался не то что новый — а просто как в сказке: двери отъезжают сами, полки с микролифтом, оба туалета – в конце вагона, с большим коридором перед ними, горшок поперёк вагона, окна нет вовсе, мыло – с палочки-доилки, температура воды – регулируется. Вагон – всего-то во втором рейсе, не знаю, насколько этого волшебства хватит.
Утром вышли на холодный Каменский перрон, прикидывая, где велы собирать, а тут уж Дима нас встречает, и, не успели мы замёрзнуть, как он развёз нас по домам, благодарность наша — безмерна!
Итоги поездки
Проехали-прошли с велом — 343 км, прошли радиалками, без вела — 32 км.
Трек со всеми ночёвками. Альбом хороших фоток на Фликре. Полный альбом, но сжатых Гуглом.
Все основные задачи – выполнены, на второстепенные не хватило сил и времени. Если бы не холод и дожди с 13 июня – можно было б задержаться ещё на день-два, и заскочить на Атыш, на Шелом, или хотя бы пройти от Сухих гор до Верх-Катавки.
Нужно признать, что постепенно становится невозможным продвижение по старым дорогам. Хоздеятельность прекращается, дороги на полянах зарастают — сначала травищей, потом берёзой, в лесу их заваливает деревьями, которые уже никто не пилит, и дорога умирает окончательно. Поэтому к планированию нужно подходить более осмысленно: даже если дорога читается со спутника – сейчас это может оказаться просекой, затянутой березняком, чего на фото конечно не увидишь. К тому же спутниковые снимки нам никто не обновляет: Гугл – за хорошее поведение, а наш Яндекс – из привычной секретности, а в Пятёрочку ходить — потребителю карты не нужны.
С другой стороны, старые дороги могут оказаться сейчас излишне эксплуатируемыми – лесовозной техникой, или квадроциклами турфирм, что так же делает их непригодными для нас.
Поэтому, чтобы исключить велопоносинг и холодный бродинг – выбирать нужно более надёжные дороги, в крайнем случае – это должно быть оправданно какой-то более значительной целью, нежели просто «посмотреть».
А этот, искомый, участок, Зигаза-Аисово – можно пройти через Толпарово, там 60 км всего, то есть теоретически за день, а не за два с половиной, как это получилось у нас.
Хребет Сухие горы – оказался покрыт лесом, а мне представлялось, что это будет высокогорное редколесье, то есть просто так шататься там по азимуту не очень удобно, и, хотя дороги у меня были все отмечены – они могли оказаться непроходимыми. Ну, и времени на эти горы – нужно больше, чем просто вечер.
Места все хорошие, красивые, ночёвки находились без проблем. Кроме Казмаша – остальное всё можно рекомендовать к повторению, и продолжению этих участков, на запад и юг: Мамбет, Кук-Караук, Старобелорецкий тракт, упомянутое Бакеево – мест там ещё не счесть.
Техника не подвела — ни одного даже прокола, хотя острой щебёнки там полно, но и резина у нас стояла новая, и вообще, велы мы подготовили.
Клещи попадались первые три дня, потом не было ни одного, хотя мы не береглись вовсе. Зато хватало мошки: кусала она незаметно, а потом ты уже весь в крови и жутко чешешься, и из четырёх разных баллончиков, от неё помогал только один — детская Дэта.
В целом, в июне мне понравилось больше, чем в начале мае – просто теплее, броды проходимее, и палатку в зелени прятать легче, хотя и в мае есть свои прелести.
Спасибо напарнику за терпение, и всем – за поддержку, нам реально много раз просто необъяснимо везло, просто пёрло, что только молитвами домашних и можно объяснить.
***********
Каменск-Уральский, 2019г.
Крутой рассказ! Спасибо!
Впервые читал подобное, мне очень понравилось, вплоть до того, что самому захотелось взять вел и алга по Уралу!))
Спасибо, Марсель. Наверху, ткнув в имя автора, можно найти и другие велопоездки, в основном по Башкирии, настолько она хороша.