Вам там что, мёдом намазано? – спрашивают нас, когда с осени опять начинаются разговоры про майскую Башкирию. Намазано, ага, хоть и мёда мы не видали там ни разу. Зато башкирские горы повыше наших исетских скал, и в плане мусора — почище нашего будет. Четвёртый май подряд — и всё она, Башкирия, близкая страна лесистых холмов, мохнатых коров, магазинов без сала и хлеба, деревень без связи… 10 часов на поезде – и обстановка поменялась, вроде Урал, да уже не тот!

Три раза мы ходили по южной и восточной частям Башкирии, а на север всё никак не получалось, а очень хотелось — там же леса более ёлочные))

Зима опять пролетела быстро, пока планировали – уже пора покупать билеты. Планировали, но особо не готовились. Снега подсыпало мало-мало, лыжи пылились в углу, вел пылился тоже, но вот, в марте билеты куплены и обратный отсчет начался. За апрель мы успели провести четыре добрых скатки, удачно совмещая свои тренировки с покатушками тихоходных товарищей, да так, что к концу апреля вкатались и мы, и костяк ВелоКаменска. Полтора месяца я принципиально не пользовался лифтом, забегая бегом на 6-й этаж даже с полными сумками, и этот нехитрый способ реально работает, скажу я вам!

В Каменске стоял устойчивый плюс три, Башкирия — она ощутимо южнее, поэтому верилось, что ждет нас уже и зелень и тепло. Хотя объективно, весь апрель, прогнозные сервисы показывали в Башкирии градусов на пять холоднее, т.е. устойчиво ниже нуля. В последнюю неделю на Урал еще пришли холод и дождь, центр циклона пришелся как раз на Старосубхангулово, и там насыпало снежку, и вообще, вымочило Урал конкретно, но с 29-го апреля на всём Урале обещали плюс 20 и солнце, и так — аж на 10 дней, так и блазнило взять летний легкий спальник…

Нулевой день: 28 апреля

17-00. Поезд Екатеринбург-Оренбург. За час до отправления собрались на вокзале, все уже упакованные, спасибо родственникам и друзьям за автоподдержку. Прощальная фотка на перроне, стоянка 5 минут, технично грузимся впятером в один вагон, пассажиры озадачены, называют нас футболистами (думают, что в объемных баулах у нас мячи), но вагон попался обычный, с нормальными полками, и мы за 10 минут распихиваемся по полкам и рундукам.

Итак, покатили впятером:

  • Юрий Ильенко, он же Егор — руководитель, фотограф;
  • Сергей Хлызов, Ияз – видеооператор;
  • Семен Шитов, Сэм — завхоз, медик и шеф-повар;
  • Дмитрий Предеин, Грум — механик и фотограф;
  • Андрей Фомченков, он же Андрюша — главный помощник всем и во всём.

bm01

bm02

Потом ужинаем, любимые женщины наготовили нам столько, что при всём усердии мы съедаем лишь половину. Чувствую себя футбольным мячом, и жду Челябинска — погулять. Проплывают челябинские заводы и мосты, заборы, кучи щебня… Наверху кучи, в голубых сумерках, спустив штаны, двое мужиков показывают поезду зады… Да близко так, метров 20, и на уровне окна, и проплывааают… суровый же город этот Челябинск. Ну, что ж — хороший знак, решили мы, много повидавшие в Башкирии таких вот мест и погод, и если нам их показывают заранее, и сразу две – значит дальше пойдет всё отлично!

На вокзал пошли гулять вдвоём с Андрюшей, остальные уже дремлют. Холодно и сыро. Гранитный шарик не крутится, фонтан не работает, попугаев в садике нет. Но, всё равно, вокзал красив и уютен, водичка течет в зимнем саду… умиротворяет. Традиционно потопали под куполом, и записали видеовесточку.

1 день: 29 апреля

Пройдено 62 км, ходовое время 3-14, средняя скорость 18.3, максимальная 50.3

Спалось плохо, встали в 7-00, запихали в себя вторую половину бутербродов и куриц, разглядывая медные горы за окном, и пытаясь понять, какой же дорогой нам ехать из Саракташа: восточнее, через Андреевку, по грунтовке и между холмами, или западнее – по асфальту, в 15 км от холмов?

Орск, Медногорск… плотный туман, как дым — инверсия, солнце не может пробиться, десятки километров холмов и тумана (!), но сухо.

Кувандык, туман рассеивается, но лужи на грунте облегчают нам выбор – здесь уже мочило, пойдем западнее, через Спасское, неохота в первый же день завязнуть в глине после Андреевки.

11-38. Саракташ, стоянка 3 минуты — десантируемся за одну, прощаемся с молодыми проводниками. Солнышко, сыро и тепло, распаковываемся на лавочках, собираем велы. Начинаются проблемы: у Димы нет стяжки переднего колеса, вернее он взял только половину, т.е. без шайбы под эксцентрик. Ладно, всё равно мы планировали закупить мясо и хлеб, и двое катят искать магазины – стяжка не дефицит, в любых спорттоварах должна продаваться. Купили еду, купили стяжку – все магазины рядом с вокзалом. Слишком долго собираемся… Подтягивается местная быдло-фауна: двое, нагруженные водкой до злости, залетают на вокзал, попутно задираясь и угрожая, потом идут обратно, спрашивая: да почему все так любят кататься по Саракташу, а платить не хотят? В темпе разливаем по флягам две пятилитровки и трогаемся.

13-25. Катим мимо рынка, огибая городской парк, вдоль монастырской стены… В парке целая выставка техники: среди берез стоит настоящий Ан-2, и как они его в лес запихали? Дальше — «Катюша», и вроде «Град» – это всё справа, а слева – старинный красивый монастырь, на углу монастырской стены – Т-62, за поворотом — Ту-134… Крутим головами — так-то действительно в городе есть, что посмотреть. Длинная эстакада над поймой Сакмары, над тополиным лесом.. На правом берегу — Красная горка, с известными деревянными постройками-декорациями, но мы заезжать не стали, деревянные постройки итак видны с моста через Сакмару, а ноги рвутся ехать в горы. Кстати, согласно легенде, название Саракташ послужило прообразом нехорошего слова «массаракш», из романа Стругацких «Обитаемый остров».

Начинаются холмы, жарко, Дима отстает на полкилометра, вообще не тянет в горки – сказываются пропущенные им апрельские скатки. Справа на горизонте, через Большой Ик, в мареве тянутся высокие холмы со снежниками, наверняка там было бы красивее, но грунт слишком влажен, точно влипли бы в глину.

15-15. После Новоселок встали в сосняке слева от дороги, перекусили купленным мясом — как бы мини-обед.

16-00. Село Спасское, кончился асфальт, начался грейдер — одна колея по центру, пыльно и приходится уходить на обочины от встречных и попутных грузовиков.

Набрали воды в Аютово, у бабульки — старенькая, но живая и весёлая, все про нас расспросила.

Вечереет, вышли на асфальт — можно налево и дальше на север по асфальту, а можно направо, через Исянгулово, и дальше по грейдеру… Но на самом-то деле сейчас нужно искать ночевку, катим направо, через мост, над заросшим тополями Большом Иком, листьев нет, стволы и ветки… На левом берегу уже жильё. Вернулись, скатились вправо, и вокруг садов заехали в это самый тополиный лес. По кострищам видно, что место посещаемое, но чисто, ни бумажечки, грунт мягкий, стволы тополей, притащенные рекой, село просвечивает через реку, но искать другое место нет сил, вымотались прилично. У Андрюши снова подломилась правая нога багажника, а второе, усиленное крепление, которым он всю зиму хвастался на форуме – он не взял. Вот так просто, Карл, не взял он крепление! третий! башкирский поход мы чиним ему багажник… Сидит, прилаживает какие-то костыли из ремкомплекта, и это всё – на простой ещё дороге, а что будет дальше?

Сразу варим чай, потом кашу, снова чай.

bm12

В 21-00 уже темно (время-то зимнее) и мы валимся спать. Соловей и мысли о доме… Спится плохо, слишком тепло, градусов семь.

Фотоальбом

Фотографии всех дней — совместный с Дмитрием альбом, пейзажи и события подробно.

Видео

…и видяшка, совершенно не претендующая на полноту освещения, просто отдельные моменты, заснятые Иязом.

2 день: 30 апреля

Пройдено 87 км, ходовое 4-55, средняя 17.7, максимальная 53.7

Подъем в 5-40, выезд в 9-00, средне так собрались, без спешки))

Нужно заправиться водой, и на въезде в Исянгулово сворачиваем в Магнит – вот облом! он открывается с 10-00. Но продавщицы уже увидели нас в окна, двери распахиваются и вода наливается. Закупились и помчались! Грейдер за селом, хорошо катит, но Дима опять отстает – незаметный, но все же подъем, и свежий ветер справа. Новопетровское, дожидаемся Диму и заставляем проверить тормоза, так и есть — трут на обоих колесах, второй день, значит, трут, регулируем. Себе сбрасываю давление, вчера туго накачал для асфальта, и ригидка передаёт рукам все камушки. Едем дальше, Дима снова отстаёт, значит все же физуха подводит.

Кручу головой, да где же тут мои запланированные резервные ночевки? А кроме лесополосы в сторону Зирекли – так и рекомендовать нечего, одни поля кругом, ну еще заросли вдоль Большого Ика, но там сейчас, наверное, топко.

Грандиозная помойка перед Максютово, ветер разносит мусор, странно видеть такое в Башкирии. За селом – звероферма, такая вонища! Пока гадали, кого же там разводят – въехали в Ардатово, решили, что разводят ондатр, что пришел директор, а выговорить нормально не смог, сказал коллективу, что приказано разводить ардатр – так и назвали Ардатово, а хотели Ондатрово.

Посадки берёзы вдоль Сазово, ровными рядами… зачем березу-то садить? она сама, как сорняк везде прёт… — решили, что в Сазово сеют березу, выращивают на корм, тем «ардатрам».

И вот такая чушь почему лезет в голову? Да потому, что вокруг лежат унылые поля и лесополосы, взгляду зацепиться не за что, зеркалка второй день на шее без дела болтается, а горы – горы далеко на горизонте справа, в мареве… Дима отстает уже километра на полтора, что же будет в горах?

bm13

12-30. Салыково. Встаем на обед у реки Иняк – после моста сваливаем вправо недалеко, до ручья. Жухлые листья, голые тополя, где зелень и травка? Сварили, похлебали, журавли идут-курлычут на север, посматриваем на небо – в прогнозе после обеда дождь и гроза.

bm16

14-00. От Салыково ушли вправо на перевальчик, наконец-то пейзаж меняется: сосенки, подъемчики, после Нукаево начинается первый стОящий подъем, душа радуется! Наверху открывается длинный спуск к Сатлыкам, холмы на другом берегу Большого Ика, и гроза над ними. Так и несемся вниз, навстречу молниям. Тучи протащило стороной, набираем воды в деревне, и катим на север. За Новахвалынским видимость резко падает, не хочется верить, но это идет навстречу стена дождя, а у нас дальше по плану километра три грунтовки, а если объезжать – так это больше 15 км по холмам, нам нужно как-то прорваться… Герметизируемся и фоткаемся на красивом подвесном мосту через Большой Ик. Затем прём в гору, по раскисшей грунтовке, потом скользим вниз, конкретно так скользим, Семен открывает счет падениям.

Вышли на грейдер, кругом холмы, леса и ручьи, здравствуй, горная Башкирия! – вот теперь мы по-настоящему в походе, два дня пилили от Саракташа, долгенько… Грейдер набух дождём, не катит, едем грязные, километров через восемь находим свороток влево, к Малому Ику – и всё, встали за кустами. Между нами и рекой — ещё протока, ну, набросали стволов, можно подойти. Воду тащит хорошо, голова автоматически ищет, как переправляться, хотя нам и не нужно, но это уже как-то само…

Сыро, туман, с трудом набираем сушняка, чудо-печки справляются, лопаем рожки с мясом, отмываю свой вел, и валимся без сил под пение соловья. Связи нет, и не будет до Иргизлов, и это есть хорошо))

Видео

3 день: 1 мая

Пройдено 39 км, ходовое 3-20, средняя 11.8, максимальная 52.3

Так-то радостно, что начался лес — теперь никаких проблем с ночлегом, водой и дровами. В том всегда и сложность, что горная часть Башкирии примерно равноудалена от ж/д станций: полтора-два дня от Бред, Кувандыка, Саракташа… От Мелеуза — можно и за день, но добраться до Мелеуза можно только с пересадкой. А все, что севернее (Белорецк, Катав-Ивановск) – мы в расчет не брали, начало мая всё жеж. Еще радостно, что идем мы по знакомым местам – здесь мы проезжали в конце похода в 2012-м, а теперь идем в начале и в обратную сторону. Мы даже спорим с Серегой, где-то волшебное место, на котором мы нежились под солнышком, таки оно ближе к Мраково, или еще впереди (в итоге впереди его так и не было, значит оно перед Кузьминовкой, ближе к Мраково).

5-25. Варим с Иязом кофе и кашу. В этот раз дежурим не по палаткам, а по способностям)) Мы вставали первые, потом выманивали всех на запах кофе. Семен варил обеды и ужины – он согласен на всё, лишь бы не вставать рано. Дима и Андрей, переживая за наши желудки – не варили, но зато собирали и пилили сушняк (печки хорошо работали на чурочках сантиметров по восемь, и шишках). Да, и про печки — этом походе мы варили не на горелках, а на новомодных печках (вот здесь, на тренировке, их хорошо видно), одна на самотяге, другая – с турбонаддувом, и значит не тащили бензин, а это килограммов шесть экономии.

На остатках вчерашнего сушняка сварили быстро, но на чай дров не хватило, насовали в печки что попало и меж тем собираемся. Солнце разгоняет туман, Семен купается (и вчера утром купался) — мы пока терпим немытые, холодно же! Собираемся долго. Я-то вчера вел помыл, осталось смазать, а товарищи всё делают сегодня. Мы особо и не торопимся — ждем, когда подсохнет грейдер. Вчерашний дождь, по моим расчетам, за ночь стёк с дороги, щас подсохнет — и мы полетим! Очень долго собираемся. Чай никак не закипает — вроде горит, с наддувом, а жара нет, ветки насквозь сырые, ну закипело все же.

bm23

bm24

10-00. Серега с Димой не выдерживают копания товарищей, выбираются на грейдер. Не спеша катим мимо Шигрыша, Андрей с Семеном догоняют нас, и тут начинается грязища — ага, ну это плоскач вдоль реки, щас перетерпим, а на склонах будет сухо. В начале подъема Семен встает – прокол, достаем запаску – негодная, пипка сразу отрывается, Семен зло забрасывает камеру на склон, качаем вторую. Семен успокаивается и лезет подбирать выброшенную – мусорить негоже, да и пригодится. Так-то у Семена гибрид, и покрышка на 1.35 – в неё нашу найнерскую камеру не запихаешь, но мы верим, что прокол случаен… Ага, случаен, как бы не так…

Прем в гору. Посмеиваемся с Серегой, знаем, что это еще цветочки, а товарищи пыхтят серьезно. Сосняк, птички, только очень грязно, да почему же так грязно? Не может от вчерашнего дождика так развезти, в 11-м году мы тут летели на крыльях… Ничего не понимаю. Уже перестали беречься, цепи закидало, кассеты проскакивают. Спуск, подъем, колеи, пью на спуске, тормозя передним, вот нафига, в колее-то? Хорошая глина, не жидкая, приняла меня душевно, вместе с фотиком, прямо бочиной и плечом))… Ага, теперь вот восьмерка на заднем…

Сюрень. Попросили водички. Хозяйка предупредила: мишки в лесах расшалились, ну мы и так в лесу всегда на стрёме. Катим дальше, вот и мостик через Ик – я его просто не узнаю. В тот раз мы спустились по щебенке и набрали чистой воды, сейчас же весь спуск под мутной водой, т.е. уровень раза в два больше… Откуда ее прёт столько? И тут начинается грязный подъем на перевал… Кручу и слушаю чавканье под колесами, и иногда таким холодом напахнёт от стены справа… И постепенно до меня доходит, что этот затененный подъем только-только оттаивает, и дело вовсе не во вчерашнем дожде, а в плывущем с зимы грунте. И в 12-м году с первого дня похода всё было зелено, и мы шли здесь седьмого мая, а не первого, и сейчас мы нахлебаемся чачи…

По грязи нас обгоняют экскурсионные автобусы – народ хочет видеть Капову пещеру, удивленно смотрят из окон. Вышли наверх – лежит снег, пожевали конфет, покатили, мечтаем пообедать на месте тогдашней нашей ночевки. Снова вверх-вверх, держусь за Серегой, работаем на 1-1, 1-2, ледяная жижа, держаться! Меня спасает только Серегин пульсомер, который не дает ему прибавить, я-то точно прибавить не смогу. Товарищи отстают намного. Вот насколько проще ехать по знакомой дороге! Нам обоим горы кажутся ниже и расстояния короче. Выскакиваем на плато и балдеем, вбегаю на знакомую горку, фоткаю окрестности – всё голо, а было всё зелено, разница поразительная.

Дорога, вырубленная по волнистой скале, открытый плоскач, почти сухо, охота жрать, до стоянки километров шесть, скоро будет спуск, доедем! И тут начинает травить заднее колесо Семена, подкачиваем, лихорадочно ищем ручей, через полкилометра встаём. Дров полно — горы вывороченной сухой сосны… Начинаем варить… Из-под печек вылазят две змейки, тфу-ты! Семен предполагает, что это медянки, и они ядовиты, в панике перебазируемся метров на 10. Ну, так-то они не сильно ядовиты, но легенда гласит, что человек умирает до рассвета, если не отрезать укушенную конечность, очень мило…

Варим супешник, а Семен клеится… Странные проколы – как пробои, уж сколько прошу его не гонять так на спусках – сначала отстает в подъемы, а потом вниз наверстывает, а кругом же камни. До Старосубхангулово еще километров 80, вот нафиг так носиться? Пообедали, мчимся дальше, эпичный спуск мимо тогдашней ночевки, ответный подъем, дальше круто вниз, прошу Семена не гнать, мы не можем ночевать тут на склоне. Начинаем скатываться, тащит жутко, на середине Семен пробивается и, отчаянно тормозя, жует резину еще метров 30. Встаем, на камере 5 укусов, столько не заклеить, но не выкидываем, ее можно использовать для прокладки в покрышку. Чертовщина какая-то, осталась одна камера на 1,35. В принципе, раз задняя резина не выдерживает груза баула — мы можем переставить назад переднюю покрышку, а в переднюю вилку влезет наша запасная найнеровская покрышка с камерой на 2,1… Семен обрывает: поехали!

Спускаемся к речке Иргизле, ищем ночевку — возле села начнется национальный парк «Башкирия», а в нем ночевать вроде бы чревато крупным штрафом, хотя возможно мы зря себя пугаем.

Речушка справа, встаём, и в труселях переходим с Семеном Иргизлу, идем вверх с километр – ну нет полянки, хоть тресни. Возвращаемся и катим всё ближе к селу, начинается нацпарк. Еще ручей и дорога вправо, коровья тропа, разбегаемся в поисках…

18-30. Находим чудную полянку – маленькую копию поляны на водопаде Куперля, т.е речушка так же обнимает ее и прижимает к склону. Понятно везде клещи, они с первой ночевки везде, мы несем их Семену, и он кончает животину в жестянке зажигалкой.

Андрюша обгорел за три дня — выпендривается в велотруселях, плачет, но понты дороже.

Сухие дрова, чистая вода, ужин, на этот раз завариваем каркадэ – я догадался, что третью ночь не сплю с чая Семена (смесь черного и разных трав). Бегаем на холм позвонить домой и глянуть погоду – село недалеко и сеть наверху ловится. Вызвездило и холодает моментально, валимся в теплые спальники. Соловей… и сны…

Видео

4 день: 2 мая

Пройдено 41 км, ходовое 3-33, средняя 11.5, максимальная 46.8

5-25. Наконец-то выспался, теперь по вечерам завариваем только каркадэ. Сухо, но аццки свежо – по расчетам солнце в ущелье заглянет только в полдевятого. Кофе-каша-чай. Народ просит дневку, или хотя бы полудневку — постираться. С одной стороны, вроде идем неплохо, за первые два дня обогнали график чуть ли не на день, с другой стороны за вчерашний день на проколах мы потеряли минимум час, у Семена осталась одна камера, а до асфальта еще десятки каменистых километров. Нужно максимально продвинуться к Старосубхангулово – тогда и о дневке можно говорить.

9-30. Вышли по коровьей тропе на асфальт, прикатили в Иргизлы, закупились, но в магазине хлеба нет, местные пекут его сами. В Кутаново – та же история, хе-хе, а вы думаете, почему мы в тот раз сало жрали со сдобным печеньем? Хорошо, что сейчас у нас есть запас, и хлеба и сухарей.

Подъем после Кутаново, выкручиваю его до верха, следом выкручивает Серега, остальные – пешочком. Катим, ищем по ЖПСу, где дорога окажется ближе к скалам на повороте Белой – я нашел фотки со скал в сети, еще дома. Получается, что ближе — вот с этой огромной поляны меж двух холмов, до скал примерно 800 метров. Андрей отказывается идти, оставляем ему велы и бежим по лесу в горку налегке. Выходим на скалы – вид действительно зачудительный. Туристы-водники видят такую красоту постоянно, естественно больше снизу, а наша дорога выходит на берег редко. Семен показывает нам дикий лук, черемши не видно, но хоть лука наелись, и с собой набрали.

bm115

bm47

Снова подъем, кончается нацпарк Башкирия — начинается заповедник Шульган-Таш, крутой спуск, ямы, камни, визжат тормоза, подъем, кончается Шульган-Таш — начинается пчелиный заказник, заповедные же места!

13-15. Гадельгареево. В магазине перерыв с 13 до 15, говорят, хлеб есть, но не ждать же. Набираем воды и катим искать обед. Речка далеко внизу под мостом, спускаться неохота, наоборот — заезжаем на холм и встаем в лесу. Варим консервную уху с сорванным на скалах диким луком. На фотке — Андрюша плющит пустые банки на пеньке, ведь нам везти их до мусорки, а мусорки – только в сёлах, и то, надо еще поискать. Когда шли с горелками – все равно жгли костер (уютней и теплее), а заодно жгли и банки, а с печками — само по себе тепло и дымком пахнет, и костра не нужно, но мусор приходится возить.

15-00. Катим дальше. Пыльный широкий грейдер, ветер теперь встречный, и ему есть, где разгуляться. Дима после подъемов втянулся, уже не отстает. Поперло и у Андрюши — он не раз выкручивал подъемы первым. Вроде неплохо идем, и можно завтра сделать полудневку. Решаем не заходить на Капову пещеру – постираться там будет непросто, всё платно, единственный плюс – баня и возможность зарядить смарты, но баня может достаться только ночью, а запаса батарей у нас хватит. Решаем пилить до Киекбаево – это еще 19 км. Засвистело сзади, что такое? Смазывал же утром цепь, хм… встал, еще смазал цепь — свистит. Нашел – свистит нижний ролик переклюка. Новые ВВВ-шные ролики на промподшипниках, а Серега говорил дома – набей консистентной, но они же новые! на промах! Зачем их набивать?! Вскрыли – почти сухо, что-то оранжевое синеется, механег Дима далеко, у меня только моторное в шприце, налил моторного — не свистит.

Некрутые, но длинные подъемы и спуски, профиль явно под асфальт, дорога ровная, но такая сыпуха, ветер тащит пылищу от машин и автобусов – народ едет в Капову пещеру.

bm49

За 4 км до Киекбаево на спуске пробивается Семен, клеится, жарко и всё плохо, до Старосубхангулово осталось 30 км, до Киекбаево – одна гора, и потом еще километра четыре к реке. Объясняем Семену, что ехать на спуске надо медленно. Я, что, тормозить, что ли должен? – возмущается он. Да, блин, тормозить, должен! Минутный выигрыш оборачивается потом 20 минутами заклеивания, да и не может камера состоять из одних заплат, потом заплату на заплату будем клеить? Семен решается поменять местами переднюю и заднюю покрышки. Теперь у него спереди лысоватая, а это не фэн-шуйно, и Семен, уныло визжа тормозами, спускается к селу, укоряя нас взглядом и этим визгом.

Впереди мост через Кургас и «идеальный» подъем в небо, но это — на завтра. Сейчас нужно проехать на ночёвку через всё Киекбаево, что уже само по себе нарушает туристские правила, к тому же нам нужен магазин, где мы тем более засветимся. В довершение безалаберности, я еще спрашиваю местного велосипедиста: есть ли, где встать на берегу Белой? Стоянки-то есть, но товарищи грызут меня за выдачу секретов… а то конечно никто не догадался бы, зачем за два часа до заката группа собирается спускаться в тупик 4 км к Белой, не купаться же!

Магазин закрыт, зато рядом с ним – трое пьянющих сельчан, тут же находят нам продавщицу – жену одного из пьяных, о чем он с гордостью и сообщает, магазин чудесно открывается, есть хлеб, колбаса, яблоки, печенюшки… сползаются еще пьяные, просят дать вел прокатиться. Поздравляем всех с праздниками и быстро сматываемся, пока они не додумались требовать оплату за проезд по селу (как саракташские бандиты))).

Катим долиной Кургаса… Замечаем сзади на велике того башкира, что отвечал мне про стоянки – вот гад, это же разведка! Он выследит стоянку и ночью они придут… на наших великах кататься. Не придут — спорю с Семеном, они на ногах стоять не могут, какое там 4 километра пешком! Придут, успокаивает Семен, вот выжрут еще по полкилограмма…

Мы жмём — преследователь налегке, не отстает. Кургас разлился ручьями, броды, первый, второй… все с ходу – этот черт держится, как приклеенный. Налево к стоянкам – дорогу преграждает Кургас, направо – третий уже брод, илистый, встали подумать, башкир догоняет и берет его сходу, а, была-не была! По его же траектории! Проскочили! А он на берегу Белой вытаскивает из кустов свой рюкзак и катит обратно – он и не гонялся за нами, он своё добро от нас спасал))

На берегу компания на двух машинах жарит шашлы. Мы потыкались дальше – нашли целое поле-пастбище, но дорогу преграждает протока с хлипкой переправой. Семен тащит вел, не развьючиваясь, срывается, развалив все доски, собираем кое-как – это значит четвертый брод, значит обратно выбираться – их тоже будет четыре))

bm52

Сильный ветер свищет по течению Белой… картина завораживает. Гладкая масса воды несется со скоростью метра 2 в секунду, вообще не бурля, ветер гладит ее и подгоняет, кажется, что скалы должны подрагивать от этого движения. Столько ледяной воды не переплыть – не успеть, судорогой сведет… Нашли кусты от ветра, развернулись, ужин, стирка… Каша ржано-пшеничная с колбасой – на семеновой кормежке можно ехать хоть кругосветку! Связи нет, зато клещей полно))

Видео

5 день: 3 мая — Полудневка

Пройдено 39 км, ходовое 2-50, средняя 13.8, максимальная 53.7

5-25. Кофе-чай, плюшки, без каши — решили, что сварим обед пораньше и стартуем. Свищет всё тот же холодный ветер, росы нет – верный признак сегодняшнего дождя. С солнышком вроде потеплело, продолжаем постирушки, сохнет быстро, раскинули барахло на ветках. Мы с Димой лезем на скалы — пофоткать, уже начали спускаться обратно – вспомнили, что не глянули погоду, лезем обратно – есть связь! Прогноз такой: сегодня вечером гроза, 5-го дождики, и с вечера 6-го погода резко портится – и дожди до 8-го. Т.е. сегодня нужно встать на ночевку до грозы. Сварили полноценный обед, лопаем, мимо на катамаране плывет группа – 6 человек на одном! Я вообще-то думал, что и вчера вечером будут плыть, и сегодня с утра – и вот, единственный катамаран! Мы только успели восторженно поорать друг дружке, показать велосипед, даже спросить, откуда они — не успели.

После обеда пошли купаться, без трусов – поэтому видео не снимали. Я даже не знал, как подступиться к столь мазохическому процессу. Пока намыливался – уже замерз на ветру. Хитрый Семен полез сразу, борясь с течением и фыркая от холода. А я внимательно смотрел и запоминал фарватер)) По… это самое (вам по грудь))) – так еще стоишь, при попытке даже просто присесть – сразу сбивает с ног и тащит неимоверно. И как я теперь буду смывать мыло с головы!? Залез, потуда же, и начал бодать встречную воду, прокатывая ее по спине… как напалмом… а ног – тех вообще, как не стало. Вспомнишь тут с благодарностью привычку к проруби у моржей Синары)).

bm125

Собрались, смазались.

12-10. Выехали, снова доски и броды… В Киекбаево во дворе набрали воды, поговорили с хозяином, нормальный такой, трое сыновей стеснительно выглядывают из-за спины, слушают разговор. Отец рассказал, что вчера в Старосубхангулово видели группу велосипедистов, больше нашей, и что нам осталось тут немного до асфальта, километра полтора, что асфальт положили года три назад, но не дотянули до села. Мы поражены, и даже боимся сглазить, мы помним этот разбитый участок…

Катим через мост — вот тут на гальке мы обедали три года назад… подъем, летим вниз, и вправду на середине спуска начинается асфальт. Против сильного ветра, не пригибаясь и паруся, тащит 52 км/ч – прикиньте уклон, не удивительно, что три года назад именно этот подъем нас доконал. На повороте у Белой успели оценить берег – нет, для дневки под Киекбаево место получше было, правильно вчера остановились. Идеальный асфальт до Старосубхангулово, ну, должно же нам когда-нибудь и повезти! Раз только и встали подстроить Андрюшин переклюк. Значит все-таки здесь были планы положить асфальт до Гадельгареево, не зря такой профиль дороги… Теперь они конечно фиг дождутся асфальта, много чего в стране случилось с тех пор. И вообще, всего две группы туристов, за 10 дней, в майские праздники, на Белой! Одна сплавлялась, о другой — мы только слышали… Много чего случилось…

16-00. Старосубхангулово. Узнали, где спортмагазин, но всё уже как раз закрылось – воскресный день. Нам предложили поискать дом хозяев магазина, но время жмет, душно, гроза рядом. Закупились в Магните, и помчались на выход, веря, что по асфальту сэмова резина выдержит, а камеру найдем в других селах.

Подъем за подъемом, натянули медузы, дождевики под рукой, тучи сзади-справа, видно, что льет-то как раз на Старосубхангулово и прогноз был точен, только мы убежали на 12 километров севернее. Но вот догнало и нас, вроде и не сильно, а если прибавит? Надо вставать. Ручей, свороток вправо, пасека без ульев, дом, навес, мы — дальше в лес, встать-то и негде, кроме как на краю этой пасеки. На толстенной сосне вырублена настоящая борть! Прямо такая, как нам рассказывала у Каповой пещеры экскурсоводша Айсылу, со ступенями, с доской-входом, настоящий дом внутри сосны на высоте метров шесть. А я не сфоткал под дождем, а утром и забыл. И вдруг Семен находит полянку – как раз у ручья, уменьшенную копию ночевки перед Иргизлами (которая и сама-то была уменьшенной копией Куперли – такая вот матрёшка)) На другой стороне ручья – еще одна пустая пасека. Дождь перестал. Сыро и тепло. Журчание ручья, ужин, каркадэ, Андрюша зашивает перчатки, соловей перед сном, хорошо…

Видео

6 день: 4 мая

Пройдено 70 км, ходовое 4-36, средняя 15.2, максимальная 61

6-00. Проспали. Вчера поставил будильник на 10 минут раньше, решил сдвигать постепенно – а в результате получилось на 35 минут позже. Плохо, у нас каждая минута на счету, осталось чуть больше двух сухих дней. Чтобы завтра удобно сходить на Шатак – сегодня нужно пройти до Кагарманово 65 км, да в лес еще пяток км… Ну, хотя бы за Кагу – точно надо проехать.

В темпе собираемся и катим по холмам, потом аццкий спуск к Кургашлам, опасная шпилька с замусоренным асфальтом…

Байназарово. Во дворе набрали водички, хозяин показал, где магазины и как срезать по грунту при выезде из села. Красивый пешеходный подвесной мост через Белую

Вы только представьте: удобные ступеньки, сетчатое ограждение в рост! человека, боковые тросы-оттяжки, чтобы мост не раскачивался (по две оттяжки с каждого берега, сверху мост выглядит как буква Ж), и понятно ровные доски – и сравните с нашим Мартюшевским мостом… а Байназарово – это просто село в горной части республики, и по сетевой инфе, наиболее известно участием своих жителей в войне 1812-го года… Так вот сравнить: что для страны Каменск-Уральский, и что Байназарово

Нашли магазин с запчастями, есть камеры на 622 – толстые и тяжелые, будто садовые шланги, Семен берет сразу две, и еще заплаты. Продукты пока не нужны – закупим в Каге. Выкручиваем на холм и пилим по асфальту дальше. Спуск, скорость за 60, хорошие качели, красивый участок! Слева, далеко-далеко, показывается белая двухглавая вершина – наверняка это и есть Большой Шатак, но чото снегу на ней дофигааа…

12-30. Обед у речки с «поэтичным» названием Ашкарка 2-я, палит солнце.

14-30. Трогаемся в подъем. На ходу достаю зеркалку, кладу на сумку, фот соскальзывает, а ремень-то на шею и не надет…, и летит на асфальт. Объектив спасает бленда, а на фоте удар принимает горячий башмак, теперь у нас сверху лишние щели для дождя.

Кага, водохранилище, слева ГЭС, но нам надо вроде куда-то вперед… Справа – источник, часовня, набираем водички, катим по ЖПСу в гору, вроде не туда, возвращаемся, теперь влево к центру – и оказываемся наверху села, а магазины-то все – внизу, и нужно было внизу сразу свернуть к ГЭС и проехать мимо нее в центр. Оставляем велы под палящим солнцем и бдительным оком Андрея, и толпой идем вниз искать магазины. О! Магнит! Оказался пиратский магнит, просто используют название. Напротив, в дощатой автобусной остановке с надписью КАГА, в пыли спит курица. Набираем еды на два дня, сухой паек на штурм Шатака, печенюшки… Возвращаемся – мое переднее колесо сдулось, я же подкачал с утра для асфальта – и на солнцепёке камера лопнула, меняю на запаску, заклеимся вечером.

Остается километров 15, мчимся на всех парах, Андрей лидирует в подъемы. На длинном спуске теряю накат – ага, травит переднее, остался-то километр до Кагарманово. Опять бортуемся, на этот раз прокол, но шпион не найден, клеим сразу обе камеры и рвем вперед — от Кагарманово по грейдеру налево, по лесной дороге, километра четыре, уже четко виден Шатак, и упираемся в брод через Кухтур. Налево от брода, метрах в 300, находится хорошая полянка с твердым бережком, но высокой травищей. Трава горит под печками, и кухню приходится размещать прямо у воды.

bm73

Бесконечно хороший спокойный вечер. Все у нас получилось. Где что отстали – всё наверстали. В гости пришла большущая жаба, потом прилетел соловей, Башкирия по полной программе))

7 день: 5 мая

Радиалка на Большой Шатак, 1271 метров, 10 км на велах + 30 км пешком

Залезть куда повыше – это вторая наша страсть, после велосипеда)) И в этом районе Большой Шатак торчит, как пуп земли, поэтому куда лезть – на карте видно сразу.

Вопрос только – как? Он со всех сторон далеко от дорог, пожалуй только с запада, от Исмакаево, до вершины напрямую всего километров восемь, а на кривую – 12. Но через Исмакаево ехать было не с руки – грейдер после него через Ишлю получался длиннее километров на 40, а в такую весну его состояние было вообще непредсказуемым, к тому же прогноз погоды обещал нам сухих всего полтора дня, и мы конечно встряли бы там в очередную куперлю, и плакали бы наши обратные билеты на 8-е мая, ведь поезд через Белорецк идет через день, и обратные билеты мы взяли далеко заранее.

Оставались варианты: с юга от Верхнего Авзяна – всё по вершинам, а значит 24 км по снегу, и от Кагарманово — как бы пониже, но с бродами, и все равно, те же 24 км. А туда-обратно – значит 48 км пешком. Так-то неслабо, если учесть, что в прошлом году наш путь на Шершил-тау был вдвое короче, и сама она на 100 метров пониже (а это же глубина снега!) – и то, мы тогда вернулись без задних ног.

Зато от Кагарманово к горе уходила дорога, и была вероятность хоть сколько-то проехать на веле. Поэтому мы и решили заехать, поставить лагерь, дальше опять проехать сколько возможно, потом спрятать велы и топать пешком. Заехали – это вчера, на 4 км. Андрюша сразу сказал, что останется, а Серега подумал-подумал, да и составил ему компанию.

5-25. Подъем. Кофе-каша рис с курагой, м-м-м, чай. Семен купается, а я все еще от Белой не отогрелся))

8-50. Выдвинулись, Андрей и Сергей провожают нас до брода. Переходим Малый Кухтур – я в обрезках пластиковых сапог, Семен и Дима – в шлепках, вторая обувь у всех – контактные тапки, воды по колено, велы на плече. Переобуваемся в контакты – и погнали: по хорошему грейдеру, вдоль Кухтура, справа какое-то жилье, типа охотничей базы, домики… Странные лепешки попадаются на дороге, с полметра в диаметре, какой же зверь так гадит?

Постепенно отсыпка кончается, и дорога становится грунтовой. Жаль, что Серега отказался, хорошо едем! Пара ручьев, подъемчик с колеями… по соснячку, хорошо! Потом поле, еще подъем, все грязнее… Смотришь – твердая дорога, пытаешься ехать – грязь, проскальзывает, т.е грунт как раз сейчас только и оттаивает, это не езда. Спрятали велы в корнях огромной сосны и потопали пешком.

Проехали всего 5 км, со вчерашним – значит 9 км, значит теперь до вершины осталось 15 км пёхом.

Идем, перепрыгиваем и обходим лужи, тепло, красота кругом! Еще брод – это Сухой Кухтур. Переобулись и набрали водички, уже можно пить из ручьев. И началось… Дорога – размазня, снег по краям, и языками через дорогу…

Потом огромное поле с валками сена, снова лес, теперь уже с кривыми лиственницами, и сплошным снегом, звериные следы с большой кулак… А мы идем и трындим про Ялангас и Ямантау, да про то, что там может быть, под горой… идем по дороге — она из-под снега проглядывает, пошла вниз – ага, впереди брод через Большой Кухтур. Потом смотрим, а ведь ушли с трека левее, но не может тут быть двух дорог, мы – на дороге… а трек на 200 метров правее, чертовщина… Решили верить треку, ломимся по болоту, срезая. И ведь нашли дорогу, именно через 200 метров. Вот какая штука! А нефиг про Ямантау трындеть))

Снова поле, показался скалистый гребень, а вот и река… Хоть и называется Большой Кухтур, но здесь, в верховьях, она меньше Малого, что у нашего лагеря, а я переживал. Прыгаем через брод, все равно тапки уже мокрые.

Подходим к скалам, до вершины еще 6 км, а у нас начинается рыхлый снег… Тут я вспоминаю Шершил-тау и сразу переобуваюсь в обрезки сапог ЭВА — они по крайней мере теплые, но снег попадает внутрь – натягиваю штаны поверх, вроде работает, ногам сыро, но тепло. Парни месят снег тапками, и спрашивается, зачем они взяли шлепки? Вышли на обрыв в сторону Исмакаево – заросшее все, ничего не видно. Снега все больше и уже бесполезно искать свободный путь, бредем почти по колено, следы лосей… Настроение никакое, Дима говорит, что ноги не успевают согреваться, и тут еще приходит туча и поливает нас дождем… А дождевики я сказал не брать… Встали под лиственницей, представьте «укрытие», без хвои-то… Семен говорит: надо решать, время два, мы не успеем вернуться. А я не могу оценить расстояние до вершины — марево, всё сияет и колышется, вроде еще километра два.

Давайте еще чуть продвинемся, обратно же вниз, наверстаем! Пошли, тучу протащило, нашли проходы среди снега, уже начался зеленый курумник, все выше, ан нет, это северная вершинка, а южная — еще повыше, и на ней флагшток, но до нее еще заросшая седловина, метров 400, и снега по самые помидоры. Эх, ведь немного осталось, столько прошли, ну, давай еще! И прошли мы эти сугробы, и в полном безветрии залезли на острую щетку плитняка (он еще и воняет какой-то химией).

bm83

14-30. Тепло, солнце, видно, как три дождя поливают Исмакаево, их тащит туда, назад, к гребню… Звоним парням в лагерь (у Сереги временами пробивался МТС), смотрим погоду – точно, завтра после обеда дождь на три дня. Снова начинается ветер, мы фоткаем и сползаем на десяток метров ниже, на горячий плитняк. Обедаем, сожрав кральку колбасы и еще много чего, снова фоткаем, бегом бежим вниз, белейший снег, зеленый курум, седловина… И на северную вершину еще залезли!

bm86

15-20. И бегом-бегом вниз, по своим следам, теряем, прокладывая новые тропы, весело-то как! Снова туча, и тут только мы как следует разглядели тот, самый первый гребень, даже Гребень, настолько он красив! – бежим к нему по снегу, фоткаем под дождем, он как маленький Откликной, офигенно! Было б время — обошли бы его вокруг. На скале сидит здоровенный ворон, говорит-ругается, что пришли слишком рано, кружит над нами, каркает – долго нас провожал, километра три. Дорогу совсем раскиселило дождем. Снова прыгаем через Большой Кухтур, на обратном пути нашли большую еловую ветку, которая прикрыла верную дорогу и сбила нас с толку

Дальше такая мяша! Вода летит по желобам и трубам из мерзлого грунта, Семен просто идет по воде. Дошли до Сухого Кухтура и перешли его не переобуваясь, уж не за чем)) Идем-веселимся, решили ввести такое понятие — шатак, на подобие куперли: как жуткий поносинг по глине мы с позапрошлого года меряем в куперлях — теперь и пешинг в тапках, по колено в снегу — в шатаках, 12 километров снега — это один шатак))

bm89

Дошли до велов – стоят родимые. Сели и поскользили по грязи, по полю и колеям, как хорошо! ноги-то устали идти. И тут я забыл, что самое опасное – это эйфория, но нам осталось всего-то 5 км под гору, и я ору: потому что мы банда, мы велосипедисты! И мы несемся… Димка впереди… почему-то в колее, которая широкая и вибрирует, а внутри нее – еще одна, потоньше, тоже трясется. И так это сложно следить сразу за обеими, что я думаю: а зачем мы в колее, когда обочина нормальная? И торможу, чтоб выпрыгнуть, а Семен сзади метрах в тридцати, вроде с запасом, и тут он летит через руль и говорит классическое: пипецприехали. Переднее колесо свернуто баранкой, и нести велик на себе еще километра три. И потом еще 65 километров до Белорецка. Сняли колесо, давай гнуть на бревнах ногами. Вроде можно ехать потихоньку, все ж не идти. Так и ехали, с чудовищной восьмериной.

bm93

Последний брод, уровень стал пониже, и брошена доска – парни позаботились, расчистили речушку.

Серега уже давно сварил гречки с мясом. Слопали всё вмиг.

Андрюшу укусил клещ, прям в живот, малюсенький, с миллиметр всего, как родинка. Андрей его случайно заметил, когда майку задирал. Думали, что не возьмет его клещедёрка нашего доктора Семена. Но Сэм ловко подцепил зверюшку и выдернул, как гвоздь. Это был единственный случай, больше никого не кусали.

Потом Серега правил Сэму колесо, уменьшил восьмерину, но бьет сильно, скорость теперь не выше 25… Вот так, вроде и победный день, но не надо было праздновать его раньше времени.

Треки велопохода

8 день: 6 мая

Пройдено 39 км, ходовое 2-27, средняя 15.8, максимальная 58

5-25. Еле встали, после вчерашней-то пешки, ногимоиноги! Решил все же помыться, опять посмотрел, как это делает Семен – и залез в Кухтур))

9-30. Выехали. Снова в просветах деревьев — Большой Шатак на прощанье. Теперь уже никто никуда не торопится, до Белорецка осталось 65 км, 4 часа хода, даже со скоростью колеса Семена. Главное не рвать. У нас три дня, 7-го и 8-го дождь, если мы сегодня до грозы пройдем половину – то, пересидев основную непогоду, 8-го спокойненько доедем к обеду, а поезд – вечером. Вышли из леса, заехали в Кагарманово за водой – скважина на перекрестке. Катим по хорошему асфальту, горки, виды, такая красота вокруг! Длинный спуск к Узяну, Семен на тормозах, отстал километра на полтора. Мост через Белую, узнали, где магазины и погнали закупаться на два дня жизни под дождем.

В центре – аж три магазина рядом, причем все (и продавцы, и сельчане) направляли нас во второй – в нем только водка и консервы, и всё! — это у них как бы само по себе разумеющееся, как продукт первой необходимости. Зато два других магаза были вполне супермаркетами, мы и закупились от души (ошалев от изобилия, забыли сыр, и очень без него страдали потом).

Снова в гору, и тут же – ГЭС на речке Узян. Опять красиво – водохранилище, приемное устройство, водосброс… Если бы мы заехали на ГЭС в Каге – она бы выглядело, наверное, примерно так же, но чуть побольше.

bm97

Подъем перед Азнагулово. Пока фоткал – отстал, сумел обогнать только Семена, растягиваемся на километр, сзади в гудок сигналит Семен – оборачиваюсь: идет трактор, на прицепе – огромная сеялка, шириной… я не знаю сколько, при 4-хполосной дороге она была шире двух полос, с двумя огромными колесами. Аццкая колесница! Прижимаюсь максимально вправо… Сначала по осевой проносится трактор, и тут же совсем рядом в тишине пролетает колесо… Бл…кр…пр… сц…пи… Дак это я еще услышал семенов гудок! Остальные далеко впереди и предупредить их нечем. Остается наблюдать, как товарищи шарахаются, а сеялка скребет левую обочину, а наверху подъема – слепой поворот влево. Вот и прикиньте – а если оттуда вылетит авто? Как такой агрегат можно вывозить на автодорогу?

Выезжаем наверх, переваривая происшедшее, Семен далеко отстал. За Семеном идет грейдер, скребет ножом асфальт! и правую обочину. Мало нам было сеялки. Грейдер идет быстрее Семена, грохот стоит невероятный – нож грохочет по асфальту, зачем? там обочины и так идеальные! Щас поглотит, и Семена и нас – мы ведь не бросим товарища… Семен делает усилие и на вершине все же отрывается от пылящего монстра, мы впереди тоже резво стартуем.

bm100

Азнагулово, красивый подвесной мост через Белую. Ищем стоянку. Белая прикатывается к дороге, потом отходит на километр, образуя большую поляну, переходим два ручья… Бегали-бегали, выбирали-выбирали… Тучи меж тем громоздятся, жарко, трудно представить, что с сегодняшней ночи температура упадет до +3, а 9-го выпадет снег.

Встали в сосенках у ручья, подальше от обжитых стоянок, зато у нас много травы и клещей. Семен уже отказывается принимать их на кремирование — задолбали, говорит, девайте их куда хотите, хоть выбрасывайте обратно. Такое впечатление, что в Башкирии клещей ловим только мы, когда приезжаем в мае, а сами башкиры их только плодят) Приходится каждому самому разбираться со своими животными.

В 16-00 закапало, но так-то не критично. Семен привязал серебрянку – навес над столом, поели. Небо затянуло напрочь. Я ушел по берегу – посмотреть скалу на краю поляны, да можно ли выехать 8-го за нее, чтоб не бродить назад два ручья. Красивая скала, пещерка, птицы там вьются… Белая прёт. Есть дорога за скалой, пофоткал сверху, тут и тучки разошлись, и радуга над Серменево, хорошо…

bm102

Вечером долго не сидели, прямо на глазах холодало, приготовились к ночному дождю и завалились спать под пенье соловья. И этот птах — был самым искусным, он выдавал невообразимые коленца, причем каждое — повторял ровно два раза (для тех, кто с первого не понял), это было больше человеческое, чем птичье, пение.

Таймлапсы — новый асфальт перед Старосубхангулово и въезд в село, и отдельные моменты дороги в восьмой день:

9 день: 7 мая

8-00. Встали, дождь сеет с полуночи, холодно, можно и не вставать, но отлежали бока. Серебрянку оборвало, и ночью Андрей придавил ее бутылями.

Сухие дрова, кофе и вчерашняя перловка исключительно поднимают настроение, даже компенсируя отсутствие сыра.

Дров у нас много, хотя место и посещаемое – еще вчера натаскали сухих коряг и веток, а потом на другой стороне ручья, при полном безветрии, хряпнулась здоровенная ровная сухара и до вечера мы успели распилить половину. Утром Дима старательно что-то пилил, загадочно ухмыляясь, потом представил нам народную игру – городки! А ведь здорово! И как мы раньше не догадались, ведь все время на покатушках с дровами… Поиграли… Отдыхаем, от полного разложения спасает только дубак. Семен достает флейту и над мокрой поляной плывет Yesterday… Семен почти каждый день музицировал.

bm105

А я пошел прогуляться на холм за дорогой – чем и хороши сапоги, или даже обрубки сапог: дождь и мокрая трава не мешают прогулкам. Холм, просеки нефтепроводов, высота 707 метров, тучи цепляют вершину, видимости небогато, наверху остатки какого-то строения. Полазил пару часов.

После обеда (отличнейший суп-харчо) — снова залез пофоткать на вчерашнюю скалу. Коряги, как зверье какое-то…

Серега раздал оставшиеся деньги, бани не было – вот и съэкономилось (потратили по 1800 на 10 дней — дома и то больше бы проелось))

К вечеру допилили сухару, на костре просушили велочехол, на котором все дни обедали, обувь и одежду.

На ночь сварили целый котел каркадэ – захотелось горяченького. Грустно, все понимают, что это – последняя ночевка.

10 день: 8 мая

1-20. Каркадэ подействовал – все встали, бр-р-р холодильник, снова упали.

6-00. Начался дождь.

7-00. Подъем, кофе, доели вчерашнюю перловку и харчо, вообще всё доели.

Собираемся в палатках, под моросящим дождем. Потом – раз! И ждать больше нечего: мокрые палатки — в баулы, баулы — на велы, и… все это под песни из Бременских музыкантов, переделывая их на ходу:

Мы раз-бо-бо-бобойники, разбойники, разбойники
Пиф-паф! И вы покойники, покойники, покойники
Завтра дальняя дорога выпадает королю
У него деньжонок много, а мы любим Куперлю
Уй-лю-лю, уй-лю-лю, а мы любим Куперлю
Чужие сапоги натерли ноги…
Не же- ла- ем жить, и-Эхъ! по-другому
Ходим мы по краю, ходим мы по краю родному

Это какой-то дурдом, товарищи, я понимаю — в прошлом году, последнее утро на Ургуне… так оно хоть солнечным было, а тут – холодный дождь из свинцовых туч, и в пять глоток на всю пустынную округу: и-Эх! по-другому!

10-30 — пошли за скалу, по коровьим тропкам, и в подъем. Асфальт, Серменево, выбросили трехдневный мусор, катим не торопясь и не останавливаясь, фоткать особо и нечего, получается, что интересный рельеф закончился после Узяна. С трудом удается уговорить всех сфоткаться у белорецкой стелы.

bm112

13-30. Тормознулись у остановки на въезде в город, спрятались от ветра, ищем в навигаторах вокзал, а нету его! Т.е. билеты на руках у нас есть, а вокзала — нигде нет! Билеты от Белорецка, а в городе станция Нура, бред какой-то…

Мальчик с девочкой на остановке, где вокзал — тоже не знают. Народ двинулся к стоянке пытать шоферов, а я достал конфеты (так-то время было уже обедать и холод собачий) и сунул в рот сразу две. Дети офигели. Мне стало стыдно, и я дал им тоже по конфетке.

От шоферов узнали, что вокзал у них не в городе, а на отшибе, и мы уже проехали нужный поворот направо. Срезаем через сады, через заброшенный аэропорт, по грунтовке – устряпались конечно. Минут десять, по дождем, колесим по лужам на привокзальной площади – немножко отмылись…

Мы и не знали, что все это время в вокзале выстраивалась оборона от нашего вторжения, что окна охраны выходят на площадь, и нас давно засекли, и настучали начальнице вокзала. Человек пять охраны, с этой плотной дамой во главе, встречают нас в тамбуре, и отправляют упаковываться на улицу: вот когда будут велы упакованы в чехлы – тогда вы и будете пассажирами со спортинвентарем. Аргументы, что в итоге упаковки под дождем чехлы будут грязными, и нас потом не пустят в вагон – не принимаются, главное – стерильность вокзала. Надоело спорить и мы уходим на торец вокзала, хотя бы за ветер. Все это самоуправство будет в отчете — обещаю я охранникам (ну, что-то я должен был сказать…)

Посреди упаковки снова появляется начальница, Семен сходу вворачивает ей запах портвейна (а что, разве она не имеет права отпраздновать победу над нами-бродягами и 8 мая?), но она не поддерживает конфликт, а миролюбиво приглашает нас на вокзал, в тот самый отдельный зальчик, который мы и наметили вначале. Чудеса! Наверное конфеты детям зачлись где-то там, в нашей карме. Да все равно, мы упаковались уже, перетащились на вокзал. Оплатили провоз велов, закупились в магазине через площадь, объелись, потом еще раз, сходили и объелись. Пироги, молочка, сыр… понеслась. Стемнело, а свет в половине вокзала и не включается – там, где мы сидим. Вот и вся вам безопасность. Т.е. за этой борьбой с велотуризмом, никто не спросил у нас билеты, не узнал, сколько времени мы собираемся на вокзале жить – день? Два? Не смогли зажечь свет в зале, забитом нашей поклажей. Зато их было пятеро с пистолетами, и только на них самих срабатывали рамки, а на нормальных людей не срабатывали))

bm113

21-10. Поезд под дождем, вагон новый, уже наловчились, быстро запихнулись и в новый. В Магнитогорске погуляли по вокзалу и завалились спать, в Челябинске были в пять утра, и потопать под куполом вышел один Андрюша – зато ему удалось покрутить шарик.

Фотоальбом: фотки с привязкой к карте — по этой ссылке.

9 мая: Время 10-00

Каменск, вокзал, мы привезли дождь и холодный ветер – непогода потом целые сутки портила горожанам праздник, а в Белорецке навалило снегу – вовремя мы оттуда уехали, хорошо, что билеты взяли на 8-е.

А вообще, там хорошо, и местные сами это понимают, и напоминают другим))

Вот такой он, бурзянский мёд!

bm114

Итоги веломаршрута «Бурзянский мёд 2015»

  • Маршрут пройден за 8 ходовых дней, могли уже 6-го мая быть в Белорецке.
  • Можно было пройти в первый день через Андреевку и Муйнак, заскочить в Капову пещеру, или в пещеру Сказок, обойти Шатак с запада – получилось бы как раз 10 ходовых дней, но тогда пришлось бы в конце рубиться через холодный дождь, рискуя обратными билетами.
  • Купленные обратные билеты – зло, лучше выходить в сторону оживленных станций, и иметь несколько дней в запасе.
  • Покрышка на 1.35 – не для каменистых спусков под грузом баула, либо это должна быть новая резина, которую можно накачать в камень, теряли на пробоях кучу времени и нервов.
  • Про эйфорию – я уже писал :(
  • Печки-нержавейки неоднозначны: удобны, но в холод и на сырых дровах могут подвести.
  • Но в целом, все минусы с запасом перекрылись плюсами, и после похода остается только желание пойти в следующий, причем лёжа на плацкартной полке ты уже примерно знаешь маршрут…

Кратко про веломаршрут «Бурзянский мёд 2015»

Каменск-Уральский, 2015 год

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments