Поход на несколько дней — это всегда крутая история. Чем дольше, тем интереснее — факт. Если разобраться, таких походов в моей жизни было не так уж и много. Помню два за прошлый год и оба они — какая-то жизненная драма с последствиями.

Вид на Конжак с Казанского камня

На Конжаке было по-настоящему страшно, а на Таганае — как-то грустно и больно. Но каждый раз это еще и красиво, интересно, а главное — полезно для жизни и общего развития. Опыт, в конце концов. А вот на этот раз, в июне, не было никакой драмы, было как надо — кайфовое четырехдневное приключение со свежими идеями и новыми выводами.

Оглядываясь назад

В этот раз с нашим мини-турклуом мы решили всё-таки попасть на вершину Сухогорского камня. Тёма разработал крутой кольцевой маршрут, который предполагал за 3 дня подняться на три вершины и вернуться другой дорогой. Выбрали длинные июньские выходные и отправились в поход.

День первый

Мы выехали в субботу вечером. До выезда, как обычно, дожили не все, кто собирался, поэтому в моей машине мы с Димой ехали вдвоем. Обсуждали всякое прикольное, и не помню к чему, но меня вдруг долбануло откровением, которое потом лейтмотивом играло в голове весь поход и несколько дней после: с прошлого июня прошел целый год. Целый год с прошлого июня. По моим прошлогодним ощущениям, этого не могло произойти.

Новые горизонты

Нужно быть мной, наверное, или хорошо меня знать, или вспомнить свой личный момент кардинальных перемен о котором вы уже давно забыли и привыкли к новой рутине, чтобы это ощутить — но прошлым летом всё в моей жизни поменялось так резко и неожиданно, что я потеряла счет времени и забила на это всё. А к той субботе я уже совсем не думала о прошлом лете. Новая глава, новые нейронные связи в голове, новая работа, новые люди, новая машина, новые горизонты, новое всё… Кроме меня. Я-то на всю жизнь останусь собой.

Сухогорский камень, Свердловская область23 июня 2017 (дату вспомнила) я ошибочно поверила на несколько дней, что четырехлетняя тягомотина, с которой я на тот момент уже смирилась и приняла как данность своей жизни, которую я выбрала самостоятельно, по собственному желанию, что это всё наконец начало меняться в лучшую желанную сторону. Мне показалось, что моя жизнь реально начала устраиваться без особого моего участия (такая иллюзия пассивной сбычи мечт). То есть я жила-жила до 23-го числа и думала, что хотя мне и тяжело и местами дискомфортно существуется, но все равно всё вроде бы как я хотела. А тут хоп и в тот день, вернее в ту ночь, райские кущи сгустились вокруг меня и оказалось, что бывает и лучше. Но мне не было очевидно, что бесплатное — только в мышеловке, и то, что в моей жизни происходит без моего искреннего участия, без моего выбора, по инерции — это просто наваждение, кредит, за который придется дорого заплатить. Но тогда я даже предположить не могла, что через пять дней начнется самый сложный отходняк от этого трипа, а через месяц одним солнечным утром просто и тихо закончится, оставив лишь эхо прошедшей войны. И дорога в самое сердце, длиной почти пять лет упрется в сокровищницу не самых приятных, но очень важных знаний о себе и переживаний, плюс несколько жизнеопределяющих решений кое-чего всё-таки успеть, достичь и попробовать реализовать к первому взрослому юбилею. На тот момент в моей картине мира просто не существовало такого варианта, что через год, в июне 2018 все будет именно так, как будет, и я случайно вспомню обо всем где-то на северной трассе в лесу в любимой компании и осознаю себя в этом моменте не просто выжившей, а уже чуть-чуть достигшей, почти реализовавшей, и, самое интересное, счастливой. Круто, блин. It gives me hope.

Сухогорский камень, Свердловская областьУ меня тут такие осознанки, что было вообще не до дороги. Вроде бы она вся хорошая, от Карпинска закатали асфальт практически до турбазы, а на сегодняшний день может быть и до самого Кытлыма. Мы плутанули где-то между Серовом и Карпинском, потому что я решила затестить штатный навигатор в машине, и он проложил маршрут через деревни по грунтовкам. Решили по нему не ехать, а вернуться на трассу. Дальше было все хорошо. Проехали поворот на турбазу, немного повыли колеса, на новом покрытии, я сначала заволновалась, но сделали вывод, что это из-за состава асфальта. Больше такое не повторялось в других местах.

Сухогорский камень, Свердловская областьНа этот раз мы не пользовались услугами турбазы «Серебрянский Камень» — только оставили машины на платной парковке (200р/сутки), а затем пошли к берегу Лобвы — там расставили лагерь и легли спать. На удивление, ночь так и не наступила, а самые темные часы были, когда мы только подъезжали к месту и расставляли лагерь. Где-то в 2 часа ночи было уже довольно светло. Оказывается, не только в Питере есть белые ночи, а даже на нашем севере.

На следующий день, в воскресенье, нам предстояло переправиться через Лобву на другой берег и пойти на Сухогорский, который еще называют Казанским камнем и гору Семичеловечью.

День второй

Параллельно с нашей группой туда собирались ребята из Североуральска, они договорились с заброской, и огромная машина которая перевезла нас со снаряжением через Лобву, пообещав забрать через 2 дня на том же месте. По ощущениям, река показалась неглубокой, потому что едва скрывала колеса этой машины. Правда позже я поняла, что высота колеса у «этой машины» примерно мне по плечо.

Мы собрались и во второй раз пошли подниматься на Сухогорский. На этот раз тропа была менее явная, нежели зимой — оказалось, что зимой мы поднимались по руслу ручья, который теперь был довольно мощным потоком воды, текущей из недр горы. Где-то мы шли прямо по границе воды, где-то старались обходить по лесу.

Сухогорский камень, Свердловская областьПервое препятствие поджидало нас недалеко от старта — мокрое бревно, перекинутое через горную речку! Можно было не знать никого из нашей команды, но получить очень точное представление о каждом, просто наблюдая за тем, как мы переходили этот бурный поток. Мне лично было очень скользко и не хватало равновесия — пришлось ползти на коленках.

Сухогорский камень, Свердловская областьОстановка на чай:

Сухогорский камень, Свердловская областьГде-то на середине пути мы поставили лагерь на хорошенькой полянке и налегке пошли искать вершину Васильевский камень. Перешли через водопад Хрустальный, вдоль которого идет тропа на Сухогорский и попали в нетронутый волшебный лес.

Сухогорский камень, Свердловская область

Сухогорский камень, Свердловская область Сухогорский камень, Свердловская область Сухогорский камень, Свердловская область Сухогорский камень, Свердловская область

Все на этой стороне было покрыто мхом. Он такой мягкий, что казалось, я иду по зеленым плотным волнам, которые дышат под ногами и не дают утонуть. Хотелось лечь в его объятия и заснуть, как в детстве у мамы на руках.

Сухогорский камень, Свердловская областьНо мы шли дальше, наверх. то и дело отклоняясь от маршрута. В этот раз у нас было три навигатора, но мы все равно постоянно сбивались — дух приключений не даёт идти по ровным проторенным тропам. А на Васильевский камень они и не ведут вовсе — метки закончились (или потерялись) еще около водопада.

В какой-то момент мох закончился, мы вышли из леса и начался подъем по курумнику. Но здесь он оказался не таким твердым и острым, как на Конжаке или Серебрянке — в отличие от них здесь курумник покрыт видимо двумя слоями лишайника вместо одного, что делает его очень симпатичным и довольно дружелюбным. Френдли курумник.

Сухогорский камень, Свердловская областьПока поднимались, рассуждали с Димой, сколько микромиров там на отдельных веточках каждого лишайника, и что если мы тоже только маленький мир на огромной ветке огромного лишайника и нет у этого фрактала ни начала ни конца…

Сухогорский камень, Свердловская область Сухогорский камень, Свердловская областьКогда поднимаешься на вершину — не забывай оглядываться назад — там обычно открывается отличный вид. У меня есть куча фоток с подъема, но селфи на склоне меня радует больше всех.

Мальчики тоже делают ЭТО

Наконец мы вышли на какую-то вершину с хорошей смотровой площадкой. Оказалось, за поход я наснимала кучу видяшек, которые недавно нашла и потихонечку вставляю в свой рассказ. Надеюсь, они помогут лучше ощутить красоту, которую я видела своими глазами.

Сухогорский камень, Свердловская областьОблака позволили нам увидеть и Казанский камень, и Конжак, и все остальное, что я не могу назвать по именам.

Фотосет с панорамой и вершинный коньяк с чаем и шоколадками. Июнь, солнце, тучи, снег, дождь — супер.

Так и не разобравшись, было ли место, на которое мы вышли, вершиной Васильевского камня, мы двинули обратно и вернулись в лагерь отдыхать и готовиться к следующему дню, за который нужно было подняться на целых две вершины.

Сухогорский камень, Свердловская область
Снег летом — это восхитительно даже в горах!

Абсолютно не помню, что было вечером в лагере — помню только божественную домашнюю настойку от Андрея и бесконечные разговоры у костра (о чем?!).

День третий

Проснувшись на склоне Сухогорского мы собрали лагерь и потопали вперед и вверх. Сначала было невероятно сложно идти — сказывалась усталость прошлого дня и подъем, который стал более резкий. Спасало меня только воспоминание о том, что зимой мы сделали это за один день, а потом еще и вернулись обратно с перевала Дидковского.

Погода была прикольная — то солнце то моросящий дождик — успеваешь и согреться и остудиться. И не было этого ужасного ветра.

Сухогорский камень, Свердловская областьДухи наконец-то были не против! Это стало ясно, когда мы дошли до Звезды и тучи просто разошлись в стороны, открывая шикарный вид сначала на Косьвинский камень, а затем и в обратную сторону.

Постоять, подышать, впитать, насладиться — зачем иначе ходить в походы?!

Сфоткать и принести впечатления тем, кого с нами в тот день не было.

Сухогорский камень, Свердловская областьА дальше — путь на вершину, куда я еще не заходила. Где-то через пол километра снова нашлось место для созерцания — под ярким солнцем мы увидели (наверное) всё Конжаковское горное кольцо. Помню Ксюшин восторг по поводу гор. Прикольно.

Тут мне захотелось отрастить себе третий глаз с углом обзора в 360 градусов — так хотелось одновременно посмотреть во все стороны на эту красоту.

Косьва

А последний километр до вершины принес нам сюрприз — прибежала туча, затянула всё вокруг серым туманом и пошел снег.

Красивый такой, огромными белыми хлопьями. Я знаю, что снег в горах — норма даже летом. Но каждый раз это воспринимается как недосягаемое волшебство природы.

Сухогорский камень, Свердловская областьКрасивый танец атомов и молекул, почему-то собранных именно в этом месте, в этих пропорциях, сочетаниях и формах. Особенно волшебно и непонятно — когда при этом присутствуют и мои собственные молекулы.

На Сухогорском я попросила ребят сфоткать меня отдельно с вершиной, потому что это же наконец-то Сухогорский! В прошлый раз я писала, почему так хочу на него попасть. Сбылось. Жду скидок на билеты до Катманду.

Сухогорский камень, Свердловская область
Я на вершине Сухогорского камня. Наконец-то!

Когда мы спускались с вершины, тучи рассеялись, выглянуло солнце и несколько сантиметром снега, которые нападали на камни за пол часа мгновенно растаяли, сделав их скользкими и мокрыми. А под камнями зажурчали ручьи.

Мы выбрали кольцевой маршрут, поэтому спуск мы продолжили с другой стороны и пошли дальше — на гору Семичеловечью.

Сухогорский камень, Свердловская областьУ подножия Семичеловечьей природа изменилась. Здесь между двумя вершинами было очень сыро и вообще какая-то вечная осень.

Прошлогодняя желтая трава, много воды под ногами. Довольно быстро поднялись к вершине, погода снова испортилась и нас опять засыпало снегом.

На подходе к вершине из-за тучи появились каменные великаны.

Сухогорский камень, Свердловская областьПо легенде в незапамятные времена на этой горе семеро манси играли в карты с богами и выиграли. Боги разгневались и превратили их в камни, которые стоят с тех пор на склоне горы, которую так и называют.

Сухогорский камень, Свердловская областьВершина находится на высоте в 1035 метров, здесь было ветрено, холодно, мокро и туманно.

Но в какой-то момент тучи на горизонте начали исчезать, очень эффектно открывая сначала подножие, а затем и вершину Косьвинского камня.

Сухогорский камень, Свердловская областьЯ чуть не отморозила руки, пока пыталась зафоткать это зрелище, а в итоге выронила телефон из кармана куда-то на пол и чудом нашла. Было бы обидно потерять его в горах.

Совершенно замерзнув я побежала за товарищами, которые уже начали спускаться с мокрой Семичеловечьей и пошли в сторону тропы, которая на следующий день должна была вывести нас на просеку, ведущую к обратно к Лобве.

От капризов погоды вся оптика у фотоаппарата запотела, да и фоткать уже особо не хотелось после такого насыщенного впечатлениями и видами дня. Но они не спешили заканчиваться.

Спускаясь с горы я смотрела на другие открывающиеся горы, на капли дождя на еловых лапах, на закат, на камни под ногами. Я думала о том, что каждое место, в которое я попадаю имеет свое особенное притяжение. Оно требует остаться. Где-то сильнее, где-то меньше, но мне хочется остановиться и побыть. Особенно в тех местах, которые я определяю для себя как «мои». На некоторых склонах вообще хочется сшить юрту или построить пещеру из камней и переехать навсегда. Я поняла, что единственный способ остаться во всех этих местах, которые так люблю и не рассыпаться на части — писать о них. Рассказать о них именно так, как я их увидела и почувствовала, рассказать о том, что я узнала там. Снять их такими, какими я увидела и ощутила. Попробовать передать миру. Это как обмен кислородом — оно в меня вдох, я о нем выдох. Как зеленый мох, на бархатных волнах которого можно спокойно засыпать. Ритм примерно такой.

Сухогорский камень, Свердловская областьС этим я дошла до места, где ребята начали ставить лагерь — нашли уютную поляну между двух ручьев. Сушили шмотки у костра. Ели что-то очень вкусное благодаря Кате.

День четвертый

Последний день нашего похода не обещал ничего сложного — несколько километров по лесной тропе, где в 2016 году пробегали участники ТрансУрала, а потом еще 7 по просеке под ЛЭП и к 14 часам мы планировали быть уже у берега Лобвы, встретиться со второй группой и переплыть на другой берег на той же машине, которая забросила нас всех в воскресенье.

Сухогорский камень, Свердловская область Сухогорский камень, Свердловская областьНо тропа оказалась затоплена, мы то и дело сбивались, нужно было перейти кучу речек и обойти кусты и поваленные деревья, отметки постоянно терялись.

Из леса мы вышли порядком выбившись из сил. Но здесь нас ждал еще один сюрприз — дорога вдоль ЛЭП практически отсутствовала — она наполовину заросла молодым лесом и кустами, а на вторую половину была затоплена водой, стекавшей с гор. Еще было жарко и много комаров. Клещи, которых кстати тоже было очень много за эти 4 дня, воде бы к ЛЭП уже закончились. К Лобве мы вышли часа на 3 позже, чем планировали и ооочень устали. Ребята Североуральцы давно уже не дождавшись водителя перешли реку вброд и уехали домой.

Когда мы наконец-то дошли до Лобвы радости моей не было предела. И было даже не страшно залезть в ледяную реку, чтобы ее перейти. Правда в самом глубоком месте течение было очень сильным и нас с девочками чуть не посносило нафиг, но мы сделали это и вышли на берег.

Помню это прекрасное ощущение, когда я наконец-то окончательно высохла, согрелась, одела сухие кроссовки и легла на заднее сидение машины. Уставшая, довольная, счастливая. Впереди еще было 5 часов рулить до Екатеринбурга, но это перестало быть чем-то напрягающим, новая машина реально супер удобная для длинных поездок. Я конечно тоже очень хотела пива, как наверное все в нашей компашке, но купила его себе на следующее утро. И чипсы. И еще полдня кайфовала, рефлексируя.

Сухогорский камень, Свердловская областьГде-то на этом пути мне пришло еще одно замечательное понимание — мой мир полон людей, которые меня просто любят и просто рядом. С которыми мне абсолютно не нужно быть никакой. Ничего из себя строить и представлять. Просто быть. За это открытие спасибо моим дорогим, не знаю даже как вас назвать, сотуристам, чтоли. С вами очень классно быть!

Итого: 4 дня, 50 километров, +100500 новых фоток, видяшек и нейронных соединений.