Выше на Урале еще никто не бегал. Такая фраза завершала письмо, пришедшее мне на электронную почту в декабре 2016 года. Его я ждал около месяца. Оно возвестило о том, что я выиграл слот на участие в четвертом этапе многодневного горного ультрамарафона «ТрансУрал». Этап этот должен был проходить в труднодоступном, но туристически развитом районе Приполярного Урала с 14 по 18 августа 2017 года.

Что такое ТрансУрал?

ТрансУрал — первый и крупнейший в России международный многодневный горный ультрамарафон. Каждый год участники за 4 дня пробегают живописный маршрут, проложенный вдоль границы двух частей света — Европы и Азии. ТрансУрал проводится с 2014 года, за это время более 500 человек пробежали дистанцию длиной 430 км по самым живописным районам Южного (2014), Среднего (2015) и Северного (2016) Урала. Приполярный этап должен был завершить четырехлетнюю серию ТрансУрал. Впервые планировалось осуществить забег в формате ультрамарафона на высшую точку Уральского хребтагору Народную (1895 м).

Как я туда попал

О ТрансУрале я узнал весной 2016 года, тогда же решил поучаствовать в забеге одного дня в рамках Северного этапа в июле 2016 года в дисциплине вертикального километра на Косьвинский камень. Остался под большим впечатлением от организации мероприятия, духа соревнования, меня покорила природа Северного Урала. И даже не осталось сомнений, что следующий этап я пробегу полностью. Тем более, что следующая гонка должна была пройти на Приполярном Урале, на котором никто никогда не бегал.

Давней мечтой было побывать в этих местах: увидеть красавицу Манарагу, взойти на высшую точку Урала – гору Народную, полюбоваться на горные реки, прочувствовать атмосферу сурового края, ведь до Северного полярного круга отсюда меньше 80 км! И вот появилась возможность не только побывать там, но и пробежать. Для счастья больше ничего не надо. Я задался целью во что бы то ни стало принять участие в ТрансУрале. Проблема была в том, что забег должен был проходить по территории национального парка «Югыд Ва», что накладывало ограничения на количество участников – 200 человек. 100 слотов было сразу же зарезервировано для тех, кто участвовал во всех этапах, остальные разыгрывались с помощью лотереи. Но мне повезло, я получил такую возможность!

Как добраться?

В связи с тем, что район труднодоступный, вариантов добраться сюда не так много, первым делом нужно добраться до железнодорожной станции Инта-1:

  1. Из Екатеринбурга на поезде сначала до Кирова, там нужно сделать пересадку на поезд Киров-Инта-1;
  2. самолетом до Воркуты или Сыктывкара и далее все равно добираться на поезде до Инты-1
  3. на автомобиле по приличной дороге можно добраться до города Ухта и оттуда на поезде 9 часов до Инты-1.

Затем предстоит пересесть на вахтовку и трястись 130 км по разбитой грунтовке в течение 5-6 часов до турбазы «Желанное», откуда начинаются большинство популярных маршрутов.

Мое путешествие

До последнего я не знал на чем буду добираться, поэтому не спешил с покупкой билетов, тем более от этой рутины отвлекла большая поездка на Ергаки и в Горный Алтай в июле. Все решилось в последние дни: нашелся участник забега из Челябинска, который решил поехать на своей машине до Ухты, а оттуда на поезде до Инты. Я и знакомая девушка из Перми с радостью присоединились к такому варианту.

11 августа ранним утром Иван, так звали участника-челябинца ТрансУрала, подобрал меня в Екатеринбурге, и мы выехали в направлении Перми. Взяв на борт там в районе обеда того же дня еще одного человека, мы сквозь время и пространство устремились к Сыктывкару. В этот день не доехав до него около 200 км, встали на ночь с палаткой недалеко от трассы. На следующий день добравшись к вечеру до Ухты, оставили там машину и пересели на ночной поезд до Инты-1. Утром 13 августа на станции нас радушно встретили волонтеры ТрансУрала и сопроводили до местного садика, откуда всех прибывших распределяли по вахтовкам. Сев в вахтовку с номером «1» и попрощавшись на несколько дней с цивилизацией (магазинами, интернетом) мы отправились до базы «Желанное». Заброска в одну сторону стоит 20 000 рублей, вместимость вахтовки 20 человек, поэтому, если решитесь на поездку в эти места, придется решить вопрос с загрузкой машины этим количеством, чтобы по стоимости вышло дешевле.

Перед отправкой машины, нам удалось договориться с водителем, и он разрешил нам загрузиться в кабину. Пребывая в восторге от того, что первыми увидим и запечатлеем на камеры все красоты и приготовив кучу вопросов «дяде Вове» (так он сам себя назвал), мы выехали к месту назначения. Удивительно было наблюдать как меняются окружающие ландшафты: равнинная, ничем не примечательная тайга как-то резко сменилась огромным открытым пространством с редкими деревьями и вскоре мы подъехали к знаку, который возвещал о том, что мы въехали в самый большой по территории национальный парк России – «Югыд Ва».

Через два часа мы уже форсировали вброд реку Кожим, по которой походят самые живописные водные маршруты. Проехав турбазу Сана-вож, нашему взору сначала открылся прекрасный вид на хребет Малдынырд с многочисленными снежниками, а затем приоткрылась самая загадочная гора Приполярного УралаЕркусей.

И вот мы подъезжаем к турбазе «Желанное», форсируем брод через реку Балбанью, по белоснежной из-за кварца дороге подъезжаем к берегу озера Нижнее Балбанты. Здесь уже стоит несколько палаток, некоторые из участников приехали на день раньше, и как оказалось, уже успели в поисках шикарных фотографий и впечатлений побродить по окрестным горам. Разобравшись с вещами, поставив палатку, решаем последовать их примеру, благо погода установилась очень благоприятная.

ТрансУрал, Приполярный Урал, Нижние Балбанты
Участники ТрансУрала на фоне озера Нижние Балбанты

Решили прогуляться до озера Грубепендиты, оно находится в глубоком каре на хребте Малдынырд на высоте около 800 метров. Тропа идет вдоль ручья, который вытекает из озера, по пути встретили первый снежник, в лучах уходящего за хребет солнца, картина открылась наиживописнейшая, отсюда открывался прекрасный вид на горы Баркова, Еркусей, Черную, в другой стороне виднелись Старик-Из и Старуха-Из. На берегу озера была большая поляна с северной ягодой – морошкой. Вдоволь нагулявшись к закату, мы вернулись в лагерь, который уже значительно разросся.

ТрансУрал, Приполярный Урал, Вид с хребта Малдынырд
Справа налево — г. Баркова, г. Еркусей (священная гора для коми и манси), г. Черная, составляют хребет Россомаха. Вид с хребта Малдынырд
ТрансУрал, Приполярный Урал, хребет Малдынырд
При подъеме на хребет Малдынырд. Ручей вытекает из горного озера Групендиты, находящегося на высоте 800 метров в глубоком каре
ТрансУрал, Приполярный Урал, озеро Грубепендиты
Поляна морошки на берегу озера Грубепендиты?

Следующий день, 14 августа, был свободным, нужно было получить стартовый пакет и вечером явиться на предстартовый брифинг для получения информации по первому дню.

ТрансУрал, Приполярный Урал, озеро Нижние Балбанты
Ранее утро на озере Нижние Балбанты, справа склон горы Баркова

Поэтому, чтобы не терять время и хорошую погоду, которая здесь очень переменчивая, мы отправились на прогулку вдоль реки Балбанью к горе Старуха-Из, там должна была располагаться стоянка оленеводов, народа коми-зырян.

Идти нужно было около 6 км, только отошли от палаточного лагеря, как я сильно пожалел, что не надел резиновые сапоги. Сначала нас встретили просто грязь и лужи на грунтовой дороге, через пару километров дорога совсем растворилась в болоте. Какое-то время я пытался обходить совсем плохие участки, но вскоре понял, что это бесполезно и смирился с мокрыми ногами. У моей спутницы, Сони, была в поездке только одна пара трекинговой обуви, поэтому большую часть дороги ей пришлось пройти босиком, чтобы не намочить обувь.

ТрансУрал, Приполярный Урал,
На пути к чуму оленеводов, вдали гора Старуха-Из

Издалека увидев чум, оленей вокруг мы не увидели. Как потом оказалось, оленей (ни много ни мало 3000 голов) пастухи увели в соседнюю долину, только тысячи следов на земле около стоянки и реки свидетельствовали о былом количестве пасшихся здесь животных. Хозяйка чума встретила нас приветливо, провела экскурсию по жилищу, рассказала о занятиях, образе жизни, быте своего народа. С собаками оленеводов устроили целую фотосессию, они оказались очень дружелюбными и не отпускали нас долгое время. Но время подходило к обеду, нужно было прощаться с гостеприимными хозяевами и идти на турбазу получать стартовые пакеты со всем необходимым для гонки.

Вечером нас ждал брифинг по первому дню гонки. Солнечная погода и чистое небо к вечеру и ночи сменились серыми тучами. Нам предстоял ранний подъем и главный забег на гору Народную, дистанция которого 50 км. Было не ясно, дадут ли добро на забег до самой вершины или придется на подходах к горе разворачиваться и бежать обратно так и не побывав на высшей точке Урала.

ТрансУрал, Приполярный Урал,
Получил стартовый пакет
ТрансУрал, Приполярный Урал,
На брифинге перед первым днем гонки. Антон Жиганов представляет иностранных участников
ТрансУрал, Приполярный Урал,
В палаточном лагере. Мобильная баня, на четвертый беговой день ее снесло ветром

День первый

Забег на гору Народную (1895 метров, набор высоты 1300 метров). По маршруту: первые 20 км можно бежать, на этом пути есть болотистые участки, несколько бродов, затем 5 км по курумнику с набором высоты. Последние 200-300 метров – подъем по скальному гребню, он начинается от установленного на гребне православного креста, дальше отметиться на КП и бежать обратно 25 км до финиша на базе «Желанное».

ТрансУрал, Приполярный Урал, гора Старуха-Из
Первый день ТрансУрала — главный старт гонки на гору Народную (1895 м.), высочайшую вершину Урала? Трансуральцы на фоне горы Старухи-Из.

Сильный дождь со старта, чередующиеся подъемы и пологие участки, болота, штурм снежника, скользкий курумник на подходе к вершине, сильный туман наверху, который закрыл все панорамы… Несколько раз пожалел, что взял собой фотоаппарат, он крайне неудобно болтался весь маршрут на поясе, приходилось поддерживать рукой, однако полученные снимки стоили мучений. Гонка далась нелегко, то и дело приходилось обращаться то к внутренней, то к внешней мотивации, заставляя себя двигаться дальше. В итоге на финише время – 10,5 часов. Евгений Марков, бессменный лидер гонки, пробежал за 4:46:12. Есть к чему стремиться!

ТрансУрал, Приполярный Урал,
Первый день. Когда 15 км — это только цветочки..
ТрансУрал, Приполярный Урал, озеро Голубое
Забег первого дня, Народную затягивает облаками. Внизу озеро Голубое
ТрансУрал, Приполярный Урал, гора Народная
КП на вершине Народной

День второй

«Кварцевая гонка» (6.5 километров, набор высоты 650 метров). Во второй день организаторы приготовили нам «лайтовый» забег с поздним стартом, чтобы можно было как следует выспаться и отдохнуть после ультрамарафона. Однако легкой она показалась лишь на бумаге: вчерашняя дистанция, боли во всем теле утром и постоянный набор высоты по всей дистанции сделали гонку для меня тяжелой. Даже забег третьего дня по хребту Малдынырд на 26 км, дался значительно легче. После финиша забега на вершине горы Баркова, вновь переменчивая и суровая погода Приполярного Урала напомнила о себе – гора притянула тучи, пошел дождь, пронизывающий холодный ветер то и дело норовил сбить с ног… Пришлось возвращаться в стартовый городок.

ТрансУрал, Приполярный Урал, гора Баркова
Второй день. Штурм горы Баркова

День третий

Забег на хребет Малдынырд (26 километров, набор высоты 860 метров). Нитка забега: сразу после старта брод через реку Балбанъю, затем подъем по каменистой тропе на хребет (около 4 км) мимо красивого карового озера Грубепендиты. По хребту около 10 км по равнинной дороге, спуск (еще 4 км) и ровный участок вдоль реки Балбанъю и одноименного озера до самого финиша.

ТрансУрал, Приполярный Урал, хребет Малдынырд
Старт на хребет Малдынырд

Несомненное украшение долины Балбанъю — каровое озеро Грубепендиты, на котором я был в день заезда. Зеленовато-бирюзовое озеро лежит в глубоком каре хребта Малдынырд, окруженном с трех сторон отвесными трехсотметровыми стенами, глубина озера, несмотря на небольшие размеры, достигает 21 метр!

ТрансУрал, Приполярный Урал, Озеро Грубепендиты
Третий день. Озеро Грубепендиты на хребте Малдынырд

Это был самый оптимальный по длине и живописный по красоте забег. Впервые за последние дни выглянуло солнце, к середине гонки небо полностью расчистилось, открыв великолепные виды вокруг. Наконец-то я увидел гору Народную!

ТрансУрал, Приполярный Урал,
Третий день

Этот беговой день был отмечен и неожиданной встречей. Когда до финиша оставалось около 4 км, на камне у тропы я увидел птицу интересной расцветки. Она нисколько не смущалась и не улетала при моем ускоренном приближении. Потом, уже дома, поискав информацию в сети, я понял, что встретил полярную крачку. Это единственная птица, которая мигрирует с одного полюса на другой. Для того, чтобы перезимовать, она улетает из Арктики в Антарктику, а весной возвращается обратно. За год полярная крачка пролетает в среднем около 70-80 тысяч км!

ТрансУрал, Приполярный Урал, Полярная крачка
Третий беговой день. Полярная крачка

На финише в этот день открылось второе дыхание: то ли сказалась прекрасная погода, то ли адаптация организма к нагрузке.

ТрансУрал, Приполярный Урал, Гора Старик-Из
Третий беговой день. Гора Старик-Из

День четвертый

Круговой забег гора Старик-Из – гора Еркусей – река Пелингичей – Желанное. 35 километров живописных видов долины горной реки Пелингичей, гор Старик-Из и Еркусей. Самый сложный для меня беговой день, сказывалась общая пройденная дистанция – 83 км, без значительного восстановительного периода.

Первые 7-8 км прошлись в неплохом темпе и самочувствии, но после ворот между Стариком-Из и Старухой-Из подала сигналы бедствия правая нога – воспалилась надкостница. Даже ходьба приносила значительные болевые ощущения. До реки Пелингичей пришлось просто идти, пропуская вперед остальных. Только перед Еркусеем нашел в себе силы ускорится и немного улучшить свое положение в итоговом протоколе.

ТрансУрал, Приполярный Урал,
Долгожданный финиш четвертого дня

В итоге

В общем итоге – 4 беговых дня, 125 км по горным тропам, множество бродов, так и не высохшие ни разу за все дни беговые кроссовки, многочисленные болота, грязь по колено, литры пота, дождь и снег, живописные виды с гор, неимоверное количество эмоций – все это ТрансУрал приправленный Приполярным Уралом.

Что ждет в будущем?

Казалось бы четырехлетний цикл гонки завершился на Приполярном Урале, но Антон Жиганов, директор гонки, не собирается останавливаться. В этом году началась новая серия гонки на Южном Урале в Башкирии, в котором еще никто не бегал. Но это еще не все — в августе 2018 года запланировано проведение два старта под названием «Полярная серия TransUral» – сразу два ультрамарафона на Приполярном и один на Полярном Урале:

  1. Дистанция 50 км — забег на высшую точку Урала, гора Народная.
  2. Дистанция 100 км — забег на гору Манарага (включает в себя восхождение на гору Народная)
  3. Первый линейный ультрамарафон на Полярном Урале, дистанции 12, 30 и 60 км.

Жду начало регистрации на эти гонки и буду готовиться к ним как к главным стартам нового 2018 года, ведь Манарагу я так и не увидел!)

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Денис
5 лет назад

Это величественная красота!