В древней парме лыжи-лямпы несли охотникам жизнь и смерть. «Если идёшь на медведя — готовь мягкую постель, если идёшь на лося — готовь гроб и могилу», говорили коми. Лыжами мерилось всё. Лыжа символизирует крыло птицы, которая для народа коми является национальным символом. В полёте богатырь Йиркап мог догнать любого зверя, даже чудесного Голубого оленя!

Богатырь Йиркап летит на чудесных лыжах. Автор — Елена Стрельченя

Млечный путь светится в ночном небе россыпью звёзд. Эту россыпь древние коми называли Лямпа туйЛыжный след! У меня из головы никак не шла лиловая лыжа Ослянского Камня. Могли ли они видеть «лыжи» не только в небе, но в горах и реках? Да! Предки коми явно видели в поднебесье след волшебной лыжи Йркапа.

Высшей точкой хребта Уральский в горной осевой части Северного Урала является гора Гумбольдта. Гора высотой 1410 метров разделяет бассейны Камы и Оби. К сожалению, её древнее название стёрли в 2001 году члены РГО при переименовании. Тысячу лет гора носила первое имя – Лямпа Кутимская. Гора-Лыжа!

Гора Лямпа Кутимская. Авторы — Евгений Черепанов и Марина Жук, турклуб «Зодиак», Главный Уральский хребет, январь 2013 года, https://tourclub-perm.ru/foto_pohodnoe/foto-glavnyy-uralskiy-khrebet-2013/

Действительно, Лямпа Кутимская вытянута с севера на юг на целых шесть вёрст. Гребень в районе вершины узкий и крутой. Основная часть горы находится выше границы леса – в гольцовой зоне. Разве это не лямпа-голица? Это небесная голубая лыжа.

Восхождение на вершину Лямпа Кутимская. Траверс склона к вершине. Автор — Турклуб «Меридиан» ПНИПУ. Отчёт о лыжном маршруте II категории в районе Северного Урала (Шудья-Пендыш, ГУХ), январь 2015 г. Руководители: Карякин Андрей Викторович, Антонов Дмитрий Валерьевич, https://meridian.perm.ru/03_reports/nural2015/img/f0176.shtml

Гору слагают сланцы и кварциты протерозой-кембрийского возраста, как и берега Чусовой близ Верхней Ослянки. Зимой голубого цвета добавляют снежники на северо-восточном склоне. На горе — исток одноимённой «лыжной» реки, которая впадает в реку Кутим.
Лыжные имена получили реки Малая Лямпа и Большая Лямпа, впадающая в реку Улс. Долины рек Большая Сосьва и Малая Лямпа на Главном Уральском хребте соединяет перевал ЛямпаКонь.

Рассветный вид на долину Большой Лямпы с подъёма на вершину Лямпа Кутимская. Автор — Турклуб «Меридиан» ПНИПУ. Отчёт о лыжном маршруте II категории в районе Северного Урала (Шудья-Пендыш, ГУХ), январь 2015 г. Руководители: Карякин Андрей Викторович, Антонов Дмитрий Валерьевич, https://meridian.perm.ru/03_reports/nural2015/img/f0149.shtml

Лямпами называются приток Барды (бассейн Камы) и приток Лобвы (бассейн Иртыша). Деревня Лямпа Большеутинского сельсовета находится в долине одноимённой реки в 20 км от посёлка Ачит Свердловской области.
Показательно, что река Лямпа, приток Ваграна (бассейн Иртыша), на языке манси называется Тоут-Я«Лыжная река»!

Лямпы (лыжи-голицы) у охотников коми-зырян

Манси называли горы с узким длинным гребнем иначе. Вогульский Ось-Нёр – «Узкий Камень«, «Узкий Урал» (осься — «узкий»). Ижемские коми, порой кочуя по тундрам Хоза-Тумпа, пользовались узкими кручами Колвинского камня и Ошньера. Получались гибридные оронимы Ошеньер (коми ош — «медведь«, манси нёр – «камень«) и Осся-ур — «узкая гора». Тогда Ось-Лямпа – «узкая лыжа«, а Ош-Лямпа – «медвежья лыжа«?

На Урале и Севере часто долины рек и ручьёв, где можно пробираться только зимой на лыжах, либо где ставили деревни-зимницы (зимняки), называли «лыжными» именами. Архангельские поморы называли лыжи так – калги, колги. На финском и карельском kalhu означает то же самое.
Колга — посёлок на севере Эстонии в волости Куусалу. Старорусское название острова Колгуева – Калгуев. По легенде, название острову дали поморы в честь рыбака Ивана Калгова, пропавшего без вести в водах.

Устье Колган-Лога на реке Чусовой. Автор — Михаил Латышев

И на Чусовой свои колги есть! Посмотришь летом на чишму в Колган-Логе рядом с бойцом Кирпичным и понимаешь — на «колгах» только сюда и дойдёшь! Ниже по течению от Колган-Лога была деревня Зимняк – зимой к ней быстро добраться, если хребтину царь-бойца Высокого на колгах перемахнуть.

Боец Кирпичный, ниже от Колган-Лога по течению Чусовой.
Автор — Михаил Латышев

Так ить колги ладить да на охоту иттить – это ж колгота какая! Колгота – это суета и длинные хлопоты, как на ребёнка колготки одевать, чтобы в садик отвести.

Ослянка — небесная синяя лыжа

А как же наши, уральские Ослянки? Они точно похожи на небесные лыжи! Самая большая из них является наивысшей вершиной Среднего Урала, расположенной к северу от хребта Басеги. Гора Ослянка (Ослянский Камень в источниках XVIII — XIX веков) имеет высоту 1119 метров. Меридиональный горный массив на левобережье Косьвы вытянулся большой лыжей аж на 15 вёрст! Гребень выровненный, преимущественно широкий; местами узкий, крутой, скалистый.

Гора Ослянка. Автор — Андрей Колчин. https://www.aziko.ru/ural-sights-marshruty/articles_items/oslyanka

Ослянка сложена кварцито-песчаниками верхнепротерозойского возраста. На фото Андрея Колчина её лямпа-голица видна издалека. Пихтово-еловый лес есть до высоты 800 метров. На горе находится исток реки Южная Ослянка, впадающей в Большую Ослянку. Лыжники эту гору любят – там с 2005 года проводится лыжный марафон «Ослянка».
Кроме рек Ослянок, впадающих в Косьву, в Карпинском районе есть маленькая Ослянка, впадающая в реку Кырья.

Чусовская «лыжина» невелика по сравнению с косьвинской.
Гора Верхняя Ослянка, высотой 432 метра, также представляет собой узкий хребет с крутыми склонами и несколькими вершинами, вытянутый с северо-запада на юго-восток. По склонам горы в обход вершин в начале ХХ века была проложена Кушво-Сылвицкая железная дорога. На юго-западных склонах расположен исток реки Чувашки. На север с горы течёт к Сылвице река Бобровка. На юго-запад бежит река Большой Потяж к Серебрянке. На юг текут речки Ослянка с Дрожихой.

Обе Ослянки, Верхняя и Нижняя, лежат в узких долинах Чусовой, зажатые ровными и длинными хребтами. Автор — Дмитрий Латышев

И ещё один момент в разгадке Ослянского имени не был учтён. Горы в тех местах на Урале – сплошь синие. К Верхней Ослянке идёт Гороблагодатский тракт через Синегорье. И камень близ Ослянской пристани на Чусовой – тоже лилово-синий. Синим называется камень у Нижней Ослянки.

Камень близ Ослянской пристани на Чусовой – тоже лилово-синий. Автор — Дмитрий Латышев.

Ниже деревни Ёквы Чусовая делает разворот, и упирается в могутный хребет камня, опять же Синего. Его тёмные уступы хмуро поросли лесом. Чусовляне о нём говорят: «Здорово синий он, и всё кругом синё». Так и есть.

Ниже деревни Ёквы Чусовая делает разворот, и упирается в могутный хребет камня, опять же Синего. Автор — Михаил Латышев

Возможно, слово Ослянка произошло от коми-пермяцких корней Лӧз-Лямпа?
Лӧз на языке коми означает голубой, синий цвет. Лӧз кынь — голубой песец, лӧз югыд — предрассветная дымка, лӧз небеса — голубое небо.
Есть у коми загадка «Пу кока, лӧз платтьӧа, еджыд юра» (с деревянной ногой, в синем платье, с белой головой). Отгадка – капуста.

Предки народа охотников подмечали синие горы и синюю воду. Фото начала ХХ века

Предки народа охотников подмечали синие горы и синюю воду. Река Лозьва, левый приток Тавды, в памятниках письменности упоминается с конца VI века с названием «Лозва». На языке коми Лозва — Синяя или Голубая вода. Река Лозьшор – Синий Ручей и т.д. Осенью под скалами Река Теснин приобретает синий цвет.

Лӧз-Лямпа – синяя небесная лыжа. С другой стороны, Йос-Лямпа – «лыжный народ». Так или иначе, при ассимиляции название превратилось в Осляну, сохранившую связь с праматерью-лыжей.

Наследники Осляны

При дальнейшей ассимиляции, возможно, произошла замена согласных N/NT – ND – NB. Полагаю, от «осляны» произошли ослядь и ослябь с сохранением значения о длинном и узком деревянном предмете. Ослядь, она же оследь, а также оследина и ослегина, слега имеют похожие смыслы.

Оследь в словаре Даля в пермско-вятских говорах означает строевой лес, годный на бревна, лесину дерева, чистую от сучьев. Оследина — верхняя часть ствола дерева, оследник – строевой лес. Поэтому объяснение, что гора Ослянка похожа на ослядь, оследину – где-то близко к истине. Ведь бревно строевого леса по форме имеет что-то общее с большой лыжиной.
Ослеги в словаре Макса Фасмера – «толстые колья». Слега – толстая жердь.

Ослябя была, скорее всего, толстой и длинной дубиной, палицей, которой воевал врагов монах-воин Родион Ослябя. Земляк Пересвета, инок Троице-Сергиевского монастыря стал героем Куликовской битвы. Он причислен к лику святых в Русской Православной Церкви.

Пересвет и Ослябя. Хранители земли Русской. Автор — Андрей Шишкин

В монашестве – Андрей, до пострига Родион был боярин и воин. Есть легенда, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. В честь воина-монаха Осляби был назван броненосец Российского флота, погибший в Цусимском сражении. Сейчас в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль «Ослябя».

Предположительно, тот самый Ослябя был родом из Брянска. В соседнем крае когда-то была Ослянская волость Мстиславского уезда Могилёвской губернии. Село Ослянка стоит на берегу одноимённой речки, притока реки Сож. В тех местах были исконные места проживания древних финско-балтийских племён и зарубинецких ранних славян. Река Сож впоследствии стала границей между племенами колонизаторов – кривичей и радимичей, предков белорусов.

В этой «черезполосице» и происходило заимствование слов в русский язык из финно-угорских. Не исключено и влияние переселенцев. Показательно, что «лыжные народы» и здесь оставили следы. В окрестностях Ослянки мы видим реки Лыза и Лызка, деревни Лыза и Большие Лызки, Санники, Зимницы и Печерск.

Лызь (лыжа), кстати, осталась в вятских диалектах. В переносном смысле это дылда, верзила, долгай, жердяй, нескладный человек. Отсюда может происходить фамилия Дылдины.

Однокоренным слову «лямпа» в языке коми является слово «лоп» — широкая часть поверхности, лопасть (пелыс лоп — лопасть весла, зыр лоп — лопасть лопаты). Лоп, лопата и лопасть – такие же древние слова. Они звучат в родственных языках. В карельском слово «лопасть» звучит как «lapa«, «лопата» – «lapie«.

Что такое ослопина

Так же «осляне» родственно и слово «ослоп». Ослоп, ослопина – та же слега, жердь, дрюк, рычаг, стяг, дубина; дубье, палочье, колья для драки, обороны; у ратников — палица, окованная дубина. «Пешая рать с ослопы ходяша«. «Никон Бой творяху деревянным ослопием«. Были такие в старину ослопные свечи – «дубинныя», величиною с ослоп. В переносном смысле ослоп (остолоп) — опять жердяй, долгай, неуклюжий и рослый невежа, а также глупый человек, болван, чурбан.

Вот, по-древнерусски – «о-се», что я хотел сказать про лямпы. Осе-лямпа («это-лыжа»).

Лосянка

Нельзя сбрасывать со счетов и другие версии. Лыжи «лызь», как правило, подбивались шкурой лося. Лось в мифологии коми неразлучен с Оленем. Созвездие Большой Медведицы у финно-угорских племён было созвездием божественного Лося. И тот Голубой Олень, за которым гнался Йиркап, конечно, был необычным лосем. Голубой олень / лось – цвета Лӧз.

Lennart Helje. Из жизни гнома

Исходя из наскальных изображений и материалов археологии, академик А.П. Окладников установил, что «образ лося и его связь с солнцем — один из древнейших мотивов общих космологических воззрений многих народов Севера».

На языке коми лось означает йöра. Возможно, Йиркап был из геродотовского племени йирков, соседей исседонов и охотников на йеру – лосей.
В финской «Калевале» есть сюжет, где погоня за лосем Хийси является одним из свадебных испытаний Лемминкяйнена.

Лемминкяйнен приходит в Похьолу. Погоня за лосем Хийси — одно из свадебных испытаний. Сюжет из финской «Калевалы». Автор — Николай Кочергин

В праславянских языках лось и олень происходили от одного корня – ОЛСЬ, ОЛНЬ. Заметьте, как слово ОЛСЬ превратилось со временем в ЛОСЬ.
При заимствовании, ассимиляции в слоге могут меняться местами гласные и согласные. Русскому Отла соответствует Тыла на языке коми.

Так, возможно, Ослянка – это просто Лосянка? Есть ведь в Свердловской области посёлок Лосиный. Лось — деревня в Тотемском районе Вологодской области. А уж на Чусовой лосей всегда с избытком было.

Отлянка

Возможно, Ослянку переиначили русские люди для удобства произношения из Отлянки?
И такая версия имеет право быть. Дело в том, что в определённых названиях Прикамья и Чусовой заложен древний способ подсечно-огневого земледелия. Выше Кына по течению есть река Гаревая, и была одноимённая деревня. Туда переселили крестьян из деревни Тяпугино на другой реке Гаревой, что под Чермозом (Пермский край). Гарью, или выжигом крестьяне освобождали в лесу землю под поле, получались «гарюшки».

Деревня Бабенки, что расположена выше Верхней Ослянки, у обрусевших вогул называлась ранее Гаревал павыл (Garewal biul), то есть унаследовала название Гаревой. Значит, соседнее селение могло быть тоже образовано росчистью пожогом, и называться Отла, как и деревни в Княжпогостском районе — Верхняя Отла (Катыд Тыла), Средняя Отла (Шöр Тыла), Нижняя Отла (Кывтыд Тыла). В писцовых книгах Пермского края 1608, 1646 гг. записан «погост Отла, Новинки тож».

Деревня Бабенки у обрусевших вогул называлась ранее Гаревал павыл (Garewal biul), то есть Гаревая. Автор — Дмитрий Латышев

Первая часть слова ОТ- означает «новый»: финское uusi (uude-), карельское uusi (uuve-), саамское оdas, ODt(A). Прибалтийско-финское название Отла имело русский аналог. Названия Новина, Новинка от русского «новь» означали «впервые вспаханное поле, полученное после рубки леса, раскорчевки и сжигания отходов». То же означает имя Тыла на языке коми.
Вторая часть -ЛА является суффиксом места, распространенным в прибалтийско-финских языках, с древним финно-угорским происхождением.

В Пермском крае рядом с коми-пермяками c XI века селились пришлые русские поморы. Пик бегства крестьян из Поморья на Урал пришёлся на XVII век. Из «поморьской говори» в топонимы Чусовой близ села Кын пришли названия деревень Верхние и Нижние Исады, реки Ледянки. Исады — это пристань, место высадки на берег, а также речной пляж, наволок (На Иссади-то лофцЕгрузИцця). Ледянка – это поморская лодка-дом, на которой путешествовали и по воде, и по льду рек, крышей которого служило оленье буйно (шкура). В словобразовании от поморов появились суффиксы –ляна, -ляны. Таким образом, Отла или Отляна – это «новина, пожога, росчисть».

Оселок

Мне кажется сомнительным, что ослянские реки и горы назвали от слова «осла»оселок, точильный камень. Впервые эту версию озвучил немецкий учёный и путешественник XVIII века И.Г. Гмелин, который написал: «А словут те речки Ослянки для того, что в них каменные оселки, что ножи точат».

Слово оселок происходит от праславянского *osьla, от которого произошло древнерусское слово «осла», встречающееся как оslа, оsеlkа в словенском, польском, чешском, болгарском языке.
Как объяснить, что слово от народов Восточной Европы угнездилось в основном только в Прикамье и на Урале? Если бы в русских селеньях была традиция называть целые реки и огромные горы в честь точильных камней, то мы бы имели столько же названий Оселков, сколько по всей России было названо пристаней и деревень Бабенок, например. Однако их нет.

Не согласен я и с предположением, что название пошло именно от рек: «В Чусовую впадает речка Ослянка, берущая начало у незначительной горы Ослянка». Всё наоборот. Гора Верхняя Ослянка у Чусовой имеет высоту 432 метра, что для здешних окрестностей вполне прилично – чуть ниже легендарной горы Старухи. А речка – как раз маленькая.

Устье речки Ослянки. Горную красотку к Чусовой провожает горбатая медвежья гора. Автор — Дмитрий Латышев

Маленькие и речки Ослянки к северу от хребта Басеги, вблизи громадной горы Ослянки, гребень которой растянулся на пятнадцать вёрст.

Касательно слова «осла» – оно означает закалину в хлебе, в печенье, слой вязкого, осолоделого, непропеченного теста. Псковичи говорят: «Откусишь, так гребенка: отрежешь, так осёлка». Так то псковичи. Где Псков, где пермяне. Полагаю, что немец Иоганн Гмелин высказал версию, подобрав удобные слова языков, либо доверившись местной «народной этимологии».

Так ведь и название Кына можно трактовать как «песец», а вовсе не «холодный, мёрзлый». А что? На коми-пермяцком лӧз кынь — голубой песец. Мех его — мягкий! И приток есть у Кына нужный. На северо-восточном склоне Дёминой горы берёт начало река Мягкий Кын.

Может, тогда и Лысьва – не «хвойная вода»? Ключ или родник меряне назвали бы Лисва, а на эрзянском – Лисьма. Между прочим, на старых картах отмечен именно Лисьвенский завод, а не Лысьвенский. Да что там Лисва! Лызь-ва! Лыжная река.

И гора в Нижнем Тагиле, о которой спорят Лысая она или Лисья, на самом-то деле Лызья? Лыжная гора. И будет вылезать отовсюду мягкий пушистый песец, если искать простые совпадения слов.

Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:

1. Первое утро

2. Ящеры на Гребешках

3. По Долгому Лугу до бойца Стенового

4. Мултык — Лесной Старик

5. От Востряка на Бабенский плёс

6. Низовские Бабенки

7. Пристань у Кровяного Берега

8. Верхняя Ослянка

9. Страна Лиловых Гор

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

2 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Воронов
3 лет назад

Спасибо! Очень интересно! Вроде как и названия знакомые и места Родные, а не задумываешься. Хотя о происхождении названия Ослянка и задумываешься, заканчивая сплав по Чусовой. Но после выхода в заботах и хлопотах интерес пропадает. два раза перечитал, положил в закладки. Перед сплавом почитаю внимательнее.

Александр
1 год назад

Может капуста не белая голова, а большая? Юж сильно похоже ваще еджыд на наше южное ыджыт. А белый — чочком. И наверняка у коми есть на своём языке небо и платье))