Висимская слобода была основана в начале XVIII века раскольниками в долинах рек Шайтанка, Межевая Утка и Висим. На ландкарте Екатеринбургской провинции, составленной в 1734 году, поселение Висим уже значится на карте.

Поселок Висим
Поселок Висим

Висимо-Шайтанский завод

Главное значение в развитии Висима сыграло строительство Висимо-Шайтанского завода. В период строительства заводов мастеровые Акинфия Никитича Демидова в 1739 году начали возводить Висимо-Шайтанский железоделательный завод самовольно, без официального разрешения. Разрешение на постройку завода было выдано только в 1741 году. На Висимо-Шайтанском заводе, привезенный чугун из Нижнетагильского завода перековывали в железо и перевозили на Усть-Уткинскую пристань, грузили на суда, и сплавляли по реке Чусовой и Каме в Центральную Россию и Западную Европу. Множество различных документов сохранилось в городских архивах об истории завода.

В 1760-х годах Висимо-Шайтанский завод пополнился за счет переселения крепостных крестьян из Нижегородской, Арзамазской и Ветлужской вотчин. В 1760 году определенная часть мастеровых Висимо-Шайтанского завода отправлена на строительство Нижнесалдинского завода, и в 1777 году они оказывали помощь при строительстве Верхне-Салдинского завода.

В период крестьянской войны 1773-1774 годов, жители Висимо-Шайтанского завода начали присоединяться к восставшим. Гнев рабочих, таким образом, направлялся на демидовскую крепостную администрацию, в которой они усматривали непосредственных угнетателей. Заводские люди Черноисточинского завода завалили дорогу в сторону Висимо-Шайтанского завода. К району восстания подошел правительственный отряд, и от уральских заводов отпала опасность захвата демидовских заводов.

В списке уральских заводов, составленных в 1778 году с показанием недвижимого производственного инвентаря по Висимо-Шайтанскому заводу, значилось: фабрика для ковки полосового и колотушечного железа, с девятью молотами; фабрика для дела заводских инструментов, с четырьмя горнами. При заводе находится 411 мастеровых работных людей и крепостных крестьян.

Жители Висимо-Шайтанского завода занимались изготовлением сундуков, но в 1802 году из Нижнетагильской заводской конторы направлено предупреждение «… дело сундуков запретить в виду напрасной траты леса. Описанные сундуки расписать и позволить продать».

В ноябре 1806 года управляющий Нижнетагильскими заводами Михаил Данилович Данилов получает послание: «Из-за недостатка на Висимо-Шайтанском заводе половина кричных горнов в зимнее время находится в остановке. Но поскольку поблизости протекает река Утка, то можно построить на ней плотину, прокопать канаву из прудка в Висимо-Шайтанский пруд».

Осенью 1826 года Ефим Алексеевич Черепанов руководит работами по перестройке плотины на Висимо-Шайтанском заводе. Во время маловодья на фабрике действовал только один молот, а иногда молотовая фабрика из-за отсутствия воды останавливалась. Крепостной гидротехник Клементий Константинович Ушков предложил построить канал от реки Сулем до Шайтанки для пополнения водой Висимо-Шайтанского пруда. Но долгая переписка с нижнетагильской заводской конторой не увенчалась успехом, для строительства необходимы были средства.

На расстоянии 8 верст от Висимо-Шайтанского завода, в 1825 году на реке Сухой Висим впадающей в реку Межую Утку по распоряжению Висимо-Уткинской конторы и приказчика Ивана Любимова был основан Суховисимский прииск. С началом разработок благородных металлов у населения Висимо-Шайтанского завода появилось еще одно занятие, это добыча платины. В 1835 году главному смотрителю золотых и платиновых приисков Гаврилу Белову Нижнетагильская главная контора предписала всем частным заводским конторам: «…чтобы они без предварительного позволения ни под каким видом рабочих людей из золото и платинорудных штатов не отдавали для заводских работ».          

Для заготовки дров и выжига древесного угля, из лесного массива, была выделена Висимо-Шайтанская лесная дача. Для завода древесный уголь выжигали в куренях. Курень №1 находился в верховьях реки Утки на левой стороне. Курень №2 расположен в Барановом кряжу по Сулемской зимней дороге, с правой стороны речки Семиостровной и по левую реки Барановки на 4-х просеках. В 1856 году по заданию Висимо-Шайтанской заводской конторы применен опыт по пилке дров вместо рубки их топорами. Испытывались пилы, изобретенные главным лесничим уральских горных заводов полковником И.И. Шульцем с целью экономить древесину, так как от рубки много ее теряется в щепе.

В 1837 году Нижнетагильский горнозаводской округ посетил русский художник Василий Егорович Раев, он был и Висимо-Шайтанском заводе, в последствии он вспоминал: «…все поехали уже в экипажах на Висимо-Шайтанский железный завод. Первое, как приехали, пошли осматривать завод и все его производство, потом обедать, а потом гулять, любоваться живописной местностью. Мы на этом заводе пробыли весь день и на другой день утром поехали на Висимо-Уткинский железный завод. Этот завод на географических картах находится уже в Европе. Черта, отделяющая Европу от Азии, пробегает по вершинам высоких Уральских гор. А внизу, как будто в котловине, виднеется Шайтанский завод. За ним идут отдельные возвышения, покрытые лесом, а в самой дали, виднеются Белые горы, с которых мы третьего дня любовались беспредельной панорамой Урала. Я с Теплой горы нарисовал вид…».

В начале XIX века в Висимо-Шайтанском заводе работали заводские архитекторы из Нижнетагильского завода, которые разрабатывали проекты промышленных зданий, цехи, доменные печи, конторы. Среди них Александр Петрович Чеботарев, Александр Зиновьевич Комаров, Кирилл Алексеевич Луценко. Свидетельство архитектору А.П. Чеботареву было выдано управлением Павла и Анатолия Николаевичей Демидовых в Нижнетагильском заводе в 1840 году за устройство зданий в Висимо-Шайтанском заводе. В декабре 1855 года помощник архитектора Нижнетагильского завода Кирилл Луценко совершил поездку в Висимо-Шайтанский и Висимо-Уткинский заводы по случаю составления проектов и смет на предполагаемые постройки в 1856 году.

В январе 1839 года Нижнетагильская контора предписывала Висимо-Шайтанской: «Остановить кричное производство по маловодью в заводском пруду, а освободившихся рабочих, отправит в кричный Висимо-Уткинский завод, в кричную — 15 чел., на поставку 12 четвертичных дров — 10 чел., и на разработку ям — 10 чел. К заготовке заводских припасов — 8 чел., ремонт пола в кричной фабрике и «поправка» в оной подростков — 5 чел., и отправить на платинные прииски — 10 чел.».

В 1845 году нижнетагильские заводы посетил геолог, профессор Урала Барбот де Мартни Николай Павлович, обследуя окрестности Висимо-Шайтанского завода, он выявил залежи известняка.

В ревизской сказке 1850 года, которые составляли на Урале в Висимо-Шайтанского завода на 8-ю ревизию числилось крестьян — 962 чел., крестьянок — 1077 чел.

В 1866 году построили доменную печь, 4 пудлинговые печи. Железную руду для доменной печи возили гужем с Выскогорского рудника.

Почти при каждом заводе Нижнетагильского округа находилась заводская тюрьма, в которую сажали мастеровых за «провинности». В Висимо-Шайтанском заводе на этот счет была заведена особая тетрадь «о людях, содержащихся под стражей». В 1855 году под стражей находились: Поликарп Журавлев, был задержан помощником управителя за неявку на работу. Моисей Канонеров, углепоставщик, задержан повытчиком за кражу. Никита Якушев, заводской, задержал помощник управителя за ослушание на работе. Лариона Селиванова, углепоставщика, задержал повытчик за пьянство. Ивана Шихова задержал помощник управителя, за ослушание на работе. Михея Шавангина, дровопоставщик, задержал помощник смотрителя за самовольную отлучку с работы.

В 1856 году была произведена выдача пособий беднейшим семьям рабочих Висимо-Шайтанского завода: Иван Федулов — 52 года, жена Ульяна, имеют 5 детей. Федулов работает в кричной фабрике, имеет избу новую, другая ветхая, сарай ветхий, одежда ветхая, из скота имеет одну корову. На окончательную выделку одной новой избы и сеней из «милости» назначенной госпожой Авророй Карловной выделить Федулову сумму до 25 руб. серебром. Афанасий Шинкарев — 40 лет, жена Анна, имеют 8 детей. Работает поставщиком угля. Имеет избу ветхую, построенную в 1842 году на господский счет. Из скота имеет 3 лошади, коровы 2, овец 4, одежду имеет посредственную. А. Шинкареву следует дать из «милости» на постройку новой избы и сеней до 40 руб. серебром.

К началу 1880-х годов металлургическое оборудование завода состояло из одной доменной печи с холодным дутьем, 8 пудлинговых и 2 сварочных печей, 2 вододействующих молотов прокатного стана. В 1890-е годы завод снова подвергнут реконструкции, доменная печь переведена на горячее дутье.

Для изыскания средств на сооружение памятника поэту А.С. Пушкину в середине XIX века в России проходила подписка, в том числе и среди населения Висимо-Шайтанского завода. В 1872 году жители Висимо-Шайтанского завода собрали деньги для сооружения памятника А.С. Пушкину в Санкт-Петербурге. «В управление Нижнетагильских заводов Висимо-Шайтанская заводская контора имеет честь донести, что согласно распоряжения на сооружение памятника Пушкину, собрано пожертвование 6 руб. 5 коп. серебром».

В 1896 году Висимо-Шайтанский завод соединен железной дорогой с Нижнетагильским заводом и Выскогорским рудником, что позволило, с меньшими затратами обеспечивать заводы лесом, древесным углем, металлом и существенно облегчила передвижение пассажиров до Нижнетагильского завода.

Висимо-Уткинская узкоколейная дорога
Висимо-Уткинская узкоколейная дорога

Выплавка чугуна в 1903 году сократилась до 174 тысяч пуд, затем снова поднялась до кризисного уровня, составив в 1904 году — 444 тысяч пуд. Заводовладельцами ввиду чрезвычайных финансовых затруднений в 1908-1909 годах был разработан «план реорганизации демидовских заводов», который предусматривал концентрацию и специализацию производства, сосредоточение металлургического производства на трех крупных ведущих заводах и закрытие мелких заводов с устаревшей техникой, к числу их был отнесен и Висимо-Шайтанский завод.

Население поселка участвовало в забастовочном движении 1905 года и в крестьянских волнениях 1907 года. 2 мая 1917 года в Висиме был создан первый Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, но с преобладанием меньшевиков. В декабре 1917 года в Висиме установилась Советская власть. В годы гражданской войны висимские красноармейцы сражались с колчаковцам, под командованием местного жителя М.А. Баклыкова.

В ноябре 1919 года на консервационном Висимо-Шайтанском заводе числилось 6 рабочих и 2 служащих, которые осуществляли охрану завода. Завод был остановлен в 1913 году и числился цехом Нижнетагильского завода. Из сооружений осталось часть корпусов и плотина, требующая ремонта. В 1925-1926 годах Висимо-Шайтанский завод полностью ликвидирован, оборудование демонтировано большей частью использовано и перевезено на другие заводы. В настоящее время, на бывшей территории завода ни одного заводского сооружения не сохранилось, но действует лесопильный цех, где перерабатывают древесину.

Стенка плотины пруда
Стенка плотины пруда

Родина Мамина-Сибиряка

Висимо-Шайтанский завод — родина известного уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Висимской природе Дмитрий Мамин посвятил несколько художественных и публицистических произведений. Наркис Матвеевич и Анна Семёновна Мамины с сыном Николаем переехали из Егвы в Висимо-Шайтанский завод в 1851 году. Наркис Матвеевич служит заводским настоятелем в Анатольской церкви основанной ещё в 1839 году.

Стела. В гости к Мамину-Сибиряку
Стела. В гости к Мамину-Сибиряку

Через год, 25 октября (6 ноября) в Висимо-Шайтанском заводском поселке родился Дмитрий Мамин — будущий писатель. До 1864 года Мамин жил в семье священника Наркиса Матвеевича и Анны Семёновны Маминых. В церковно-приходской школе преподавали предметы: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, география, история, пение, чистописание и гимнастика. Считается, что в Висиме именно Наркис Матвеевич основал библиотеку, комплектуя её фонд своими книгами. Анна Семёновна Мамина занималась с девочками-ученицами рукоделием: вышивали, шили, вязали.

Средняя школа в Висиме
Средняя школа в Висиме

Заводской поселок Д.Н.Мамина-Сибиряк упоминает во многих очерках и романах «Три конца», «Из далекого прошлого», «Не удел», «Белое золото», «Платина» и другие. Мамин-Сибиряк писал: «Ближайшая к заводу возвышенность, тянувшаяся невысокой грядой, называется Пугиной горой, за нею островерхой шапкой поднимается красивая гора Шульпиха, вправо от нее виднеется гора Седло, еще правее — Осиновая. Далее идут Мохнатенькая, Билимбаевская, Три Шайтана, Кирюшкин пригорок с утесистым шиханом, и Старик-Камень, Соловьевы и Белые горы».

На этих горах провел свое детство и юность Дмитрий Мамин. Впоследствии он написал об этих горах и назвал их «Милые Зеленые горы». Живописная уральская природа позитивно повлияла на Дмитрия Мамина. Мастерство Мамина-Сибиряка, как литературного пейзажиста признавали многие критики: литератор Г. Аркатов считал, что «…его дивные описания природы должны занять место в учебниках словесности и в школьных хрестоматиях как образцы классической литературы».

Уральский писатель, проживая в Санкт-Петербурге не забывал Уральские горы, в 1896 году Мамин-Сибиряк из северной столицы писал своей сестре Лизе в Екатеринбург: «Люблю вспоминать зеленые Уральские горы. Хотел бы показать их Аленушке».

Знак на горе Мамину-Сибиряку
Знак на горе Мамину-Сибиряку

Елена Мамина, посетила Урал, только в 1913 году. После поездки Елены Маминой на Урал, Елизавета Удинцева вспоминала: «Урал произвёл на Алёнушку огромное впечатление. Она даже ночью бредила им. Но кто из нас не видел, как страдает девушка. На каждом шагу оживал перед ней образ отца. Часто плакала, и плач этот был жуткий — тихий, протяжный, как вой».

Мой дедушка Иван Григорьевич Промышленников рассказывал: «Вот я сейчас Мамина-Сибиряка читаю. Тоже интересно, как он в Висиме жил, какой дом его. Я был в доме-то, он совсем не такой, его перестроили. Помню, какая крыша была, и парадная, нарочно заходил. Памятник стоит на берегу, в центре, против саду. Я ходил, интересовался. Тут тогда еще просто было, теперь все перестроили, раскрасили комнаты, кабинеты, где он жил в Висиме».

Поселок Висим

Поселок Висим расположен в красивой горно-лесной местности, на западном склоне Уральских гор, в районе слияния рек Висим, Шайтанка и Межевая Утка. Поселок окружают горы: Шульпиха, Маршина, Пугина, Песчаная, Листвяная, Сидорова и Кокурникова. В северо-восточной части от поселка возвышаются Веселые горы, с одиночными вершинами Кирюшкина, Белая, Осиновая, Седло, Билимбай, Старик-Камень, Шайтан. Название Веселые горы, одним из первых упоминает в своих произведениях уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

В центре поселка на реке Шайтанке сохранился Висимо-Шайтанский пруд, сооружен он в период строительства завода, в качестве обеспечения водяной энергии. Вокруг поселка простираются бывшие совхозные поля, в настоящее время служащие для заготовки сена местным жителям. В 9 км к северу от поселка находится озеро Бездонное, и рядом, на реке Межевой Утке сооружено Смородинское водохранилище. В 8-12 км к востоку от поселка Висим, проходит условная географическая граница Европы и Азии.

Висимские горы
Висимские горы

Название «Висимские горы» употребляет библиограф Борис Дмитриевич Удинцев, в связи с описанием литературного творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка. Извилистыми линиями протянулись в меридиональном направлении Висимские горы, они же Веселые горы, поросшие зеленой тайгой. В книге «Воспоминания о Д.Н. Мамине-Сибиряке», изданной в 1936 году, Б.Д. Удинцев писал: «Во время своих странствований по Висимским горам Дмитрий Наркисович знакомится с богатствами природы края».

Река Висим

До прихода русских на Висимской земле проживали, кроме вогулов и татарские народности, об этом говорит название реки Шайтанки, которая берет начало от трех горных вершин под названием Шайтан «черт», в настоящее время горы Дикая, Голая и Оборотная.

Река Висим также имеет вогульское название, и обозначает «быстрая река». Река Висим начинает течение с гор, маленьким ручейком, струйки воды падая с камня на камень, как бы висят, поэтому и назвали Висимом. Река Висим начинается в западной стороне, в районе деревни Захаровки, и впадает в реку Межевую Утку с левой стороны, около устья реки Шайтанки, где был построен Висимо-Шайтанский завод. Слово «висим» происходит от мансийского, и обозначает «виссум» — ручей. В реку Висим впадают лога Крутой, Степанов, Журавлев, Пупков.

О названии реки Висим, филолог А.К. Матвеев в 2007 году, в книге «Географические названия Свердловской области» писал: «Все гидронимы «Висим» относятся к территориям, на которых манси живут в настоящее время или жили в недалеком прошлом. Поэтому источник названий, казалось бы, надо искать в мансийском языке, где есть, например, слова вис — «малый» и весинг — «прекрасный», «красивый».

В середине XIX века, в устье реки Висим, построена плотина, образовавшийся пруд получил название Анатольский. Водоем сохранялся до 60-х годов прошлого века, затем был спущен. В настоящее бывшая акватория пруда заросла мелколиственным лесом, посаженными трудящимися поселка Висим.

В 1715-1720 годах они основали несколько селений: Висимскую слободу на реке Висим, а также селения по рекам Шайтанке, Сисимке, Мартьяне и Сулатке. В 1744 году на реке Шайтанке, при впадении ее в реку Межевую Утку с левой стороны был построен Висимо-Шайтанский завод. Истоки реки Шайтанки находятся на Веселых горах, между гор Билимбай и Оборотная и вблизи горы Шайтан. В реку впадают небольшие лога: Пустой, Карамзин, Елизаров, Павлов, Захаров, Рассказов, Сырков, Ельняков, Андреев, Соловьев, Маслов, Зуйков, а также речки: Грязная, Сисимка, Сулатка, Дикий Мартьян, Федосьина, Шумиха.

Река Шайтанка

На противоположной стороне Веселых гор берет начало еще одна река Шайтанка, которая берет начало в районе гор Шайтан и Старик-Камень, и начинается от слияния трех речек: Западной, Полуденной и Дикой Шайтанки и впадает в реку Тагил с левой стороны.

Существует легенда про реку: «Шайтанка бежит от горы Шайтанка, потому и называется так. Шайтан — гора высокая, крутая, пропастей много. Страшная гора. Поэтому Шайтаном назвали. А речка Шайтанка от этой горы бежит. Она из болота бежит, потом километра два под землей идет, совсем пропадает. Там две Шайтанки, одна Дикая Шайтанка, другая Шайтанка. Они навстречу друг другу бегут».

Еще одна версия возникновения названия реки Шайтан: «Обратимся к мансийцам. Они очень консервативны, до такой степени, что в их языке есть следы былого ностратического праязыка. Они свято блюдут древние обычаи. Так вот, манси реки Шайтан, Шайтанка зовут: Йелпинг я — святая река. А если они так говорят, то название, несомненно, идет из глубокой древности, они его просто перевели на свой язык».

По понятиям же местных русских и башкир… шайтаном называют нечистая сила и поганое место… название Шайтан до сих пор присваивается многим горам, прибрежным скалам, а также речкам и озерам; это название, происходящее от финско-монгольского корня и с давних времен вошедшее в употребление, как географический термин, по всей вероятности, ведет свое начало от древних обитателей Урала.

Река Межевая Утка

Река Межевая Утка является правым притоком реки Чусовой. Филолог А.К. Матвеев пишет: «Название Межевая Утка, от русского «межа», и мансийского «утя» — «вода». Раньше эта река была границей, сперва, между царскими и строгановскими землями, затем между владениями Строгановых и Демидовых. В реку Межевую Утку впадают несколько притоков: Ольховка, Вахромиха, Березовка, Забродиха, Вогульский лог, Кокуй, Зырянка, Агафьина, Ганин лог, Смородинка, Черемшанка, Висим, Большая Ашка, Большая Лебедь и Малая Лебедь, Листвянка, Горевая и другие. По реке Межевая Утке сплавляли металл от Висимо-Шайтанского и Висимо-Уткинского завода до впадения в реку Чусовую и далее в Центральную Россию.

От Висимо-Шайтанского завода расходились дороги и просеки в разные стороны: зимняя дорога в Нижнетагильский завод, в Черноисточинский завод, в деревню Большие Галашки, просека в Черноисточинский завод, дорога в Висимо-Уткинский завод и дороги на курения и прииски. В лесном массиве, окружавшего завод, была выделена Висимо-Шайтанская лесная дача для заготовки дров и топлива. Первый курень находился в верховьях реки Утки на левой стороне. Второй располагался в Барановом кряжу, по Сулемской зимней дороге, с правой стороны речки Семиостровной и по левую реки Барановки на 4-х просеках.

Платиновые месторождения

В 1825 году, в 8 верстах от Висимо-Шайтанского завода, на реке Сухой Висим, впадающей в реку Межую Утку, по распоряжению приказчика Ивана Любимова был основан Сухо-Висимский прииск. Вскоре были найдены и другие платиновые месторождения Мартьяновский, Белогорский, Павловский, Пупковский, Иосифовский, Шульпихинский и другие прииски. С началом разработки благородных металлов у населения Висимо-Шайтанского завода появилось еще одно занятие — добыча платины. Добыча производилась там, где находились покосы мастеровых. Поэтому часто возникали судебные тяжбы: старатели добивались разрешения мыть платину, а населению завода нужны покосы. Больше всего было добыто платины на реке Мартьян, на втором месте — река Висим, на третьем — река Чауж. На реке Малая Бобровка добывали хризолиты — поделочный камень.

Что увидеть в Висиме?

Несколько раз мне посчастливилось посетить поселок, и увидеть многие достопримечательности Висима. В 1959 году в поселке, где родился писатель создали мемориальный музей им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, а через три года, около музея установили памятник писателю. Первоначально музей имел два зала, один посвящен писателю, другой истории заводского поселка.

Музей Д.Н. Мамина-Сибиряка в Висиме
Музей Д.Н. Мамина-Сибиряка в Висиме
Памятник Д.Н. Мамину-Сибиряку в Висиме
Памятник Д.Н. Мамину-Сибиряку в Висиме

На реке Шайтанке сохранили часть деревянной плотины, как экспонат истории, рядом, в 2010 году построена новая железобетонная плотина.

Старая плотина на Висимо-Шайтанском пруду
Старая плотина на Висимо-Шайтанском пруду

Производственная и социальная жизнь в поселке продолжает развиваться. В поселке строятся новые дома, действуют промышленные предприятия, увеличивается число гостей и туристов, которые едут посетить мемориальный музей уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, музей быта и ремесел, мараловая ферма и сам поселок, где действует два храма Владимирский и Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца.
Церковь Николая Чудотворца
Музей Церковно-Приходская школа в Висиме
Музей Церковно-Приходская школа в Висиме

В западной стороне Висима возвышается гора Кокурникова или Шихан. В ясную погоду, с вершины горы замечательный вид на Висимские горы. Извилистой линией поднимаются горы Пугина, Малая и Большая Шульпиха, Белая, Седло, Осиновая, Широкая, Билимбай и Старик-Камень. На горе Кокурниковой, у кромки леса, в 2002 году был установлен памятный знак в честь 150-летия со дня рождения уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. От этого знака, с горы самый восхитительный вид на поселок Висим.

Гора Кокурникова
Гора Кокурникова
Памятник погибшим жителям Висима в годы ВОВ
Памятник погибшим жителям Висима в годы ВОВ

Мы снова приехали в поселок Висим в 2000-е годы, когда заготавливали сено. Скошенную траву мы разбивали, сушили, гребли, ставили копны. В то время я впервые поднялся на гору Шихан (Кокурникова), передо мной открылся поселок, а вдали с правой стороны синей полосой возвышались Веселые горы, которые Мамин-Сибиряк назвал Милые Зеленые горы.

Висим сегодня

В 2015 году поселку Висим исполнилось 300 лет. За этот короткий отрезок времени, история поселка отразилась в незабываемых событиях. Когда в XIX веке, действовал Висимо-Шайтанский металлургический завод, в окрестностях добывали платину, заводской поселок продолжал процветать, застраиваться добротными домами. Но в начале XX века Висимо-Шайтанский завод закрыли, постепенно платину выработали, в поселке стало развиваться колхозно-совхозное хозяйство. В 1933 году поселку присвоено название Висим. С 2004 года действует Висимский участок природного парка «Река Чусовая», с территорией вокруг поселков Висимо-Уткинска и Висим.

Книга к 300-летию поселка Висим
Книга к 300-летию поселка Висим
Стела. Поселок Висим
Стела. Поселок Висим

Как добраться?

Координаты для GPS-навигатора

57.651605, 59.496463

Поселок Висим на карте

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Борис Богдана
8 месяцев назад

Не верится, что чтобы назвать речку-реку, жители уходили к её верховьям, чтобы посмотреть , на что похож их родничок или талые струйки, чтобы в связи с этим дать имя самому течению реки.
Если уж быстро и легко не находится решения вопроса, то лучше и праведнее оставить на поиски истины и предположений. Как, например, по вопросу о названии реки Суздаль. Да мало ли.