Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога.
Названий у Московско-Сибирского тракта много. Гораздо больше названий населенных пунктов, через которые он пролегал. Часть из них появились на карте только благодаря этой дороге, другие получили дополнительное развитие вместе с его строительством.
Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно тракт дал огромный толчок в освоении Сибири. Позволил регионам европейской части государства Российского выйти на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая.
Становление Сибирского тракта как главной государевой дороги
Урал занимал на тракте промежуточное значение. Только перевалив за Камень, как раньше называли Урал, люди оказывались в Сибири. Природа здесь установила для первопроходцев горные массивы, бурные реки и непроходимые таежные заросли. И все же человек победил. Московско-Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы на Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.
Эта дорога постепенно заняла главную позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно. Она отняла пальму первенства у открытой в 1597 году Бабиновской дороги, не говоря уже о более старых Чердынской, Чусовской и старой Казанской дорогах.
Через Билимбай тракт прошел после того, как в октябре 1734 года приказчик Билимбаевского завода объявил Татищеву, что им «сыскана дорога от их завода гораздо ближе прежней». Этот новый участок вел от Гробовской крепости к Билимбаевскому заводу Строгановых и, минуя Подволошную, прямиком выходил на Шайтанский завод Никиты Демидова.
Как пишет в своем материале на pervouralsk.ru доцент, к.и.н. Нина Валентиновна Акифьева, именно так начиналась история Большого Московско-Сибирского (Казанского) тракта знаменитой «Владимирки», крупнейшей в мире трансконтинентальной сухопутной магистрали. Предназначалась дорога первоначально только для курьерской службы.
В тридцатых годах восемнадцатого века дали разрешение и для торговых людей. Хотя, ограничивалось это разрешение только периодом проведения Ирбитской ярмарки. Но уже в 1739 году из-за проблем, возникших со сборами на Верхотурской таможне, правительство издало указ о запрете передвижения товаров по новой дороге, под угрозой конфискации товара.
История тракта продолжалась. Не все люди оказались готовы следовать запретам правительства. Тогда в 1754 Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции. Такая станция 13-я по счету от Перми появилась и в Билимбае. Через девять лет на этом участке открылось регулярное движение, а в 1783 году правительство официально узаконило большой Московско-Сибирский тракт.
Первоначально дорога считалась вполне хорошего качества. Не было к ней особых нареканий у высоких гостей из Санкт-Петербурга. В 1824 году по Сибирскому тракту проезжал император Александр I. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве».
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». Но уже через полвека соотечественники Гумбольтда Финш и Брем подвергли его мнение критике. Это может означать, что ближе к концу девятнадцатого века дорога оказалась разбитой до такой степени, что передвигаться по ней стало проблематично.
Дорога на каторгу
К началу девятнадцатого века Московско-Сибирский тракт снискал себе славу тернистого и мученического пути на сибирскую Голгофу. В народе за ним закрепилось название «Владимирки».
«Кроме казённых почтовых станций на всём протяжении Сибирского тракта на расстоянии 25-40 вёрст друг от друга были поставлены этапы. Впервые они появляются в 20-х гг. XIX в., хотя этапное переселение в Сибирь началось еще в ХVI в. По административной реформе путь следования арестантских партий делился на 61 этап. Как известно, первоначальная ссылка в Сибирь не знала каторги. Самые ужасные преступники, раз они были помилованы от смертной казни, ссылались в сибирские остроги, где их приписывали в пашенные крестьяне наравне с безвинными переселенцами, водворенными там же по государственной надобности. Ссыльного отличали только клейма и законные увечья — рваные ноздри, обрезанные уши и прочее».
«Этапное движение регламентировалось принятым в 1822 году «Уставом об этапах», которым были определены принципы обустройства тюрем, порядок движения ссыльных партий, обязанности и права командиров и солдат стражи, система учета перемещаемых заключенных. Центром управления ссыльно-этапным делом являлся Приказ о ссыльных в городе Тобольске.
Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять — тридцать верст. Такое расстояние тюремными обозами, в составе которых бывали и подводы с домашним имуществом, преодолевалось, в среднем, как раз за два дня, и узников располагали на постой в очередной «гостинице» с решетками. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мертвого».
(с) masterok.livejournal.com
Одним из самых известных среди первых людей, проследовавших в Сибирь для отбывания наказания в 1790 году, оказался писатель Александр Николаевич Радищев, автор признанного крамольным «Путешествия из Петербурга в Москву». Суть своего произведения он отразил уже в авторском посвящении: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».
Находясь в крепости, писатель раскаялся и даже отказался от своей книги, но его все равно обвинили в «заговорах и измене». Смертную казнь Радищеву заменили на десятилетнюю ссылку в Сибирь. В 1797 году Павел Первый помиловал опального писателя и тот вновь проехал по «Владимирке» через Билимбай. В своих дневниках, вышедших под названием «Путешествие в Сибирь» и «Путешествие из Сибири», он упоминает о Билимбае.
В 1826 году через Билимбай проследовали в нерченские рудники декабристы: Волконский, Трубецкой, Давыдов, Муравьев, Оболенский и Якубович. Следом за своими мужьями в добровольную ссылку по «Владимирке» проследовали их жены: А.Муравьева, Е.Трубецкая, Е.Нарышкина, М.Волконская, А.Розен и др.
Бранили Московско-сибирский тракт и Антон Павлович Чехов, и Дмитрий Иванович Менделеев, и Федор Решетников и Василий Немирович-Данченко, но уже только за его плохое состояние.
О Сибирском тракте Николай Михайлович Ядринцев писал в 1880-х гг.: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид… пашни, изрезанной продольными бороздами… приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону… Станцию верст в тридцать приходится ехать часов 7-8».
Конная повозка уступила место «железному коню»
К концу девятнадцатого века тракт уже не удовлетворял потребностям экономики страны. В качестве замены ему 13 октября 1878 года было открыто железнодорожное сообщение от Перми до Екатеринбурга по Уральской горнозаводской железной дороге, через Чусовской, Кушву, Нижний Тагил и Невьянск. В ноябре 1909 года вступила в строй железнодорожная линия Пермь – Кунгур – Екатеринбург. С открытием Транссиба Московско-Сибирский тракт и вовсе утратил свое значение.
Сегодня от прежнего тракта остались только отдельные участки. Именно поэтому так важно сохранить его историю, как одного из самых важных исторических объектов не только на Урале, но и в России. Билимбай является как раз таким местом, где местные краеведы не забывают об этой важной транспортной артерии прошлых веков.
Дополнительные материалы можно посмотреть здесь: «Царский мост» на Сибирском тракте Село Кленовское: история, достопримечательности, фото Киргишанская, Кленовская и Бисертская крепости
У некоторых городов на Сибирском тракте особая история, ее надо рассматривать отдельно. Всем рекомендуем Камышлов: Лучшие достопримечательности Камышлова с фотографиями: что посмотреть в 2019 году?
А где Петровск Забайкальский, Чита? А то прям сразу Нерчинск. И не Нерчинск а Нерчинский завод. Хорошая тема, наверное правильная, но, но желательно прежде чем заводить подобную тему, узнать её. Но всё одно, спасибо за то что поднимаете историю Сибирских краёв. Сейчас ,вот в это время, многие .имею ввиду рождённые в 90е и позже уже не знают истории, правда их вряд ли заинтересуют и то что говорит о истории нашей великой матушки России.
Если есть материалы — присылайте, опубликуем
Нерчинск это не НерЗавод между ними расстояние 330 км купите карту лапоть
а как же попали в златоуст александр 1 и александр2 который поднялся на сопку которая в его честь стала называться александровской ну а николай 2 оказался линьтяем на сопку не полез
Присылайте материалы, опубликуем)))
Исправьте на карте название города: Тара (на карте, слегка по-фински, — Тару).
Это новая интернетистория, она такая,- копировальная.
Есть материалы лучше, присылайте
Владимирка (тракт каторжников от Москвы к Тихому океану) проходит через Амур на Сахалин, на Солнечный Магадан. После 1861 года началась лихорадка Российской Империи. Император Александр Третий надорвался, но вывел Россию вперед. Николай Второй не смог твердо и разумно править (его брак, семейная жизнь походили на шоу).
Александр II открыл Уральскую горно-заводскую железную дорогу, а нынешний пермский губернатор Решетников войдёт в историю тем, что её закрыл. Решил разобрать пути от Перми 2 и далее в сторону Чусового.
Живу в г. Миасс, рядом находится с. Сыростан. Так вот местные утверждают, что в конце 19 века в сыростане проходили каторжники в Сибирь , а также в селе был построен этап и почтовое отделение. Вот в чем мой вопрос, я пытаюсь понять каким образом Сыростан был задействован, если судя по картам Сибирский тракт проходил гораздо севернее?