Наша лодка шла по реке Чусовой от Кровяного Берега вниз. После деревни Бабенки у камня Сосун мы пересекли границу Замултычья и попали в новую страну — Ослянку. Древние песчаники разгладились. За Нижним мысом мы обогнули остров и справа появились первые крыши домов Верхней Ослянки.
У съездов на спокойной воде застыли рыбацкие плоскодонки. Корни деревьев удерживали осыпающийся берег, помнивший времена караванного вала. Наше внимание привлёк старообрядческий крест с голбцом. Рядом с ним обнаружился интересный памятник, установленный на высоком берегу. Он собран из барочных лотов и колёс узкоколейки.
Это самодельный памятник, называемый в народе Колёса. Находятся ведь энтузиасты, которые сами делают памятники железным караванам, как это сделал Павел Иванович Гилёв в селе Сулём. Собирают старые железяки, якоря и барочные лоты… Низкий им поклон!
Сеть горнозаводской цивилизации
В XVIII веке началась эпоха уральских заводов, которая дошла и до этих вогульских мест. Вогулы помогали строить Сеть горнозаводской цивилизации. Судите сами. В 1735 году на горе Благодать вогул Степан Чумпин открыл богатое месторождение железной руды. Горный начальник Василий Татищев решает заложить завод на реке Кушве и пристань на Чусовой. В том же году вогул Иван Белов сделал первые «затеси» будущего тракта от Кушвы до Реки Теснин, длиной аж в восемьдесят вёрст.
В 1735 году на Чусовой была устроена первоначальная Ослянская пристань для Гороблагодатских заводов, располагавшаяся между Верхним Мысом и деревней Ялуниной. Её место Татищеву показал вогул Иван Кучумов из деревни Копчик.
Чтобы отправлять пушки, артиллерийский припас и металл для камских предприятий, требовалось соединить казенные заводы горного округа с городом Кунгуром. Кунгурский тракт от Ослянской пристани проложил вогул Пётр Шахманаев в 1738 году. В 1739 году Сеть была готова, и Кушвинский завод выдал первое железо. Однако на строительство барок и коломенок «железных» караванов требовался лес.
В конце 30-х годов XVIII века Акинфий Демидов хотел строить завод на речке Илим. Горная управа не уступила Демидову эти места. Вместо завода на Илиме возвели плотину с прудом для пильной мельницы, которая поставляла древесину казённым пристаням Ослянка и Сулём.
В 1743 году горный инженер Никифор Клеопин при посещении стройки заключил: «…речка Илимка явилась для строения пильной мельницы весьма угодна». Затем выяснилось, что проще строить на Илиме барки и сплавлять их порожними к казённым пристаням, чем отправлять туда лес. Каждогодно с Илимской верфи вниз по Чусовой отправляли свыше ста порожних барок!
Об этом рассказал А. Дмитриев в книге «Экскурсия учеников Нижне-Тагильского горнозаводского училища по реке Чусовой в 1908 г.»:
«Илимка, или Илимская пристань. Здесь строят суда, сплавляемые за 82 версты вниз к Ослянской пристани, где и грузят продукцией гороблагодатских заводов. Илим — это не пристань, а плотбище, или судоверфь. В Илимке видели судно — барку, приготовленную для прогулки горного начальника Гороблагодатского округа генерала Левицкого. Судно с полной обстановкой: мягкой мебелью, пружинными матрацами, кушетками, кухней».
Перенос Ослянской пристани
Со временем вариант отправки кушвинского железа по Чусовой стал более важным, чем его доставка в Кунгур. В 1744 году заработала Илимская пильная мельница. Казённую Ослянскую пристань в том же году перенесли ниже и расположили на правом берегу Чусовой. Впоследствии рядом расположилась заводская Ушковская пристань.
1744 год — год основания деревни Ослянская Пристань. Он указан в путеводителе-лоции «Река Чусовая», изданном под редакцией Евгения Тамплона в 2010 г.
В «Энциклопедии Свердловской области» Николая Рундквиста в качестве времени основания деревни-пристани приводится 1775 год, что считаю ошибочным.
Железо Кушвинских заводов, прибывшее по Гороблагодатскому тракту, требовалось грузить в готовые илимские барки с правого берега Чусовой. Вряд ли потребовалось целых тридцать лет, чтобы догадаться о переносе Ослянской Пристани! Первоначальное её расположение на левом берегу Чусовой напротив Кровяного берега было рассчитано на доставку грузов до Кунгура.
Ещё одним доказательством, что Ослянская Пристань на правом берегу Чусовой возникла задолго до 1775 года, является журнал управителя Кушвинского завода, гитенфервальтера Н. Бахорева. Вместе с караванным управителем прапорщиком Н. Дириным он руководил особым караваном 1753 года. Тогда по реке Чусовой вместе с заводским железом сплавили более десяти тысяч дорогих мраморных плиток «для выполнения ответственнейшего задания от императрицы».
К.А. Уланов изучил журнал Бахорева в Госархиве Свердловской области. Вот что он пишет: «28 апреля 1753 года сплавщики «по полуночи в 6-ом часу из деревни Сулемской отправились в путь» и прибыли на Ослянскую пристань. Илимские, курьинские, уткинские 37 коломенок прибыли на пристань 26 апреля, забрали весь груз, но отплыть смогли только «по убытии в реке Чусовой воды» 28 апреля.
Оставшиеся 12 коломенок «проплыли 27 числа мимо, за тем, что уже на той пристани тягости не осталось». Два однолетних судна миновали Ослянскую пристань 25 апреля. 29 апреля операция закончилась – «по полуночи в 5-ом часу, с Ослянской пристани на казенной коломенке караванный управитель прапорщик Дирин отправился в путь благополучно».
Бахорев и его команда в 6 часов утра верхом на лошадях отправились с Ослянской пристани на Кушвинский завод, «худою дорогою того дня доехали только до деревни Луковки, где за дождем и поздним временем ночевали».
30 апреля в 5 часов утра выехали из Луковки. «За великим разливом в речках воды» смогли добраться только до деревни Серебряной и заночевать».
[ГАСО, ф. 24, оп. 12, д. 1381, л. 574 об.]
Таким образом, ещё в 1753 году на месте нынешней Верхней Ослянки было поселение с избами и конным двором, от которого «худая дорога» вела на Кушвинский завод. Полагаю, что в 2019 году деревне Ослянская Пристань (ныне Верхняя Ослянка) исполнилось 275 лет! Мои поздравления всем ослянцам!
К истории Верхней Ослянки
Какая деревня не мечтает стать селом? Для этого нужно церковь строить. Для пристаней «железных караванов» вопрос церкви был важный. Барки и коломенки ожидал смертельный путь мимо бойцов Молокова и Разбойника. Перед «отвалом каравана» служили молебен. Не все возвращались домой.
На Чусовой из-за гибели людей на сплавах был даже изменён обычай поминовения усопших. На Руси это делалось всегда в родительскую субботу, через неделю после Пасхи. Чусовлян стали поминать в Семик перед Троицей. Именно к Семику доходили до пристаней худые вести о том, кого ещё теперь нужно добавить в поминальные молитвы.
В 1779 году в селе Кын построили первую деревянную церковь, она упоминается в описи Кыновского завода 1802 года. Та кыновская церковь сгорела в первый день Пасхи 11 апреля 1848 года, во время заутрени.
Совпадение или нет, но именно в 1848 году Патриарх Анфим VI в спорах, когда именно следует праздновать пасху, призывал православных не следовать папской реформе и Григорианскому календарю. В 1848 году была возведена вторая кыновская деревянная церковь. Ей суждено было стать первой ослянской!
С середины XVIII века в России запрещается строить новые деревянные храмы. В 1854 году в Кыну закладывают каменную церковь в честь Святой Троицы. Каменный храм, заложенный при графе Григории Строганове, достраивается к 1864-1865 году его сыном, графом Сергеем Строгановым.
По описи 1869 года, в селе Кын насчитывалось четыре часовни и две церкви, построенные на средства Строгановых. Две – много? В том же году деревянную кыновскую церковь разобрали и перевезли в Ослянскую Пристань. В 1871 году однопрестольная церковь была собрана и освящена 8 ноября в честь Святой Живоначальной Троицы. Так деревня Ослянская Пристань стала селом!
Ниже по Чусовой есть ещё одна деревня Ослянка – Нижняя. Ослянскую Пристань переименовали в Верхнюю Ослянку. Храм в Верхней Ослянке действовал до 1930-х годов. Престольный праздник Святой Троицы собирал тысячи людей.
Летом проводился крёстный ход с иконой Божией матери от Серебрянской церкви. От села Серебрянка люди шли к Ослянской Пристани, затем переправлялись на левый берег Чусовой. Икону несли по Кунгурскому тракту и встречали в селе Кын у Троицкого храма. Крёстный ход собирал жителей окрестных деревень на всём пути в тридцать вёрст!
В конце XIX века Ослянская Пристань насчитывала 107 дворов и 644 жителя. После революции в Ослянский Совет входили десять чусовских деревень, и в каждой из них был организован колхоз. Колхоз «Имени Первого Мая» был в Копчике. В Ослянской Пристани колхоз назвали «Имени XVI партсъезда». В Нижней Ослянке был колхоз «Новый путь», а в Бабенках — «Майский».
В деревне Ялуниной был колхоз «Красный ударник». В деревне Грязнухе был крепкий и большой колхоз «Красный Урал». Поблизости, в деревушке Мезенцевой (в Зимняке) колхоз назвали оригинально — «Имени Четвёртой большевистской весны».
В 1928 году в селе Ослянская Пристань жило 500 человек, и было 119 хозяйств, согласно «Списку населённых пунктов Уральской области». Нынче из ослянских селений остались в живых только Верхняя и Нижняя Ослянки, да деревня Бабенки.
В 1950-е годы в Верхней Ослянке было отделение Николо-Павловского совхоза. Оно к 1970-м годам стало самостоятельным мясным совхозом с названием «Чусовской». Совхоз «Чусовской» тогда был известен высокими привесами и эффективным производством мяса.
Летом действовала паромная переправа от Ослянской пристани через Чусовую — к началу Кунгурского тракта. До Нижнего Тагила ходил рейсовый автобус. В память о погибших односельчанах на фронтах Великой Отечественной войны в селе установлен мемориал.
Когда-то в селе работала Ослянская турбаза, на которой заканчивался Всесоюзный маршрут №58 по реке Чусовой от турбазы Коуровской. Теперь турбазы нет, у моста над устьем Гугуевки кто-то возвёл большие хоромы.
Жителей в Верхней Ослянке остаётся всё меньше, работы нет. По переписи 2010 года население в Верхней Ослянке сократилось до 191 человека. Разобрали даже детский садик. Есть почта и магазин.
Некоторые дома брошены и развалились. Нас порадовал двухэтажный рубленый дом со старинными наличниками, свидетель былых времён. Молодцом, держится!
Есть ещё двухэтажное здание бывшей церковно-приходской школы, дому более ста лет. До сих пор работает «павленковская» библиотека, открытая в 1909 году!
Вернётся ли жизнь в Верхнюю Ослянку? Поживём – увидим. Дорогу от Нижнего Тагила до Верхней Ослянки отремонтировали, сколько-то она сдюжит. Жителям Нижней Ослянки наконец-то дали электричество, его там с 2007 года не было. Пользовались керосинками и …солнечными батареями.
Вообще, у нас на Урале можно и «крымские мосты» строить. Да не один, а два! Был разработан план межрегиональной автодороги Нижний Тагил – Серебрянка – Кын – Кормовище – Березовка – Кунгур. Речь в нём шла о капитальной дороге с асфальтовым покрытием и двумя мостами — через реки Серебряная и Чусовая. Цена вопроса была четыре миллиарда рублей. Дороги нужны давно, ещё вчера.
Лодка скользила по Чусовой, и Верхняя Ослянка поворачивалась к нам разными сторонами. Напротив села по левому берегу тянулась лиловая стена Ослянского камня, отливающая синевой. Здравствуй, Страна Лиловых гор!
Местные жители удивлялись лодке с велосипедами. Рыбаки просились «покрутить педали». Мы прошли новенький мост и посмотрели место брода – пригодится знать, где здесь Чусовую переходить!
По правому берегу за мостом вздымались высокие горбатые горы. С них в Чусовую падает речка Ослянка. Она-то и дала название здешним деревням да камушкам. А откуда такое слово здесь взялось и что оно значит, надо крепко подумать.
Литература:
К.А. Уланов. Работа «Казённый караван 1753 года. Подготовка к отплытию», УДК 94(470.5).065.
Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:
1. Первое утро
3. По Долгому Лугу до бойца Стенового
Прекрасный материал! За одно прочтение и не осилить. Положил в закладки для изучения и осмысления. На Верхней Ослянке выходим из сплава и не хватает времени осмотреться и что-то узнать. Авторам спасибо!