Когда отмечать Новый Год? Как считать новые лета? Вроде, простой вопрос.
Световой день увеличивается после зимнего солнцестояния. Дохристианская Русь тот день и считала началом года, язычники славили богов, принося жертвоприношения.
С другой стороны, для землепашцев новое время означает всегда новую посевную и связано с наступлением весны. И оно логично связывалось с весенним равноденствием. Византийские хронисты Максим Исповедник, Феофан Исповедник и Георгий Синкелл считали началом года 25 марта. Они вели отсчет с 5493 года до н. э. до X века.
В Византии с 462 года стали отмечать Новый Год 1 сентября, признав это официально в 537 году. Если рассуждать о конце года для землепашцев, когда собран урожай и лето прошло, тоже выглядит логично.
Константинопольский император Василий II в 988 году утвердил Византийский календарь, который совпадал с Юлианским, причём названия месяцев с латыни перевели на греческий. Интересно, что до позднего Средневековья в висоскосные года не было 29 февраля! Тогда дважды отмечали 24 февраля, шестой день перед мартовскими календами.
Начало летосчисления велось от Сотворения мира, предполагая, что оно произошло в 5509 год до н.э. Первым днём года было 1 сентября. В 988 (989) году Великий князь Владимир крестил Киевскую Русь, приняв православную веру. Со времён Владимира отсчёт лет на Руси вели от Сотворения мира, и считали, что оно произошло 1 марта 1 года. Нулевого года и понятия «нуля» тогда в культуре не было.
Когда исполнилось ровно семь тысяч лет от Сотворения мира, московский царь Иван III велел перенести Новый год на византийское Первое сентября.
Москва – Третий Рим, и четвёртому не бывать!
Праздник сбора урожая умно подвели к сроку податей и оброка. 10 сентября (1492 года) Иван III приказал всем жалобщикам являться в столицу.
Русские люди уже тогда с удовольствием праздновали Новый Год дважды, приурочив весенние обряды к Масленице.
Спустя 90 лет в католических странах Папа Римский Григорий XIII вводит новый, григорианский календарь!
После четверга 4 октября там наступила пятница 15 октября 1582 года. В момент введения григорианского календаря его разница с юлианским составляла 10 дней. Для верного исчисления Пасхи по новому стилю начало года перенесли на 1 января (10 дней от зимнего солнцестояния).
Третий Рим – третий Новый год
Третьему Риму через 208 лет пришлось принять третий Новый Год!
Пётр Первый решил тоже перенести начало года на 1 января, как это было принято в Европе, перешедшей большей частью на григорианский календарь. Начав отсчёт лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, Россия осталась на календаре юлианском!
7208 году декабря в 20-ый день Великий государь Царь и Великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
«Известно ему Великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских… и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от Создания мира,
за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года«.
Полагаю, Петр I готовил указ именно 20 декабря, потому что для полного соответствия календарей с Европой потребовалось бы перейти на новый стиль. Следующий день 21 декабря должен был стать новогодним Первым января. Однако сделать это император не решился – слишком много нововведений! Россия перешла на новый стиль лишь в 1918-ом.
Хотя в Бельгии и Голландии 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года. В результате бельгийцы и голландцы в том году остались вовсе без Рождества!
Схождения с Европой император Пётр I не достиг. Россия отметила Новый год по юлианскому календарю, на одиннадцать дней позже. Разница между календарями составляет 12 дней на 1 марта 1800 года, 13 дней на 1 марта 1900 года. На 1 марта 2100 года она станет равна 14 дням.
Теперь у нас столько Новых Годов!
Язычники могут начинать праздновать Новый год 21 декабря,
григорианский мир – Рождество Христово 25 декабря и Новый Год с 1 января,
православные — Рождество Христово в ночь на 7 января и Новый Год в ночь на 14 января. Старые русские забавы касательно мартовской Масленицы и сентябрьского нового (учебного!) года никуда не делись.
Как надобно праздновать Новый год по замыслу Петра?
Им было велено: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года«.
«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же«.
Сколько стилей! До начала XII века на Руси был мартовский стиль — Новый год на полгода позже византийского начала года. В XII — XIII веках использовался ультрамартовский стиль — Новый год на полгода раньше византийского 1 сентября…
Новогодний поход Ермака
Теперь представьте себе, каково было переписчикам летописей, которые кто как учитывал новые стили летосчисления и вносил поправки в документы. Государевы писцы и чернокнижные монахи могли придерживаться разных толкований о начале года. Если не знали точной даты, то ставили первое число первого месяца – в XVI веке это Первое сентября.
Особенно это проявилось в разночтениях среди летописей, описывающих покорение Сибири Ермаком. Удивительное совпадение, но отряды Ермака бились с войском Кучума прямо на временной точке ввода Нового стиля, в октябре 1582 года.
Летописи о походе Ермака писали задним числом, коли не взял он с собой летописца. И в них немало путаницы.
Когда Ермак отправился в Сибирь? Строгановская летопись говорит о 1 сентября 1581 года. Историк С.В. Бахрушин предполагал, что на год раньше, в 1580-м.
1 сентября – славянский праздник Летопроводец, он же Луков день, Засидки и т.д. Он же Семёнов день, названный в честь святого Симеона Столпника. Он же Новый год! Тимофеич Кучуму «подарки» повёз…
По другим источникам, в тот же Семёнов день, 1 сентября 1581 года на Пермь Великую напал князь пелымский Аблегирим «с сибирскими, сылвенскими и иренскими татарами, остяками, вогуличами, вотяками и башкирцами».
Пермь Великая едва не погибла. Чусовские городки, Сылвенский и Яйвенский острожки, и Соликамск — всё было предано пламени и разорению. Устояли только Чердынь и Кай-Город.
Получается, дружина Ермака должна была встретить князя Аблегирима в тот же день! Если же поход в Сибирь начался годом ранее, то Ермак встретился бы с войском мурзы Бегбелия Агтагова.
В грамоте, отправленной из Москвы 6 ноября 1581 г., упоминается челобитная Семёна и Максима Строгановых, в которой сказано:
«в прошлом де в 89 [1580] году… их слободки [на Чусовой] воевали чусовские вогуличи… а в нынешнем де в 90 [1581] году о Семёне дни [1 сентября], те же вогуличи приходили на их же слободки войною с Пелымским князем… а ныне деи Пелымский князь с вогуличи стоит ратью под Чусовским острогом«.
Мало того, что пелымцев Ермак в упор не заметил. Выйдя в Сибирь, он одновременно (!) в том же году бился в сражениях Ливонской войны, если верить письму коменданта города Могилёва. В 1581 году комендант П.Стравинский составил письмо Стефану Баторию, в котором упоминался «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».
Получается страшная каша, в которой Ермак одновременно бывает в трёх местах, проходя у Чусовских городков невидимым сквозь рать Аблегирима или Бегбелия, притом воюя на западном фронте у Могилёва. Некоторые историки считают, что Ермаков было два, или три…
Тому есть две причины.
Во-первых, описание похождений Ермакова войска принялись составлять, начиная лишь с 1622 года. Тогда по решению тобольского архиепископа Киприана был записан Синодик Ермаковым казакам. В 1636 году тобольский архиепископский дьяк Савва Есипов пишет летопись, где относит начало похода Ермака к осени 7089 (1580) года, а взятие сибирской столицы Кучумова царства Сибири к 26 октября того же года.
Разночтения в летописях исследовали многие историки, в том числе В.И. Сергеев, Р.Г Скрынников и А.Т. Шашков.
В 1630-х годах в Сольвычегодске пишется Строгановская летопись, автор которой приводит другую хронологию.
Историками установлено, что автор «Истории Сибирской» С.У. Ремезов вносил правки в Кунгурскую летопись, запутывая истину. В.И. Сергеев считает, что он «в своей летописи игнорировал факты, указывавшие на связь Ермака со Строгановыми. В данном случае он следовал за дьяком тобольского архиепископа Саввой Есиповым, который преднамеренно устранил фамилию Строгановых… при описании похода, чтобы возвеличить «патрона» сибирской епархии«.
К обычным ошибкам переписчиков добавилось идеологическое «переосмысление». Кунгурские церковники, тобольские воеводы, а позже и сама Екатерина Вторая – кто только не влиял на изложение истории Ермака. Она превратилась в сказку, в которой всяк что-то добавил да поправил.
Строитель Усть-Вымской Архангельской пустыни черный поп Мисаил воскресил в своей летописи умершего ранее Григория Строганова, якобы помогавшего Ермаку. У одних летописцев поход Ермака был длинным и затяжным, с зимовками и повторными приступами к Искеру. Сибирь по версии попа Мисаила повоевали в коротком варианте — «за единолет»!
«Народы говорили» свои легенды об атамане Ермаке. В посёлке Висим записано от Г.Я. Отливана (1887 г.р.): «Ермак Тимофеевич покорил Сибирь. Это я в Москве много слыхал, когда в солдатах служил. Иоанн Грозный с себя снял шубу и надел её на Ермака за покорение Сибири. Погиб Ермак в боях нечаянно«.
И ещё, там же: «Ермак на бараках кашеваром был. Взрослый был, проворный и умный. Это я в Москве слышал, народы говорили«. Да уж, не дотянул атаман до 1930-х, а то на бараках бы выжил!
Возвращаясь к серьёзным документам, отметим, что историки Г.Ф. Миллер и Н.М. Карамзин пытались пересказать этот клубок загадок, но он только обрастал нестыковками.
Пермский краевед В.Шишонко имел доступ к хозяйственным документам архива Строгановых, которые сохранялись до 70-х годов XIX века. Они говорили о том, что Ермак ранее 1581 года два раза посещал Орёл-городок. В том же архиве был документ, что в 1582 году Иван Кольцо взял боеприпасы, продовольствие и 300 воинских людей для дружины Ермака.
Анекдотичным выглядит история превращения Аблегирима в Кихека. При переписывании текстов сработал эффект «подпоручика Киже». Войско князя было «иже с ним», что дало повод для ошибочного появления некоего Кихека (Кикека), которого никогда не было.
Нашёлся, правда, один книжник, имевший доступ к документам сибирского Посольского приказа, который добавил недостающие подробности в Есиповскую летопись. Так возникла Погодинская летопись, которая хранится в Публичной библиотеке С.-Петербурга. Она самая поздняя, написанная в петровские времена.
Р.Г. Скрынников пишет, что Посольский приказ «ведал делами, относящимися к Сибири, на протяжении XVI в. В него, как в резервуар, стекались все отписки из вновь присоединенного края. В Посольский приказ попало и письмо Ермака. Там же составили ответное послание от имени царя. По-видимому, приказные допросили гонцов Ермака, с их слов составили роспись пути в Сибирь и записали «сказку» о причинах похода казаков против Кучума«.
Скрынников и Шашков полагают, что сказки погодинского летописца наиболее достоверны. Погодинский летописец восходит к казачьему «Написанию», которое оставшиеся в живых ермаковцы и передали первому тобольскому архиепископу Киприану около 1622 года.
Е.К. Ромодановская предположила, что автором того «Написания» был участник сибирского похода Черкас Александров (Иван Александров сын Корсак по прозвищу Черкас).
А.Т. Шашков подтвердил и уточнил эту гипотезу, выяснив, что «текст Погодинского летописца восходит к «Повести летописной», созданной около 1601 г. головой тобольских юртовских татар Черкасом Александровым«.
Пересчет летописей
Считаю, есть вторая причина расхождений в «историке». Со времён Петра и по наши дни исследователи читают летописи о событиях XVI века, в которых указаны даты по прежнему летосчислению! Казалось бы, велика беда?
Как считать? Царь Пётр Первый написал «новогодний указ» 20 декабря 7208 года. 1 января предыдущей зимы относилось к 7207 году. 1 сентября наступил 7208-ой год. Следующее 1 января отнесли к 1700 году.
Значит, 1699-ый год продолжался всего 4 месяца, с сентября по декабрь. У 1699 года первое сентября было (7208 год), а вот первого января у того года не было.
20 декабря 7208 года соответствует 1699 году, соответственно разница в 5509 лет. Так да не так. 1 января 7208 года соответствует 1700 году, тогда разница в 5508 лет.
И это ещё не всё! В сентябрьском летосчислении каждая зима, весна, лето и осень принадлежали одному и только одному году. Первой была осень, после зимы и весны последним временем года было лето.
Лето в византийском стиле наступало на 9 месяцев позже осени! И нам сейчас это непривычно, и историкам прошлых столетий.
Ведь осень года, по январскому летосчислению, наступает позже весны и лета, но никак не раньше. Притом одна зима относится сразу к двум годам (декабрь и январь-февраль). Наоборот, к одному и тому же году сейчас относятся две разных зимы.
Например, как понять, в каком году по новому стилю Ермак впервые прибыл к Строгановым?
В. Шишонко приводит выписку из строгановских записей: «В скором времени собрался он, Ермак с товарищи, в 7086 г. в верх Волгою и Камою, в лёхких стругах, до Орла-городка, в известном числе казаков, в самом уже рек заморозе и прибыл«.
Расшифровываем:
В самом рек заморозе – значит, поздняя осень, предзимье, и 1 сентября уже исполнилось. Для месяцев с сентября по декабрь из старого номера года вычтем 5509, получим 7086 — 5509 = 1577 год.
В новом стиле этот номер года должен относиться ко всем месяцам с января. Однако до 1 сентября было лето 7085 года. Поэтому для месяцев с января по август придётся вычитать из старого номера года 5508, чтобы получить тот же 1577-ой год.
Прошла осень 7086-го, затем зима. Ермак, перезимовав, встретил весну… всё того же, 7086-го года!
С.В. Бахрушину показалось, что надо перенести начало Ермакова похода на год ранее. Набеги Бегбелия и Аблегирима на Пермь Великую «сливаются» порой в один год. Почему?
В разных летописях хронология событий тех времён может отличаться не на один – на два года! И попробуйте это учесть.
Проще всего отслеживать ту историю в византийском стиле, по летосчислению с сентября. Тогда и пересчёт не нужен.
Список используемой литературы
- Сергеев В.И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака. Вопросы истории № 1, 1959 г.
- Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986 г.
- Шашков А.Т. Сибирский поход Ермака: Хронология событий 1581-1582 гг. Известия УрГУ №7, 1997 г.
Предыдущие части цикла «К началу похода Ермака»:
Часть первая: Сылва-Сылвица. Камень у поворота
Часть вторая: Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог
Часть третья: Закаменные пути. Грамота на Сибирь