Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Путеводители по странам со скидкой

Подписывайтесь на наши новости и получайте только полезную информацию от электронного путеводителя Наш Урал:

Ваш email:
email рассылки

Красная Линия Екатеринбурга

   Красной Линией назван пешеходный туристический маршрут, проложенный по центру Екатеринбурга. Длина маршрута около шести с половиной километров, стартует он от памятника Ленину на площади 1905 года, сюда же и возвращается, замыкая Красную Линию. Здесь линия никакая не условная, а самая настоящая, нарисованная красной краской на асфальте, чтобы ни пеший, ни конный с пути не сбился, осматривая основные достопримечательности нашего города. Наиболее интересные из этих достопримечательностей отмечены на Красной Линии номерами – их получилось 35 штук в разных «весовых категориях» - от памятников и купеческих усадеб до целых улиц и площадей.

  1. Площадь 1905 года
  2. Дом Актёра
  3. Екатеринбургская мужская гимназия Его Императорского Величества Александра II
  4. Набережная Рабочей молодёжи
  5. Исторический сквер
  6. Водонапорная башня
  7. Памятник Татищеву и де Генину
  8. Площадь Труда
  9. Нулевой километр
  10. Памятник изобретателю радио А. Попову
  11. Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала
  12. Дом Севастьянова
  13. Усадьба купца Тарасова
  14. Литературный квартал
  15. Храм-на-Крови
  16. Усадьба Харитонова-Расторгуева
  17. Филармония
  18. Музей Метенкова
  19. Музей истории Екатеринбурга
  20. Колизей – первый городской театр
  21. Дом Печати
  22. Уральский государственный университет имени А.М. Горького
  23. Оперный театр
  24. Памятник Владимиру Высоцкому
  25. Гостиница Центральная
  26. Гостиница «Американские номера»
  27. Дом Е.Д. Скрябиной
  28. Центральная городская электростанция «Луч»
  29. Доходный дом купца Чувильдина
  30. Памятник клавиатуре
  31. Памятник группе Битлз
  32. Комплекс зданий ДОССАФ – Дом Обороны
  33. Храм-колокольня Большой Златоуст
  34. Дом Контор
  35. Улица Вайнера

   Презентация «Красной Линии Екатеринбурга» состоялась прошлым летом. А перед этим – почти год подготовительной работы, отбор самых ярких и характерных объектов всенародным он-лайн голосованием. В итоге получился «самый Екатеринбург»: на Красной Линии представлено самое старое сооружение города и самая нулевая его точка, самая первая гимназия и самый первый театр, самые легендарные особняки и самые интересные музеи, самые креативные памятники и самые оживлённые улицы. Город раскрывается, как книга – бери и читай!

 

 

№ 1. Площадь 1905 года

   Одна из старейших городских площадей, в настоящее время является главной площадью города – в этом легко убедиться по наличию здания мэрии и трибуны с памятником Ленину. Современный вид площадь приобрела больше полувека назад: в 1954 году недостроенный гостиный двор превратился в пятиэтажное здание горсовета, с башней, курантами и позолоченным шпилем, а в 1957 году была реконструирована трибуна (появившаяся в тридцатых годах взамен снесённого Кафедрального собора) и водружён гранитный шестиметровый Ленин, выступающий перед народом (основная мысль выступления высечена на южном фасаде постамента).

   Своё нынешнее название площадь получила в 1919 году, и связано оно с конкретными событиями, произошедшими на этой самой площади: в октябре 1905 года в результате возникшей на митинге стычки «черносотенцев» и соратников Якова Свердлова погибли люди. В память об этой трагедии и было изменено название площади. А до 1919 года площадь называлась Кафедральной, потому что здесь располагался Богоявленский кафедральный собор, а недалеко от него – памятник Царю-Освободителю Александру II. Во время реконструкции брусчатки площади в 2008 году был найден закладной камень от Кафедрального собора – сейчас он находится возле одного из городских храмов.

 

 

№ 2. Дом Актёра

   Особняк, когда-то принадлежавший семье золотопромышленника Степана Тупикова и получивший новую жизнь в 1981 году в качестве Дома Актёра. Театральные деятели отреставрировали дом, восстановив исторический облик и интерьер, а так же главную традицию этого дома – святочные балы для детей, когда-то проводимые Евгенией Тупиковой, рано оводовевшей женой золотопромышленника. «Ёлка в доме Тупиковой» в стиле XIX века – самая оригинальная и популярная новогодняя интермедия.

   Раньше в цокольном этаже дома Тупиковой была кухня, а теперь здесь Актерское кафе «ДЕБЮТ» с двумя уютными залами на 30 и 40 мест. Кафе всегда открыто и для актеров, и для их поклонников и друзей. Здесь можно провести праздничный прием, частную вечеринку, заказать детский или семейный праздник, а также вкусно пообедать и поужинать.

 

 

№ 3. Екатеринбургская мужская гимназия Его Императорского Величества Александра II (сейчас Гимназия № 9)

   Самая первая гимназия города Екатеринбурга. Открылась она 22 декабря 1861 года – в год отмены крепостного права, и неудивительно, что гимназия получила имя Александра II. Сначала в ней учились только мальчики, а в числе педагогов был легендарный Онисим Клер – француз по происхождению и уралец по убеждениям, создавший на базе учителей этой гимназии Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) – прообраз нашего сегодняшнего УрО РАН и краеведческого музея одновременно, превратившееся серьёзную научно-просветительскую организацию (в списке почётных членов УОЛЕ были такие известные учёные, как Менделеев и Тимирязев).

 

 

№ 4. Набережная Рабочей молодёжи

   Изначально набережная называлась Гимназической – ведь берёт своё начало она от стен первой городской гимназии. Иногда поднимается вопрос о возвращении ей исторического названия, но пока безрезультатно.

 

№ 5. Исторический сквер

   Как и все уральские города-заводы, Екатеринбург родился вместе с плотиной и разрастался вокруг неё. Плотину делали по стандарту, на сваях из лиственницы (так она до сих пор и стоит – это самое старое сооружение в городе!). С одной стороны плотины получилось водохранилище (Городской пруд), с другой стороны построили железоделательный завод – на тот момент один из самых передовых и прогрессивных (дата пуска завода 18 ноября 1723 года и считается датой рождения Екатеринбурга). Потом какие-то производства сворачивались, какие-то открывались. Из самых интересных обычно упоминают Монетный двор (на этом месте когда-то в самом прямом смысле делались деньги: в течение 150 лет Екатеринбург обеспечивал медной монетой почти всю царскую Россию); а ещё - гранильную фабрику, украсившую своими шедеврами экспозии Лувра и Эрмитажа.

   Исчезла промзона из центра города к 250-летнему юбилею Екатеринбурга, когда был задуман и реализован на её месте Исторический сквер, с геологической аллеей, капсулой времени и музеем промышленной архитектуры.

 

 

№ 6. Водонапорная башня

   Водонапорная полудеревянная башня была построена в 1880-х годах для обслуживания Екатеринбургских железнодорожных мастерских, появившихся к тому времени на месте механической фабрики и отслужившего Монетного двора. Башня сохранилась до наших дней почти в первоначальном виде и по праву считается одним из символов Екатеринбурга, и единственным утверждённым символом Красной Линии.

 

 

№ 7. Памятник Татищеву и де Генину

   Памятник отцам-основателям города был установлен в 1998 году к очередному юбилею Екатеринбурга. Появление его закономерно (тут, пожалуй, странно, что памятник основателям появился только спустя 275 лет после основания), а вот внешний вид до сих пор вызывает вопросы, ведь в реальной жизни Татищев и де Генин друг друга сильно недолюбливали, и сильно отличались внешне: де Генин был значительно выше ростом и гораздо старше Татищева (а здесь – двое из ларца одинаковы с лица, как в сказке). Когда принципиальный вопрос «ху из ху?» был задан скульптору Петру Чусовитину, тот пояснил, что в шляпе изображен иноземец де Генин, а без шляпы – наш соотечественник Татищев. Видимо, в этом был какой-то намёк.

 

 

№ 8. Площадь Труда

   Когда-то в самом начале своего существования площадь эта называлась Екатерининской, потому что именно здесь появился самый первый и самый почитаемый храм города – Екатерининский собор, получивший сразу особый статус Горного храма. Именно здесь – в горном храме - давали присягу горные инженеры. В 1869 году в храм было передано знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное императором Александром Вторым – с тех пор присягу в храме стали приносить и армейские новобранцы. Престольный праздник – день святой Екатерины – вплоть до революции оставался в Екатеринбурге для всех праздничным нерабочим днём. А трёхъярусная колокольня Екатерининского собора использовалась не только по прямому назначению, но и как дозорная и пожарная вышка. В двадцатых годах прошлого века Екатерининский собор был разорён: главная святыня храма - мощи Симеона Верхотурского - отправилась в краеведческий музей, приходская библиотека была ликвидирована «как контрреволюционная», а серебряная утварь и украшения общим весом больше полутора центнеров исчезли в неизвестном направлении. В 1930 году храм был закрыт, а потом взорван «по просьбам трудящихся». В 1991 году на площади появился первый памятный крест, обозначающий местонахождение когда-то бывшего Екатерининского собора, а в 1998 году вместо него была построена часовня в честь святой Екатерины – небесной покровительницы Екатеринбурга.

 

 

№ 9. Нулевой километр

   Нулевой километр – это географический центр города Екатеринбурга, точка отсчёта расстояний до других городов. Изначально «нулевые километры» были прерогативой столичных городов, где особые знаки, символизирующие точку отсчета дорожных расстояний, ставились в самом центре (первыми такую точку отсчёта придумали древние римляне, воздвигшие в центре города Золотой мильный камень – обломки его сохранились до сих пор – от которого разбегались дороги в разные части империи - так и возникла поговорка «все дороги ведут в Рим»). В городах поменьше «нулевой километр» располагался возле главного почтамта, и перемещался вместе с ним, если вдруг по каким-то причинам почтамт переносили с места на место. По традиции «нулевой километр» города Екатеринбурга тоже находится возле Главпочтамта. Точка отсчета изображена в виде звездочки на карте Свердловской области.

 

№ 10. Памятник изобретателю радио А. Попову

   К электротехнику Александру Попову в нашем городе отношение особое – как к земляку, которым можно и нужно гордиться. Родился будущий изобретатель радио в уральском поселке Турьинские рудники (сейчас это город Краснотурьинск), а в возрасте 12 лет приехал в Екатеринбург, чтобы учиться в Екатеринбургском духовном училище. Потом переехал а Пермь, оттуда – в Санкт-Петербург, поступать в университет.

   7 мая 1895 года произошло событие, вошедшее в историю российской науки (и отмечающееся до сих пор!) как день рождения радио: в этот день на заседании Русского физико-химического общества Попов выступил с докладом "Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям" и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Особым признанием заслуг Попова явилось постановление Совета Министров СССР в честь 50-летия со дня изобретения радио, принятое в 1945 году, которым был установлен День радио (7 мая). В 1986 году в Екатеринбурге был открыт музей радио имени Попова – в том самом доме, где когда-то жил в семье своей старшей сестры и её мужа будущий учёный.

   Памятник Александру Попову в Екатеринбурге был торжественно открыт в 7 мая 1975 года. Он представляет собой чугунную скульптуру, покрашенную бронзовой краской: учёный изображён сидящим на скамейке в задумчивой позе и слушающим радиоприёмник. Скульптура отливалась по частям на Уральском компрессорном заводе, а затем сложные по конфигурации отливки сваривались в единое целое и зачищались, так что с технологической точки зрения задача оказалась непростой. Но решённой!

 

 

№ 11. Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала

   Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала открылся в 1992 году и собрал под своей крышей много интересных и уникальных экспонатов, в том числе созданных мастерами Екатеринбургской императорской гранильной фабрики – ей посвящён отдельный зал. А ещё - что вполне предсказуемо – есть в музее и Малахитовый зал, где своими глазами можно увидеть разницу между настоящим уральским малахитом, привозным африканским и созданным искусственно. Есть в музее ещё и Бажовская комната, украшенная шикарными палехскими панно на сюжеты знаменитых сказов.

   Впрочем, музей интересен не только своими экспозициями. Не менее достопримечательно и само здание, в котором он располагается: это оформленная в классическом стиле усадьба бывшей аптеки Горного ведомства, архитектурный памятник федерального значения. Здание это было построено в двадцатых годах XIX века по проекту самого известного екатеринбургского архитектора Михаила Павловича Малахова, внесшего огромный вклад в реализацию генерального плана застройки Екатеринбурга.

   Горная аптека знаменита не только своим архитектором, но и первым аптекарем Густавом Гельмом - замечательным учёным, внёсший свой вклад в химию, ботанику и минералогию. О значимости исследований Гельма можно судить по тому факту, что в его честь были названы растения (например Arenaria Helmii Fisch), а побывавший на Урале энциклопедист Александр фон Гумбольдт (1829) в своем письме к министру Е.Ф. Канкрину отмечал, что «асессор Гельм относится к самым выдающимся людям, каких мы здесь видели». Младший сын Густава Гельма – Павел Густавич – унаследовал отцовскую тягу к науке и вошел в число создателей знаменитого Уральского общества любителей естествознания.

 

 

№ 12. Дом Севастьянова

   Дом (да чего там – дворец!) Николая Ивановича Севастьянова – одно из самых ярких и запоминающихся зданий Екатеринбурга. Основные черты своего убранства дом приобрёл в середине шестидесятых годов XIX века, по заказу своего нового хозяина Севастьянова и под чутким руководством архитектора Падучева, ученика Михаила Малахова. Видимо, именно поэтому дом известен нам именно как Севастьяновский, а фамилии всех его прежних владельцев (первое упоминание о доме на этом месте набережной относится к 1817 году, то есть зданию было почти полвека, когда Падучев принялся за его достройку-перестройку) остались в архивах.

   Сегодня он не только внесён в перечень объектов культурного наследия (памятников истории) федерального значения, но и в 2008 году был отчеканен в памятных серебряных монетах Центробанка серии «Памятники архитектуры России» - единственный из всех зданий нашего города. Номинал монеты три рубля, но стоит она значительно дороже.

   Наслаждался своим детищем Севастьянов не долго – получил повышение по службе и уехал в столицу, продав дом муниципалитету. Сначала в доме разместился окружной суд – пока в 1917 году не сменилась власть, а сам особняк не подвергся жесточайшему разгрому и разграблению. Потом здесь находился первый в стране Уральский комиссариат труда (биржа труда) – именно тогда Екатерининская площадь стала площадью Труда. Потом - и надолго – в севастьяновском доме поселился областной совет профсоюзов (на советских открытках с видами Свердловска надпись «дом союзов» на фасаде здания вполне читабельна). В послеперестроечное время дом профсоюзов превратился в офисное здание, а в 2008 году (к саммиту ШОС, проходившему в Екатеринбурге) его капитально отреставрировали изнутри и снаружи. При реставрации фасада были восстановлены его исторически аутентичные цвета — белый, зеленый и терракотовый, и теперь со стороны главного проспекта дом выглядит именно таким, каким видел его коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов. Отремонтированный особняк в 2008 году ещё и повысили в звании (сурово отгородив при этом решёткой): теперь это резиденция Президента РФ. Похожая участь постигла и следующий объект Красной Линии – усадьбу купца Тарасова, превратившийся в резиденцию рангом пониже – губернаторскую. Красная Линия огибает Севастьяновский дом и поворачивает с проспекта Ленина на улицу Горького – на ту её часть, которая когда-то называлась Тарасовской набережной, по имени хозяина самой красивой и респектабельной усадьбы на этом берегу Исети – купца второй гильдии Саввы Лукича Тарасова.

 

 

№ 13. Усадьба купца Тарасова

   Дом купца Тарасова – одно из самых старейших каменных жилых зданий в нашем городе. Савва Тарасов купил этот особняк в 1837 году, и был тогда далеко не первым его владельцем; зато ни сам он, ни его потомки усадьбу с прекрасным видом на городской пруд уже не продавали – так и жили здесь до самой революции, а не случись её - может быть, жили бы и до сих пор!

   В советское время дом Тарасовых превратился в Дом учителя, а в 1997 году стал резиденцией губернатора Свердловской области. Это, надо полагать, очень удобно, когда губернаторская резиденция находится на одном берегу реки, а всё областное правительство – на другом. Возле губернаторской резиденции даже Красная Линия становится вдруг пунктирной – как будто тихонько крадётся на цыпочках вдоль Исети, до тех пор, пока не свернёт в сторону Литературного квартала.

 

 

№ 14. Литературный квартал

   Под романтическим названием «Литературный квартал» скрывается вовсе не часть городской застройки, ограниченная улицами имени писателей (хотя таких улиц у нас не мало – на несколько кварталов хватило бы!), а один из крупнейших литературных музеев России - объединённый музей писателей Урала, созданный в 1980 году на базе нескольких литературно-мемориальных музеев. При путешествии по Красной Линии можно увидеть следующие подразделений объединённого музея: мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка (с него-то всё и началось!) – он стоит отдельно от других музейных зданий (по адресу Пушкина, 27), литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Решетникова (Пролетарская, 6) – узнаётся издалека по верстовым столбам, установленным возле дома, музей "Литературная жизнь Урала XX века" (Пролетарская, 10) – занимает самое красивое и необычное здание в стиле «модерн» (именно здесь недавно открылся виртуальный зал «Музей уральской фантастики» и музей кукол и детской книги "Страна чудес" (Пролетарская, 16) – самый детский из всех музеев и самый юный из них (открыт в мае 2000 года).

   Также в состав объединённого музея писателей Урала входят не попавшие на Красную Линию музей "Литературная жизнь Урала XIX века" (полукаменный-полудеревянный дом на Толмачёва, 41), находящийся на территории Литературного квартала, и два музея, посвященных Павлу Петровичу Бажову – мемориальный дом-музей в Екатеринбурге и дом-музей в Сысерти, а также абсолютно виртуальный музей А.П.Гайдара. Вы не знали, что Гайдар уральский писатель? Тогда вам просто необходимо прогуляться по просторам виртуального музея!

   Ну а Литературный квартал славен не только музеями. На его территории также располагается парк с летней эстрадой, выполненной в стиле начала ХХ века, и Камерный театр, входящий в структуру Объединенного музея писателей Урала. Театр был открыт в 1998 году (к 275-летию Екатеринбурга) спектаклем для детей «Каменный цветок» по сказам Павла Бажова, и с тех пор стал неотъемлемой частью культурной жизни города.

 

 

№ 15. Храм-на-Крови

   Храм-на-Крови расположен через дорогу от Камерного театра, по адресу Святой квартал, 1, хотя в некоторых справочниках его адресом значится Толмачёва, 34. Противоречия в этом нет – ещё в 2003 году главой города Екатеринбурга был подписан документ о том, что несколько зданий, входящих в комплекс Храма-на-Крови (Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, Храм-на-Крови) будут находиться на улице Святой квартал. Было как-то уж очень цинично в качестве адреса храма, построенного на месте расстрела царской семьи, называть улицу имени одного из убийц.

   Храм построен на том месте, где до середины семидесятых стоял дом инженера Ипатьева, выбранный в 1918 году в качестве тюрьмы Николая II и его семьи. Именно здесь – в подвале ипатьевского дома – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года закончился их земной путь. Сначала домом гордились, потом его стыдились, а потом по распоряжению Бориса Ельцина снесли.

   Храм выполнен в византийском стиле, пятикупольный, двухэтажный, большой и нарядный. Изначально планировалось строить по другому проекту – храм-свечку с одним куполом, более строгий и печальный, но потом этот вопрос «переиграли». С тех пор у местного населения считается хорошим тоном недолюбливать Храм-на-Крови за «избыточную помпезность» и «чрезмерную музейность». В 2003 году был освящен верхний храм, в 2010 году – нижний.

   Храм-на-Крови прочно вписался в картину современного Екатеринбурга. Сегодня это непременный объект посещения всех экскурсий и паломнических поездок.

 

 

№ 16. Усадьба Харитонова-Расторгуева

   Главное украшение Вознесенского проспекта, самая знаменитая усадьба Екатеринбурга, прославившаяся своими хозяевами, гостями и архитекторами, овеянная мифами и легендами, увековеченная в литературных произведениях, к тому же ещё издалека заметная и достаточно хорошо сохранившаяся. Появлением такой достопримечательности в нашем городе мы обязаны одному из богатейших уральских купцов-старообрядцев Льву Ивановичу Расторгуеву (1769-1823). Длилось строительство усадьбы со всеми её службами практически четверть века – сам Лев Иванович до его полного завершения дожить не успел. Недостроенная усадьба перешла к его старшему зятю – Харитонову, именно при нём дворцово-парковый ансамбль приобрёл законченный вид, с парком в английском стиле (английский стиль предполагал наличие водоёма – пришлось выкопать искусственное озеро), конюшней, хозяйственным двором, воротами и оградами с кованой решеткой и домовой старообрядческой церковью под куполом главного здания. На последней стадии строительства свой вклад в формирование облика усадьбы внес выдающийся екатеринбургский архитектор Михаил Малахов.

   В годы революции здесь размещался отряд Красной гвардии. Потом под сводами расторгуевского дома создавался уральский комсомол (воздвигнутый в конце пятидесятых рядом с усадьбой памятник комсомольцам Урала до сих пор напоминает об этой страничке в её биографии), затем в этих стенах сели за парты слушатели Урало-Сибирского коммунистического университета имени В.И. Ленина и Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. В конце концов, было решено передать усадьбу детям, которым полагается всё лучшее, и в 1935-1937 годах была проведена её капитальная реконструкция под руководством архитектора В.В. Емельянова. Тогда-то и построили на островке озера круглую беседку и висячий мост, который так любят художники и свадебные фотографы. А потом усадьба наполнилась детским шумом-гамом. Именно здесь – в кружках Дворца пионеров и школьников - начинали свою творческую деятельность и актёр Александр Демьяненко (он же Шурик), и оперный певец Борис Штоколов, и известный скульптор Эрнст Неизвестный. После исчезновения пионерии усадьбу переименовали – теперь это Дворец детско-юношеского творчества.

   Харитоновская усадьба, вдохновлявшая когда-то писателей на создание новых произведений (ей посвящены один из первых рассказов писателя Алексея Толстого «Харитоновское золото» и один из первых романов Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» - говорят, что именно на гонорар от издания этой книги Дмитрий Наркисович купил тот самый домик на соседней улице, что дал начало «Литературному кварталу») и сегодня не утратила своей популярности. Харитоновский сад - излюбленное место летних прогулок - уникален еще и тем, что это единственный сохранившийся в уральской столице образец ландшафтного искусства первой половины XIX века.

 

 

№ 17. Филармония

   Свердловская государственная академическая филармония - одна из старейших филармоний в стране, что не мешает ей быть при этом одной из самых продвинутых – с виртуальным концертным залом, собственной группой «в контакте» и титулом «филармония года», полученным раньше всех.

   Государственная концертная организация «Свердловская областная филармония» стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской (а кто-то ещё сомневается, что мы всегда были третьей столицей?). Первый её сезон был открыт 29 сентября 1936 года. Концертный зал Делового клуба, преобразованный с 1938 года в Концертный зал Свердловской филармонии, с первых сезонов зарекомендовал себя как ведущая концертная площадка города (фраза «В Свердловске исполняется впервые» мелькала в программках симфонических концертов с завидной регулярностью), остаётся таковой и по сей день. В 1973 году в филармонии появился «король инструментов» - настоящий немецкий орган, а в мае 1998 года концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая».

 

 

№ 18. Музей Метенкова

   Фотографический музей «Дом Метенкова» открылся 10 августа 1998 года в двухэтажном полукаменном доме на перекрёстке улиц Первомайской и Карла Либкнехта. Открылся в том самом доме, который до революции принадлежал главному фотолетописцу всея Урала и почётному гражданину города Екатеринбурга Вениамину Леонтьевичу Метенкову (1857-1933).

   Дом был построен по проекту архитектора Ю.О. Дютеля – первый этаж каменный, второй деревянный, с балкончиком из кованого металла, на воротах красовался вензель «ФМ» (фотограф Метенков) – в общем, вполне типичный екатеринбургский дом того времени. В доме размещалась квартира знаменитого фотографа, фотоателье и фотографический магазин, торговавший фотоаппаратами и аксессуарами к ним, реактивами, фотоматериалами и книгами по фотографии. Продукцию фирмы «Кодак» можно было купить в Екатеринбурге ещё в позапрошлом столетии – именно здесь, у Метенкова. Чуть позже к фототоварам добавились киноаппараты и киноплёнки. Метенков был не только лучшим фотографом Екатеринбурга, но и одним из первых «киношников». Его первая кинокартина «Екатеринбург во время масленицы» была выпущена в 1910 году, затем появились и другие – тоже посвященные Уралу в целом и Екатеринбургу в частности («Уличные акробаты-китайцы в Екатеринбурге», «Торжество в Екатеринбурге по случаю 50-летия отмены крепостного права», «Асбестовые копи на Урале», «По реке Исети»). Их сохранившиеся фрагменты (увы, немногочисленные) хранятся сейчас в архивах Госфильмофонда России.

 

№ 19. Музей истории Екатеринбурга

   Свою собственную историю этот музей начал в 4 июня 1940 года в качестве дома-музея Якова Свердлова. К этому моменту Екатеринбург уже больше 15 лет был Свердловском, так что появление отдельного музея Свердлова было вполне закономерным. Вот только показывать там было особо нечего: не так уж много общего было у Свердловска и Свердлова.

   Хотя, с другой стороны, именно здесь «черный менеджер революции» просидел два года в местной тюрьме и женился на дочери зажиточного екатеринбургского купца-раскольника Клаве Новгородцевой (двое детей и мемуары о знаменитом муже – таковы были плоды этого брака) - уникальный случай в истории, наверное, когда фамилию мужа присвоили не только жене, но и всему её родному городу! Первый раз Свердлов приехал в Екатеринбург осенью 1905 года – укреплять имеющиеся на Урале партогранизации и создавать новые. Укреплял, создавал, убеждал и митинговал - впоследствии многие здания в городе украсились мемориальными табличками на тему «здесь был Яков». Но особенно отличился тогда дом № 26 по Вознесенскому проспекту, в мезонине которого Свердловым была организована партийная школа агитаторов-пропагандистов (она же - рабочий университет) - этот дом и превратился потом в музей Свердлова, как «историческое здание времен подпольной работы».

   Вплоть до 1957 года в музее не было ни одного предмета, лично принадлежавшего Свердлову, а в качестве экспонатов демонстрировались картины и скульптуры, заказываемые местным художникам специально для музея. Именно тогда экспозиции обогатились ранними работами начинающего свердловского скульптора Эрнста Неизвестного - горельефом «Яков Михайлович Свердлов призывает уральцев к вооруженному восстанию» и скульптурной композицией «Первая встреча (Сталин знакомит Ленина со Свердловым)».

   К семидесятым годам музей Свердлова заматерел и похорошел: мрамор, стекло, ковровые дорожки; пионерские сборы, торжественные линейки, вручение комсомольских билетов. Девяностые внесли сумятицу и необходимость самоопределения - в период перестройки музей несколько раз менял название и направление работы, а с 1995 года стал «Музеем истории Екатеринбурга».

 

№ 20. Колизей – первый городской театр

   История театральной жизни Екатеринбурга традиционно отсчитывается с момента появления первой профессиональной труппы в 1843 году. Для неё и был построен первый Городской театр - на Главном проспекте, в классическом стиле (проект архитектора К.Г. Турского) и на средства местных купцов. Открылся он в 1847 году комедией «Приемыш», а 7 ноября 1896 года здесь состоялся первый екатеринбургский сеанс «синематографа». Потом театр и вовсе был перепрофилирован, окончательно став кинотеатром – балкон и бельэтаж убрали, переименовали в «Колизей». Имя кинотеатр меня ещё не раз: в 1920 году он ненадолго получил название «Красный Урал», а потом – уже надолго – стал «Октябрём». В 2002 году, после очередной реконструкции, театру было возвращено старое название «Колизей» добавлено новое – «Киномакс», потому что в обновлённом здании был открыт первый киноцентр класса премиум сети «Киномакс». Так самый старый кинотеатр города стал самым современным.

 

№ 21. Дом Печати

   Четырёхэтажный Дом Печати - ещё один яркий представитель архитектуры конструктивизма (и даже памятник федерального значения!) как визитной карточки социалистического Свердловска - было построено в 1929— 1930 годах. В сдержанном и солидном облике Дома Печати узнаются характерные черты стиля: архитектура фасадов определяется исключительно системой конструкций, из украшений – только ленточные окна на гладкой поверхности стен, закруглённый угол над центральным входом и остеклённый эркер на восточном фасаде.

   Изначально на трех этажах Дома Печати размещалась типография «Уральский рабочий», на четвертом — редакция крупнейшей на Урале одноимённой газеты. Война внесла свои коррективы: обитателям Дома Печати пришлось потесниться, освободив помещения для эвакуированных писателей: здесь по инициативе А. Фадеева был организован Литературный центр Союза писателей на Урале. Именно в этих стенах трудились в военное время Агния Барто, Лев Кассиль, Алексей Новиков-Прибой, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян и многие другие. Представить себе их жизнь и работу можно по сборнику публицистических статей Мариэтты Шагинян «Урал в обороне».

   После войны писатели разъехались по домам, вдохновлённая типография «Уральский рабочий» стала печатать уже не только газеты, но и книги, а редакция газеты «Уральский рабочий» обзавелась собственным самолётом для командировок по области и украсилась Орденом Трудового Красного Знамени, полученным в 1957 году. В настоящее время «коренные жители» Дома Печати живут и работают на других площадках, а в здании располагается большой книжный магазин, что позволяет Дому Печати соответствовать своему исходному названию.

 

№ 22. Уральский государственный университет имени А.М. Горького

   Северная сторона площади Парижской коммуны выглядит особенно солидно – здесь возвышается фундаментальное здание Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Такое привычное и гармоничное в качестве вузовского, что теперь уже трудно поверить, что изначально строилось оно совсем для других целей – как административно-офисное, но в 1965 году помпезное здание в центре города по адресу Ленина, 51 перешло в ведение Университета – таким мы его теперь и видим.

   А сам Университет начал свою историю гораздо раньше, учреждённый декретом СНК РСФСР от 19 октября 1920 года. В качестве матпомощи новорождённому Университету была передана библиотека Царскосельского лицея (потом, конечно, одумались, и большую часть книг забрали обратно в столичные музеи, но, тем не менее, кое-что всё-таки осталось). Разместился тогда Уралуниверситет где смог, заняв бывшие здания женских гимназий, Екатеринбургской духовной семинарии, женского епархиального училища, и жилые корпуса Ново-Тихвинского монастыря вместо студенческих общежитий – прилегающий к монастырю переулок до сих пор носит название Университетский. К 1925 году Университет превратился в Уральский политехнический институт (именно поэтому вечные соперники УПИ и УрГУ свои юбилеи всегда отмечали практически одновременно), а через семь лет был восстановлен в качестве классического Свердловского государственного университета (УПИ остался отдельным учебным заведением). Привычное нам название Уральский государственный университет имени А.М.Горького было присвоено вузу в 1945 году. А в мае 2011 года УрГУ имени А.М.Горького со всем своим «подсобным хозяйством» - Ботаническим садом, Коуровской астрономической обсерваторией, Сунцем и прочим вошёл в состав УрФУ имени Ельцина под названием Центр классического образования, тем самым прекратив де-юре отдельное существование.

 

 

№ 23. Оперный театр

   Оперный театр стал вторым екатеринбургским театром (не мудрствуя лукаво, его назвали Новый городской театр). Торжественное открытие театра состоялось в сентябре 1912 года, первым спектаклем была опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». Публика рукоплескала и артистам, и музыкантам, и прекрасному убранству свежего театра, и патриотическому сюжету оперы. Пройдёт всего несколько лет, и в этом же самом зале публика будет рукоплескать совсем другим сюжетам: апрельскому выступлению Якова Свердлова и октябрьскому официальному объявлению в городе советской власти. Впрочем, это будет уже несколько иная публика.

   А сам театр останется верен своим музам, и уже начиная с середины 20-х годов Свердловский оперный приобретёт славу одного из лучших в стране. Театр по праву называли «лабораторией советской оперы» за смелые (и удачные!) эксперименты на сцене и «выращивание кадров» для столичных театров – здесь начинали свой творческий путь Сергей Лемешев и Иван Козловский, Александр Пирогов и Борис Штоколов. В 1966 году театр получил звание «академический» - своеобразный театральный советский «знак качества». И сегодня театр оперы и балета продолжает держать марку, регулярно радуя премьерами и зрителей, и театральных критиков. Юбилейный – сотый – театральный сезон 2011-1012 года был отмечен первой в биографии театра «Золотой Маской».

 

 

№ 24. Памятник Владимиру Высоцкому

   Место для памятника, открытого в 2006 году, было выбрано рядом с гостиницей «Большой Урал», в которой останавливался Владимир Семёнович во время гастролей в 1962 году. «Кто может жить – здесь, – тот ежеминутно совершает подвиг» – таким было первое впечатления Высоцкого о тогдашнем Свердловске. Впрочем, оно не лишило поэта вдохновения: именно здесь была написана одна из лучших песен Высоцкого «Весна ещё в начале».

 

 

   Никаких других привязок к биографии поэта в Екатеринбурге нет, но идея памятника была принята горожанами вполне благосклонно: Высоцкого, как и Пушкина, любят везде, и везде считают своим, потому и памятники есть практически в каждом городе. Однако наш памятник - особенный. Он был одним из первых, изображающих Высоцкого не как борца, творца и трибуна, а как обычного счастливого человека – с гитарой и любимой женщиной. Бронзовые фигуры Владимира Высоцкого и Марины Влади выполнены в жанре городской скульптуры – без массивного постамента, в масштабе 1:1 (автор памятника – скульптор Александр Сильницкий, отливка фигур производилась кузнечной мастерской поселка Ново-Алексеевка Свердловской области) – почти как живые, этакая деревенская идиллия, где прямо сама собой слышится песня «Я поля влюблённым постелю».

 

№ 25. Гостиница Центральная

   Первая советская гостиница города, да и вообще одно из первых зданий Свердловска такого масштаба – 250 номеров, пять этажей, гигантские люстры, мраморные лестницы и даже лифты. Построена была в 1926-1928 году по проекту архитектора Дубровина богато и с размахом, гостей принимала тоже вполне достопримечательных: в числе первых постояльцев гостиницы был режиссер Всеволод Мейерхольд, за ним потянулись и другие. А уж во время войны концентрация бомонда на единицу площади была здесь просто потрясающей: гостиницу переоборудовали под квартиры для эвакуированных, расселив в них столичную профессуру, офицерские семьи, актеров из "Мариинки" (многие потом так и прижились в Свердловском оперном театре). Статус гостиницы был возвращён уже в январе 1946 – кто-то из эвакуированных вернулся на родину, кто-то переселился в Большой Урал, а их временные квартиры снова превратились в гостиничные номера. Сегодня «Отель Екатеринбург-Центральный» - современный трёхзвёздочный отель с конференц-залами, бизнес-центром и банкетным залом в ретро-стиле. Номеров там теперь поменьше – всего 96, но в них по-прежнему не стыдно селить самых взыскательных гостей: именно этот отель принимал представителей дома Романовых, приезжавших в Екатеринбург в 1998 году.

 

№ 26. Гостиница «Американские номера»

   Следующий объект Красной линии продолжает гостиничную тему - это здание бывшей «Американской гостиницы» - самой солидной и престижной в дореволюционном Екатеринбурге (и дорогой – скромные номера обходились в 80 копеек за сутки, а номера пошикарней – до четырёх рублей). Здесь останавливался весной 1890 года Антон Павлович Чехов, проезжавший наш город по пути на Сахалин. Девять лет спустя после Чехова в «Американской гостинице» останавливался Дмитрий Иванович Менделеев, командированный из родного Тобольска. Гостиницу он выбрал по удобному местоположения и наличию телефона, а Екатеринбургом остался вполне доволен. Особенно – нашей метеорологической обсерваторией, которая работает до сих пор.

   Принадлежала «Американская гостиница» купцу Павлу Васильевичу Холкину, а после его смерти в 1909 году перешла наследникам, которые её переименовали. Так что Константин Бальмонт, приехавший в Екатеринбург в 1915 году, останавливался уже в «Американских номерах» - с этим названием гостиница и запомнилась. А в 1918 году прекратила своё существование, поскольку её реквизировала ЧК для своей резиденции.

   Но здание на углу улиц Малышева и Розы Люксембург примечательно не только своим «американско-гостиничным» прошлым. Не менее интересно его настоящее: сегодня здесь квартируется одно из самых солидных и заслуженных учебных заведений Екатеринбурга – Свердловское художественное училище имени Шадра. Училищу уже больше ста лет – начиналось оно в 1902 году как художественно-промышленная школа, в числе первых преподавателей школы был Степан Эрьзя - автор того самого «Ваньки голого», что «украшал» - хоть и недолго - нашу главную городскую площадь. А в числе первых выпускников – уроженец города Шадринска Иван Дмитриевич Иванов, более известный как Иван Шадр – автор знаменитой советской «Девушки с веслом» – это его имя носит училище с 1987 года.

 

 

№ 27. Дом Е.Д. Скрябиной

   С широкой улицы Малышева Красная Линия сворачивает на тихую узкую в этой части улицу Горького – маленький заповедничек старого Екатеринбурга в пойме Исети (раньше она здесь даже и называлась соответственно: 2-ая Береговая улица). Следующий объект Красной Линии находится по адресу Горького, 6 - это купеческий кирпичный дом (одноэтажный, на цокольном этаже) семьи Скрябиных, построенный в 1880 году. «Образец жилой застройки Екатеринбурга конца XIX века в формах эклектики» - так характеризуют дом справочники.

 

 

№ 28. Центральная городская электростанция «Луч»

   Историю электрификации Екатеринбурга можно отсчитывать с 1885 года, когда в городе открылась первая контора «Товарищество П. Н. Яблочков и К° электрического освещения в России». Но тогда дальше открытия дело не пошло – как открылась, так и закрылась два года спустя, порадовав горожан разве что спецэффектами в местном кинотеатре. Настоящее электрическое освещение появилось позже - сначала на Верх-Исетском заводе (1891 год), а потом и Екатеринбург обзавёлся собственной городской электростанцией (1824 год) на 2-ой Береговой улице. Главное здание Центральной электростанции «Луч» было построено в 1903-1905 годах по проекту архитектора Чирковского в красном кирпиче, и сохранилось неизменным до сих пор, даже восьмигранная труба на заднем плане всё та же. Разве что адрес теперь другой – Горького 43, и владельцы новые - вместо «Центрального электрического общества» сейчас его занимает энергохозяйство трамвайно-троллейбусного управления. Пожалуй, в этом даже есть некая преемственность!

 

 

№ 29. Доходный дом купца Чувильдина

   Доходный дом купца В. И. Чувильдина (Горького, 14а) – детище того же архитектора Чирковского, что строил здание электростанции «Луч». Двухэтажное кирпичное строение появилось на берегу Исети в 1900 году, и стоит там до сих пор, пережив всех ближайших соседей и обзаведясь кучей прозвищ: «Дом на берегу», «Косой дом» и даже «Системный блок». Косой дом и вправду косой – только не наклонный, как Невьянская падающая башня, а косой в плане: если смотреть на дом сверху, он выглядит не прямоугольником, а параллелограммом. Но вдохновляет Чувильдинский дом не математиков, а местных художников (этому дому по несколько картин посвятили Виталий Волович и Алексей Рыжков). А ведь и в самом деле, есть в нём что-то булгаковское!

 

 

№ 30. Памятник клавиатуре

   Рядом со столетними домами 2-ой Береговой улицы примостился молодой, но уже очень популярный памятник компьютерной клавиатуре. Появился он в октябре 2005 года по проекту художника Анатолия Вяткина и стал первым памятником «клаве» во всём мире, ну и заодно самой большой клавиатурой: клавиши выполнены в масштабе 1:30, поэтому площадь бетонной клавиатуры составляет 4х16 метров, а кнопочка «пробел» весит целых 500 кг ! В остальном гигантская клавиатура выглядит вполне привычно – те же буквы, та же раскладка, так и хочется набрать на ней что-нибудь этакое, соответствующее её масштабу и размаху.

   Жаль, что нет у памятника книги отзывов с автографами почётных гостей – если бы такая книга была, то самым первым там стоял бы автограф легенды мирового программирования Николауса Вирта (человек с такой фамилией просто обязан был связать жизнь с компьютерами!). Изобретатель нескольких языков программирования (в их числе Оберон и Паскаль), профессор Высшей Политехнической школы Цюриха приезжал в Екатеринбург в сентябре 2005 года в рамках лекционного турне по России и посетил памятник Клавиатуре ещё на стадии монтажа. Одобрил!

 

 

№ 31. Памятник группе Битлз

   Мысль о памятнике «битлам» бродила в умах уральских битломанов ещё с восьмидесятых годов, а воплощать её – медленно, но верно - начали после российского турне Пола Маккартни в 2003 году. Тогда екатеринбургский "Битлз-клуб" объявил конкурс эскизов будущего памятника. Идеи озвучивались самые разные: например, лидер группы "ЧайФ" Владимир Шахрин предложил создать памятник в виде старого магнитофона с бобинами, на котором была бы надпись The Beatles. В конце концов выбрали лаконичный и экономичный вариант: металлические силуэты всех участников ливерпульской четверки на фоне кирпичной стены. Проект «Битлз на стене» принадлежал художнику Вадиму Окладникову, а эскиз сделали архитекторы Андрей Кощеев и Артем Алендеев. Выбрали для памятника самое «ливерпульское» место Екатеринбурга на берегу Исети и отправили письма по инстанциям. Городское управление архитектуры запрос одобрило, а вот тогдашний глава Ленинского района выступил против: "Установка памятника в этом месте не соответствует государственной программе патриотического воспитания граждан РФ" – таков был его вердикт.

   Впрочем, договориться с властями оказалось быстрее и проще, чем собрать на памятник необходимую сумму денег. Собирали всем миром, устроив для пущей эффективности битлз–марафон и аукцион милых битломанскому сердцу вещей. Искали подрядчиков – легендарный Уралмаш почему-то отливать силуэты отказался, поэтому в конце концов чугунные контуры были изготовлены в Михайловске на маленьком заводе, где директор был битломаном. Наверное, так даже лучше!

   И вот наконец свершилось: 23 мая 2009 года первый в России памятник «Битлз» был торжественно открыт в Екатеринбурге. Почётное право сорвать с монумента покрывало предоставили специально приглашённым гостям - музыкантам английской группы «Quarrymen», которую когда-то основал Джон Леннон. А на кирпичной стене – строчка из последней песни последнего альбома «Битлз» «The love you take is equal to the love you make». Она тоже часть памятника. Памятника несбыточной мечте, которая всё-таки сбылась.

 

 

№ 32. Комплекс зданий ДОССАФ – Дом Обороны

   Здание легко узнаётся по самолёту на крыше – самолёт самый настоящий, спортивный Як-50. Здание построено в стиле конструктивизм в тридцатых годах – предполагалось, что здесь будет целый военно-спортивный комплекс, занимающий целый квартал. Не всё задуманное удалось воплотить – закончилось финансирование. Обычная история!

 

 

№ 33. Храм-колокольня Большой Златоуст

   Впервые храм был заложен 21 сентября 1847 года епископом Ионой как колокольня для Свято-Духовской церкви (она стояла напротив, именно Покровскому приделу Свято-Духовской церкви был обязан своим названием Покровский проспект) взамен колокольни сгоревшей. Строили долго – 29 лет, освящал храм уже другой Екатеринбургский епископ – Вассиан. Но результат того стоил – храм в русско-византийском стиле стал самым высоким сооружением в городе ( 77 метров ), и одним из самых красивых. На Пасху 77-метровая колокольня сияла огнями (сначала это были простые фонари, а 1911 году их полностью заменили электрические), а в будние дни служила по совместительству пожарной вышкой. Главной достопримечательностью храма-колокольни были конечно же колокола - 10 колоколов разного размера общим весом почти 24 тонны, самый большой из них – благовест – весил больше тысячи пудов (16,625 тонны), четвертым по величине колоколом в России, уступая лишь двум колоколам колокольни Ивана Великого в Кремле (65-ти и 19-ти тонн) и главному колоколу Исаакиевского собора Санкт Петербурга (28-ми тонн весом). Именно он – наш гигантский колокол - назывался Большой Златоуст, по его имени называли в обиходе и храм. А официально храм был освящен в честь Великомученика Максимилиана. Сам по себе святой Максимилиан у нас не слишком популярен, и присвоение храму такого имени связывают с конкретным историческим событием – посещением Екатеринбурга в 1845 году (незадолго до закладки храма-колокольни) герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

   Максимилиановская церковь была полностью уничтожена в 1930 году. Воссоздание храма-колокольни началось осенью 2006 года одновременно с переносом памятника Малышеву. Три года спустя были изготовлены и освящены новые колокола - в том числе 16-тонный благовест. В 2011 году внешняя отделка храма была закончена – исчезли строительные ограждения, засияли купола. Но пока храм ещё закрыт – ведутся внутренние работы по его украшению.

 

 

№ 34. Дом Контор

   Ещё один представитель конструтивистского стиля – можно даже усмотреть сходство с Домом Печати, хотя конечно Дом Контор изящнее, как ему и полагается. Здание построено в 1929 году, и с тех пор ни разу не изменяло своему исходному предназначению – как было офисное, так и остаётся до сих пор.

 

 

№ 35. Улица Вайнера

   Замыкает кольцевой маршрут одна из самых старых улиц города – в те далёкие времена, когда Екатеринбург на заре своей истории был заводом-крепостью, здесь проходила его западная граница. Город рос, «одежда» из укреплённых стен становилась тесновата, и в 1735 году было решено расширить территорию – тогда-то и появилась эта новая улица за проломом земляного вала. Назвали её просто – Проломная. Потом улица несколько раз меняла названия – была они и Косой (здесь текла речка Акулинка, дома застраивали по её берегам – получалось не так ровно, как в центральных кварталах), и Лягушечьей (после осушения Акулинки местность стала болотистой), а после открытия Ново-Тихвинского монастыря, от стен которого начинается улица, она на целое столетие стала Успенской – по названию самой первой монастырской церкви, а после революции получила имя местного большевика Леонида Вайнера (не путать с писателями – однофамильцами!). И здесь выбор названия был не случайным: на этой самой улице, в доме купца Телегина находилось представительство страхового общества «Россия», агентом которого некоторое время работал Леонид Вайнер.

 

 

Автор текста - Наталья ЗАЙЦЕВА

Авторы фотографий - Андрей ЧЕЧУЛИН, Наталья ЗАЙЦЕВА

 

Для знакомства с Красной Линией Екатеринбурга можно приобрести новый путеводитель «Наш Екатеринбург. Путеводитель по центру столицы Урала. Больше, чем Красная Линия»

 

Хочу здесь побывать!

Мы в соцсетях!

Заказ трансфера. Европа, Азия, США, Россия