Портал «Наш Урал и весь мир» поговорил с Ириной Грушаниной, путешественницей и создательницей Кавказской длинной пешей тропы, про ее путешествие в Непал.

Путешествие в Непал

Непал. Ирина Грушанина. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

— Расскажите о своем путешествии. Когда вы проходили тропы в Непале, какой командой?

— В Непал я ездила в октябре 2023 года на две недели, проходила непальские тропы с 12 октября. Я ездила со своими знакомыми.

—  Сколько километров вы прошли и за какой срок? Какой маршрут у вас был?

—  Я не считала километраж, получилось около 100 км, то есть не очень много. Всего на трек Манаслу ушло 7 дней и 5 дней ушло на Аннапурну.

Мы начинали трек вокруг Манаслу, он пересекается с треком вокруг Аннапурны.

Узнать больше про тропы России
Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

Как идти? Ты потихоньку и плавно поднимаешься с 1700 метров до перевала на треке вокруг Манаслу 5100 м, дальше перевал на треке вокруг Аннапурны — 5400 м.

Считается, что лучший сезон для прохождения этих треков — сентябрь, октябрь и май.

По факту — мы были как раз  в начале сезона, и он был не самый благоприятный, потому что от года в год может быть по-разному. И в октябре можно легко попасть в сезон дождей, которые еще не закончились…

У нас так и случилось, — на треке вокруг Манаслу мы застали последний муссон прямо перед восхождением на перевал. Так как он был не очень сильный, то нам повезло, и мы относительно благополучно прошли (конечно, это усложнило восхождение).

Если говорить о времени, когда стоит стартовать, то после двадцатых чисел октября. В ноябре погода бывает чуть холоднее, чем в октябре: у нас на первом перевале было — 8, но с сильным ветром, который по ощущениям был все те же — 15, а то и больше.

А когда мы проходили перевал вокруг Аннапурны, то было — 15 градусов мороза.

Стоит по погоде рассчитывать: то есть, если вы идете после 20-х чисел, то стоит понимать, что температура воздуха на перевалах может быть от -10 до — 20 градусов мороза.

Узнать больше про тропы России

Особенности маршрута

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

—  Расскажите про благоустройство на тропе. 

—  Эти пешие треки проходятся без палаток, проживание в Guest House (гостевых домах),  их достаточное количество. Вообще по маршрутам в сезон пик могут проходить до двухсот человек ежедневно.

Когда мы шли, то на одном из участков перехода от Guest House до следующего Guest House было около 120 человек ежедневно.

В гостевых домах условия обычно самые простые — возможно проживание двух человек на раздельных кроватях или по три человека в комнате.

Условия очень простые — в гостевых домах совершенно не отапливаемые комнаты, то есть это больше будки, и чем выше, чем больше эти будки становятся похожи на холодильники.

Тебе дается кровать с матрасом, постельное белье, одеяло, подушка, но при этом (так как погода очень влажная), то все это выглядит, и на ощупь ощущается, как очень влажное. И поэтому неприятно без всего своего личного лежать.

Мне лично приятнее в платке было бы остановиться, чем в Guest House.

Поэтому люди берут с собой спальник и спальник нужно брать зимний, рассчитывать на то, что в ночь перед восхождением температура может быть до — 10 и — 15 градусов мороза… и это все не отапливается.

У меня был спальник на 0 и где-то — 5 градусов, и мне еле-еле хватало. То есть в ночь перед восхождением я одевала на себя все, что только возможно, одежду, в которой нужно было просто встать и идти на следующий день. Я ложилась в спальник, сверху еще клала одеяло, и мне было не жарко, мне было даже чуть-чуть прохладно.

По поводу безопасности, — как я уже сказала, на маршруте ежедневно на одном участке находится примерно сто двадцать человек.

Экстренные ситуации и безопасность

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

—  Как обстоят дела с безопасностью? 

— Перед выходом на маршрут необходимо обязательно купить страховку с возможностью эвакуации вертолетом. Например, можно купить страховку «Росгосстраха» около 5000 рублей на две недели страховки, то есть цена очень даже экономичная.

Всегда стоит помнить, что это все-таки высотные горы, и возможны какие-то непредвиденные обстоятельства, и, даже если ты тысячи раз был в горах, могут случиться неприятности.

В любом случае это будет гораздо бюджетнее, чем, если вдруг придется делать эвакуацию вертолетом, то стоимость может там доходить до 20 000 долларов за перелет.

Вертолеты летают ежедневно, кого-то снимают с маршрутов, то есть единичные случаи присутствуют. Никаких регистраций в МЧС нет, за тропой в Непале никто не отвечает, маркировка чуть-чуть присутствует.

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

— Можно ли заблудиться на тропе?

— Там невозможно заплутать, достаточно скачать трек маршрута, и, даже даже если не скачивать, ты все равно не потеряешься.

Ну как вариант прямо для какой-то еще надежности просто скачать трек, и если что, если есть какое-то недопонимание, — надо просто открыть телефон и посмотреть, куда идти, но там вообще даже без трека интуитивно для опытного человека, естественно понятно, то, что просто по ущелью поднимаешься вверх до перевала.

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

—  Как налажена сотовая связь на тропе?

—  Сотовая связь местная естественно ловит плохо, интернет — заявлено о том, что есть в лоджах (прим. ред. гостевые дома), но не во всех бывает, то есть не во всех селах бывает.

То есть, это не зависит даже от лоджей, сколько это зависит от сел, то есть где-то связи может не быть.

Я уже не говорю о том, что не получится выйти в инстаграм, я не могла зайти в него на всем промежутке пути практически ни разу, ну то есть там пару раз за двенадцать дней, у меня получалось загрузить какой-то там сторис.

По поводу питания — питаешься ты в лоджах, обед стоит где-то в районе 500 — 1000 рублей выходит.

Но всегда есть условие: если ты спишь в этом лодже, то там же ты обязан завтракать и ужинать. Соответственно, заработок населения идет именно на еду, потому что еда не дешевая, чем выше, тем она больше,  и все зарабатывают именно на еде.

Питание

Питание — ты сам решаешь, в каком количестве тебе делать заказ блюд, сколько, по какой цене.

На последних двух участках проживание было на высоте, и питание там было чисто вегетарианское, то есть, ни курицы, ни мяса, ничего не было в наличии, потому что очень тяжело туда это доставить, но при этом все равно было все вкусно и полноценно.

То есть дополнительно из еды ничего с собой брать не надо, а перекус в течение дня можно покупать в магазинах. Да, это дорого, но зато ты не несешь дополнительную тяжесть.

С увеличением высоты стоимость продуктов в магазине тоже увеличивается, она может от города отличаться даже в восемь раз.

Впечатления

Непал. Ирина Грушанина. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

—  Что вам понравилось на тропе?

— Конечно, там очень красивые треки и горы. Очень интересные радиальные выходы для акклиматизации.

Ну и просто есть само ощущение, что ты находишься рядом с самыми высокими горами мира, восьмитысячниками, что вот ты их видишь! Ну, это не сравнится ни с чем.

А в общем Непал и Кавказ в плане картинок горных он одинаковый. Ну то есть, я говорю, это чисто внутреннее ощущение чего-то могущественного, нахождения рядом с  великим и высоким, самым высоким. Это ощущение внутреннее преобладает.

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

—  Совпали ли ожидания и реальность?

Когда я ехала у меня не было никаких ожиданий от маршрутов, мне очень хотелось увидеть Непал. Мне очень хотелось увидеть восьмитысячники, и мне просто хотелось посмотреть, как делают тропы в Непале. Я ехала с ожиданием исследования и исследователя.

Мне было интересно помимо, естественно, гор и наслаждения восьмитысячниками, было интересно посмотреть, допустим, как строят мосты через ущелья, в Непале это потрясающие конструкции.

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

Также хотелось посмотреть, как они тропы превращают в автомобильные дороги, то есть здесь уже складывается двоякая ситуация: идет урбанизация и убивание пеших маршрутов.

Поэтому мне было интересно увидеть просто двоякую вариативность отношения к тропам.

Подписывайся на нас в соцсетях!

Акклиматизация и горная болезнь

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

— Столкнулись ли вы с акклиматизацией?

Да, акклиматизация была, естественно, любые пятитысячники — это горная болезнь и необходимость правильной акклиматизации. Акклиматизацию надо проходить постепенно, не увеличивая увеличение подъема ежедневно более чем на пятьсот метров.

Здесь акклиматизация абсолютно у каждого может по-разному проходить и в идеале бы лучше идти без ограничения по времени, то есть иметь какие-то запасные дни. Нужно рассчитывать на себя, для того, чтобы не в тягость было, а можно было бы наслаждаться и максимально облегчить себе перенос горной болезни.

Горную болезнь переносят все, просто иногда она не замечается людьми, которые привыкли, то есть они могут вообще ничего не почувствовать, но это не значит, что они болезнь не испытывают.

Они болезнь переносят, просто в легкой форме, потому что есть привыкание.

Вот для тех, кто не ходит в горы, — здесь тоже двоякая ситуация. У нас у всех разный организм, и по-разному это воспринимается.

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

В нашей группе я была подготовлена, потому что у меня за месяц до путешествия было восхождение на Вулкан Демавенд, а это 5600 м., то есть я уже была на высоте пять тысяч. У меня акклиматизация пришла абсолютно легко, плавно, без каких-либо неприятных ощущений, без дискомфорта.

Здесь наоборот, я следила за ребятами, как у них проходит акклиматизация, нет ли каких-то отклонений и здесь очень важно мне было быть настолько хорошо акклиматизированной для того, чтобы помочь и проконтролировать состояние ребят в случае чего.

У нас всех была минимальная акклиматизация и все ее прошли, но все с ощущением горной болезни.

Подготовка

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

—  Как подготовиться к прохождению?

— Чтобы подготовиться к пятитысячнику нужно просто потихоньку ходить в горы и пробовать новые высоты с каждой новой поездкой в горы. То есть начинать нужно с двух тысяч высоты, потом пробовать три тысячи, после трех — четыре тысячи и т.д. Но это самое правильное.

К сожалению, в основном все пытаются сразу залезть на Эльбрус, а бывает так, что человек даже ни разу в горы не ходил…

То же самое Непал — там есть возможность заказать шерпа и шерп тебя сможет занести на вершину на своем горбу или на лошади.

То есть в Манаслу, если кому-то плохо, можно воспользоваться шерпом, и он тебя просто дотащит на спине, а на Аннапурне лошади тебя довозят до вершины.

Поэтому здесь как не крути, тебя максимально пытаются вытащить на эту высоту для того, чтобы ты преодолел перевал.

Важные дополнения

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

Нужен сертифицированный местный гид

Для посещения трекинга в Непале необходимо обязательно получать пермит, и на трекинг вокруг Манаслу и на трекинг вокруг Аннапурны необходимо получение пермитов.

На трек вокруг Манаслу, помимо пермитов еще необходим сертифицированный местный гид, это правило заповедника и без него не пустят.

Поэтому необходимо искать местного туроператора и организовать себе местного гида. Это небольшие деньги и в целом все очень доступно.

Непал. Фото: из личного архива Ирины Грушаниной

Катастрофа 2014 года

И еще один момент по поводу погоды, и времени, когда лучше идти. Как я уже сказала, если идти в начале октября, то можно застать последние муссоны, и случай 2014 года показал, насколько это может быть катастрофически — пойти слишком рано и не быть подготовленным или надеяться на местного гида, или там даже не на местного гида, который тебя проведет через перевал.

С 13 на 14 октября 2014 года было восхождение на перевал туристической группы (около двухсот человек было на маршруте), все пошли на восхождение и попали в непогоду.

Люди вышли со штурмового лагеря, начался сильный ветер, снегопад, ухудшение видимости, понижение температуры и вроде бы на середине пути на вершину было бы более правильно повернуть назад (когда уже было понятно, что идет циклон и непогода).

Но никто не решился это сделать, потому что ветер был бы тогда в лицо и посчитали, что это слишком сложно и сложно будет возвращаться, поэтому решили идти на перевал.

В итоге на перевале погода совсем испортилась, была нулевая видимость. Самые первые люди, которые зашли (около сорока человек), смогли в домике спрятаться, а у всех остальных выбора не было, — только продолжать идти.

В итоге непогода была несколько дней, и все эти люди попали в замкнутую территорию, с которой нельзя было уйти назад из-за непогоды, все замело и не было возможности двигаться.

В итоге тех, кто не попал в домики, это около сорока человек как туристов, так и местных, погибли, и около двухсот человек, как только появилась возможность погодного окна, были эвакуированы на вертолете. Вот такая трагическая история была.

Благодарим Ирину Грушанину за интервью!

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments