В конце мая на территории строящейся Ледовой Арены в Екатеринбурге, строителями были найдены человеческие кости и череп. Рабочие сразу вызвали сотрудников полиции, однако многие полагают, что вызвать следовало и археологов.

О том чьи это останки и как здесь оказались, пока неизвестно. Однако екатеринбургский общественник Олег Букин предлагает сразу три теории. Далее с его слов.

Екатеринбург, Ледовая арена, строительство Ледовой арены, Казанцевы, история Урала, Толстиков
Фотография останков, найденных в котловане на территории строящейся Ледовой арены

Версии Олега Букина

По поводу обнаружения останков на территории котлована Ледовой арены. Вроде бы на территории квартала не было кладбищ. Но. Сходу три версии.

Первая. В свое время я делал исследование по Спасской единоверческой церкви. Она располагалась в соседнем квартале. Это — да. Но у Якова Толстикова, который её построил, были дома в соседних кварталах, в том числе в рассматриваемом, где ныне строится Ледовая арена.

В 1810 г. в квартале располагались всего три усадьбы, купца Толстикова Якова Филипова, с деревянным домом; купца Романова Филипа Ионова, с деревянным домом; и купца Казанцева Фомы Федотова, согласно плану 1809 года у Казанцева имелся уже каменный дом.

Все они были старообрядцами. Не исключено, что на территории между усадьбами существовало небольшое кладбище, где осуществлялись захоронения до постройки в 1804-1806 гг. в соседнем квартале первого придела Спасской церкви в честь Николая Чудотворца, а при кладбище в деревянном домике Толстикова была старообрядческая молельня.

Не обязательно все кладбища обозначались на карте. Тем более, много реально открытых кладбищ, которые не обозначены ни на одной исторической карте Екатеринбурга.

До постройки усадьбы Рязанова на Сибирском (Куйбышева) было небольшое кладбище по левому берегу Исети. Так или иначе, вся территория к югу от крепости была за старообрядцами. А они были все разные — и поповцы и беспоповцы. Так что захоронения могли возникать стихийно и на непродолжительное время. Поэтому не обязательно все умершие были погребены на Рязановском кладбище в границах современных Тверитина, Большакова и Луначарского.

Дальше ситуация с застройкой развивалась следующим образом. Немного процитирую дальше свое исследование, которое делал по Дому Серебровского. К середине XIX века на территории квартала располагались 7 усадеб, из них по Спасской пять усадеб: Малыха Александра, купца; Кикина, мещанина; Егоровой Ульяны, мещанки; Чуваковой Марьи, мещанской девицы; наследники купца Рябова; две – по Александровскому проспекту: Куракина Максима, купца и Казанцева Гавриила, 1-й гильдии купца. В 1880 году в квартале располагались уже 11 усадеб. Вдоль Спасской: Драчева, Солоницына, Егоровых, Шабарчина, Курочкина; вдоль Александровского проспекта: Казанцева А.Н. и наследников Казанцева; вдоль берега (Набережной): Голомидова и Щепетильникова; вдоль Монастырской: Ордина и Голомидова. То есть, если кладбище и существовало, то только краткий миг на рубеже XVIII-XIX вв.

Вторая версия: индивидуальные старообрядческие усадебные захоронения. Отчасти это связано с первой версией полноценного кладбища. Это более чем возможно. Учитывая, что в квартале проживал Толстиков. Было много беглых старообрядцев. Толстиков все же был старостой и мог укрывать. Он умело лавировал между радикальными старообрядцами и православным истеблишментом, он бы никогда не построил единоверческую (читай — старообрядческую) церковь без определенных качеств, потому что никто до него этого еще не делал никогда. Его уважала власть. И, наверное, за что-то должны были уважать свои же, потому что постройка единоверческой церкви — это немного раскол внутри старообрядцев. Но примерно в 50 человек у Толстикова на момент начала постройки церкви была готовая единоверческая община. Которая не побоялась отколоться. Наверное, Толстиков хорошо помогал и хорошо укрывал. И хорошо подхоранивал беглых. В том числе на усадьбе с деревянным домиком у болота. Зачем ему нужен был деревянный домик у болота, когда юго-восточнее у него располагались каменные хоромы с большой усадьбой? Наверное, в том числе и в гуманитарных целях.

Подверсия второй версии. Подхоранивали не беглых. На территории квартала жили очень богатые старообрядцы. Помимо Толстикова — это Казанцевы. У Казанцевых была огромная семья на рубеже 18-19 веков. Что-то вроде семейного склепа — вполне возможно.

Третья версия: криминальная. Но в неё верится слабо, поскольку глубоко — это раз, второе — видны деревянные останки — колоды или гроба (хотя они могут относится и к другому объекту).

Управление должно приостановить работы. Надо исследовать сходу борта котлована, вдруг будут выявлены на срезах остатки колод или гробов. Должны быть проведены качественные археологические исследования. Возможно, кто знает, останки принадлежат кому-то из Казанцевых.

Автор текста и фотографии: Олег Букин

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments