Наш виртуальный маршрут начинается на железнодорожной станции Палкино. Сам поселок Палкино по возрасту значительно старше Екатеринбурга, он известен со второй половины XVI века, как место заселения племён гамаюнской культуры.

До станции можно добраться на электропоездах сообщением «Екатеринбург — Ревда, Дружинино» или «Екатеринбург — Кузино, Шаля». Время отъезда и приезда устанавливается в соответствии с расписанием электричек.

Оброшинский лесопарк

Пройдя по южной части поселка по единственной здесь Лобвинской улице, идем в Оброшинский лесопарк.

Графская пристань и Верх-Исетский прудТерритория лесопарка относится к Верх-Исетскому лесничеству. Рельеф разнообразный: от невысоких холмов на юго-западе, отдельных выходов гранитов — которые составляют Палкинские каменные палатки, до заболоченной территории вблизи пруда. Основу лесного массива составляет сосна с примесью березы и ели.

Графская пристань и Верх-Исетский прудРодник Дарьин ключ

По деревянным настилам через болото, выходим к роднику Дарьин ключ. Согласно легенде, было время, когда во время засухи даже река Исеть пересыхала, а в этом роднике всегда была вода, чистая, студеная.

Графская пристань и Верх-Исетский прудДеревня Оброшино

По лесной тропинке выходим на асфальтированную дорогу, впереди виднеются домики дачных участков.

Графская пристань и Верх-Исетский прудРаньше на этом месте была деревня Оброшино. Свое название она получила от слова «оброк», что означает выплату государственной казне налога или как раньше говорили дани царю. Оброк же предполагал работу на царских рудниках, шахтах, полях и т.д. Поэтому мужики с самого утра и до позднего вечера работали на расположенном близ поселка мраморном руднике. Длительное время мраморизированный известняк из этого рудника доставлялся на Верх-Исетский и Екатеринбургский железоделательные заводы.

Графская пристань и Верх-Исетский прудЗаброшенный Оброшинский рудник

По дороге спускаемся вниз на бывший рудник. В настоящее время рудник порос лесом. Если прогуляться по карьеру, местами, на невысоких отвесных стенах видны выходы мраморизированного известняка — хрупкой горной породы.

Графская пристань и Верх-Исетский прудС древнейших времен известняк использовали для выплавки чугуна — с его помощью очищали железную руду. Дело в том, что при выплавке руды образовывалось большое количество шлака, который оседал на дне котла и значительно затруднял процесс фильтрации руды. Для ускорения процесса производилась так называемая флюсовка, т.е. в сплав железной руды добавляли свежеобоженный известняковый порошок, называемый флюсом, который поднимал со дна весь шлак, и тогда его можно было без труда убрать. Также использование флюсов в качестве добавки при извлечении металла из руды понижает температуру плавления и снижает потери тепла при производстве, а необходимая температура при выплавке больше 1000 градусов.

Графская пристань и Верх-Исетский пруд Графская пристань и Верх-Исетский прудМесторождение мраморизированного известняка на Оброшинском руднике было известно с древнейших времен, а в ХVIII веке оно было открыто вновь, является Палкинским месторождением флюсовых известняков.

Преимущество Оброшинского мраморизированного известняка в том, что он очень мягкий и не требует дополнительных трудовых затрат по его измельчению. Несмотря на полную выработку данного месторождения, здесь все еще можно найти образцы минералов.

Графская пристань и Верх-Исетский пруд Графская пристань и Верх-Исетский прудДобытый известняк обжигали здесь же, на руднике. Сохранилась огромная яма — печь для обжига, ее стены выложены каменной кладкой. Однако предприимчивые садоводы почти все камни разобрали на садовые тротуары.

Графская пристань и Верх-Исетский прудОбожженную «руду» на телегах вывозили к берегам Верх-Исетского пруда, где грузили на небольшие баржи — плоскодонные несамоходные грузовые суда с упрощенными обводами корпуса и уже водным путем доставляли на заводы. Также для производства чугуна и работы кузней требовался древесный уголь, углежжение производилось здесь же, на карьере. Так как берега Верх-Исетского пруда низкие и заболоченные возникла потребность строительства искусственных пристаней. Зимой транспортировка осуществлялась на санях по замерзшему пруду.

Графская пристань и Верх-Исетский прудГрафская пристань

Возвращаемся на дорогу. Примерно в 100 метрах от Исети, в углублении под скалой, находится родник — как минимум два столетия из криницы набирают воду. Мы тоже пользуемся этим родником, когда проводим здесь учебные сборы по туризму.

Графская пристань и Верх-Исетский пруд Графская пристань и Верх-Исетский прудДалее выходим на реку Исеть, на большую ровную площадку — это и есть Графская пристань.

Графская пристань и Верх-Исетский прудНасыпной берег и лиственничные сваи пристани в воде у берега сохранились до сих пор. Почему лиственничные? Потому что в воде лиственница может находиться многие столетия, ее древесина становится твердой как камень.

Купаться на месте пристани, а тем более нырять, нельзя — можно наткнуться на металлические штыри, когда — то скреплявшие деревянный причал.

Графская пристань и Верх-Исетский прудПристань прозвали Графской по титулу первого частного владельца Верх-Исетского завода графа Воронцова. По его указанию была увеличена высота берега. При строительстве пристани использовались рельсы — учеными-археологами была найдена уникальная рельса, имеющая маркировку 1878 года. Несмотря на то, что пристань несколько раз перестраивались, название не менялось.

Графская пристань и Верх-Исетский прудКроме остатков свай Графской пристани на берегу пруда у плотины Верх-Исетского завода из воды видны сваи другой пристани.

Графская пристань и Верх-Исетский пруд Графская пристань и Верх-Исетский пруд

От Графской пристани, немного ниже по течению, начинается Верх-Исетский пруд, вдалеке белыми зданиями виден город Екатеринбург.

Графская пристань и Верх-Исетский прудНа пристани немного отдохнем и познакомимся с историей создания пруда и развитием Верх-Исетского завода.

Верх-Исетский пруд

Пруд был образован как дополнительный источник воды на случай засухи для Екатеринбургского завода, от основания которого начался наш город Екатеринбург. Вода заводу нужна была, чтобы силой падающей воды вращать водяное колесо — незаменимого двигателя того времени, без него нельзя было приводить в движение меха, чтобы подавать воздух в доменную печь, двигать молотами и прокатными станами для того, чтобы прокатать и ковать металл.

Место для строительства плотины искали очень тщательно. Геннин полагал, что новую запасную плотину надо строить «при Исецком озере… дабы лишнюю воду из Исецкаго озера весною не выпускать, но впускать помаленьку во время, когда понадобится в засуху… то великая прибыль заводам в нужную засушную пору была бы». По его заданию в мае 1725 года горный мастер Константин Гордеев и комиссары С. Неелов и Ф. Неклюдов поехали на Исетское озеро для осмотра «где плотину построить можно». Но, по их мнению, место было неудобным для строительства, вокруг хвойные леса, вырубка которых заняла бы много времени — это район современной железнодорожной станции Гать. К тому же для большой воды на здешних низких берегах Исети надо было строить очень высокую плотину.

Посланные В.И. Генниным люди предприняли новые поиски и «усмотрели по той же реке Исети выше Екатеринбургских заводов удобное место к строению плотины, где завод назначен был строить» — всего лишь в двух верстах выше Екатеринбургского завода.

Работы по строительству плотины были начаты 1 июня 1725 года. Плотина возводилась земляная, по описанию Геннина«вначале обрубы, потом набивание глиной и землею» и весной следующего года работы были завершены. В мае 1726 года по указу Геннина шихтмейстером Михаилом Кутузовым был составлен «Чертеж Исецкаго Верхняго пруда, такожде озеро Исецкаго и Мелкаго и с происходящего из Исецкаго озера рекою Исетью и при ней положенных мест, болот, сухих кряжев и гор с удовольствием леса». Чертеж обнаружен исследователями в Центральном архиве древних актов.

Графская пристань и Верх-Исетский прудПроектировщики плотины отлично понимали, что для сохранения воды в пруду необходимо оберегать леса от вырубок и пожаров. Вырубка лесов обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев. В народе давно существуют выражения «Леса – хранители вод», «Леса — рождают реки», «Где лес — там и вода, где вода – там и жизнь». Поэтому были строго определены места, «где надлежит уголь жечь».

Пруд образовался очень обширным. «Когда плотинной вешняк заперли, — писал Геннин, — и от того от спорной воды вверху учинилось озеро длиною 15 верст, а циркумферации (вокруг) слишком 30 верст». В современных единицах измерения длина составляет 12 км, ширина от 2 до 2,5 км. Средняя глубина пруда 2,5 метра, максимальная 4,5 метра; площадь водного зеркала 16 кв. км. По историческим записям, ранее река Исеть была достаточно полноводной, где могли ходить небольшие суда.

Завод цесаревны Анны

Чтобы плотина не работала вхолостую, при ней также открыли железоделательный завод. 13 июня 1726 года В.И. Геннин приказал: «Для умножения железа — при Верхней плотине построить три амбара с шестью молотами». Завод Геннин назвал именем дочери Петра I и Екатерины I — завод цесаревны Анны, объясняя это в письме государыне-императрице, что как дочь является помощницей матери, так и завод цесаревны построен «для всепомоществования водою екатеринбургскому заводу».

Авторами рабочих чертежей завода, как и Екатеринбургского, а также фабрик и механизмов, плотин — верхней и нижней — были олонецкие мастеровые, ранее стоявшие у «пушечного дела» артиллерийские ученики Никифор Клеопин и Константин Гордеев. По тогдашним меркам это были специалисты высокого класса. По их чертежам делали пушки, гаубицы, мортиры «с их станками и прочими приборами».

19 ноября 1726 года были задуты горны и выдано первое кричное железо — этот день и считается датой основания завода.

Кричное железо — это железо, добываемое в особом горне, где за один раз обрабатываются небольшие количества чугуна. В подготовленные ямы, называемые горны, с укрепленными камнями или глиной стенами, закладывалась «сырая» луговая или болотная руда и древесный уголь, который затем хорошенько разогревался. В нижней части ямы находилось отверстие для подачи «сырого» не подогретого воздуха, откуда и пошло название сыродутный способ получения железа из руды.

В результате осуществляемого процесса в течение 4-5 часов непрерывной работы происходило превращение руды в металл. На дне печи образовывались зерна железа, они слипались между собой, превращаясь в так называемую «крицу» — рыхлый ком размягченного губчатого железа в смеси со шлаком и частицами несгоревшего угля. В печи крица была раскалена добела. Именно в таком состоянии ее вынимали клещами, уплотняли деревянным молотом, большие крицы разрубали топором на 2-4 части и ковали ручным кузнечным молотом для удаления шлака из пор, в результате получалось кричное железо. Название произошло от древнерусского «кръч» — кузнец. Товарным (для продажи) крицам придавали округлую лепешкообразную форму.

В 1736 году на заводе было устроено свое чугуноделательное производство. Тогда же к предприятию был приписан ряд рудников, в их числе Оброшинский и построена домна с двумя горнами. В итоге завод перешел на полный производственный цикл: первый этап — добыча руды, второй — выплавка из нее чугуна, часть которого использовалась для изготовления чугунных изделий, в том числе артиллерийских орудий и снарядов для армии, часть — для переработки в железо.

Вся заводская продукция имела клеймо, утвержденное Генниным«крест ширококонечный». После смерти дочери Петра I завод стал называться Верх-Исетским.

Верх-Исетск

На заводе работала сотня мастеровых и около 5 тысяч приписных крестьян. Обстановка работы ничем не отличалась от условий труда на других уральских заводах. Изнурительный 14-16 часовой «огненный труд», беспощадные штрафы и наказания за каждую промашку, за каждый «косой» взгляд в сторону начальства. Тяжелыми были и условия труда приписанных к заводу крестьян, выполнявших подсобные работы по перевозке руды, припасов и металла, выжигавших уголь в лесных куренях.

По Горному уставу, утвержденному Петром I, на завод в качестве учеников и подмастерьев принимались мальчики, достигшие 12 летнего возраста. К 18 годам они уже овладевали одним или двумя заводскими ремеслами и заменяли старых мастеров. Так складывались рабочие династии, трудовой стаж некоторых исчисляется 400 и более лет.

Со временем вокруг завода вырастает крупный рабочий поселок Верх-Исетск. До революции поселок официально в черту города не входил, но с самого своего зарождения он был тесно связан с Екатеринбургом и во многом зависел от него, в частности от торговли. В поселке строились значимые для своего времени социальные и культурные объекты: сиротский дом, циферная школа, в которой за пропуски уроков штрафовали родителей прогульщиков; госпиталь, находясь в 1824 году в Екатеринбурге, император Александр I посетил госпиталь и был восхищен обликом здания, а после осмотра самой больницы сказал: «Все здесь отлично устроено и мне остается сожалеть, что я не могу содержать так больных моих солдат»; в заводском госпитале 50 лет проработал выдающийся российский хирург-офтальмолог Александр Андреевич Миславский, внесший большой вклад в развитие здравоохранения Верх-Исетского района; ипподром, народный театр, где шли пьесы лучших русских драматургов и выступали знаменитые артисты, велодром, построенный на средства купца Камалетдина Агафурова, выделившего беспроцентный кредит в 500 рублей, в наши дни преемник велодрома — стадион Екатеринбург-Арена.

По проекту крупнейшего уральского архитектора Михаила Павловича Малахова, много строившего для Верх-Исетского поселка, в 1844 году был построен Верх-Исетский бульвар, соединивший поселок с городом. Это была первая асфальтированная улица — «отличное шоссе, окаймленное с обеих сторон двойной аллеей деревьев для пешеходов». В 1927 году поселок вошел в состав города Свердловск.

Заводская пристань

В середине XVIII века дочь Петра I императрица Елизавета произвела массовую передачу казенных заводов в руки знати, так состоялась первая массовая приватизация уральской промышленности. В 1758 году по указу Берг-коллегии Верх-Исетский завод был передан графу Роману Илларионовичу Воронцову, заслужившему казнокрадством и жадностью прозвище «Роман – большой карман», обязав его уплатить в казну 35 тысяч рублей.

При Воронцове на слиянии реки Треки и Чусовой была построена Заводская пристань, с которой каждую весну отправлялся караван судов-коломенок с заводской продукцией. «Готовое железо в нужные места можно было только водой спровадить». Таким образом, «визовское» железо попадало на ярмарки в Нижний Новгород и в Москву, а затем в Санкт-Петербург и оттуда морем за границу. Геннин не раз и сам плыл тем путем — где силой течения, где парусами, где ручной греблей и конной тягой, назвав путь «водяной коммуникацией». Обратно суда не возвращались, каждый год строились новые.

Графская пристань и Верх-Исетский прудКоломенка — разновидность русских речных несамоходных беспалубных барок лёгкой конструкции, которые широко использовались с XVI по XIX век на реках для перевозки металлопродукций.

Коломенки отличались от остальных типов сплавных судов большим отношением длины корпуса к ширине: 5 — 6 против 3 — 4. Как правило, они изготавливались из дерева с широким применением круглого леса, имели длину до 53 метров, ширину до 6 метров, осадку до 1,5 метров и грузоподъёмность до 750 тонн.

Емельян Пугачев и династия Яковлевых

В 1774 году к Екатеринбургу подступали отряды «мужицкого царя» Емельяна Пугачева. Завод длительное время простаивал, принося хозяину убытки. И хотя натиск пугачевцев был успешно отражен, народная стихия так напугала графа, что он предпочел за лучшее избавиться от дешево доставшейся собственности. В том же году Воронцов продал завод петербургскому миллионеру Савве Яковлеву, предприятие отошло новому владельцу вместе с землями за 200 тыс. рублей.

Позже заводом занимался сначала сын Саввы Иван, а затем внук Алексей. На долю Алексея Ивановича Яковлева пришелся расцвет этого предприятия. Управление заводом он доверил своему крепостному Григорию Федотовичу Зотову, отличавшемуся «светлым натуральным умом, сильным характером и гениальной способностью в горном производстве». Более 20 лет управления заводом, Зотов «из разстроенного положения довел завод до самого блистательного». Привлекши к себе внимание императора Александра I во время его визита в Екатеринбург, Зотов и его потомство получили вольную от своего господина.

Мировую славу Верх-Исетскому заводу принесла новая продукция — листовое кровельное железо с клеймом «А. Я. Сибирь» с изображением соболя, где «А.Я.» — это Алексей Яковлев из династии Яковлевых, владевших заводом 144 года.

Графская пристань и Верх-Исетский прудБыл период, когда Англия 70% железа для крыш покупала на Верх-Исетском заводе. «Визовским» железом были крыты крыши Лондонского парламента и собора Парижской богоматери. Также его покупала Франция, Испания и колонии в других частях света. «Такое железо не только по величине своей первое и единственное, но даже по изящности, доброте, чистоте, ровности, легкости, гибкости своей превосходное в своем роде», — отмечал горный инженер И.Ф. Герман.

Графская пристань и Верх-Исетский пруд Графская пристань и Верх-Исетский пруд

Верх-Исетцы хранят память о Яковлевых, сохранив в логотипе района изображение соболя.

Пароходы на пруду

В начале XX века на Верх-Исетском пруду начал курсировать пароход Любезный. Затем на воду были спущены прогулочный колёсный пароход «Лебедь», его фотографий не сохранилось.

Графская пристань и Верх-Исетский прудВ 1890 году тогдашняя хозяйка завода Надежда Алексеевна Стенбок-Фермор — дочь Алексея Яковлева купила пароход-буксир на Мельковском машиностроительном заводе Фомы Ятеса, до недавнего времени на его месте была одна из площадок завода Уралтрансмаш. Пароходику дали имя «Работник», и он много лет возил отдыхающих и дачников от ВИЗа до деревни Палкино и Оброшинского карьера.

Графская пристань и Верх-Исетский пруд Графская пристань и Верх-Исетский прудВерх-Исетский пруд сегодня

Сейчас Верх-Исетский пруд является самым большим водоемом в городе. На пруду более десяти островов, имеющих названия и три полуострова — Гамаюн, Петух и Большой Конный. На полуострове Гамаюн обнаружены стоянки древнего человека, на полуострове Большой Конный, прозванному в народе Кубой, в знак солидарности с кубинской революцией и зеленым Островом Свободы, в 1927 году была построена городская электростанция имени В.В. Куйбышева, сейчас она не работает.

На пруду растут самые редкие виды водный растений — это кубышка желтая и кубышка малая, кувшинка белая и кувшинка малая, белокрыльник и водокрас.

Графская пристань и Верх-Исетский прудЗимой и летом на пруду собираются любители рыбной ловли. Пароходов давно нет, но есть множество рыбацких лодок и яхты.

На этом наша виртуальная экскурсия, а она может быть и абсолютно реальной, заканчивается, открыв нам много интересных фактов: что раньше Верх-Исетский пруд был судоходным и более того, согласно старых фотографий, на месте главной площади Верх-Исетского района — площади Субботников, раньше был пруд, а Верх-Исетский завод единственное предприятие, основанное в XVIII веке, сохранилось и работает.

На первый взгляд незначительные речные сооружения, такие как пристани явились важным звеном в развитии железоделательного производства на Верх-Исетском заводе.

Возможно без пристаней завод не получил бы такого прогрессивного развития. Ведь любое плавание начинается от пристани.

Авторы статьи: Неустроев Степан и Кадышев Даниил
Руководитель: Т.Н. Лыхина,
педагог дополнительного образования ЦВР «Новая Авеста»

Список использованной литературы

  • Академик. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38700/%D0%9A%D0%A0%D0%98%D0%A7%D0%9D%D0%9E%D0%95
  • Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. — «Уральский рабочий» 1979. – 112с.
  • Верх-Исетский район. Мы на улицах этих росли… Составитель и редактор Н.П.Вахрушева. — ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006. – 79с.
  • Екатеринбург: Листая страницы столетий (1723-2008). 2-е издание, исправленное и дополненное.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. – 240с., ил.
  • Злоказов Л.Д., Семенов В.Б. Старый Екатеринбург: Город глазами очевидцев/ Под общ. Ред. Г.П. Лобановой. – Екатеринбург: ИГЕММО «Lithica»; музей истории Екатеринбурга, 2000. – с.608. – 84 ил.
  • Кулешова С. Путеводитель Неожиданный Екатеринбург. – 128с.
  • Как приручить «Дикий запад»: Екатеринбург прирастет новым районом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ekburg.tv/novosti/gorod/2014-11-21/kak_priruchit_dikij_zapad_ekaterinburg_prirastet_novym_rajonom
  • Месторождения и применение флюсовых известняков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://1nerudnyi.ru/izvestnyak-flyusovyj/
  • Областная газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oblgazeta.ru/society/29527/
  • Путеводитель по Екатеринбургу City Guide. Инициатор проекта – Администрация города Екатеринбурга. Оператор проекта – Музей истории Екатеринбурга. – Издательско-полиграфический центр УрФУК, 1018. – 240с.
  • Справочник Екатеринбурга. История Верх-Исетского района [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.udoma66.ru/content/news/?ELEMENT_ID=11283
Интересно? Расскажи друзьям!
avatar