Часть 1. Псоглавец

Икона святого Христофора (святой с песьей головой) в Свято-Никольском храме (1705 год постройки, строили пленные шведы) в Ныробе (первое упоминание о поселении — 1597 год). Был такой святой у древних христиан. Согласно поверию, красивый юноша устал от искушений со стороны богатых женщин и попросил Господа себя обезобразить. Священник рассказал другую интерпретацию жития святого. О том, что был священнослужитель, который жил отшельником, усердно молился и помогал людям. К месту его нахождения в лесу сначала люди протоптали тропинку, которая потом превратилась в широкую дорогу. За его деяния люди его благодарили и в том числе женщины. Женщины, в том числе и очень красивые, пытались его поцеловать. При этом, несмотря на высокую духовность, он чувствовал позыв плоти. Он обратился к Богу за советом и получил его: надень маску пса и никогда не снимай её. Святой последовал его совету. Изображения Святого Христофора с песьей головой были запрещены в православии с XVIII века.

А в Ныробе он остался. Местные мужчины поклонялись ему, как покровителю охоты. Вообще, в Пермском крае были распространены объёмные фигуры святых, что также запрещено в православии. Но потомкам манси, коми-зырян (бывшим идолопоклонникам) так проще было принимать религию.

В советское время в храме находились различные организации. Роспись храма не уцелела, кроме изображения Псоглавца.

Про этот храм есть в «Сердце Пармы» Алексея Иванова. Также писателя артефакт вдохновил на написание романа-фэнтези «Псоглавцы».

Ныроб также известен как место ссылки и гибели Михаила Романова, дяди первого русского царя из династии Романовых. В музее есть его трехпудовые (48 кг) кандалы.

Псоглавец
Свод в Свято-Никольском храме в Ныробе
Свято-Никольский храм в Ныробе, 1705 год

Часть 2. Заброшенный поселок Валай

Валай — заброшенный посёлок на севере Пермского края. Возник в 1940 году, в 2015 году жителям начали давать сертификаты по 400 тыс. рублей для приобретения жилья в других населенных пунктах Пермского края. Ранее в Валае была исправительная колония, которая также закрылась. Перед въездом в Валай находится знак конца населённого пункта. У некоторых домов стояли машины, большинство домов — брошены. Мы последовали далее для посещения пещер Череп и Медео на реке Берёзовой.

Заброшенное здание детского сада в почти заброшенном посёлке Валай
Длинная лодка вблизи моста через реку Берёзовая в почти заброшенном посёлке Валай

Длинная лодка вблизи моста через реку Берёзовая в почти заброшенном посёлке Валай
Река Берёзовая в нежилом пос. Валай на севере Пермского края

Часть 3. Пещеры Череп и Медео, камень Пехач на реке Берёзовой на севере Пермского края

В пещеру Медео спуститься не удалось, вход перекрыт льдом. Ехали по маршруту Пермь — Соликамск — Ныроб — заброшенный поселок Валай — разрушенный мост через Березовую на дороге на бывший вахтовый посёлок на реке Еранка (около 430 км, из которых 85 — неасфальт).

Помните одного из вождей угров по имени Пехач в романах Алексея Иванова «Тобол. Много званных» и «Тобол. Мало избранных»?

Пещера Череп на реке Берёзовой на севере Пермского края
В районе вершины скалы Пехач на реке Березовой
Пещеры в скале Пехач
Скала Пехач на реке Березовой
По дороге к камню Пехач
В пещеру Медео на реке Берёзовой зайти не удалось, вход затянут льдом
Быки сломанного моста на реке Березовой
Разрушенный мост через реку Берёзовая по дороге на бывший вахтовый участок на реке Еранка
Лодка вблизи сломанного моста на реке Берёзовой по пути к бывшему вахтовому посёлку на реке Еранка
Река Берёзовая. Вдали начало камня Пехач
Два любителя Пармы
«Палец» на отрогах камня Пехач
На вершине камня Пехач (река Берёзовая)
Скалы Еран на реке Берёзовой

Часть 4. Переправились на пароме через Каму в село Тюлькино

Далее объектами нашего посещения стали церковь Богоявления Господня (1779) в селе Вильва, заброшенная полностью нежилая деревня Малая Вильва, руинированная Преображенская церковь (1841) в урочище Сиринское (от жилых домов там не осталось и следа), церковь Георгия Победоносца (1855) в селе Уролка, старый деревянный мост через реку Уролка. Дальше были грандиозные планы, но! Ещё на обратной дороге от пещеры Череп заметил, что для езды прямо руль приходится держать чуть вправо. Ничего, подумал я, схождение чуть сбилось, обычная история для такой эксплуатации, сделаю развал/схождение, и все будет ОК. Теперь ситуация усугубилась. Внимательно осмотрев машину на ровном месте (в селе Уролка), увидел, что переднее левое колесо смотрит чуть влево и ещё развал сильно ушёл (стоит «домиком»). При этом ничего не брякает. Поехали в цивилизацию. В автосервисе Римэкс в Березниках нашли причину — пошли трещины на переднем левом верхнем рычаге в районе шаровой. Ещё сильно повезло, что рычаг не лопнул где-нибудь в районе реки Берёзовой, за 85 км от цивилизации (г. Ныроб, где тоже нет автосервисов, но хотя бы есть постоянно проживающие люди). Вспомнилось, что когда в прошлом году ездили на Перевал Дятлова, на каменистом спуске с хребта Чарканур у подготовленного Митсубиси Паджеро Спорт лопнул передний правый верхний рычаг подвески. Пришлось лебедкой затаскивать машину в лес. Потом её экипаж возвращался с запчастью и механиком, который менял рычаг. Так что у нас все ещё прошло гладко. Мамонтенок (Митсубиси Л200) остался в Березниках ждать рычага (оригинал только под заказ даже у дилеров в Перми и в Екатеринбурге), а мы на такси вернулись в Пермь. Продолжение следует…

Старый мост через Уролку
Полностью заброшенное село Малая Вильва
Полностью заброшенное село Малая Вильва
Переправа на пароме через Каму в Тюлькино
Флот на Каме в Тюлькино
Старые суда на берегу Камы в Тюлькино
Погрузка леса на Каме в Тюлькино
Река Кама в Тюлькино. Фото с парома
Полностью заброшенное село Малая Вильва
Руинированная Преображенская церковь (1841) в урочище Сиринское (от жилых домов там не осталось и следа)

В селе Уролка
Церковь Георгия Победоносца (1855) в селе Уролка
Вдали справа — Церковь Богоявления Господня (1779) в селе Вильва
Старый мост через Уролку


Автор: Виктор Сергеевич Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал»

Исходный текст: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4362596223866943&id=100003498260855
Продолжение рассказа читайте здесь: По затерянной Парме. Продолжение

Другие статьи этого автора:
Бабиновская дорога — уральский аналог «из варяг в греки»
Гора Помяненный (Колчимский) камень — красивая вершина на севере Пермского края
Семичеловечья — священная гора манси
Поход на горы Кумба и Большая Брусковая осенью
Подъем на скалу Медведь-Камень на реке Тагил
Восхождение на тысячники Башкирии — Шершилтау и Салават

Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments