Стрит-арт, созданный роботами, портал в другое измерение и трамвай, разрисованный детьми: в Екатеринбурге прошел первый этап девятого крупнейшего фестиваля уличного искусства «Стенограффия».
25 мая художники «Стенограффии» вышли на улицы Екатеринбурга, чтобы создавать новые истории, добавить этому миру ярких акцентов и дать повод присмотреться к этому городу. Сражаясь с уральскими летними дождями и ледяными ветрами, днями и ночами они, вместе с бесстрашными волонтерами, создавали в режиме нон-стоп и, кажется, все получилось.
«Цветочный портал»
Адрес: Екатеринбург, ул. 8 Марта 36
Художник: Лера Разводова
Фото: Дмитрий Чабанов
Художница из Екатеринбурга Лера Разводова в рамках девятого фестиваля уличного искусства «Стенограффия» создала работу, которую нужно будет успеть увидеть в течение ограниченного времени.
Проект называется «Цветочный портал», в его основе не только картина на стене, но и специальная неоновая лента, придающая композиции особый шарм. По словам организаторов, работу Леры Разводовой уже назвали самой нежной на фестивале 2018 года.
Организаторы просят горожан и гостей уральской столицы бережно относиться к наследию «Стенограффии» и уважать труд художников. «Улица бывает жестока, особенно к таким хрупким историям. «Цветочный портал» может закрыться в любой момент, если какому-то отважному хулигану помешает неоновая лента. Поэтому успевайте посмотреть на эту работу».
Ускользающая красота
Адрес: Екатеринбург, ул. Фестивальная 17
Художник: Костя Zmogk / Москва
Фото: Максим Лоскутов
В этом году в Екатеринбург во второй раз приезжал московский художник Костя Zmogk, который за два дня рисования покорил своей работой самый удивительный и легендарный район города – Уралмаш. Это не просто район, это настоящий город в городе!
Костя рисовал свою работу совсем рядом со стадионом «СКБ-Банк Арена», который в дни ЧМ-2018 превратился во второе по популярности место после «Центрального стадиона». Поэтому шанс увидеть эту работу будет у многих.
В каждой его работе кроется загадка, и о своей работе «Ускользающая красота» Костя рассказал так:
«Идея этой работы появилась неожиданно и скорее даже в процессе создания эскиза, который начинался как обычный эскиз, в моей авторской графике: яркие краски, абстрактные формы, среди которых зритель иногда может разглядеть тот или иной сюжет и додумать его на свой лад.
Многие обыватели считают красивым лишь то, что им понятно, вот лицо – красиво, вот абстрактная композиция, непонятное – не красиво.
Образ девушки, я решил не выделять слишком в общей композиции, растворить его среди абстрактных форм, чтобы он ускользал от большинства зрителей и ставил перед ними вопрос, что же они видят, и нравится ли им это».
Нейронный стрит-арт
Адрес: Екатеринбург, ул. Попова 9
Художник: Робот-принтер
Эскиз: Нейросеть Яндекса
Фото: Максим Лоскутов
Робот-принтер, разработанный и сконструированный авторской командой STENOGRAFFIA, перенес на стену рисунок по эскизу нейросети Яндекса.
За основу эскиза для работы был взят сюжет об Ахиллесе – мозаичный пол римской виллы Ла Ольмеды, построенной в Испании в середине IV века н.э., в эпоху династии Флавиев. Специально обученная нейросеть Яндекса с помощью машинных алгоритмов восстановила отсутствующие элементы античной мозаики.
Рисунок, получившийся у нейросети, был перенесен на торец здания с помощью настенного робота-принтера, технология и программное обеспечение которого было разработано творческой командой фестиваля «Стенограффия».
Первый общественный хромакей
Адрес: Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта 23
Проект: Red Pepper Creative
Фото: Дмитрий Чабанов и Максим Лоскутов
Арт-объект появился на стене Уральского государственного архитектурно-художественного университета. Планируется, что объект привлечет внимание видеоблогеров и любителей видеосъемки.
Хромакей — технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая электронная, использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии видеопроизводства. С его помощью можно «удалить» фон, и «подложить» изображение или видео через видеоредактор.
Волонтеры фестиваля уже проверили работу хромакея — он работал ровно так, как и было задумано создателями. После окончания всех работ на стене возле арт-объекта появится понятная инструкция и им смогут воспользоваться все желающие.
Город рисует сам себя
Где: трамвай №23
Художники: воспитанники детских домов, команда STENOGRAFFIA,
при помощи Никиты Руфас и Олега Скворцова
Самый красивый трамвай города был создан в рамках старой доброй истории «Город рисует сам себя» вместе с «Палитрой добра» – ребятами, которые занимаются социализацией и развитием творческих способностей у детей из детских домов Екатеринбурга и области.
Дети из детских домов подготовили эскизы на тему ЧМ-2018 и реализовали свои идеи на бумаге. Иллюстраторы помогли их скомпоновать и прикинуть, как они будут выглядеть на пузатых вагонах трамвая. На открытом голосовании жители Екатеринбурга выбрали тот самый – лучший трамвай, который и был разрисован в конце мая детьми и художниками фестиваля.
И теперь трамвай №23 с бортами старательно и искренне покрытыми детскими рисунками, катается по уральской столице, и каждый день перевозит сотни пассажиров. Это арт-объект, который может сам встретить вас в городе, нужно только набраться терпения и внимательно смотреть по сторонам!
«Wild Child»
Адрес: Екатеринбург, перекрёсток улиц Цвиллинга и Фурманова
Художник: Paparazzi Studio
Фото: Максим Лоскутов, Анна Ситникова
В рамках фестиваля «Стенограффия» в Екатеринбурге на небольшой «будке» на пересечении улиц Цвиллинга и Фурманова появилась работа от художника Paparazzi Studio, приехавшего на фестиваль с Кипра.
«Моя работа называется Wild Child. Я вдохновился стилем Wild Style, который был популярен в начале 90-х в Нью-Йорке. Отталкиваясь от него, я придумал концепт, который называется «Wild Child» – дикий ребенок.
Вся история моего участия на фестивале началась с детей. И это главный концепт и пафос моей работы, дети – наше будущее.
На эскизе я изобразил портрет моей дочери. Её зовут Мелиса, ей 2,5 года. Когда она вырастет, я поддержу любой ее выбор. Если ей будет нравиться футбол, а не граффити, пусть будет футбол».
«Ночная галерея»
Адрес: Екатеринбург, ул. Луначарского 134
Художник: Максим Реванш
Фото: Дмитрий Чабанов и Максим Лоскутов
Автором арт-объекта стал екатеринбургский художник Максим Реванш – на киоске «Роспечать» открылся взглядам настоящий калейдоскоп.
«Это одна из немногих работ, которую нужно смотреть не при солнечном свете, а под покровом надвигающейся ночи. Ведь когда город засыпает – просыпается магия. Теперь каждый вечер на перекрестке улицы Луначарского и проспекта Ленина на закрытых ставнях киоска «Роспечать» все желающие смогут увидеть ритмичный паттерн. Сейчас, чтобы увидеть калейдоскопические узоры, не нужно зажмуривать глаз и смотреть в пластмассовую трубочку, стоит лишь выйти из дома и обнаружить волшебство. Эта работа о цвете, ритме и взаимодействии. В отличие от многих работ она ценна вне зависимости от контекста. Работа входит в коммуникацию не с мышлением, а с ощущениями зрителя», – считает автор.
«Прыжок»
Адрес: Екатеринбург, ул. Белореченская 23/2
Художник: Дамир Бозик
Фото: Максим Лоскутов
Улицы Екатеринбурга таят в себе миллионы историй. И в этом году у нас появилась еще одна. Работа Дамира Бозика, художника из Казани, – целая сюжетная линия о нашей жизни, выполненная в стилистике пуантелизма, рассказывает целую историю:
«На этой стене изображен хищный зверь – соболь. Когда я думал, чтобы такого нарисовать, посмотрел на герб Свердловской области. И я выбрал соболя. Здесь он ловит птенца рябчика. Но на самом деле это не так важно. Он в прыжке за своей добычей. Я думаю, что ясно: он ее поймает. Но с противоположной стороны уже виднеется следующее звено природной цепочки. Это когти орла, который вот-вот схватит соболя. Такой круговорот животных, естественный отбор. Мне кажется, так происходит не только в животном мире. На самом деле, это довольно простая картина с немного наивным и вместе с тем глубоким смыслом про нашу жизнь».
«Серознаменная группа»
Адрес: Екатеринбург, ул. Восточная 182
Авторы: команда STENOGRAFFIA
Фото: Дмитрий Чабанов и Максим Лоскутов
Уличные художники всего лишь используют труд архитекторов для своих работ, превращают созданные ими стены в собственный холст. Организаторы решили нарушить эту традицию и поговорить с помощью стены, о самой главной ценности города – об его архитектуре.
Любое здание имеет свой ритм, задающийся архитектурными деталями. Этот ритм слышится и в расположении колон и даже в балконном пространстве. Организаторы усиливают этот ритм, заставляя архитектуру говорить о самой себе.
«Серознаменная группа» – дань уважения совмоду, надежда на то, что революционные идеи авангарда вернутся в город. Организаторы убеждены, что новое поколение архитекторов и застройщиков подарит городу нечто большее. Город пресытился битом делового стекла, устал от безликих мотивов спального бетона — он ждет новый ритм, ждет свой собственный звук.
«Серозанаменная группа» – первая ласточка возвращения Екатеринбургу его собственного голоса. Изменения облика очень сложный и многоспорный процесс, но несмотря ни на что город меняется каждый год. И только у архитекторов есть силы, дать этим изменениям собственное звучание.
Галерея лучших голов в истории футбола
Адрес: Екатеринбург, ЦПКиО им. Маяковского
Автор: Таисия Спирина, авторская команда STENOGRAFFIA
Проект реализован при участии Руслана Сабирова
Фото: Максим Лоскутов
Один из объектов Стенограффии этого года – «Галерея лучших голов в истории футбола», которая теперь встречает болельщиков на стенах подземного пешеходного перехода, ведущего к ЦПКиО им. Маяковского, где в дни ЧМ-2018 располагается фан-зона.
В галерее – шесть голов, которые будоражили, волновали, разочаровывали одних и становились счастьем для других.
И каким бы ни было отношение к этой спортивной игре, стоит отдать должное тому, как изменился Екатеринбург в преддверии ЧМ-2018, болельщикам, для которых футбол – целая жизнь, и атмосфере, которая объединяет Уругвай, Египет, Россию и стирает все преграды.
«Павлин»
Адрес: Екатеринбург, пр. Ленина 41
Художник: Денис Vertigo | VGA Crew (Самара)
Фото: Максим Лоскутов
Очень давно организаторы задумали создать в Екатеринбурге своеобразную живую ночную галерею стрит-арта, будет появляться которая каждый вечер после закрытия уличных киосков.
И сейчас эта идея продолжает жить и набирать популярность среди уличных авторов. Четвертой работой в этой серии стал рисунок Дениса Vertigo. Теперь каждый вечер на ставнях закрытого киоска появляется огненная птица счастья с раскидистым хвостом, к которому стоит приглядеться.
Эту работу очень ждали добросердечные женщины, работающие в «Роспечати». Ничем не занятые ставни закрытых киосков постоянно обрастают новыми тегами и кусками, которые отмывают и перекрашивают заботливые продавщицы. И этот проект – один из способов не просто защитить киоски от не всегда удачного нелегала, но и создать в городском пространстве особенную атмосферу галереи уличного искусства, которая появляется с наступлением темноты.
Сегодня мы видим, что после закрытия киоск «Роспечати», мимо которого каждый вечер проходят сотни людей, собирает на себя все внимание. И это круто.
Динозавромойка
Адрес: Екатеринбург, пер. Трамвайный 2к5
Автор: Таисия Спирина, авторская команда STENOGRAFFIA
Проект реализован при участии команды RAYONS
Фото: Максим Лоскутов
Своего динозавра вы можете помыть в ЖК «Малевич». В Екатеринбурге на одну историю стало больше: в дни фестиваля на здании паркинга ЖК «Малевич» появилась первая в мире Динозавромойка.
Огромный рисунок с чертовски милым динозавром появился на гигантской стене площадью больше 1 000 квадратных метров по эскизу Таисии Спириной.
Представьте, насколько огромен этот добряк: он не влезает в крошечное пространство нарисованной комнаты, а парень, который моет его на рисунке, кажется невероятно маленьким в масштабах стены, хотя на самом деле он такого же роста, как и любой из нас.
Теперь вместо глухой стены на детскую площадку выглядывает огромный динозавр, которого еще на этапе создания местные жители начали называть новым соседом.
Бурундук
Адрес: Екатеринбург, ул. Попова 9/16
Художник: Александр Галешников
Фото: Дмитрий Чабанов и Максим Лоскутов
У СТЕНОГРАФИИ давно сложились особенные отношения с улицей Попова, которая находится в самом центре уральской столицы. Здесь мы создавали много разных объектов, вместе с местными жителями переживали капитальные ремонты и обсуждали новые проекты. Но не всегда создание арт-объектов проходят легко. Например, наш капризный робот-принтер, который рисовал на Попова 9, изрядно замучил жильцов двух соседних домов.
Поэтому мы решили по-своему поблагодарить местных жителей, которые стойко выдержали все наши эксперименты, и создать на подъездной двери дома на Попова 9/16 порцию милоты. Двор между этих пятиэтажек любим и заботливо ухожен руками жильцов. И теперь, помимо цветущих клумб, по соседству с Енотом, который появился по той же причине еще в 2014 году, поселился бурундук от Александра Галешникова.
Дирижабль
Адрес: Екатеринбург, ул. Куйбышева 21
Авторы: команда STENOGRAFFIA
Реализация: Данила Шмелёв (Москва)
Фото: Дмитрий Чабанов
А вы знаете, что в Свердловске некоторое время существовал самый настоящий дирижаблепорт? А если был порт, то скорее всего существовал и ангар. Художники решили восстановить ангар для дирижабля.
Кажется, екатеринбуржцы уже привыкли к тому, что «Стенограффия» – это не только три дня в июле. Ну или в мае, как это случилось по понятным и уважительным причинам в этом году. На днях был закончен очередной объект Стенограффии-2018, который с полным правом можно назвать драгоценностью.
На создание этого ангара для дирижабля потребовалось много времени. Вообще авиа-плавание, как и авиа-рисование, требует тщательной проработанности и детализации. Неважных деталей тут быть не может. Но дело сделано. Дирижабль стоит на приколе во дворе ЖК «Мечта» и готов взмыть в небо в любой момент.
Карта арт-объектов «Стенограффия-2018»
Что ждет нас в 2019 году?
Напоминаем, что фестиваль проходит с мая по сентябрь в 10 населенных пунктах России. Кроме Екатеринбурга объекты уличного искусства фестиваля появятся в Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Ноябрьске, Муравленко, Оренбурге, Омске, Томске, а также в поселках за полярным кругом Новый Порт и Мыс Каменный.
Стоит добавить, что в 2019 году фестиваль «Стенограффия» отметит свое десятилетие. Организаторы проекта планируют в юбилейный год организовать научно-практическую конференцию, посвященную уличному искусству, несколько выставок и концертов, а также передать в дар екатеринбургским музеям коллекцию арт-объектов, созданных художниками за 10 лет существования фестиваля.
Выражаем благодарность пресс-центру фестиваля «STENOGRAFFIA-2018»
за предоставленную информацию и фотографии