Историзм, ретроспективизм, псевдо/ложно – русский/византийский, эклектика – это термины, которыми искусствоведы и историки пытаются обозначить стилевое многообразие построек периода 1830-1900-хх годах на территории России.

Мы не будем спорить о терминах, но познакомимся или вспомним историю зодчества на территории России в XIX веке.

Невьянск: Троицкая (Царская) церковь
Невьянск: Троицкая (Царская) церковь

История

Итак, к началу XIX века во всем мире происходят глобальные изменения – революции, научные открытия, развитие философской мысли. Преобразуется и искусство, в том числе архитектура. Классицизм сменяется романтизмом, а романтизм приводит к тому, что и художники, и архитекторы обращаются к родным, национальным стилям. Классицизм был вне времени и географии, объединяя ренессансным и античным наследием страны и города от Америки до Екатеринбурга. Национальные стили «раздробили» общее поле классицизма на локальные «цивилизации».

И если в первой половине XIX века классицизм и «историзм» развивались одновременно, то вторая половина века, если говорить о памятниках храмового зодчества – уже однозначная победа образцов допетровской архитектуры.

Конечно, есть и «конкретные» причины возврата к «древнему» как тогда говорили, искусству.

После победы над Наполеоном в 1812 году большая часть Москвы оказалась разрушена. Восстанавливать ее нужно было быстро и максимально близко к ее историческому облику (тут тоже были свои споры, но они за рамками нашей беседы). Естественно, что при таких глобальных задачах вопрос исторических форм привел к серьезному изучению всего архитектурного наследия. И оказалось, что России – Руси есть чем гордиться!

Кстати весь XIX век в России, да и в Европе – это время сначала сбора информации, а потом анализа и, в конце концов, выхода учебников и фундаментальных трудов по истории национальной архитектуры.

Кроме того, победа над Наполеоном — европейцем привела к тому, что России как самостоятельной, «русской культуре» нужно было дистанцироваться от Европы. Тогда и начался поиск национальной идентичности (который продолжается до сих пор).

Отдельно стоят и императорские амбиции: в стремлении показать единство со своей нацией, все российские императоры XIX века ищут опору в народности (формула «Православие, самодержавие, народность» пришла к нам как раз из 1835 года). А от народности к народу и к народному творчеству, коим считали всю допетровскую архитектуру — рукой подать!

В сфере искусства именно допетровская архитектура была тем самым образцом, на который можно было ориентироваться при доказательстве национальной «самости», ибо памятники всего каменного строительства Руси с XI до XVII веков действительно серьезно отличались от европейской архитектуры.

Начали с истоков: и тогдашние исследователи, и большинство современных находят истоки русской архитектуры в Византии. Отсюда популярность Константина Тона и его «византийских» проектов (скобочки – потому что на время работы Тона представление о византийском творчестве сильно отличалось от современного). Десятки копий тоновского московского храма Христа Спасителя были построены по всей Империи, и даже в небольшом городе Полевской в Свердловской области в 1845 году было начато строительства подобного храма.

Вид на Храм Христа Спасителя со стороны Кремля (нач. XX в.) Возводился с 1839 по 1883 год, разрушен 5 декабря 1931 г. Евгений Леонов/РИА Новости

Ко второй половине XIX века всерьез перешли к копированию и созданию «по мотивам» более поздних памятников, уже XVI – XVII вв., и опять же по всей Империи сотнями строятся храмы уже в «русском» стиле – «московское барокко», узорочье, шатры и главы-луковки тиражируются во городам и весям.

Николай Султанов. Собор Петра и Павла, Петергоф. 1894 — 1905 гг

В Свердловской области

На территории Свердловской области сохранились десятки храмов XIX века, в которых отразилась архитектурная мода столетия. Семь из них – на картинках ниже.

Нижний Тагил: Храм Александра Невского

Обращение к византийским истокам, обогащенное русскими шатрами (1862-1877 гг.).

Нижний Тагил: Храм Александра Невского

Красноуфимск: Храм Александра Невского

Русское барокко, отсыл к образцам допетровского узорочья (1903-1914 гг.).

Красноуфимск: Храм Александра Невского

Верхотурье: Крестовоздвиженский собор

Снова византийские образцы (1905 – 1913 гг.).

Верхотурье: Крестовоздвиженский собор

Невьянск: Троицкая (Царская) церковь

«Тоновский» проект в «византийско-русском стиле» (1850-1853 гг.). Первоначальный облик – на фото в начале статьи.

Невьянск: Троицкая (Царская) церковь

Село Троицкое Каменского района: Троицкая церковь

Заложена в 1801 году, неоднократно перестраивалась на протяжении XIX века. Почти руины в современном состоянии, тем не менее Византия вполне угадывается. И наши допетровские шатры!

Село Троицкое Каменского района: Троицкая церковь

Полевской: Храм Вознесения Господня

Начало строительства в 1845 году. Уничтожен в 1935 году. «Калька» с Тоновского храма Христа Спасителя в Москве. Византийский стиль в его тогдашнем понимании – во всей красе!

Полевской: Храм Вознесения Господня

Серов (Надеждинск): Спасо-Преображенский собор

Начало строительства 1905 году. Уничтожен в 1931 году. Как и храм в Красноуфимске, иллюстрирует русский кирпичный стиль допетровского узорочья. Кстати, архитектор Александр Турчевич – тот же самый, что строил Крестовоздвиженский собор в Верхотурье.

Серов (Надеждинск): Спасо-Преображенский собор

Хотите узнать больше?

Следите за анонсами лекций и экскурсий!

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments