Бабиновская дорога или, как ее еще называют Верхотурская, стала второй после Чердынского пути дорогой, связующей Уральские горы с Сибирью. В свое время, до строительства Транссибирской магистрали, она имела высочайшее значение, а строительство ее, согласно легенде, было напрямую связано с Чаньвинской пещерой.

Бабиновская дорога, Бабиновский тракт, Артемий Сафронович Бабинов, история Урала, Сибирь, Верхотурье, легенды Урала, Пермский край, малые города

Путеводная нить между Россией и Сибирью

После захвата Сибири Ермаком перед государем остро встал вопрос о строительстве более удобного, короткого и наиболее простого пути для передачи царских указов, почты, казны, товаров и вывоза пушнины, собранной в качестве налога. И в 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ, повелевающий «охочим людям» разведать дикую тайгу и горы для дальнейшего строительства.

Бабиновская дорога, Бабиновский тракт, Артемий Сафронович Бабинов, история Урала, Сибирь, Верхотурье, легенды Урала, Пермский край, малые города
Автор фотографии:  Даша Антропова

Одним из «охочих» оказался Артемий Сафронович Бабинов. О личности и прошлой жизни этого человека известно мало – родился он то ли в 1560-х, то ли в 1570-х годах, проживал в деревне Верх-Услока, а по «профессии» был крестьянином. Именно он стал тем человеком, которому удалось найти самый короткий и удобный путь.

Бабиновская дорога, Бабиновский тракт, Артемий Сафронович Бабинов, история Урала, Сибирь, Верхотурье, легенды Урала, Пермский край, малые города
Артемий Бабинов

В дальнейшем Бабиновский тракт окрестят дорогой, построившей Россию, – именно она стала решающим фактором в освоении Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки. Она действительно стала наиболее короткой, удобной и экономичной, а также единственной сухопутной дорогой к малоизученным российским просторам. Уже в 1716 году благодаря тракту удалось освоить путь на Камчатку.

Чаньвинская пещера, тайные обряды и вождь сибирской дороги

Согласно легенде найти этот путь Артемию Сафроновичу помогла чистая случайность. Однажды он решил поохотиться у Чаньвинской пещеры и наткнулся на совершавших обряд вогулов, пришедших из-за Урала. Тогда Бабинов решил проследить за гостями – и оказалось, что не зря. Вогулы провели его по своим тайным тропкам, которые  через болота и увалы вывели к верховью Туры. Тропа была еле заметной в глухом лесу, и, чтобы не потерять ее, Бабинову пришлось на обратном пути заламывать ветки деревьев.

Бабиновская дорога, Бабиновский тракт, Артемий Сафронович Бабинов, история Урала, Сибирь, Верхотурье, легенды Урала, Пермский край, малые города
Чаньвинская пещера / Автор фотографии: Артем Нечаев

Вернувшись, Артемий Сафронович тут же сообщил о находке воеводе – дескать, теперь они могут провести прямую грунтовку, которая намного сократит путь между Солью-Камской и Тобольском. Спустя некоторое время высочайшее согласие было получено и началось строительство дороги, создавшей Россию.

Согласно царскому указу Бабинов получил в услужение два целовальника и четыре десятка крестьян для расчистки пути и наведения мостов. Именно они прорубили через заросли те 300 километров пути, которые вывели их в 1597 году к вогульскому поселению Нером-Кар в верховьях реки Туры. А двумя годами позже на этом месте уже возвышался город-крепость Верхотурье, возведенный воеводой Сарычем Шестаковым. Построен он был, чтобы защитить российские земли от набега различных орд, в том числе калмыцких. С тех пор, как была возведена крепость, Бабиновская дорога стала именоваться официальной «государевой дорогой» в Сибирь. Вскоре дорога была продлена до Тюмени и Тобольска, став единственной официально разрешенной дорогой в Сибирь – в этом статусе она простояла порядка 165 лет.

Бабиновская дорога, Бабиновский тракт, Артемий Сафронович Бабинов, история Урала, Сибирь, Верхотурье, легенды Урала, Пермский край, малые города
Чаньвинская пещера внутри / Автор фотографии: Артем Нечаев

За открытие и устройство дороги Артемий Бабинов получил в дар от царя Федора Иоанновича земли в верхнем течении реки Яйвы и был освобожден от уплаты всех податей. С тех пор он числился на государственной службе, а в официальных документах того времени именовался не иначе как «вождь сибирской дороги». До конца жизни Бабинов занимался благоустройством дороги, а после смерти передал обязанность по наследству.

Бабиновская дорога, Бабиновский тракт, Артемий Сафронович Бабинов, история Урала, Сибирь, Верхотурье, легенды Урала, Пермский край, малые города
Автор фотографии: Роман Либих

Похоронили Артемия Сафроновича здесь же, у реки Яйвы – на Старом кладбище села Верх-Яйва. Кладбище давно заброшено, заросло и могила была утеряна. Однако в 2007 году местными энтузиастами во главе с Алексеем Назукиным здесь был установлен памятный знак в честь Артемия Бабинова.

Интересно? Расскажи друзьям!
Фото аватара
Журналист. Пейзажно-сюжетно-портретный фотограф. Пешие походы, походы выходного дня, путешествую в основном с другом, редко - в компании друзей, никогда – в туристическом автобусе. Предпочитаю природу и туристические города. Место проживания: живу на Урале, в городе Екатеринбурге Сколько лет путешествую? Я путешествую уже более 10-ти лет. Во времена ковида вдруг открыла для себя Россию. Хочу посетить все регионы России. Какой вид путешествий предпочитаю? Я предпочитаю автомобильный транспорт, часто езжу за компанию с друзьями. Не откажусь присоединиться к какому ни будь яркому событию. Как часто путешествую? Поездки выходного дня - одна-две в месяц регулярно. Поездки на пару недель – хотя бы раз в год. Любимый регион в России и в мире: в России люблю Урал и Алтай. Заветная мечта путешественника: хочу побывать на острове Пасхи. Варвара два года работала на портале. Журналист, фотограф, путешественник – она создавала яркие тексты для вас, дорогие подписчики. Вместе с проектом «Малые города – удивительные достопримечательности -2020 г.» Варвара проехала 25 городов Урала в 2020 году. В самое «ковидное» время.
Подписаться
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments