Почти через 50 лет после окончательного завоевания Ермаком Сибирского ханства (1598г.), в 1644 в нынешнее Зауралье (Курганская область) из г. Тобольска пришел старец Далмат, который основал Успенский Далматовский мужской монастырь,  действующий в Долматово и сегодня.  За свою практически 400-летнюю историю земли обители не раз становись местом кровопролитных сражений: гражданская война, нападения калмыкских и башкирских племен, крестьянские мятежи и пугачевский бунт.

Автопутешествия по Уралу. Далматовский монастырь. Крестьянские бунты в Зауралье.
Маленький кремль в Зауралье: Далматовский монастырь

Два восстания — «дубинщина» и «пугачевщина», произошедшие здесь в 1760—1770-х гг., легли в основу исторической повести Мамина-Сибиряка «Охонины брови». Прототипом Прокопьевского монастыря послужил Далматовский, Баламутский завод в повести не что иное, как Каменский железоделательный завод (современный г. Каменск-Уральский Свердловской области), Каменск-Уральский: история, достопримечательности, фото река Яровая — Исеть и т. д. Причины описанных в повести уральских восстаний тесно переплетаются с изменениями, происходившими в Российской империи. Так, в марте 1762 г. Петр III издает «Манифест о секуляризации церковных и монастырских земель». С этого момента крестьяне, обрабатывающие землю в пользу церкви, получали ее в личное пользование и становились государственными, освобождались от барщины и оброка, а взамен должны были  платить налог 1 рубль в дополнение к подушной подати (70 копеек), которую на тот момент платил каждый мужчина. Манифест освободил жителей Далматовской вотчины от обязательных работ и натуральных податей. Например, от каждого лица мужского пола от 16 до 60 лет ежегодно требовалось сделать запасы сена и дров в пользу обители, с каждой коровы нужно было отдать по 2,5 фунта масла, а к Пасхе с супружеской пары взималось по 10 яиц. Это значительно облегчало участь простых людей, но разоряло монастыри. И всего через несколько месяцев пришедшая к власти в ходе переворота Екатерина II указ отменяет. Весть о возвращении под власть монастырей возмутила народ.

Разъярённый народ против духовенства 

Восстание, получившее позднее название «дубинщина», началось в октябре 1762 г. Большинство людей отказывались выполнять работы и заготавливать провиант для духовных отцов. Вот как описывает эти события Д. С. Грязнов в книге «Край по имени Далмата»: крестьяне «с великим буйством и криком говорили, что послушными святой обители быть не хощем, кроме отдачи рублевых денег». Опасаясь за свою жизнь, духовенство было вынуждено уступать. Для усмирения волнений в Далматово прибывают военные отряды. С целью устрашения народных масс арестовывают крестьянских старосту и старшину, закованными их отправляют в Исетскую провинциальную канцелярию (современный г. Челябинск). 500 человек гнались за конвоем в надежде освободить своих лидеров. В Челябинске, арестованные получают по 74 удара кнутом, после чего дают подписку о послушании монастырю.

11 июня крестьянам, собравшимся в количестве 300 человек, зачитывают весть о наказании старосты и увещевают к повиновению. 13 июня не менее 500 человек, вооруженные в основном дубинами, показали людям военным и духовным, что увещеваний слушать не желают. На следующий день в вотчину прибывают еще 4 роты солдат. Противостояние сторон продолжается, хлебопашцев ловят небольшими кучками, врываются в их дома, бьют плетьми, угрожают их детям и женам, принуждая дать согласие на подчинение монастырю. Удивительно, но военные и крестьяне жили под одной крышей. Находясь на постое, силовики занимали лучшую часть дома и не только стесняли хозяев, но и часто держали их в страхе, угрожая убить. В сентябре возмущенные крестьяне осадили монастырь, однако с наступлением зимних холодов бокаду сняли. Окончательно бунт был подавлен в марте 1764 г. Примерно в это же время Екатерина II восстанавливает манифест Петра III о секуляризации монастырских земель.

Крестьянская война в Зауралье

Эти изменения, хоть и облегчили долю землепашцев, но не решили вопросы социального неравенства, тяжелейших условий труда (особенно на уральских заводах) и нищеты. Поэтому через 9 лет многие участники «дубинщины» присоединяются к крестьянской войне под предводительством Пугачева. И несмотря на то, что сам Пугачев на зауральскую землю не ступал, под руководством его атаманов здесь шли ожесточенные бои.

Автопутешествия по Уралу: Далматовский монастырь

Правда, в этот раз крестьяне разделились на тех, кто оборонял монастырь, и тех, кто присоединился к повстанцам. Имущество укрывшихся в монастыре крестьян было разграблено, а их дома не сожгли во время противостояния лишь из опасения всеобщего пожара. Не укрывшиеся за стенами обители люди, встречали отряд есаула Пестерева, выстроившись по обе стороны дороги с белыми повязками и иконами. Атаман вошел в село Николаевское (ныне г. Далматово) вечером 12 февраля 1774 года. Возле стен выставили 5 пушек, сам отряд мятежников составлял около 2 тысяч человек. Так началась осада монастыря, к этому моменту за крепостными стенами уже находилась специально присланная военная команда и все необходимое снаряжение. Огонь по монастырским стенам открыли утром 13 февраля, осажденные отвечали тем же. Забрасываемые за каменные стены бомбы не взрывались, одна взорвалась, не долетев, унеся жизнь и здоровье бунтовщиков. За 20 дней осады пугачевцы потеряли 200 человек. Монастырь человеческих потерь не понес, но запасы пороха изрядно израсходовал. И как знать, выстояла бы обитель, продлись осада чуть дольше. Из 300 укрывшихся в монастыре надежных было не более 50 человек, многие колебались, слыша пламенные призывы бунтующих сменить сторону. Были за стенами и предатели, которые ночью выходили с помощью веревочной лестницы и передавали важные сведения о состоянии обители.

Кровавая расправа

2 марта атаман вынужден снять осаду, в соседних уральских городах бунты уже подавлены. Местный люд разошёлся по своим домам, а преданные атаману люди ушли вместе с ним. Казалось бы мятеж, окончен малой кровью. Но, через несколько дней крестьян созывают на слушание «Милостивейшего манифеста», пришедших с помощью военных допрашивают, секут кнутом, а после полуживых или мертвых сбрасывают со стены в овраг. Так, пришедшие слушать манифест понесли наказание за всех бунтующих. Помимо этой ужасной расправы, монастырь взыскал с непокорных и материальный ущерб. На ремонт и восстановление потребовалось 1025 рублей 21 копейка. Эту сумму разложили по всем селениям вотчины.

Автор статьи и фотографий Наталия Гурьянова

natali-skorp@mail.ru

Еще о Далматовском монастыре можно прочитать здесь:

Что скрывают стены Далматовского Успенского монастыря

Маршрут выходного дня: путешествие в Зауралье

Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments