В 3,5 километра от устья реки Кутим стоят развалины кирпичной кладки, каменная заводская стена и остатки кирпичных печей – все, что осталось от уже более века заброшенного Кутимского завода.

Вишера, Вишерские заводы, Шпис, Волжско-Вишерское Акционерное общество, урочище Кутим, Кутимский завод, Пермский край

История и непонятые факты

Сложно сказать, кто и когда открыл Кутимское месторождение железного блеска – мнения историков и исследователей до сих пор разняться. Одни называют 1874 год, связывая открытие с именем И. А. Щеголина, другие вспоминают 1769 год, а третьи полагают, что о месторождениях у реки Кутим было известно задолго до этого.

Как бы там ни было, найденное месторождение железного блеска – высококачественных гематитовых руд – оказалось уникальным: его описание можно найти во многих старых учебниках по геологии и минералогии. Месторождение является гидротермальным, т. е. гематит образовался из осадков циркулирующих в недрах земли гидротермальных растворов. Аналогичное месторождение располагается также на острове Эльба в Италии. Основным поставщиком руды на завод являлся Александровский разрез. Расположен он примерно в одном километре на юго-восток от завода.

Вишера, Вишерские заводы, Шпис, Волжско-Вишерское Акционерное общество, урочище Кутим, Кутимский завод, Пермский край
Александровский разрез

История завода начинает свой отсчет в 1887 года, когда месторождение приобрел московский купец Э. В. Шпис. Спустя три года был построен и сам Кутимский завод. После его постройки жизнь населения вишерского края сделала крутой поворот – ранее единственным промыслом здесь было звероловство, которое не приносило жителям особого дохода. В конце 1890-х годов создается акционерное общество Волжско-Вишерских горных заводов (позднее Волжско-Вишерское АО), в которое, помимо Кутимского завода, вошли также Вижаихинский (недалеко от современного Красновишерска), Велсовский и строившийся еще в то время Акчимский заводы, а также два с половиной десятка месторождений железных руд.

За вишерские земли акционерное общество взялось достаточно серьезно, вкладывая большие деньги в их развитие. В скором времени конно-железная дорога, которая связывала Кутимский завод с рудниками, была продлена еще на 35 верст до села Усть-Улс, где выплавленный чугун перегружали для дальнейшего сплава по Вишере – сегодня по этой дороге проехать сможет разве что техника повышенной проходимости. Позднее появились паровозы – 4 единицы и более 100 вагонеток по 150 пудов каждая, призванные справляться с достаточно большими объемами работы завода (порядка 1 миллиона пудов чугуна в год). Облагораживали и водный путь – чистили фарватер, создали водомерные пункты, на особо опасных перекатах было построено с десяток специальных сооружений.

Вишера, Вишерские заводы, Шпис, Волжско-Вишерское Акционерное общество, урочище Кутим, Кутимский завод, Пермский край
Кутимский завод

Забытым не остался и поселок Кутим, образовавшийся при заводе – пермский журналист Ф. Мейер, побывавший здесь лет через 8 после запуска завода, уже тогда описывал его как порядочное селение с новыми деревянными домами – квартирами для служащих и казармами для рабочих. Вдоль конно-железной дороги была проложена телеграфная линия до Усть-Улса, был театр, в котором в свое время выступала даже приглашенная певица из Австрии, вокруг поселка было построено несколько узкоколеек, ходили пассажирские пароходы. Неплохая инфраструктура для поселка дореволюционного времени, находящегося в глухой тайге, не правда ли?

Но в итоге завод прекратил свое существование – несмотря на все силы, в него вложенные, в 1907 году печи были взорваны, узкоколейки разобраны и увезены. При этом историки до сих пор спорят, в чем могла быть причина закрытия столь богатого месторождения. Первое, что приходит на ум, – истощение ресурсов. Для Урала это очень распространенная история (сколько у нас заброшенных заводов и деревень стоит по этой причине), но в этом случае абсолютно не подходящая – и сейчас любители земельных богатств отправляются в экспедиции к бывшему заводу, чтобы найти руду для своей коллекции.

Вишера, Вишерские заводы, Шпис, Волжско-Вишерское Акционерное общество, урочище Кутим, Кутимский завод, Пермский край

Вторая версия связана с местной легендой о золотом чугуне, согласно которой на заводе не только железо добывают, но и золотом балуются. В то время добыча золота жестко контролировалась государством, поэтому добывали и переплавляли они его втайне. Одни говорят, что золото заливали в пушечные жерла, другие – в чушки металлические. Зальют и отправят по Вишере как чугун. А поскольку не все лодки доходили целыми (на Вишере бойцы не меньше, чем на Чусовой), то считается, что и сейчас на дне Вишеры можно найти золотой клад. Так вот, вторая версия гласит, что правительство, узнав о хищении золота, акционерное общество и прикрыло. Есть даже версии, включающие различные махинации с акциями и финансами.

Вишера, Вишерские заводы, Шпис, Волжско-Вишерское Акционерное общество, урочище Кутим, Кутимский завод, Пермский край

Но, как бы там ни было, работа завода была остановлена, и заводское управление решило, что наиболее выгодным решением будет взорвать неработающие доменные печи динамитом, чем платить за них огромные земские сборы. Завод прекратил свое существование, а в 1968 году был заброшен и поселок.

Сегодня от завода, некогда выплавлявшего по 1700 пудов чугуна в сутки, остались одни руины. Часть заводского кирпича растащили: есть версия, что его увез на строительство своего лесного жилища Юрий Фролов – тогда североуральский предприниматель, а после – глава Североуральского городского округа. Он же в свое время заселил бывший Александровский разрез, превратившийся в озеро с зеленоватой горной водой, форелью. Однако сейчас рыбы не найти – кто-то умудрился выловить абсолютно всю.

Кутимский завод на карте и как добраться

Урочище Кутим находится в Красновишерском районе Пермского края, в 640 километрах от краевой столицы.

Координаты для GPS-навигатора

60.366290, 58.864418

Кутимский завод на карте

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments