Парадокс состоит в том, что в Слободе есть на что смотреть, но не о чем писать. Во- первых, об этом селе на Чусовой так много написано, что писать ещё без опасения не повториться невозможно. Поэтому я и не буду даже пытаться. Во-вторых. Смотреть — это не ещё раз писать. И в этом повтора быть не может.
Слобода десять лет назад
Отказавшись писать о Слободе, я всё же буду писать о том, что видел в Слободе. Чтобы решиться на это, мне понадобилось четырежды побывать в знаменитом селе. Дважды в 2017 году, и, думаю, как спадёт листва, поеду ещё раз.
Первый раз был в Слободе и окрестностях десять лет назад. По прошествии этих лет могу сказать, что ни российские, ни наши областные власти не сделали ничего, чтобы оправдывало их слова о необходимости развития внутреннего туризма. Туризмом нигде, что называется, и не пахнет. Уж на что раскрученное село благодаря водному туризму и близости Коуровской обсерватории, но и здесь ни дорог, ни табличек, ни указателей, ни подобающей такому случаю инфраструктуры.
Окрест, сколько ни скачи, не найдёшь ни буклета, ни брошюры об этих местах, ни карты-схемы расположения легендарных мест и камней на берегах Чусовой. А ведь здесь Лапшиным снимались сцены для «Угрюм-реки», здесь был острог по защите Уткинской Слободы от иноверцев, здесь начинался великий водный путь товаров из Азии через Каменный пояс в европейскую Россию…
Можно много-много раз говорить «здесь». Неделю назад здесь, то есть там, ничего не было. Экскурсии в эти места только эксплуатируют тему, но не продвигают её. Об этом ещё поговорим. Но сначала об увиденном десять лет назад.
Тогда я открыл для себя вполне очевидную вещь: прекрасное и удивительное — проявления повсеместные. И утверждение, что «там замечательные места», может означать только одно: действительно, и там тоже прекрасное место. Сравнительно небольшие камни Собачьи рёбра и Слободской камень по степени эмоционального воздействия не уступают таким признанным шедеврам природы, как камень Омутной. Открыв для себя Слободу, я открыл для себя мир признанного художника цветописи Прокудина-Горского, показавшего всему миру эти места в цвете в 1912 году.
Собственно, и сама Чусовая с её красотами начинается со Слободы. Наконец, и самое неприятное, на примере жизни Слободы и близ примкнувшим к ней Коуровке и Прогрессу, я убедился в том, что время не меняет уклада жизни этих сёл. Они как бы застряли в каких-то годах. Разбитость дорог, хаотичность жилых застроек и объектов местного производства настолько велики, что оставляют впечатление заброшенности. Хотя, конечно, это не так. И что самое удивительное, села Мартьяново, Чусовое, Староуткинск, Нижнее Село не производят такого угнетающего впечатления, хотя географически дальше. Близость Первоуральска и областного центра не оказывают положительного воздействия на облик Слободы и Коуровки. Разумеется, этому есть объяснение. Но факт остаётся фактом: близость города губит.
На фотографиях, сделанных в 2007 году, все то, что я увидел и на что обратил внимание. Рассеянное внимание, надо сказать. Съемка велась на заходе невеселого дня. Пройдет десять лет, прежде чем меня уже по-настоящему потянет рассмотреть Слободу и камень Слободской в деталях. Но об этом дальше…
Храм Георгия Победоносца в наши дни
Начну со сравнения. Так же, как и храм Георгия Победоносца в Слободе (Георгиевская церковь), храм Покрова на Нерли во Владимирской области отстоят от автомобильной трассы Волга на расстоянии приблизительно равном расстоянию от трассы Первоуральск-Шаля до храма в Слободе. При желании тот и другой можно увидеть из кабины авто. Что, собственно, в большинстве своем, и происходит.
Покрова на Нерли я посещал дважды, много раз просто проезжал, угадывая по извивам реки местоположение знаменитого на весь православный мир памятника зодчества. А вот на преодоление небольшого пути от трассы до храма Георгия Победоносца мне понадобилось 10 лет.
В июне 2017 года я перешел по мостику на правый берег Чусовой. Не скажу, что увидел нечто. Скорее, я подчинился извечному человеческому соблазну – посмотреть вблизи на то, о чем много сказано и что издали поражает воображение. Я специально дал крупное фото чуда на Нерли и его уральский вариант. Твердо могу сказать, на вещи такого рода надо смотреть с некоего расстояния. Близость упрощает. Видишь некие изъяны и «простоту» сложного. Покрова на Нерли вблизи почти не рождают восторга. В голове летают обрывки каких-то знаний… Но стоит перейти на противоположный берег заводи… и теряешься в оценках, просто смотришь. И даже не восхищаешься, а, скорее, удивляешься созданному много веков назад и понятному чувствам сегодня!
Вот такое же состояние я испытал в июне 2017… Мне уже не надо, и я не хочу искать объяснение этому феномену. Есть труды, и есть специалисты, которые описывают все тонкости подачи и восприятия таких явлений. Были ли такими дотошными спецами те, кто, определив это место на скале, сказал: будем строить здесь. У них не было ничего из того, без чего сегодня и три метра тротуара не сделать. Но они сделали то и так, что ДОСТАЛИ меня через века. Остальное, при желании, можно почитать в Интернете.
Добавлю, Георгиевская церковь (Приход во имя Георгия Победоносца) открыт по субботам с 17 часов и в воскресенье с утра. Как сказала женщина, присматривающая за храмом, прихожан мало. Средств на ремонт не хватает. Жизнь идет потихоньку. Старинные надгробия на погосте вросли в землю. Время стирает надписи с металла и камня. А вот храм с прежней силой являет красоту мира и богатство человеческого духа. Впрочем, может и божьего…