В отчаянной попытке урвать по максимуму солнечные деньки нашего дождливого лета, в первые выходные июля мы выехали на поиск новых мест в окрестностях города. Мы уже были на Аракульских Шиханах, Северке и несколько раз на Новой и Старой Линзе. Почти случайно вспомнилось о Липовских карьерах и множестве интересных мест вокруг них, между Режом и Аяткой — деревней, в которой прошло почти всё моё детство.

Липовский карьер

Как ни странно, почти нигде кроме деревни (село Аятское Невьянского района) я толком и не была. Время пришло.

Итак, Шайтан-камень. Совершенно случайно на сайте Нашего Урала нашла описание этого места. Его внешний вид и местоположение меня заинтриговали. Огромный скальный массив стоит на берегу реки Реж, километрах в 20 от моей родной Аятки. По виду напоминает ровную каменную стену, выложенную полигональной кладкой. Длина скального выхода 400 метров, а высота стены — около 40. Гранит.

Шайтан-камень на реке Реж

Место не самое известное, так как в интернете описаний совсем немного. Воспользовавшись найденной информацией, мы доехали до села Октябрьское — там расспросили местных мужиков, как же добраться до камня? Один милый человек вызвался показать нам, где начинается тропа, а так же познакомить с Толиком из коттеджа, у которого лучше оставить машину, чтобы никто ее не разобрал в наше отсутствие. На своей волге он сопроводил нас до места. Толик, как и товарищ на волге, тоже оказался очень приятным человеком, который радушно предложил нам поставить тачку поближе к его воротам, чтобы наверняка. Мужчины показали нам тропу, по которой нужно было идти, не сворачивая около 3 км, найти реку и перейти ее вброд. Так мы и сделали.

Дорогу до реки довольно легко пройти пешком (она помечена указателями), но практически невозможно было бы проехать даже на внедорожнике — кое-где глубокие лужи и очень большие скользкие грязевые ямы, на обратном пути мы наблюдали, как в одной из них застряли нива шевроле и ниссан.

Дорога к Шайтан-камню

Прогулка по летнему лесу освежает и бодрит. Хвойные запахи, щебет птиц, солнышко, выглядывающее из-за деревьев — круто. Правда, много комаров. Выходя из леса можно сразу увидеть Шайтан-камень на другом берегу реки Реж и впечатлиться.

По описаниям в интернете, есть несколько мест для перехода реки, везде глубину обещают по колено. Нам, довольно высоким людям, наверное, из-за обилия дождей, было по пояс. Речка была холодная, довольно шустрая и мощная, мы взяли палки для дополнительной опоры и перешли ее минут за 10. Будьте аккуратнее — все дно состоит из наваленных камней разного размера с острыми краями. Мне было жаль мои ботинки, поэтому я пошла босиком — дно не видно, не знаешь куда поставить ногу, а ее сносит течением, и тебя заодно. В следующий раз пойду в обуви. А он обязательно будет, потому что место оказалось просто великолепным. Можно взять с собой лодку и переправиться на ней.

Брод

Шайтан-камень является ботаническим и геоморфологическим памятником природы. Информации о нем ничтожно мало, но судя по названию, и атмосфере, царящей на вершине — это место, где по сей день обитают лесные Духи.

Слово «шайтан» имеет тюркское происхождение и в мусульманстве означает «злой дух» или «дьявол». Есть мнение, что этим словом тюрки-мусульмане и русские переселенцы называли места языческих поклонений, таким образом показывая свое негативное отношение к дохристианским верованиям. Таким образом, можно предполагать, что когда-то коренные жители этих мест поклонялись здесь своим богам. Доказательством этого являются сохранившиеся по сей день наскальные рисунки древних на подножии скалы. Хотя Шайтанская писаница неоднократно исследовалась местными учеными, возраст ее так и не установлен. Мы ее не увидели, потому что гуляли в основном по гребню не спускаясь вниз.

Здесь тихо, невероятно красиво, нет комаров, и кроме нас не было людей. Открывающийся вид восхищает и захватывает дух. В голове не укладывается, как такая мощь могла породиться сама по себе — не оставляет ощущение аккуратно сложенных каменных блоков нашими предками-великанами или существами из других измерений.

Посреди стены есть вертикальный разлом с говорящим названием «Ведьмино ущелье». Здесь можно спуститься к реке.

За Ведьминым ущельем Духи этого места неожиданно показались нам в образе двух соколят и будто следили за нами своими серьезным оценивающими глазами.

Сначала мы даже подумали, что это взрослые птицы, но они предпочитали пищать и не двигаться с места, пока я их снимала, а позже, уже на фотографиях, мы заметили на них остатки детского пушка. Вокруг валяются разобранные останки других птиц — у ребят хороший аппетит.

Считаю знаком свыше и настоящей удачей возможность так близко увидеть этих созданий. С давних времен сокол считался символом небесной стихии, скорости и силы. В Древнем Египте его почитали как олицетворение бога Гора — бога Неба, Солнца и продолжения рода. В славянской мифологии с соколом были связаны божества огня и очага. Надеюсь, местные незримые обитатели так показали нам свою благосклонность.

Еще из живности были замечены бурундук, лягушка и мелкие лесные птички.
И другой древнеегипетский священный символ Солнца вышел к нам на встречу — жук-скарабей (а точнее его западный родственник жук-навозник). Его, в отличие от соколят, удалось не только пофоткать, но и потискать.

Ближе к южной части стены встречаются полости типа дольменов, камни становятся более мшистыми и округлыми, больше напоминающие популярные Семь братьев или Чертово городище. На Шайтан-камне тоже занимаются скалолазы, а также иногда собираются роуп-джамперы. Внизу у реки есть места для стоянок и разведения костров.

Вот такое удивительное место. И сюда мы обязательно вернемся. С палаткой и на пару дней. Исследовать, общаться с пространством, наблюдать за обитателями.
У Анатолия мы обнаружили машину в целости и сохранности, а наш общительный сторож рассказал еще несколько баек про местных золотодобытчиков и лихие 90-е.

На обратном пути мы снова подъехали к берегу реки Реж, на этот раз в более широком ее разливе, около села Черемисское — там есть отличные места для рыбалки и отдыха. Единственный минус — место очень популярное у местных, много людей и кучи мусора.

Шайтан-камень река Реж

Как добраться до Шайтан-камня

Доехать до Шайтан-камня на машине очень просто: можно по Режевскому тракту через Реж до села Октябрьское. До Режа идет прямая новая дорога, но вся усеяна камерами наблюдения, пешеходными переходами и ограничениями скорости до 40 км/ч, большой трафик. В Реже качество дорожного полотна оставляет желать лучшего. Второй вариант — через Верхнюю Пышму, деревни Мостовское, Пьянково, Аятское, Корелы, Черемисское, Воронино, Октябрьское. Этот путь хоть и менее прямой, но за счет отсутствия особых ограничений и менее загруженной трассы мы проехали быстрее. Адские пробки летом в выходные дни на выезде и въезде у поселка Балтым.

Ждем хорошую погоду и отправляемся за Уральскими приключениями!