Я ждала этой поездки год. В ней были сокрыты все мои надежды на встречу с новым Северным краем, где меня поглотят и преобразуют ветреные дары уральских гор. В некоторой степени это произошло.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва – новый из миров, в который отправилась целая прорва людей, чтобы стать участниками грандиозного мероприятия TransUral «Приполярный этап». Это четырехдневный ультрамарафон по горным ландшафтам национального парка, в котором участвовал мой муж. Для меня это событие стало отличной возможностью исполнить давнюю мечту, а также поддержать спортивные успехи мужа. Поэтому я отправилась вместе с ним в качестве сопровождающей, прихватив сопровождающего и себе.

Для меня до сих пор остается секретом, как можно приезжать в горы и слепо бегать на время, упуская возможности послушать, подышать, почувствовать окружающий тебя мир. Поэтому я едва ли способна осветит спортивную сторону вопроса. Но я готова рассказать вам о том, как мне удалось пропутешествовать по Северу старого могучего Урала, принять данное, услышать и увидеть грозный крик неба, почувствовать запах приполярной земли и прочувствовать на себе невероятную силу окружающего мира.

Пока мой муж испытывал силы на сверхмарафонских дистанциях, я испытывала свое желание жить. Я шла за интересом и дрессировала своих демонов, которые постоянно подменяли чувство прекрасного. Впрочем, поездка постоянно наполняла меня столь разными, порой противоположными ощущениями, что будет неверным делить на ложное и истинное. Все это важно.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиО технической стороне вопроса

4 дня, 4 дистанции различной сложности, 4 маршрута. Первый день гонки считался основным – 50 км бегом по болотам, куруму, через броды и ледник до вершины горы Народная и обратно на базу. Второй день отдан вертикальному километру на гору Баркова, с дистанцией 6.3 км. В третий день состоялся забег на Хребет Мылдынырд, с дистанцией 26 км, а в четвертый, заключительный день, спортсмены бежали 35 км вокруг массива г. Баркова.

Вахтовка из ближайшего города увозила всех прибывших в горы, до базы Желанная. Именно здесь была база приполярного этапа. Здесь начинались и заканчивались старты, была оборудована столовая, номера и стоянки для оплативших проживание. Здесь организаторы делились с участниками всей необходимой информацией. Мы же жили в 500 метрах от базы в палаточном лагере, на берегу озеро бол. Балбанты. Для всех «палаточников», кстати, были оборудованы баня, шатер, столы и скамейки, а так же поражающих воображение туалеты.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиНадо сказать, что волонтеры и организаторы гонки старались для участников как могли, налаживая быт и все необходимые условия для жизни. Это, наверное, было прекрасным нюансом для городских бегунов. Для тех же, кому палатка почти дом родной, а шум реки приятнее любой музыки, такое количество народа и обустройство поляны скорее создавали напряжение. Однако даже с этим свыкнуться оказалось не сложно, ведь главное, что мы там!

Информацию обо всех маршрутах более подробно, с картами, можно посмотреть в самой группе или на сайте TransUral, я про них особенно писать не стану. Дело в том, что в моих планах было проследовать за мужем по всем этим разметкам, но совокупность факторов безоговорочно поменяли все планы.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиЧеловеческий фактор

С момента регистрации на TransUral в моей вселенной многое успело перевернуться измениться. Несколько поездок, домашние перестройки, новые люди и внезапные переосмысления заставили думать иначе. Таким образом, у меня появился товарищ на маршруте, и это оказалось для меня совсем не просто. Сложность заключалась не только в том, что это женщина, что моя скорость и направление движения были ограничены, что я в ответе за человека, которого веду за собой. Но и в невозможности остаться один на один со своим личным восприятием окружающего пространства. Я, буквально выражаясь, соскучилась по одиночеству и своим мыслям «по теме». Присутствие рядом как минимум еще двух людей заставляло меня думать о них, особенно если они отсутствуют в поле моей видимости или мы кардинально расходимся в мироощущении.

Для меня вдруг стало ясно, почему я путешествую чаще всего одна. Но все это помогало мне принимать решения, благодаря которым мы вернулись с целыми ногами, а также позволило понять основную цель приезда.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиЧеловеческий фактор заключается не только во влиянии на меня других людей. За два месяца до выезда я решила поболеть, что наложило свой отпечаток на подготовку. Но, что для здорового человека идиотизм, для меня приключение. В голове клином засело желание доказать себе, что я пройду, что во мне достаточно еще воли и силы, чтобы не пасть смертью отчаянных по дороге на самую высокую вершину всего Урала.

Человеческий фактор сыграл свою роль, и когда Северный край закрыл непогодой все вершины, я поняла, что нахожусь здесь не ради спортивных побед, а ради самого места и моего в нем полноценного присутствия.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиПогодный фактор

Горы известны своей меланхоличной погодой. Даже такие, сравнительно невысокие северные территории, в которых находится парк, успешно демонстрировали нам свой нрав в середине августа. Из 8 дней, прожитых в лагере, я бы назвала лишь два-три вполне пригодными для прогулок, что уже само по себе хорошо, могло быть и хуже. Черное затянутое небо, штормовой ветер, срывающий палатки, град, дождь, гром и молнии, молочные туманы и минусовые температуры ночью — все это было. Даже в ясный вечер удалось поглядеть северное сияние, хотя даже еще не было достаточно темно.

Что в лагере казалось нормальной погодой, то оборачивалось непролазным облаком на пути к вершине. И даже если постоянно не проливались дожди, то пронизывающий ветер лично меня вынуждал экипировать всю ветрозащиту.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиВпрочем, низкие температуры, похладные ночи и неугодные темные низкие небеса меня не слишком напрягали. Я скорее переживала лишь о том, что не выдастся окно, в котором я наконец увижу скальные рваные вершины, которые так бередят сердца многих путешественников-туристов.

Временной фактор

Замечали, как иногда катастрофически не хватает времени? Не только на дела или отдых, оно вообще весьма стремительно течет. Я пробыла в горах 8 дней, но этого времени мне оказалось недостаточно, чтобы поймать свой лучший кадр, чтобы увидеть свою мечту, чтобы добраться до желаемой точки. Конечно, время утекало, пока другие факторы играли свои роли, но даже так мне удалось взять хотя бы немного для своей памяти, а главное уже распланировать свой будущий приезд в эти края.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиДорога к путешествиям

О поездах

«Вагон, подобно горячей капле пота плавно скользил по липкому телу земли»
(С) Муж, начитавшийся Сартра.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиИтак, наша троица опомнилась с билетами довольно поздно, поэтому ехать нам пришлось сильно заранее. Открытие мероприятия планировалось на 14 августа, а 10 в 7 утра мы уже были в поезде. Добраться до желаемой базы, которая к слову так и называется «Желанное», не так просто. Мы ехали около 13 часов из Екатеринбурга до Кирова, таскали рюкзаки по городу несколько часов, потом садились на новый поезд до Инты. Спустя еще 25 часов мы были на вокзале заветного города Верхняя Инта, где нет автомобильной связи с внешним миром, только железная дорога, и лес.

Давненько я не каталась в поезде, все по небу, да с комфортом. Но настрой на железную дорогу был более, чем позитивный. После триллиона дел, отсутствия нормально сна и отдыха, которые предшествовали выезду, я рассчитывала отоспаться как младенец, начитаться книг и належаться вдоволь. И все бы было здорово, если бы не шило в одном месте и не растворяющая мозг жара. Впрочем, конечно получился и сон, и книгу прочитала, и належалась, как следует, но пота было столько, словно я сама уже пробежала все четыре дня гонки.

В Киров мы приехали уже поздно вечером и, онемевшие от лежания ноги погнали нас на поиски открытых кафе. Даже тяжеленькие рюкзаки не омрачали пути, потому что часть его уже пройдена.

Все еще полные ожидания и неподдельного интереса, мы ночью сели во второй поезд. Нам предстояли тяжелые сутки и полная неизвестность по прибытию на вокзал. На этом этапе я уже тыкала в окно пальцем и рассказывала про невысокую растительность, про ягельные ковры, про погоду, короткие ночи и раннюю осень. Да что там рассказывала, я как стрелка компаса, чувствовала приближение полярного круга, я много часов пролежала, просто глядя в окно, на проносящиеся мимо природные ландшафты. Это глубокая радость внутри, что я еду на Север, пусть и не свой, вдохновляла меня самыми прекрасными образами ожидаемых дней. Это, возможно, какая-то магия, но чем дальше я уезжала от Екатеринбурга, тем лучше становилось мое самочувствие, которое не подвело меня ни разу на протяжении всего путешествия.

В подъезжавшем к Инте поезде стало заметно прохладнее, последние часа четыре езды уже укрываюсь одеялком. Предчувствия бередили сердце, я постоянно смотрела на часы, переживая лишь о том, встретят ли нас, куда нам податься по прибытию, ведь поезд приходил на вокзал ночью.

Около двух часов ночи мы высадились из спящего вагона на станции «Верхняя Инта». На улице по ощущениям было градусов 8, и нас никто не встречал. Просидев на вокзале минут 40, мы решились отправиться вместе с еще одним прибывшим участником в заявленную локацию базирования – детский садик Верхней Инты. Уже было довольно светло, поэтому мы успели поглядеть типичные деревенские дворы, двухъязычные названия улиц, и самое интересное – чум во дворе детского сада! В учреждении нас славно приняла сотрудница, принесла ведро с кипятком для чая и оставила в покое. Уставшие и голодные с дороги мы сделали попытку поспать до приезда волонтеров и организаторов.

Портальная вахтовка

Часам к четырем утра в комнату, где мы развалились на полу, нагрянула толпа слишком бодрых людей. Тут то и начался TransUral. Мы зарегистрировались и как участники, и как сопровождающие, узнали всю информацию по базированию лагеря, налаживанию связи Мегафона на территории базы «Желанная». Осталось погрузиться на волшебную «вахтовку» и преодолеть 5-6 часов пути. Я вышла на улицу и тут же почувствовала этот запах северного рассвета, когда иней начинает отступать и кругом пахнет кустарниками, мхом и листьями немногочисленных деревьев. Этот запах сложно передать, но мне его никогда ни с чем не спутать, именно эти моменты позволяют полностью раствориться на миг в окружающем пространстве.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиНо растворяться было некогда. Часть вещей была примотана к крыше, другая часть отправилась с нами и волонтерами в салон огромной машины. В путь. Ехалось тяжело, нас болтало, как в шейкере, хотелось есть и спать, виды долго не появлялись, но компания в нашей чудо-машине была прекрасная. Волонтеры отважные люди, отправляются в такую даль, в такие места, чтобы работать каждый день, а не путешествовать по долинам. Надо отдать должное – отличные ребята, отличная работа.

Самый яркий кусочек пути был, когда мы пересекали реку Кожим. Наша машина как корабль, рассекала воду, создавая волны, преодолела широкую глубокую реку легко и быстро. А пешком бы мы тут вряд ли пробрались.

Лагерь

В полусонном, затекшем состоянии мы добрались до базы, а после и до нашего милого берега у озера бол. Балбанты. На часах было около полудня. Я вышла из транспорта и глубоко вдохнула холодный воздух – такой некий жест приветствия. Вид голых хребтов и долин выглядел потрясающе, но мой взгляд припал к земле, где росли кустарники карликовой березки, водяника, брусника и морошка.

Это место было прекрасно во всем. Здесь над озером летали чайки, меня дурманил запах мха и кустарников, холодный ветер не щадил ни нас, ни многочисленную мошку и комарье. Во всем этом не было ни плюсов, ни минусов, все было настоящим и уникальным. Под ногами всюду валялся кварц, больше похожий на стекло, а на небе периодически показывалось солнышко и голубое небо.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиКонечно, по приезду еще сотни или двух сотен человек, это место стало другим. Но тот момент первой встречи, когда кроме нас еще не было никого, а вокруг царило безмолвие, можно было услышать берег, каждую птичку, насекомое, шелест кустарника. Этот важный момент приветствия, когда ты понимаешь, что уже никогда ничего не будет как прежде, потому что в твоей памяти, внутри тебя остался этот чудный образ.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиЧасто говорят, что новые люди и новые знакомства влияют на нашу жизнь, меняют ход истории, воздействуют на судьбу. Мол, никакие встречи не бывают случайны, каждая несет свой код к будущему. Для меня этой силой обладают эти новые места. Они, порой сильнее людей, переворачивают все нутро в поисках нужных чувств и слов, чтобы описать то восхищение, ту проникновенность, которую ты испытываешь, соприкасаясь с новым миром. Возможно, на меня опушка леса, гора или озеро производят куда более значительное впечатление, потому что они настоящие во всем. Пусть даже это будет болото и трясина под проливным дождем – нет никакого подвоха, это честное взаимодействие. Впрочем, это все лирика.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиИзведясь долгой дорогой, я мечтала теперь только о хорошем крепком сне в уютной палатке и спальнике. Поэтому мы разбили поляну, поели, поспали и уже только после этого, ближе к вечеру, отправили погулять в сторону местных шахт. Так и закончился наш первый день 12 августа на приполярном Урале. Эта ночь выдалась ясной, лунной и достаточно холодной. Еще до отбоя палатка приняла характерный беловатый оттенок, похрустывая при касании.

Все остальные участники приезжали на берег в течение последующих двух-трех дней, постепенно заполняя все пространство вокруг. Организаторы оборудовали полевую баньку, но мыться всем приходилось в ледяном озере. Были установлены туалеты и обеденные зоны, даже шатер для сушения вещей. В общем, лагерь спустя несколько дней принял новый облик, обжитый и переформированный человеком спортивным.

Приполярный Урал, Национальный парк Югыд Ва, Республика КомиВ ближайшие дни, 13 и 14 числа, мы все вместе гуляли по окрестностям нашей базы. Это были вполне себе теплые деньки с порывистым ветром, в которые мы не нагружали себя большими расстояниями. Мы сходили по маршруту вертикального километра, увидев с горы Баркова «большие горы», поднялись на хребет Малдынырд и впервые увидели каровое озеро и далекую Народную. Наш лагерь окружали невысокие вершины, хребты и холмы, а меня тянуло к другим. К горам со скальными рваными вершинами, которые в своей черноте и безлесье лишь изредка показывали свои грозные лики уставшему путешественнику.