Этот маршрут для тех, кто хочет добавить в свое путешествие немного экстрима, а также сблизиться с природой. Однако подойдет он только владельцам серьезных полноприводных автомобилей – некоторые участки дороги представляют собой грязевое месиво и в сырую погоду становятся практически непроходимыми. Устроить ночлег можно исключительно походный – в машине или в палатке. Учитывая все нюансы, не стоит отправляться в это путешествие в зимний сезон или в период дождей.
Белорецк
Первым ориентиром на маршруте будет город Белорецк, который находится в 260 километрах от столицы Башкирии. Въезд в город начинается с улицы Блюхера – по ней движемся до заводской плотины. По дороге можно сделать пару остановок, чтобы посетить достопримечательности города. Например, на въезде в город недалеко от трассы находится скульптура лося (Белорецкий лось) – та самая достопримечательность, с которой принято фотографироваться гостям города. Некоторые утверждают, что на этом отрезке можно встретить и настоящих лосей, периодически выбегающих из леса.
Чуть дальше по дороге, но с противоположной стороны находится Памятник металлургам Белорецка. Когда-то на металлургическом заводе Белорецка работал местный житель с польскими корнями (сам он был коренной белоречанин) Анатолий Машевский. За годы службы на заводе Машевский заслужил множество званий – почетный металлург СССР, сталевар мартеновского цеха БМК, специалист по скоростным плавкам. Именно его фигура и возвышается на фоне красной звезды при въезде в Белорецк.
Совсем близко к плотине, однако по другую сторону реки Белой, находится величественный и громоздкий Храм святителя Николая Чудотворца. Он имеет богатую и достаточно трагичную историю, которую храм начал еще в 1879 году на Старо-базарной площади. В свое время церковь посещало большое количество знатных духовных лиц, да и местные жители ее любили. Однако в 1929 году, решением властей храм был закрыт, а затем разобран на кирпичики.
Церковные кирпичи сразу пошли в дело – из них были построена столовая и 48-квартирный дом. Вновь храм в Белорецке появился лишь во второй половине 40-х годов – на улице Мраткина была возведена небольшая деревянная церковь, освященная в честь Святой Троицы. Однако простояла она немногим больше 10 лет – в 1981 году церковь была уничтожена пожаром. По официальной версии возгорание возникло из-за неисправной проводки. Современный Храм святителя Николая Чудотворца начали строить около 2000-го года, однако он до сих пор имеет статус «строящийся – для завершения строительства не хватает средств. На сегодняшний день у него полностью отстроены стены, а не так давно появился и купол.
Итак, мы мельком осмотрели местные достопримечательности и можем отправляться дальше. У плотины необходимо повернуть направо, на улицу Ленина. Эта дорога выведет к символу города – Белорецкой водонапорной башне, выполненной из красного кирпича.
На площади с круговым движением поворачиваем налево и движемся прямо до самого выезда из города. Если вы сделали все правильно, то по пути вы должны проехать горнолыжный центр «Мраткино». Дальше двигаемся по направлению к селу Тирлянский. На этом отрезке стоит заправить автомобиль под самое горлышко – дальше АЗС будут редким удовольствием.
GPS-координаты водонапорной башни: 53.970235, 58.404836
GPS-координаты Храма святителя Николая Чудотворца: 53.967830, 58.398296
Тирлянский
Тирлянский или, как его еще называют, Тирлян является перевалочным пунктом по дороге к Инзерским Зубчаткам. Однако и само село является достаточно интересным. Свою историю Тирлянский начинает в 1752 году, когда на этой территории было решено строить железоделательный завод. Однако местная река – Тирлян – оказалась слишком мелководной, поэтому спустя 10 лет завод был перенесен на территорию современного Белорецка. Новая жизнь была дана селу в 1801 году – здесь развернулось строительство Тирлянского вспомогательного молотового завода, где впоследствии производили железо из чугуна с Белорецкого завода.
В начале 20 века здесь появилась узкоколейная железная дорога, выходящая на Транссибирскую магистраль. С этой узкоколейкой связаны два знаковых места Тирляна. Первое – отрезок дороги недалеко от села, где снимался приключенческий фильм «Золотая речка», второе – выемка в скале недалеко от плотины, пробитая при строительстве железной дороги, которая сейчас используется как пешеходная и автомобильная дорога. От самой узкоколейки на сегодняшний день остался разве что след – окончательно эксплуатировать ее перестали еще в 2000-х годах.
Еще одной достопримечательностью села являются руины завода, снесенного наводнением в 1994 году. В этот период здесь шли сильные дожди, что привело к такому подъему воды в пруду, что плотина не выдержала. Огромный поток воды обрушился на Тирлянский, унося за собой постройки и людские жизни. После наводнения завод решили не восстанавливать. Особой популярностью туристов пользуется огромное колесо (12 метров диаметром и весом около 100 тонн) – привод, вращавший прокатные станы. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо, как памятник заводу, стоит до сих пор. Узнать больше об интересной истории села можно здесь.
GPS-координаты Тирлянского колеса: 54.219130, 58.588100
GPS-координаты здания заводоуправления: 54.218202, 58.585579
GPS-координаты руин кузнечного цеха: 54.217819, 58.586909
GPS-координаты выемки в скале: 54.221188, 58.594226
Инзерские Зубчатки
Следующая точка маршрута находится в 20 километрах от Тирляна. Выезжаем из села и вдоль реки поднимаемся вверх до урочища Голявкино. Здесь перебираемся на противоположную сторону реки на лесную дорогу. Проезжаем кордон Миселя – постоялый двор, оставшийся от некогда большого поселения. От кордона движемся в северо-западном направлении и в итоге оказываемся у северной оконечности Инзерских Зубчаток.
Высшая точка Южного Урала – гора Ямантау. Но так уж сложилось, что местные жители — башкиры считают ее плохой горой. На востоке от нее находится вторая по высоте гора – Иремель. Она считается священной (есть ли тайный смысл в том, что плохая гора выше хорошей, — не знаю).
Между этими горами расположен небольшой горный хребет — Инзерские Зубчатки. Они стоят как бы в точке равновесия, и своей зубчатой стеной отгораживают добро от зла. Максимальная высота Инзерских Зубчаток достигает 1161 метр. Хребет сложен кварцитами и кварцитопесчаниками зигальгинской свиты среднего рифея.
У подножия хребта есть несколько хороших мест, где можно установить палатку и разбить лагерь на ночь. Недалеко отсюда прямо из земли бьет родниковый ключ. Больше об Инзерских зубчатках — здесь.
GPS-координаты: 54.270659, 58.374036
Маршрут на карте
Маршрут займет около 630 километров, часть пути которого будет проходить по бездорожью и проселочным дорогам. Поэтому на весь путь уйдет минимум 2 дня – любителям степенных походов стоит накинуть сверху еще один-два дня.