На Урале есть немало городов, имеющих славную и героическую историю. Екатеринбург и Нижний Тагил, Магнитогорск и Челябинск, Миасс и Златоуст, и многие другие города – целая эпоха в развитии индустриальной мощи нашей страны.
Уральская горнорудная промышленность и металлургия оказали стратегическое влияние на обеспечение обороноспособности дореволюционной России и СССР в разные периоды истории. Ещё в Петровскую эпоху и в Отечественную войну 1812 года Строгановские и Демидовские заводы ковали славу российского оружия. И, конечно же, неоценим вклад уральцев в победу в Великой Отечественной войне. Всем известны заслуги Уралвагонзавода, Челябинского тракторного и Уралмаша, но рядом с гигантами отечественной промышленности, в небольших населенных пунктах, люди так же самоотверженно работали на победу, и зачастую, их вклад в общее дело играл значительную роль.
В Свердловской области, в самой северной её части, в 22 километрах от города Ивдель, есть небольшой поселок с замечательным названием Полуночное. У поселка есть своя, очень интересная, в том числе и с героической составляющей, история. В своем повествовании я разделю её на две части: рудник и поселок. Они, конечно же, трудноотделимы и плотно связаны между собой, но, как мне кажется, каждая достойна отдельного рассказа.
История первая. Рудник
Выходы марганцевой руды в районе речки Полуночной обнаружил Поликарп Петровия Мездрин в 1920 году. Он-то и считается первооткрывателем месторождения, сыгравшего впоследствии большую роль в судьбе страны в годы войны. Кстати, его заслугу оценили только много лет спустя поощрительным денежным вознаграждением (посмертно).
До войны 92 процента марганца в СССР получали на Украине в Никополе, и в Чиатуре в Грузии. В 1939 году фашистская Германия развязала Вторую Мировую войну, в воздухе запахло порохом, немецкие войска вплотную приблизились к нашим границам. Руководство СССР прекрасно понимало уязвимость источников стратегического сырья, расположенных в центре страны, поэтому на XVIII съезде партии большевиков было принято решение о развитии горнорудной промышленности на Урале и в Сибири, в том числе и добычи марганцевых руд. Тогда то и вспомнили о Полуночном месторождении и уже к концу 1939 года были составлены проекты его эксплуатации.
В 1940 г. началась детальная разведка и определено место разработки рудника, тогда же, совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б), было принято решение о строительстве железной дороги Ивдель – Полуночное. Первые работы по добыче марганцевой руды на месторождении были начаты в августе 1941 года, когда уже вовсю шла война. Добытую на руднике руду возили машинами на железнодорожную станцию Ивдель по лежнёвой дороге. По свидетельствам очевидцев, руду в карьере добывали вручную и, хотя работы велись круглосуточно, объёмы были небольшими. Точно также не были механизированы и все погрузочные работы, руду в железнодорожные вагоны грузили носилками. На всех работах, как в карьере, так и на погрузке, использовался труд заключённых Ивдельлага. Резкое повышение добычи марганца произошло поздней осенью 1941-го, когда в Полуночное из Днепропетровской области был эвакуирован трест «Никополь-Марганец». Вместе с работниками предприятия в Ивдель прибыли 170 железнодорожных вагонов с горнопромышленным оборудованием, что значительно снизило процент ручного труда и повысило объём добычи руды. Однако перевозка от рудника до станции по-прежнему осуществлялась автомобилями, что сильно сдерживало отгрузку. До конца 1941 года на заводы удалось отгрузить всего 6035 тонн руды, которая послужила основой для производства доменного ферромарганца на Кушвинском метзаводе, а с ноября на – Магнитогорском металлургическом комбинате. Параллельно с разработкой рудника начались работы по строительству железной дороги. На устройстве насыпей и укладке путей работали заключенные того же Ивдельлага. Темпы работы возросли, когда в сентябре-октябре на Северный Урал прибыли эшелоны с трудармейцами. В основном это были советские немцы из Поволжья. Число рабочих на стройке выросло до двух тысяч человек. Осень 1941 года выдалась дождливой, а зима небывало холодной. Депортированные немцы своей теплой одежды не имели, не выдавалась и теплая спецодежда. Холод, болезни и скудный паёк делали свое чёрное дело. Смертность на строительстве железной дороги была крайне высокой. В августе 1942 года путь был подведен к руднику, и сразу началось движение грузовых поездов. Первое время они двигались со скоростью 5-10 км в час, так как земляное полотно, отсыпанное зимой начало давать просадку, деформируя шпальную решётку. Для обеспечения движения, на всём протяжении пути, в течение нескольких месяцев, постоянно работали бригады по восстановлению железнодорожного полотна. С вводом железной дороги ежемесячная отгрузка руды достигла 25-28 тысяч тонн.
А всего за годы войны в Полуночном добыли 935 тысяч тонн марганцевой руды. Добыча и отправка марганца на заводы Урала находилась под жестким контролем Ставки Верховного Главнокомандования. Фронту нужны были танки, а без марганца не было броневой стали. Трудовой подвиг и вклад в победу работников Полуночного рудника трудно переоценить. 3 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны 46 рабочих и ИТР рудника были награждены орденами и медалями. Но вот война закончилась, и потребность в марганце, в больших объёмах отпала. Начиная с 1955 года планы по добыче руды стали постепенно сокращаться. Окончательно работы были свёрнуты в 1962 году, а летом 1964 года были затоплены недостроенные шахты № 7 и № 8. Информация о том, что существовало, когда то, такое месторождение Полуночное, осталась только в XII томе монументальной монографии «Геология СССР», вышедшей в 1969 году.
История вторая. Посёлок
Начавшаяся война обусловила эвакуацию промышленных предприятий вглубь страны. Вместе с оборудованием и материалами ехали и их работники с семьями. Вот и в Полуночное были эвакуированы: трест «Никополь-Марганец», Медвежьегорский лесозавод из Карелии, трудармейцы из Поволжья, рабочие и инженерно-технические работники Богураевского, Голубовского и Краснощёковского рудоуправлений. Население посёлка резко увеличилось. Остро встал вопрос строительства не только жилья, но и всей необходимой инфраструктуры – магазинов, больницы, бани, школы, объектов коммунального хозяйства и административного назначения и много другого. Перед руководством Полуночного рудоуправления стояла непростая задача построить благоустроенный горняцкий поселок. Создавшаяся ситуация и реалии военного времени требовали ускоренного строительства и использования местных, более дешевых, строительных материалов. Таким материалом был лес. С лесом проблем не было. Заключённые Ивдельлага рубили его, выполняя и перевыполняя план. Дело стало за малым. На каждый строящийся объект, будь то жилой дом или свинарник, необходим был проект с конкретной привязкой к месту строительства, а если планировалось строительство целого посёлка, то без генерального плана застройки было просто никак не обойтись. В мирное время этим занимались целые проектные институты, но война внесла в это дело свои коррективы.
12 октября 1942 г. на работу в Полуночное рудоуправление на должность начальника подсобного цеха отдела капитального строительства был принят Н.А. Всеволожский. Вот с этого дня и стоит вести отсчет начала строительства посёлка Полуночное.
Николай Александрович Всеволожский родился 5 декабря 1884 г. в многодетной семье железнодорожного служащего. Свое обучение Н.А. Всеволожский начал в сельской трехклассной начальной школе, а затем поступил в Московское Басманное городское 4-классное училище, после окончания которого, устроился чертежником на Московско-Казанскую железную дорогу, где больше 50 лет проработал его отец. Проявившиеся ещё в детстве способности к рисованию определили его поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании училища в 1915 году он получил диплом архитектора с правом на самостоятельное руководство строительными работами.
Я не буду приводить полностью в своей статье биографию Всеволожского и его трудовую деятельность до переломного для него, 1934 года, хочу только отметить, что за эти годы он стал настоящим профессионалом своего дела и получил богатейший опыт проектирования и строительства самых различных архитектурных объектов — промышленных, общественных и жилых.
В мае 1934 года Николай Александрович был арестован и осужден по печально известной статье 58-12: «Недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершённом контрреволюционном преступлении (которое авт.) влечет за собой – лишение свободы на срок не ниже шести месяцев». Лишение свободы было заменено Всеволожскому на административную высылку на 3 года, в Карелию, в город Медвежьегорск, где все это время он работал инженером проектного отдела 1-го (Медвежьегорского) отделения Беломоро-Балтийского комбината НКВД СССР.
В 1937 году, когда закончился срок административной высылки, Н.А. Всеволожский остался в Медвежьегорске, работая по специальности в том же проектном отделе. Одновременно он изучал карельскую деревянную архитектуру, имея возможность свободно ездить по территории края. Через месяц после начала войны, а точнее 16 июля 1941 года, Николай Александрович был откомандирован в распоряжение Ивдельлага, а с октября 1942 года приступил к работе в Рудоуправлении месторождения Полуночное.
Стоит отметить, что здесь он был единственным архитектором и человеком, имеющим практику строительного проектирования. Н.А.Всеволожский, будучи настоящим профессионалом, стал и генпланистом, и конструктором, и чертежником, и руководителем строительства, и сам же осуществлял авторский надзор. Пример строительства поселка Полуночное дает нам уникальную возможность увидеть и почувствовать талант и мастерство профессионала. За время своей работы в Полуночном Всеволожский спроектировал не имеющие аналогов жилые дома и объекты социальной инфраструктуры: продуктовый магазин, среднюю школу, столовую, больницу, детский сад. Эти объекты исполнены в своеобразной авторской манере, с использованием мотивов и форм деревянного зодчества. Все конструктивные элементы построенных зданий, от фундамента до конька, выполнены из дерева. Единственным каменным зданием стал Дом культуры, за строительство которого в 1948 году Н.А. Всеволожский получает премию.
Давайте посмотрим на творения замечательного архитектора и проектировщика.
Первыми работами Н.А. Всеволожского в 1943 году были проекты одноэтажного четырехквартирного и двухквартирного жилых домов. Ими застроена основная территория поселка. Чуть позже появился проект двухэтажного жилого дома. К сожалению, сегодня часть этих домов потеряла свой первоначальный облик после многочисленных ремонтов и перестроек.
В том же 1943 году Н.А. Всеволожский разрабатывает и реализует проект средней школы. Здание, отслужившее свой срок, разрушено в 2000-е годы.
Тогда же строится продуктовый магазин.
В 1944 г. в поселке построена больница (здание уже разрушено).
Также были построены детские ясли (здание разрушено), а в 1947г. детский сад.
Во всех этих зданиях можно увидеть мотивы карельской архитектуры. Сам архитектор называл этот стиль «северным барокко».
В 1947 г. Н.А. Всеволожский разработал проект каменного Дворца культуры. Основным материалом для выполнения ограждающих конструкций стал монолитный шлакобетон. Таким образом, в поселке появилось первое здание, построенное не из дерева. Сегодня оно уже разрушено.
В 1949 году Н.А.Всеволжский покидает Полуночное и уезжает сначала в Харьков, а затем в Белгородскую область, где принимает самое активное участие в проектировании и строительстве города Губкин. Но это уже другая история.
А что же Полуночное? После закрытия рудника поселок захирел. Люди стали уезжать в другие регионы, население, когда то 8-тысячного поселка, сократилось почти в четыре раза. С начала 2000-х периодически появляются слухи о возобновлении добычи марганцевой руды, но перспективы реанимации рудника весьма призрачны.
Вот такая история рудника и поселка Полуночное. И героическая и немного печальная.
«Типовой двухэтажный жилой дом»…..точно такой же, один в один, стоит в посёлке Лёвиха (то же Свердловская обл. но на 500 км южнее Полуночного в районе Невьянска)
что не смог сделатьс Полуночным Гитлер успешно справились его приемники тн эффективные менеджеры в том числе нынешний глава Ивделя Соколюк
Слава шахтерам Полуночного! Но забыты шахтеры марганцевых рудников около самого Магнитогорска: Кусимовского (с шахтами в Кусимово, Елимбетово, Ниязгулово) и Уразовского рудников. Они, в первую очередь они, обеспечили ММК марганцем, до начала добычи марганца на других месторождениях. Кусимовские шахты были известны ещё до революции, доразведаны в начале 30-х, в полную силу рудник заработал в 35-м, Уразовское месторождение начало разрабатываться с началом войны. Имя начальника рудника — «Алексей Иваныч», «Павлов» — у нас произносили с несравнимо большим уважением, чем «Хрущев», «Брежнев».
Уважаемые авторы, название Ивдель — мужского рода. Соответственно, в дательном падеже правильно писать не «в Ивдели», а «в Ивделе»! Пожалуйста, исправьте ошибку в статье.