В 1840-х годах на заводе внедряется более совершенный способ выделки железа методом пудлингования. В это время устанавливаются первые катальные машины – прообраз прокатных станов, работающие от водяного колеса.

Кричный горн был малопроизводителен, поэтому на его смену пришёл более совершенный агрегат – пудлинговая печь, состоящая из топки и горизонтального рабочего пространства. Горячие газу, образующиеся при сжигании в топке горючего, поступали в рабочее пространство печи и поддерживали там высокую температуру. Пудлинговая операция начиналась с насадки чугуна через шесточное отверстие с помощью лопатки, после чего заслонку закрывали, а щели забрасывали мокрым песком. После насадки чугуна в топку непрерывно подбрасывали горючее (торф, дрова) в течение 20-25 минут до тех пор, пока не расплавится чугун. Расплавленную массу мастер начинал мешать гребком, поливая её время от времени водой и подбрасывая шлак (отходы производства). Работа эта велась с большой интенсивностью. После того, как масса металла загустевала, инструмент меняли на лопатку. Массу выворачивали, разравнивали по всему поду, потом гребком сгребали в кучу.  Это действие повторяли несколько раз, пока масса не примет рассыпчатый вид. Затем дают сильный жар и сбивают от массы комья. Для этого применяется ещё специальный инструмент – булава. Вся работа продолжалась 1,5-2 часа. Готовые комья клещами вынимались из печи, обжимались под молотом и дальше из рук пудлингового мастера попадали в сварочную печь. Там их нагревали 1-1,5 часа, затем прокатывали в полосы нужного размера. Для получения более качественного железа полосы разрезали, прогревали и вновь прокатывали до 3-х раз.

Нижнесалдинцы в годы Великой Отечественной войны
Автор фотографии: Андрей Копырин

Пудлинговая технология стала внедряться на Урале слишком поздно. Не успела она вытеснить кричный способ выделки железа, как выяснилось, что в мире существует более эффективные и производительные бессемеровские и мартеновские технологии. Об этом чуть позже, а пока обратимся к этапу становления и развития на Нижнесалдинском заводе промышленного проката железнодорожных рельсов.

Всецело он связан с именем Колногорова Якима Семёновича, управителя завода с 1851-1861 год. Впервые на Урале он освоил в 1851-1855 гг. промышленный прокат ж.д рельсов. А в 1858 году стал завод выпускать принадлежности к рельсам – рельсовые скрепления, накладки, подкладки и крепёжные болты. В 1857 году были организованы показательные испытания салдинских рельсов. Приехали приёмщики от управления работами на Санкт-Петербургско-Варшавской ж.д. было проведено испытание 2-х прокатных рельсов. А именно каждый из них выдержал удар 62-х пудовой «бабы» (1000 кг) с высоты 5, 5 сажень (11 метров). Причём первый от удара согнулся дугой на 1,2 метра, а второй на 0,97 метра. При этом на рельсах не оказалось ни малейших трещин и признаков излома. Испытания показали отличный результат. Производство рельсов такого качества отмечают «Пермские губернские ведомости» за 1861 год от 26 мая, как крупнейшее событие в России. Нижнесаллдинский завод получил большой заказ от управления Петербургско-Варшавской ж.д. на изготовление рельсов.

В 1864 году на должность управителя заступил талантливейший учёный и математик  Поленов К.П.  В этом году из-за недостатка места в цехе ещё раскалённые рельсы были вынесены на улицу и брошены в снег. Затем охлаждённые таким образом рельсы испытали и выяснилось, что их свойства улучшились. Управитель завода К.П.Поленов повторил закалку с другими рельсами, результат оказался тем же. Вскоре закалка стала обязательной процедурой для всех салдинских рельсов. Прекратили производить рельсы в 1928 году.

Как же жили люди заводского посёлка, отметившем своё столетнее существование в 1860 году. Обратимся к статье И.Рябова «празднование столетия и краткий очерк общественной и заводской деятельности в Нижне-Салдинском заводе».

«В настоящее время завод этот представляет обширное заводское селение, расположенное прямыми и широкими улицами на холмистой поверхности обоих берегов реки Салды с 3 994 мужских душ и 4 251 женского пола, помещающихся в 1 242 деревянных, 7 каменных и 6 полукаменных домах… Госпиталь на 24 кровати и аптека, снабжённая средствами, требуемыми современным состоянием медицины, находятся под заведыванием живущего в Н.-Салдинском заводе медика… Жители трудолюбивы, предприимчивы, воздержаны и бережливы и вообще зажиточны. Хлебопашеством почти не занимаются, но зато держат много скота…В заключении прибавим, что при всеобщей дороговизне жизненных продовольствий в здешней местности. В настоящее время пауперизма вовсе не заметно. Это должно отнести к тому, 1-е что заводская контора выдаёт хлеб по 43 копейки, тогда как сама платила почти вдвое. Кроме того, престарелые, сироты и многосемейные получают его в виде вспоможения безденежно;

2-е значительное количество содержимого в Н-Салдинском заводе скота и овец и вообще зажиточности, бережливости и трудолюбия жителей его;

3-е  распорядительности заводского управителя, дающего всеми зависящими от него способами возможность приобретать желающим продовольствие своевременно и по дешёвейшей цене»

Музей истории Нижнесалдинского металлургического завода
Адрес: Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Энгельса 1
Телефон: 8 (343 45) 32-670 (доб. 124)

Автор статьи: Марина Упорова,
заведующая музеем истории Нижнесалдинского металлургического завода

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments