К 1870 году на заводе развивается доменное производство, появляется жидкий чугун.  Переворот в технике передела чугуна в сталь или в железо был сделан изобретателем Генри Бессемером.

Он предложил продувать воздух через расплавленный чугун в особых грушевидных печах, называемых конверторами, для удаления из него углерода и кремния. При этом в результате окисления кремния выделялось так много тепла, что расплавленный металл не только не остывал, но, наоборот, сильно подогревался. Получавшаяся в процессе бессемерования сталь не загустевала, а оставалась в жидком виде.

Нижняя Салда, Свердловская область
Автор фотографии: Андрей Копырин

Генри Бессемер взял патент на своё изобретение в 1855 году, однако промышленное производство бессемеровской стали было организовано только спустя 20 лет – в 1875 году на Нижне-Салдинском заводе. Бессемеровская фабрика была построена по французскому проекту, руководил делом К.П.Поленов.

Суть бессемерования была в том, что жидкий чугун заливался в так называемые реторты и продувался воздухом в течение 15-20 минут. Однако через год в 1876 году К.П. Поленов делает открытие и приступает к модернизации технологии. Он обнаружил, что если малокремнистый чугун не просто расплавлять, но ещё и дополнительно перегревать, то процесс бессемерования идёт гораздо интенсивнее, сталь получается более высокого качества и исключает возможность застывания металла в конвертере. Этот метод, изобретённый К.П. Поленовым получил название «Русский способ бессемерования стали». Но теоретически его обосновал учёный и инженер, а затем и управитель Н-Салдинского завода В.Е.Грум-Гржимайло. В 1889 году он опубликовал в «Горном журнале» свою первую печатную работу «Бессемерование в Нижне-Салдинском заводе».

Первая бессемеровская фабрика на Нижне-Салдинском заводе представляла из себя каменное здание с массивными стенами из бутового камня размером 15*30 метров, высотой 12 м. в здании помещались 2 конвертора вместимостью по 5 т. каждый. Как конвертор, так и остальное оборудование (ковш, подъёмные краны, воздуходувные машины) фабрики приводилось в движение  гидравлическими двигателями. Чугун перегревался в отражательных печах «Сименса». Отражательных печей было 4, вместимостью 5-6 т. каждая. Жидкий чугун из доменных печей вливался в отражательную печь, к нему делалась присадка железных обрезков до 25 %. Перегрев продолжался от 2-3 часов до температуры 1250 ℅. Затем перегретый чугун по желобам выливался в конвертор. Отражательные печи отапливались газом из дровяных генераторов. В 1915-16 гг. печи были переведены на доменный газ. Работа велась в один конвертор, другой был запасным. В сутки делалось 10-12 операций. Завод нуждался в новом прокатной фабрике. В 1892 году как надзиратель и помощник управителя Нижнесалдинского завода В.Е.Грум-Гржимайло совершил свою первую заграничную поездку для осмотров заводов Швеции, Франции, Германии и Бельгии. В 1897 году начинается строительство рельсопрокатного цеха и в 1901 году он был пущен в действие. В основе этого цеха был крупносортный прокатный стан «800» с приводом от паровой машины в 6 000 т.с.

Для  привода к этому прокатному стану требовалась паровая машина. Во время заграничной поездки В.Е.Грум-Гржимайло и заказал её немецкой фирме Эргард-Земмер в Саарбюкене. Немцы выпускали в то время подобные паровые машины без конденсатора, то есть для работы на выхлоп, что было крайне неэкономично. При этом фирма заявила, что если будет смонтирован конденсатор, то никакой ответственности они за её работу не несут. Но Владимир Ефимович сам взял на себя ответственность и заказал струйный конденсатор фирме Кертинг. За монтаж реверсивной паровой машины фирма запросила значительную сумму. При этом В.Е.Грум-Гржимайло смекнул, что при установке их специалист может утаить какие-то недочёты.

Тогда были поставлены новые условия приобретения паровой машины. Монтаж и установка нового агрегата производится силами Салдинского завода, а приёмку будет осуществлять представитель фирмы. Работа по монтаже машины была поручена Иосиф Михайлович Смирнову и Тимофей Архипович Плаксину. Сложность монтажа машины состояла в том, что она состояла из 3-х цилиндров, работающих на один коленчатый вал, покоящийся на 6 опорных подшипниках, рамы под которые опирались на тёсанные гранитные плиты фундамента. Необходимо было так собрать машину, чтобы шейки 3-х коленчатого вала (весом около 25 т). плотно прилегали на все опорные вкладыши подшипников. Это достигалось путём притирки поверхности гранитных плит в местах касания с рамой. Работу по подгонке гранитных плит фундамента между собой и притёске их посадочных поверхностей выполнили лучшие каменотёсы Екатеринбургской гранитной фабрики.

После окончания работы завод уведомил фирму и просил прислать приёмщика. Приехал немец и после осмотра монтажа паровой машины сказал: «Изумительно, такой сборки я не ожидал в России!».  Паровая машина на Н-Салдинском заводе была смонтирована с конденсатором. Немец увидел воочию, что она прекрасно работает с ним, и абсолютно управляема во всех режимах. А они считали это невозможным. Сразу после приёмки немец сказал: «Я сейчас бегу на телеграф и сообщаю фирме о колоссальных достижениях русских».

Тимофей Архипович рассказывал, что после приёмки немец угостил всех присутствующих пивом, кричал «Ура» русским и бросал свою шляпу. Восхищаясь работой машины с конденсатором немец оказался прав и с тех пор фирма Эргард-Земмер и все другие иностранные фирмы стали выпускать паровые реверсивные машины с конденсаторами. Только в 1975 году волею обстоятельств при капитально-реконструктивном ремонте прокатного стана эта машина была заменена на более мощную с экономичным электроприводом.

Начало и завершение  истории завода можно посмотреть здесь: История Нижнесалдинского металлургического завода: демидовская эпоха

История Нижнесалдинского металлургического завода: жизнь завода до революции

История Нижнесалдинского металлургического завода: жизнь завода после революции

Музей истории Нижнесалдинского металлургического завода
Адрес: Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Энгельса 1
Телефон: 8 (343 45) 32-670 (доб. 124)

Автор статьи: Марина Упорова,
заведующая музеем истории Нижнесалдинского металлургического завода

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments