В 1921 году Советскую Россию поразил ужасный голод, вызванный сильной засухой и неурожаем, а также политикой военного коммунизма и продразверстки, в рамках которых у крестьянства принудительно изымался хлеб. Голод охватил 35 губерний страны – в Южной Украине, на Урале, в Поволжье, Западной Сибири и частично в Казахстане. В то время на этих территориях проживало 90 миллионов человек, 40 миллионов из которых недоедали. Общее количество погибших от голода и его последствий составило пять миллионов – чуть больше, чем население всей Новой Зеландии!
Если в 1921 году сообщения хоть и не внушали радости, но были вполне преемлемы, то уже спустя год газеты начали выпускать по-настоящему страшные материалы. Например, 19 ноября 1921 года чекисты об Оренбургской области сообщали следующее: «Голод усиливается. Увеличивается смертность детей. Ощущается острый недостаток медикаментов. За недостатком материальных средств борьба с голодом ведется слабо».
А вот сообщение уже 1922 года: «Голод дошел до ужасных размеров: крестьянство съело все суррогаты, кошек, собак, в данное время употребляют в пищу трупы мертвецов, вырывая их из могил. В Пугачевском и Бузулукском уездах обнаружены неоднократные случаи людоедства. Людоедство, по словам членов волисполкома, среди Любимовки принимает массовые формы. Людоеды изолируются». И с каждым днем подобных сообщений в Москву поступало все больше.
Папская миссия помощи
Когда происходят бедствия подобного масштаба, людям свойственно забывать обо всех спорах и стремиться помочь ближнему. Так и капиталистический Запад отложил до поры политические и идеологические разногласия с коммунистической Россией – для помощи голодающим было организовано международное движение по сбору средств. Не остались в стороне и религиозные организации, в том числе Римско-Католическая церковь.
В 1922 году началась подготовка по отправке в Советскую Россию добровольцев-волонтеров для спасения голодающих. Действо это вошло в историю как Папская миссия помощи, директором которой назначили основателя и директора школы дипломатической службы, американского иезуита Эдмунда А. Уолша. Он совершил несколько подготовительных командировок, в том числе объехал регионы России, чтобы выяснить, каким из них помощь требуется в первую очередь, а затем, прихватив двух других американских иезуитов – Джорджа А. Фаррелла и Луиса Дж. Галлагера, прибыл в Москву.
По просьбе советских властей первым регионом в списке папских посланников стал Крым. 29 сентября 1922 года они открыли первую бесплатную столовую в Евпатории, где горячее питание ежедневно получали до 1 тысячи человек. Всего за месяц миссионеры охватили весь Южный Крым, доведя количество детских обедов до 20 тысяч. В октябре их деятельность была направлена уже на северную часть полуострова. Когда в Крыму питание было налажено, часть сотрудников отправилась в другие регионы России для открытия новых отделений.
К концу 1922 года Папской миссией помощи на территории России было открыто 269 бесплатных столовых, в которых питание получали 82 тысячи голодающих.
Однако один регион пока оставался вне поля зрения Папской миссии – Оренбургская губерния. К декабрю 1922 года в губернии насчитывалось более 400 тысяч голодающих (к марту 1923 года это количество выросло еще на 100 тысяч). Только за период с 1 января по 1 ноября 1922 года в губернии от голода умерли 50 тысяч человек. Тогда, откликнувшись на беду местного населения, в Оренбургскую губернию отправился Луис Джозеф Галлагер.
Спасение Оренбургской губернии
По прибытии в Оренбург Галлагер набрал команду из 12 человек для работы в городе и 17 человек для работы в уездах. Местные власти предоставили им помещение для конторы. Правда, не сразу – первые две недели посланникам Папы пришлось коротать зимние ночи в своем автомобиле. Да и выделенное помещение нуждалось в серьезном вмешательстве ремонтников. Но эти трудности добровольцев не пугали и не замедляли их работу.
Наиболее нуждающейся территорией оказалась Киргизская (Казахская) АССР, столицей которой в то время был Оренбург. По итогу проверки Галлагером и его командой было открыто три базисных склада – в Акбулаке (сейчас Оренбургская область), Актюбинске и Джуруне (ныне Казахстан), а также налажены железнодорожные поставки продовольствия в них. Чуть позже на их основе раскинули широчайшую сеть пунктов питания.
Всего к 1 мая в Оренбургской губернии и Северном Казахстане было открыто 207 бесплатных столовых, обеспечивающих едой порядка 25,5 тысячи человек. В Акбулакском районе действовало 70 питательных пунктов, способных прокормить более 5900 детей.
Всего с января по май посланниками Папской миссии в Оренбуржье было передано голодающим более 160 тонн муки, 95 тонн крупы, 41 тонна риса, 10 тонн сала, 6 тонн какао и 21 тонна сахара.
В июне 1923 года миссия папских посланников по преодолению последствий голода была выполнена, а их работа на Южном Урале окончена.
Однако работа Галлагера в России на этом не окончилась – по личной просьбе Папы он отправился на поиски мощей святого Андрея Боболи. Этот особо почитаемый поляками и белорусами святой жил в XVII веке и прославился своей ученостью и проповедями. В 1657 году его зверски замучили и убили казаки Богдана Хмельницкого.
На просьбу отдать тело одного святого за спасение нескольких сотен тысяч человек Советское правительство ответило согласием и договорилось о всяческом сотрудничестве знающих людей. В конце концов мощи были найдены – в Москве на выставке «Гигиена» в музее Наркомздрава.
Оказалось, что тело Андрея Боболи проделало немалый путь. До 1702 года оно было погребено в Пинске, пока его не откопали для Петра I. В 1808 году нетленные мощи перевезли в собор Полоцка, который после этого события стал одним из популярнейших для паломников местом. Однако в 1922 году с собором произошло то же, что и с большинством других церквей этого богоборческого периода, а мощи были отданы московским студентам-медикам.