Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Воспоминания о Каме

   Плывут воспоминания плотами,

   Их память-катер тянет на простор,

   И кажется, что снова я на Каме

   И к ней сошлись стала лохматых гор.

   И пью ее живительные воды,

   Она же, как и прежде, глубока.

   И раздвигает берега и годы

   Уральская рабочая река.

   Л. Сорокин

 

   Почему человек на склоне лет берется писать мемуары? Возможно потому, что прожитая жизнь остается в воспоминаниях, и мысли постоянно возвращаются в былое. И великая благодарность тем людям, которые берут на себя труд переложить на письмо свои раздумья.

   В архиве Пермского областного краеведческого музея хранятся несколько листков машинописного текста. В 1971 году их принес Василий Васильевич Молодцов - краевед, педагог с большим стажем, поэт-любитель, старожил Перми. Его воспоминания посвящены детским и юношеским годам (1909 - 1917). Они представляют большой интерес, ибо отражают любопытнейшие детали и факты, ускользнувшие от пера летописцев.

   Наверное, для каждого пермяка Кама - особая строка в биографии: место отдыха, раздумий, свиданий. Сейчас Кама в районе города кажется величественно пустынной, а в начале XX века картина была совсем иной.

 

Автор фотографии - Midel

 

   Вот что вспоминает о том времени В.В. Молодцов:

   "Пристаней в те годы было много, и этот участок реки в период навигации был очень оживленным. В самом центре, как раз напротив железнодорожного вокзала (Пермь I), было пароходство Любимова. Большие двухпалубные пароходы белого цвета носили полные имена судовладельцев: "Иван Иванович Любимов", "Анна Степановна Любимова".

 

Пароход «Анна Степановна Любимова». Автор фотографии - humus777

 

Пароход «Иван Любимов». Автор фотографии - humus777

 

   Такие же белые и, пожалуй, более комфортабельные пароходы были у братьев Каменских. Их пристань находилась рядом, чуть пониже пристани Любимовых. Выше располагалась пристань пароходчиков Кашиных. Их пароходы были окрашены в розовый цвет. Пароходы Каменских и Кашиных назывались кратко: "Михаил", "Федор", "Вера", "Матрона"...

 

Контора и пристань братьев Каменских. Автор фотографии - humus777

 

Пароход «Александр» братьев Каменских. Автор фотографии - humus777

 

Пароход «Алексей». Автор фотографии - humus777

 

Пароход «Василий». Автор фотографии - humus777

 

   Все три пароходства посылали свои суда на Волгу и конкурировали между собой. Значение имели комфорт, скорость, стоимость проезда.

   Пониже пристани Каменских находились еще две пристани: пароходчика Ржевина и Акционерного общества "Русь". Небольшие ржевинские пароходы обслуживали Верхний плес. Они ходили в Соликамск, а в большую воду по рекам Вишера и Колва до Чердыни.

 

Пристань «Ржевина». Автор фотографии - humus777

 

   Товарно-пассажирские пароходы Акционерного общества "Русь" были оригинальной конструкции с экзотическими названиями: "Рубин", "Изумруд", "Алмаз", "Жемчужина". Огромные колеса у этих пароходов находились сзади, извергая во время хода каскады водяных брызг. Шли эти суда не спеша, подолгу стояли на пристанях. Вся погрузка и разгрузка трюмов совершалась вручную.

   Ниже по течению, в районе Осинского спуска, была еще одна небольшая пристань Истоминых. Их пароходики совершали ближние рейсы до Оханска и Осы.

 

Пристани Истомина. Автор фотографии - humus777

 

   Между городом и Мотовилихой все время сновали, шлепая колесами, два старых пароходика "Пермь" и "Мотовилиха", а в Нижнюю Курью ходило небольшое судно "Царевна".

 

Пароход «Мотовилиха». Автор фотографии - humus777

 

Пароход «Мотовилиха». Автор фотографии - humus777

 

Пароход «Пермь». Автор фотографии - humus777

 

Пароход «Пермь». Автор фотографии - humus777

 

   Конторки пристаней были плавучими и с окончанием навигации уводились в затон. На берегу оставались амбары, склады - все дощатое, скрипучее и сухое.

   На улице Монастырской (ныне Орджоникидзе) вдоль пристаней, напротив железнодорожного вокзала, тянулись ряды мелочных лавок, где всегда можно было купить икряную воблу, в изобилии поступавшую с низов.

 

Выход пассажиров с пристани Любимова. Автор фотографии - humus777

 

Автор фотографии - humus777

 

   Тут же, недалеко от Кашинской пристани, стояла каменная часовенка с иконой Богоматери. Перед ней всегда теплились свечи, поставленные богомольными пассажирами, уезжавшими на пароходах в низа - Самару, Сызрань, Саратов, Царицын и Астрахань, - путь неблизкий.

 

Пароходная пристань и Кафедральный Собор. Автор фотографии - humus777

 

   Мы, мальчишки, любили наблюдать отвал парохода. На верхней палубе чисто одетые дамы и господа. Это пассажиры первого и второго класса. В третьем и четвертом классе - народ попроще. Уже прогудел третий гудок, сопровождающие сходят на пристань. Капитан на капитанском мостике. У штурвала, как правило, старый усатый водник, испытанный и надежный. Сняв фуражку, он осеняет себя крестным знамением. Уже отданы швартовы, и пароход, ворочая плицами и обдавая провожающих паром, медленно отходит от пристани. Сделав плавный разворот и дав прощальный гудок, он ложится на курс.

 

Мост через р. Кама. Автор фотографии - humus777

 

Мост через Каму. Автор фотографии - humus777

 

   Камскую гладь бороздили буксирные пароходы, окрашенные в желтый цвет. Они тащили за собой плоты, тяжелые баржи и барки. Знаменитым по мощи машины считался волжский буксир "Бурый медведь", у него был очень низкий гудок. В начале десятых годов на Каме появилась новинка: это теплоход Любимовых "Урал". Он считался флагманом Камского флота. Судьба его оказалась трагической.

   Вернувшись из дальнего рейса и высадив пассажиров, "Урал" отправился на разгрузку в Левшино. Вскоре после отплытия на нем возник пожар, и теплоход очень быстро сгорел на глазах у многих очевидцев. Говорят, что он, объятый пламенем, напоминал горящий факел.

 

Пароход «Урал». Автор фотографии - humus777

 

   Его искореженный остов долго виднелся на одной из отмелей правого берега. Жителей Перми всегда влекло на берега Камы полюбоваться на кипучую жизнь реки в навигационный период и на закамские лесные дали, покататься на лодке, а весной посмотреть на ледоход..."

 

Речная пристань на Каме. Автор фотографии - humus777

 

   Уже давно нет рядом с нами Василия Васильевича, но благодаря его воспоминаниям мы открываем неведомые страницы, узнаем новые факты из далекого прошлого нашего прекрасного края...

 

Источник: «О Земле Уральской»

 

   Ссылки по теме:

   Экскурсия на Урал. 1910 год.

   Первые на Каме пароходы

   Обзоры и справочная информация

 

Мы в соцсетях!