Плывут воспоминания плотами,

Их память-катер тянет на простор,

И кажется, что снова я на Каме

И к ней сошлись стала лохматых гор.

И пью ее живительные воды,

Она же, как и прежде, глубока.

И раздвигает берега и годы

Уральская рабочая река.

Л. Сорокин

Почему человек на склоне лет берется писать мемуары? Возможно потому, что прожитая жизнь остается в воспоминаниях, и мысли постоянно возвращаются в былое. И великая благодарность тем людям, которые берут на себя труд переложить на письмо свои раздумья.

В архиве Пермского областного краеведческого музея хранятся несколько листков машинописного текста. В 1971 году их принес Василий Васильевич Молодцов — краевед, педагог с большим стажем, поэт-любитель, старожил Перми. Его воспоминания посвящены детским и юношеским годам (1909 — 1917). Они представляют большой интерес, ибо отражают любопытнейшие детали и факты, ускользнувшие от пера летописцев. Наверное, для каждого пермяка Кама — особая строка в биографии: место отдыха, раздумий, свиданий. Сейчас Кама в районе города кажется величественно пустынной, а в начале XX века картина была совсем иной.

Автор фотографии - Midel
Автор фотографии — Midel

Вот что вспоминает о том времени В.В. Молодцов: «Пристаней в те годы было много, и этот участок реки в период навигации был очень оживленным. В самом центре, как раз напротив железнодорожного вокзала (Пермь I), было пароходство Любимова. Большие двухпалубные пароходы белого цвета носили полные имена судовладельцев: «Иван Иванович Любимов», «Анна Степановна Любимова».

Пароход «Анна Степановна Любимова». Автор фотографии - humus777
Пароход «Анна Степановна Любимова». Автор фотографии — humus777
Пароход «Иван Любимов». Автор фотографии - humus777
Пароход «Иван Любимов». Автор фотографии — humus777
Такие же белые и, пожалуй, более комфортабельные пароходы были у братьев Каменских. Их пристань находилась рядом, чуть пониже пристани Любимовых. Выше располагалась пристань пароходчиков Кашиных. Их пароходы были окрашены в розовый цвет. Пароходы Каменских и Кашиных назывались кратко: «Михаил», «Федор», «Вера», «Матрона»…
Контора и пристань братьев Каменских. Автор фотографии - humus777
Контора и пристань братьев Каменских. Автор фотографии — humus777
Пароход «Александр» братьев Каменских. Автор фотографии - humus777
Пароход «Александр» братьев Каменских. Автор фотографии — humus777
Пароход «Алексей». Автор фотографии - humus777
Пароход «Алексей». Автор фотографии — humus777
Пароход «Василий». Автор фотографии - humus777
Пароход «Василий». Автор фотографии — humus777

Все три пароходства посылали свои суда на Волгу и конкурировали между собой. Значение имели комфорт, скорость, стоимость проезда. Пониже пристани Каменских находились еще две пристани: пароходчика Ржевина и Акционерного общества «Русь». Небольшие ржевинские пароходы обслуживали Верхний плес. Они ходили в Соликамск, а в большую воду по рекам Вишера и Колва до Чердыни.

Пристань «Ржевина». Автор фотографии - humus777
Пристань «Ржевина». Автор фотографии — humus777

Товарно-пассажирские пароходы Акционерного общества «Русь» были оригинальной конструкции с экзотическими названиями: «Рубин», «Изумруд», «Алмаз», «Жемчужина». Огромные колеса у этих пароходов находились сзади, извергая во время хода каскады водяных брызг. Шли эти суда не спеша, подолгу стояли на пристанях. Вся погрузка и разгрузка трюмов совершалась вручную. Ниже по течению, в районе Осинского спуска, была еще одна небольшая пристань Истоминых. Их пароходики совершали ближние рейсы до Оханска и Осы.

Пристани Истомина. Автор фотографии - humus777
Пристани Истомина. Автор фотографии — humus777

Между городом и Мотовилихой все время сновали, шлепая колесами, два старых пароходика «Пермь» и «Мотовилиха», а в Нижнюю Курью ходило небольшое судно «Царевна».

Пароход «Мотовилиха». Автор фотографии - humus777
Пароход «Мотовилиха». Автор фотографии — humus777
Пароход «Мотовилиха». Автор фотографии - humus777
Пароход «Мотовилиха». Автор фотографии — humus777

Пароход «Пермь». Автор фотографии - humus777
Пароход «Пермь». Автор фотографии — humus777
Пароход «Пермь». Автор фотографии - humus777
Пароход «Пермь». Автор фотографии — humus777

Конторки пристаней были плавучими и с окончанием навигации уводились в затон. На берегу оставались амбары, склады — все дощатое, скрипучее и сухое. На улице Монастырской (ныне Орджоникидзе) вдоль пристаней, напротив железнодорожного вокзала, тянулись ряды мелочных лавок, где всегда можно было купить икряную воблу, в изобилии поступавшую с низов.

Выход пассажиров с пристани Любимова. Автор фотографии - humus777
Выход пассажиров с пристани Любимова. Автор фотографии — humus777
Автор фотографии - humus777
Автор фотографии — humus777
Тут же, недалеко от Кашинской пристани, стояла каменная часовенка с иконой Богоматери. Перед ней всегда теплились свечи, поставленные богомольными пассажирами, уезжавшими на пароходах в низа — Самару, Сызрань, Саратов, Царицын и Астрахань, — путь неблизкий.
Пароходная пристань и Кафедральный Собор. Автор фотографии - humus777
Пароходная пристань и Кафедральный Собор. Автор фотографии — humus777

Мы, мальчишки, любили наблюдать отвал парохода. На верхней палубе чисто одетые дамы и господа. Это пассажиры первого и второго класса. В третьем и четвертом классе — народ попроще. Уже прогудел третий гудок, сопровождающие сходят на пристань. Капитан на капитанском мостике. У штурвала, как правило, старый усатый водник, испытанный и надежный. Сняв фуражку, он осеняет себя крестным знамением. Уже отданы швартовы, и пароход, ворочая плицами и обдавая провожающих паром, медленно отходит от пристани. Сделав плавный разворот и дав прощальный гудок, он ложится на курс.

Мост через р. Кама. Автор фотографии - humus777
Мост через р. Кама. Автор фотографии — humus777
Мост через Каму. Автор фотографии - humus777
Мост через Каму. Автор фотографии — humus777

Камскую гладь бороздили буксирные пароходы, окрашенные в желтый цвет. Они тащили за собой плоты, тяжелые баржи и барки. Знаменитым по мощи машины считался волжский буксир «Бурый медведь», у него был очень низкий гудок. В начале десятых годов на Каме появилась новинка: это теплоход Любимовых «Урал». Он считался флагманом Камского флота. Судьба его оказалась трагической.

Вернувшись из дальнего рейса и высадив пассажиров, «Урал» отправился на разгрузку в Левшино. Вскоре после отплытия на нем возник пожар, и теплоход очень быстро сгорел на глазах у многих очевидцев. Говорят, что он, объятый пламенем, напоминал горящий факел.

Пароход «Урал». Автор фотографии - humus777
Пароход «Урал». Автор фотографии — humus777

Его искореженный остов долго виднелся на одной из отмелей правого берега. Жителей Перми всегда влекло на берега Камы полюбоваться на кипучую жизнь реки в навигационный период и на закамские лесные дали, покататься на лодке, а весной посмотреть на ледоход…»

Речная пристань на Каме. Автор фотографии - humus777
Речная пристань на Каме. Автор фотографии — humus777

Уже давно нет рядом с нами Василия Васильевича, но благодаря его воспоминаниям мы открываем неведомые страницы, узнаем новые факты из далекого прошлого нашего прекрасного края…

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments