Сразу скажу, что во время долгих поездок – на 6-7 дней в новой стране мы всегда берем хорошего гида, потому что только так можно узнать о стране максимально много и попасть в самые необычные места. По Армении нас сопровождал отличный гид – Ашот Левонян и вот его сайт www.spring-voyage.com и телефонный номер c WhatsAp/Viber: +374 95 81 0007

День первый: Обзорная экскурсия по Еревану и посещение коньячного завода Арарата

Первый день у нас начался поздно, с 12.00 – мы прилетели в Ереван ночью, (ура-ура, в Екатеринбурге до Еревана есть прямой самолет) и закончился поздно, после 24.00, в баре отеля Tufenkian, коньяком двадцатилетней выдержки. Кстати, коньячных заводов в Ереване несколько, если гуляете по городу, то Вы точно увидите два – красный – из красивого красного туфа — завод Арарат и черный – из потрясающего черного туфа. Мы были на экскурсии в музее завода «Арарат» и на дегустации трех коньяков разной выдержки.

Да, у крепкого напитка из Армении есть минимум три народных названия – армянский коньяк (есть легенда, что благодаря качеству напитка, армянам дали право называть спирт из виноградного белого вина, выдержанный в дубовых бочках в виде исключения – коньяком), и кто-то называет даже «арманьяк», что совсем не верно и «бренди» (вне России и Армении). Ну да, после этой дегустации мы решили пить в Армении всегда двадцатилетней армянский коньяк.

А потом мы заехали в монастырь дедушки Левона, но об этом я уже писала.Монастырь дедушки Левона. Что посмотреть в Ереване. Что посмотреть в Армении. Фото.
Во время экскурсии по Еревану мы увидели мемориальный комплекс Цицернакаберд и очень подробно узнали историю геноцида армянского народа – трагедию, в результате которой не только погибло от 500 000 до 1 500 000 армян, но, в результате бегства из Османской империи, по всему миру образовалась очень сплоченная армянская диаспора.

Затем мы посетили парк Победы и посмотрели на город с высоты.

Что меня больше всего поразило в этот день — Каскад и музей современного искусства под открытым небом, подаренный городу одним из богатых армян – американцем-меценатом Джерардом Гафесчаном, за чей счет Каскад содержится и сейчас.

Вечером мы ужинали в ресторане на крыше одного из зданий на площади Республики и весь ужин любовались прекрасными поющими фонтанами.

День второй: Храм Гарни, монастырь Гегард, долина реки Азат и город Эчмиадзин (армянский Ватикан)

Гарни и Гегард находятся в 40 км от Еревана, и хотя языческий храм Гарни и пещерный монастырь Гегард являются двумя сооружениями, не имеющими между собой ни временного, ни концептуального общего, но они близко расположены друг к другу и их удобно вместе посещать.

И сразу появляется понимание, какая древняя история у Армении и как здесь все переплетено во времени и истории. Язычество и христианство, разные народы, разные исторические эпохи.

Затем мы спустились в каньон реки Азат на джипе, чтобы посмотреть на природное чудо: симфонию камней — двухсотметровые базальтовые столбы. Когда-то это место в Армении называли Чертовой пасекой, ведь снизу столбы, зависшие в воздухе, напоминают соты.

Пообедали мы удивительно вкусно в детской школе искусств Machanents.

Там и готовят, и обслуживают гостей подростки и так зарабатывают на содержание школы искусств.

После обеда была поездка в Эчмиадзин. Я была когда-то там, но в этот раз было совсем другое впечатление. Чтобы понять, чем отличается Армянская апостольская церковь от всех других христианских церквей мира, необходимо побывать в Эчмиадзине.

Эчмиадзин – небольшой город в 20 км от Еревана, в котором находится не только Эчмиадзинский кафедральный собор – главный храм Армянской апостольской церкви, но и целый комплекс древних храмов, музеев, библиотека, резиденция Католикоса всех армян и другие многочисленные церковные сооружения.

Это место часто называют армянским Ватиканом. Нам повезло, это было воскресенье и мы увидели несколько церковных обрядов: венчание, крещение. Армения — древнейшая христианская страна в мире и понимание этого начинает приходить именно здесь.

Дистанция 180 км
Длительность 8-10 часов

День третий: Хор Вирап, Винодельня, Нораванк, Татевская канатная дорога

Чтобы не возвращаться каждый день в Ереван и увидеть как можно больше за небольшой в общем-то срок, мы решили организовать кольцевой маршрут и рано утром уехали из гостеприимного Еревана на юг Армении в город Горис, потому что с инфраструктурой в Армении не очень и найти хороший отель сложновато. По дороге мы заехали в монастырь Хор-Вирап, где в темнице сидел первый Католикос всех армян, в темницу можно спуститься, но для нас лаз показался слишком узким, а затем мы любовались красотой библейской горы Арарат.

По дороге мы заехали в село Арени, которое считается центром виноделия в Армении, а потом на винодельню, чтобы попробовать армянское вино.

Была возможность дегустации 20 разных вин, но мы остановились на 5 и все равно, как можно заметить, выражение лица после этой дегустации стало очень довольное и расслабленное.

После дегустации по красивой горной дороге мы заехали в монастырь Нораванк, который считается одним из самых красивых монастырей мира. Кстати, хотя большинство христианских храмов в Армении называются монастырями, монахов в них нет. А монашек вообще никогда не было, потому что армянские женщины должны рожать детей.

Про обед возле живописный реки в колоритным армянском ресторане я, конечно, не промолчу – несмотря на жаркий день, под деревьями было прохладно и все невероятно вкусно. Мы уже вполне по-армянски заворачивали зелень в лаваш.

После этого была поездка на самой длинной в мире канатной дороге — Татевской. Если бы дороги не было, то до Татевского монастыря, построенного в 9 веке, по горному серпантину пришлось бы ехать несколько часов. Благодаря строительству, на деньги спонсоров, канатки «Крылья Татева» (5,7 км) монастырский комплекс стал одним из самых часто посещаемых мест в Армении.

Этот монастырь являлся одним из древнейших духовных центров средневековой Армении, а также крупнейшим университетом своего времени. Мы были в одной из келий студентов, или попросту в студенческом общежитии: комната около 20 кв.м с тремя стенами, а с четвертой стороны – пропасть с прекрасными видами. Зимой этот огромный открытый проем закрывали шкурами животных. Монастырский комплекс Татев — это мощная крепость, возвышающаяся над крутыми скалами, здесь есть много интересного — древнейшая маслодельня, качающийся столб, предвещавший землетрясения (гавазан, уникальное средневековое сооружение), склеп Григора Татреваци, последнего святого в армянской церкви, фрески европейских мастеров.

Ночевали мы в городе Горис, в котором я мало что увидела, но ужин был потрясающий.
Дистанция на машине 300 км
Длительность . (час) 10-12 часов

День четвертый. Хндзореск, Шуши, Дждрдуз, Казанчецоц, Степанакерт

Поездка в пещерный город Хндзореск впечатляет. Хндзореск знаменит своими античными пещерными жилищами, в которых люди жили вплоть до 1950-ых. Потом руководители Советской Армении решили, что негоже советским людям жить в пещерах и все должны были за свой счет переселиться на гору.

С незапамятных времен человек жил в этих каменных холмах, сооружая жилые пещеры и постройки для хранения продовольствия. Протяжение пещерного города составляет 3 км. Деревня когда-то имела 3000 домов и население примерно в 15000 человек. Большинство домов в деревне были вырыты в скалах каньона. Здесь когда-то было 2 церкви и 3 школы.

Хндзореск, по легенде, находясь в глубоком каньоне, изначально был назван «Хор Дзор» («Глубокий каньон») или «Хордзореск», что в дальнейшем превратилось в Хндзореск. Деревня известна своими бесчисленными оборонительными боями. Она лежала на Шелковом пути и все время у разных правителей возникал соблазн ее завоевать! В боях, обороняя деревню, принимали участие абсолютно все, вне зависимости от пола и возраста. Пещеры соединены тайными проходами, которые знал наизусть каждый житель. Во время нападений люди уходили в более безопасные пещеры, вырытые в крутых скалах.

Сегодня через ущелье перекинут висячий мост, опять же на деньги спонсоров, поэтому, спустившись по длинной-длинной лестнице и посетив одну из жилых пещер, а сегодня музей, можно пройти по этому длиннющему мосту, который в середине ущелья не слабо так раскачивает ветер, и, пройдя по тропам вдоль обрывов, можно попасть в маленькую деревенскую церковь.

А потом была долгая поездка в Нагорный Карабах. С полчаса мы простояли на границе и по неописуемому серпантину, я уже совсем перестала боятся, ведь невозможно боятся весь день, мы поехали в город Шуши, полюбовались на каньон Дждрдуз и церковь Казанчецоц и остановились на ночевку в столице Карабаха, в городе Степанакерт.

Говорят всех, кто побывал в Нагорном Карабахе, не запустят в Азербайджан, но я надеюсь, что это не так, потому что Азербайджан я тоже очень люблю. Вечером мы погуляли по Степанакерту – это оказался небольшой, очень чистый и уютный город, в котором, как не странно, много туристов. Хотя, насколько я поняла – основные туристы в Армении – это все-таки армяне из армянских диаспор по всему миру. Благодаря им туризм в Армении функционирует отлично.

Дистанция на машине — 150 км.
Длительность: 6-7 часов

День пятый: Гандзасар, село Ванка, село Норатус, озеро Севан

В самом селе Ванка мы не были, но Ашот завез нас в место отдыха жителей Нагорного Карабаха – очень интересное место, где из скалы сделана голова льва, где много небольших ресторанчиков на берегу горной реки и очевидно, когда был жив владелец Левон Айрапетян, — (а он погиб в капиталистических войнах в России) место процветало и хорошо поддерживалось.

А сейчас из зарослей леса то тут, то там проглядывают копии греческих скульптур и другие чудеса, такие как коллекция машин на сваях.

А потом мы попали в монастырь Гандзасар, расположенный так укромно, что его не видно, пока не подъедешь близко (по легенде, в этом монастыре, захоронена голова святого Иоанна Крестителя). А еще монастырь известен тем, что В 1701 году здесь было написано первое письмо русскому императору Петру I, в котором армяне Арцаха просили помощи у русского государства. На самом деле, история монастыря очень богатая.

Про обед я рассказывать не буду, он был, как всегда, прекрасен. Пейзажи за окном сменяли друг друга, не повторяясь, и длинная дорога совсем не казалась утомительной.

По пути мы услышали историю озера Севан, как оно чуть не погибло из-за расточительного использования его воды и немного прогулялись по берегу озера.
А затем посетили удивительное место — самое большое скопление армянских хачкаров в мире в селе Норатус.

Самое первое захоронение здесь датируется 5 веком нашей эры, а последние захоронения были сделаны в нашем столетии. Мне кажется, такого памятника кладбищенской культуры нет нигде в мире. Можно часами ходить в этом удивительном месте и разглядывать орнаменты хачкаров.

Ночевали мы курортном городе Дилижан.
Дистанция 380 км
Длительность 10-12 часов.

День шестой: Дилижан, Агарцин, озеро Севан

После завтрака мы немного прокатились по солнечному городу Дилижану, это место отдыха ереванцев, а также город из фильма Мимино и, конечно, сфотографировались у скульптурной группы из фильма (дружба народов — русский, армянин и грузин).

Посещение монастыря Агарцин высоко в горах, прекрасного, уединенного, произвело огромное впечатление, хотя мы уже и видели много монастырей за эту поездку, но не все, конечно, по информации их в Армении около 3500.

После поехали в сторону озера Севан. Озеро Севан прекрасно всегда, я была однажды здесь зимой, и вода отражала стальное зимнее небо. А в этот раз и небо было синим и озеро – голубым. Севан — это крупнейшее на Кавказе и самое высокогорное пресное озеро в мире. Еще в прошлую поездку я хотела заехать на этот полуостров, такой притягательный для проезжающих по автомобильной дороге вдоль озера, поэтому в этот раз с огромным удовольствием погуляла по Севанаванку, конечно, туристическому месту, но и историко-архитектурному комплексу 9 века.

Сейчас в Севанаванке работает духовная семинария, в которой юноши учатся совершенно бесплатно. Когда-то, здесь, помимо церквей была типография, гостевые дома, склады, трапезная и др. Сегодня от большинства строений остались одни фундаменты. Но вид на озеро – потрясающий. Ночевали мы снова в Ереване, почти родном городе.
Дистанция тура 250 км
Длительность тура 6-7 часов.

День седьмой, последний Озеро Кари, древний вулкан Арагац и крепость Амберд.

До высокогорного озера Кари, расположенного на склонах горы Арагац ведет узкая, наверное, лет 30 не ремонтированная, асфальтовая дорога. Вернее так, до памятника армянскому алфавиту дорога нормальная, а после него – узкая, на одну машину, да еще и серпантин.

Конечно, к памятнику армянскому алфавиту надо обязательно подъехать и попробовать найти ту армянскую букву, которая соответствует первой букве Вашего имени. По крайней мере здесь это – традиционное туристическое развлечение. Памятник представляет скопление 39 букв армянского алфавита, изготовленных из туфа, среди которых установлена фигура создателя армянского алфавита Местропа Маштоца. Памятник находится на открытом воздухе недалеко от трассы, так что не пропустите.

В основном дорога идет через пастбища овец и коз, где я наконец-то увидела настоящую армянскую овчарку, памятник которой стоит в центре Еревана. Озеро Кари образуется из-за таяния снегов и очень живописно. Рядом – метеостанция и загибающаяся астро-физическая лаборатория, построенная в советское время.

Озеро расположено на высоте 3207 м над уровнем моря, на плато, под горными вершинами Арагаца. Арагац – доисторический вулкан, который когда-то взорвался и при взрыве образовалось 4 вершины. Вообще-то сюда надо приезжать не на пару часов, а с палатками на два-три дня, потому что пейзажи – потрясающие и можно посетить хотя бы один из трех 100-метровых водопадов. После короткой и неторопливой прогулки вокруг озера (все-таки высота 3300 метров) мы опять по серпантину поехали на другую сторону полюбоваться крепостью Амберд. Хотя монастыри в Армении во все века играли роль и крепостей, но настоящих крепостей в Армении немного. Самая знаменитая из них — крепость Амберд. Крепость была построена в VII веке на высоте 2300 метров над уровнем моря на склоне горы Арагац князьями из рода Камсаракан.

«Ампери берд» в переводе с армянского означает «крепость в облаках». Кто только не завоевывал Армению — римляне, парфяне, византийцы, персы, монголо-татары, турки… – поэтому самое правильное было спрятаться высоко в горах.
В 1026 году рядом с крепостью была построена церковь Св. Богородицы. Над дверным проемом с внутренней стороны до сих пор можно разглядеть надпись, что заказчиком храма был известный военачальник Ваграм Пахлавуни, следующий владелец крепости. А на другой стороне пропасти – посередине склона вьется узкая тропинка – шли верблюды в дальние времена с тюками шелка на горбах.

Мы пообедали во вроде бы простенькой столовой – деревянные лавки и стол, покрытый клеенкой, но как была великолепна рыба в овощах и вид на разрушенную временем крепость.

Да, по возвращении в Ереван мы пошли покупать сувениры на абсолютно роскошный сувенирный рынок, где много-много относительно недорогих и абсолютно армянских сувениров ручной работы, а не китайского фабричного производства – китайцы со своим глобализмом сюда пока не добрались.

Дистанция тура 150 км
Время в пути: 8-10 часов.

Вот и закончилась наша поездка в Армению. По мнению Ашота, чтобы получше узнать Армению, надо хотя бы 17 дней… Ну, мы теперь знаем, кому звонить…

Конечно, в одну статью нельзя вместить необъятное. Сколько сочных деталей осталось неописанными, но я постараюсь и опишу подробно каждый день.

Мне нравится жить, работать, общаться с самыми разными людьми, выстраивать отношения, строить планы. У меня есть замечательная работа: мы занимаемся очисткой сточных вод и делаем воду на этой Планете чище. Ещё мне нравится быть директором: это не только развитие бизнеса, но и развитие людей. Я люблю улучшать жизнь вокруг себя. У меня есть замечательное хобби: проект "Двигаем Урал в России и в мире!" Сегодня он состоит из 15 книг на русском, английском, немецком и китайском языках. Будет еще минимум пара книг. Кому интересно - присоединяйтесь!

старые
сначала новые популярные
Rovshan Art Art
4 лет назад

Чеботаева, вот говоришь, и Азербайджан люблю, все знаю о конфликте, однако посетила оккупированную армянскими агрессорами Нагорный Карабах — землю Азербайджана. Неадекватный поступок. К слову, я в течение 2 месяцев писал дипломную работу на Урале, в Екатеринбурге на заводе Уралмаш и до сих пор храню добрую память о городе и людях.

море

Марина , ты когда говоришь, что у Азербайджана очень древняя и богатая история, то ты глубоко ошибаешься. Азербайджан, как государство, создали большевики и Советская власть 1918 году. А ранее этого государства не существовало. Хотя я не имею против них ничего плохого.

Rovshan
4 лет назад

Чеботаева, ваша изворотливость восхитительна. «… всех, кто побывал в Нагорном Карабахе, не запустят в Азербайджан» — ваши слова.Не притворяйтесь наивной простушкой, мол не совсем знакома с историей конфликта, мне больно. Вы однозначно были осведомлены, поскольку были до этого в Азербайджане. Или вас охмурили армяне, уговорив поехать в оккупированный Нагорный Карабах, или вы по жизни придерживаетесь в выгодных для вас случаях позы страуса

Артур Алексеевич

Очень красиво все изложено Марина. За это вам большое спасибо. Жаль, что нет фотографии монастыря Дадиванк, который находиться по дороге из Арцаха в Армению через Севан. Полтора месяца назад практически точностью повторил вашу поездку из Еревана в Арцах через Хор Вирап, Нораванк и Татев, а оттуда вернулись по другой дороге, через Дадиванк, озеро Севан…