Фотограф Максим Петрович Дмитриев по праву считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в России.
В начале XX столетия Дмитриев, будучи членом Русского фотографического общества, являлся одним из самых известных отечественных фотографов. Его фотоработы многократно отмечались на многих российских и зарубежных фотовыставках того времени.
Дмитриев в начале века объездил практически все приволжские города, снимая на свою камеру красивые волжские пейзажи и непостановочные бытовые сцены. Фотографии Максима Дмитриева сегодня являются яркой документальной летописью жизни Нижегородской губернии и России в целом.
Венцом же фотографического творчества Максима Петровича Дмитриева стала работа над циклом фотографий под названием «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»), начатая им в 1894 году и законченная в 1903 году.
Длина легендарной Волги составляет 3 690 километров, Дмитриев будет снимать ее максимально подробно, делая остановки каждые несколько верст. Подобный фоторепортаж не явился результатом чьего-то заказа, а стал важной жизненной миссией для мастера, потратившего на своё детище многие годы и огромные средства.
С камерой весом около 100 килограммов, с фотопластинками 50 на 60 сантиметров, фотограф плавал по Волге. Фотографировал с борта парохода, с берега, вскарабкивался на крутые холмы, колокольни и мосты. Результатом этой титанической работы стал альбом с более чем сотней фотографий. Примечательна карта Волги, венчающая альбом. Я привожу ее фрагменты, так как в развернутом виде ее длина 2 метра, ну и конечно фото из этого альбома.
В 1899 г. по предложению председателя Русского географического общества П. П. Семёнова-Тян-Шанского и другого известного географа А. В. Григорьева, М. Дмитриев был избран в действительные члены Русского географического общества.
В доме на бывшей Осыпной улице в Нижнем Новгороде, в 1886 году, Дмитриев открыл свое фотоателье.
Следуя его пожеланиям владелица дома купчиха Авдотья Пальцева построила новый двухэтажный флигель на месте небольшого старого. Именно там разместился фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем поселился Дмитриев с семьей. Современники отмечали, что новая мастерская была сделана с размахом и пришлась по душе публике. Уже при входе будущий клиент мог оценить фотоработы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, по которой посетители поднимались на второй этаж в залитый светом застекленный павильон. Свои фотографии заказчики получали с фирменными паспарту с золотым тиснением: «Новая фотография Дмитриева в Нижнем Новгороде». В ателье Дмитриева сделаны фотографии государственных чиновников и известных предпринимателей, деятелей культуры и искусства. В витрине его мастерской появлялись портреты Леонида Андреева, Ивана Бунина, Веры Комиссаржевской, Фёдора Шаляпина, Нижегородских губернаторов А.Н. Хвостова и Н.М. Баранова, хлебопромышленника Матвея Башкирова и многих других.
После революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. Оставаясь верным светописи, он фотографировал разруху первых лет советской власти и новостройки первых социалистических пятилеток. Его фотографии отразили изменения внешнего облика города и людей разных социальных групп, оставив будущим поколениям изобразительную энциклопедию нижегородской жизни. В конце 1929 года фотоателье М.П. Дмитриева перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом. Детская комиссия варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16000 негативов. В 1933 году краевое архивное бюро забрало у Детской комиссии уцелевшие материалы (около 7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Максим Петрович Дмитриев до конца своих дней сохранил любовь к фотографии, несмотря на болезнь и плохое зрение. Последние годы жизни знаменитый нижегородец провёл в полном забвении. 90-летие его никак не было замечено, и после смерти М. П. Дмитриева в «Горьковской коммуне» о нём появился лишь короткий некролог.
21 сентября 1992 года по инициативе общественности в Нижнем Новгороде был создан Русский музей фотографии. Музей находится в здании, где располагалось когда-то фотоателье Максима Петровича Дмитриева – основателя российской публицистической фотографии. На фасаде памятная доска с барельефами М.П. Дмитриева и его учителя, живописца и фотографа Андрея Осиповича Карелина – основоположника художественной фотографии.
Текст: В. П. Гирин
Фотографы и фотографии на Урале: читать статьи портала «Наш Урал»:
Фотографы и фотографии в России: читать статьи портала «Наш Урал»: