Фотограф Максим Петрович Дмитриев по праву считается одним из основоположников публицистической, документальной и социальной фотографии в России.

В начале XX столетия Дмитриев, будучи членом Русского фотографического общества, являлся одним из самых известных отечественных фотографов. Его фотоработы многократно отмечались на многих российских и зарубежных фотовыставках того времени.

Фотограф Максим Дмитриев.
Семья фотографа Максима Дмитриева.

Дмитриев в начале века объездил практически все приволжские города, снимая на свою камеру красивые волжские пейзажи и непостановочные бытовые сцены. Фотографии Максима Дмитриева сегодня являются яркой документальной летописью жизни Нижегородской губернии и России в целом.

Венцом же фотографического творчества Максима Петровича Дмитриева стала работа над циклом фотографий под названием «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»), начатая им в 1894 году и законченная в 1903 году.

«Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)

Длина легендарной Волги составляет 3 690 километров, Дмитриев будет снимать ее максимально подробно, делая остановки каждые несколько верст. Подобный фоторепортаж не явился результатом чьего-то заказа, а стал важной жизненной миссией для мастера, потратившего на своё детище многие годы и огромные средства.
С камерой весом около 100 килограммов, с фотопластинками 50 на 60 сантиметров, фотограф плавал по Волге. Фотографировал с борта парохода, с берега, вскарабкивался на крутые холмы, колокольни и мосты. Результатом этой титанической работы стал альбом с более чем сотней фотографий. Примечательна карта Волги, венчающая альбом. Я привожу ее фрагменты, так как в развернутом виде ее длина 2 метра, ну и конечно фото из этого альбома.

Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. "Волжская коллекция" (или "Волга. От истока до Каспия")
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. "Волжская коллекция" (или "Волга. От истока до Каспия")
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)
Река Волга. «Волжская коллекция» (или «Волга. От истока до Каспия»)

В 1899 г. по предложению председателя Русского географического общества П. П. Семёнова-Тян-Шанского и другого известного географа А. В. Григорьева, М. Дмитриев был избран в действительные члены Русского географического общества.
В доме на бывшей Осыпной улице в Нижнем Новгороде, в 1886 году, Дмитриев открыл свое фотоателье.

Фотограф Максим Дмитриев.
Фотограф Максим Дмитриев.

Следуя его пожеланиям владелица дома купчиха Авдотья Пальцева построила новый двухэтажный флигель на месте небольшого старого. Именно там разместился фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем поселился Дмитриев с семьей. Современники отмечали, что новая мастерская была сделана с размахом и пришлась по душе публике. Уже при входе будущий клиент мог оценить фотоработы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, по которой посетители поднимались на второй этаж в залитый светом застекленный павильон. Свои фотографии заказчики получали с фирменными паспарту с золотым тиснением: «Новая фотография Дмитриева в Нижнем Новгороде». В ателье Дмитриева сделаны фотографии государственных чиновников и известных предпринимателей, деятелей культуры и искусства. В витрине его мастерской появлялись портреты Леонида Андреева, Ивана Бунина, Веры Комиссаржевской, Фёдора Шаляпина, Нижегородских губернаторов А.Н. Хвостова и Н.М. Баранова, хлебопромышленника Матвея Башкирова и многих других.

А .М. Горький. Фото: М. Дмитриева
Н.М. Баранов. Фото: М. Дмитриева
А. Н. Хвостов. Фото: М. Дмитриева
М. Башкиров. Фото: М. Дмитриева
В. Ф. Комиссаржевская. Фото: М. Дмитриева
И. Бунин. Фото: М. Дмитриева
Анастас Микоян. Фото: М. Дмитриева

После революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. Оставаясь верным светописи, он фотографировал разруху первых лет советской власти и новостройки первых социалистических пятилеток. Его фотографии отразили изменения внешнего облика города и людей разных социальных групп, оставив будущим поколениям изобразительную энциклопедию нижегородской жизни. В конце 1929 года фотоателье М.П. Дмитриева перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом. Детская комиссия варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16000 негативов. В 1933 году краевое архивное бюро забрало у Детской комиссии уцелевшие материалы (около 7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Максим Петрович Дмитриев до конца своих дней сохранил любовь к фотографии, несмотря на болезнь и плохое зрение. Последние годы жизни знаменитый нижегородец провёл в полном забвении. 90-летие его никак не было замечено, и после смерти М. П. Дмитриева в «Горьковской коммуне» о нём появился лишь короткий некролог.

21 сентября 1992 года по инициативе общественности в Нижнем Новгороде был создан Русский музей фотографии. Музей находится в здании, где располагалось когда-то фотоателье Максима Петровича Дмитриева – основателя российской публицистической фотографии. На фасаде памятная доска с барельефами М.П. Дмитриева и его учителя, живописца и фотографа Андрея Осиповича Карелина – основоположника художественной фотографии.

Русский музей фотографии. Фото: chronograph.livejournal.com
Памятная доска с барельефами М.П. Дмитриева и его учителя, живописца и фотографа Андрея Осиповича Карелина. Фото: chronograph.livejournal.com

Текст: В. П. Гирин

Узнать больше!

Фотографы и фотографии на Урале: читать статьи портала «Наш Урал»:

«Беседа с пейзажным фотографом Евгением Антоновым. Как научиться снимать природу и что такое фототур?»

«Екатеринбург в объективе фотографа Вениамина Метенкова»

«Как появилась фотография на Урале»

Читать!

Фотографы и фотографии в России: читать статьи портала «Наш Урал»:

«Военную память хранят фотографии»

«Олег Грачев – фотограф-волшебник из Соль-Илецка»

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments