О том, как добрались до Эльбруса и готовились к его покорению можно прочесть в предыдущей статье «Эльбрус — вздымающийся исполин: Акклиматизация».

1 мая — 5 день

Проснулись в пять утра — самочувствие сегодня у моих товарищей получше чем накануне, а у меня даже намеков на головную боль нет — словно я у моря, а не на высоте 4 километров. Для Тимура и Виталия это день истины. Именно сегодня будет понятно — смогут они пойти на восхождение или нет.

Но у Виталия дилемма осложнялась еще двумя неизвестными. Его сын Данила, по всей видимости, вообще не имел большого желания идти в гору — по крайней мере до настоящего времени он какой-либо мотивации к этому не показал. Очевидно одно — при текущем уровне подготовки он подняться не сможет. Поэтому Виталию надо будет сделать выбор — или он идет один на восхождение или вообще не идет. Второе обстоятельство — у них были одни кошки на двоих. Да, вот так тоже бывает. В общем, сегодня даже на верхние скалы Пастухова из них мог пойти только кто-то один.

Виталий и Данила традиционно задержались, а мы с Тимуром вышли ровно в шесть. Погода продолжает баловать — на небе ни облачка.

Солнце только-только поднялось

С самого начала подъема договариваемся с Тимуром — идем не останавливаясь, если чувствуется усталость, просто снижаем темп с низкого до очень низкого. И о чудо! В таком режиме без единой остановки выходим на полку в районе 4730 метров — здесь второй день стоит палатка организаторов фестиваля Red Fox.

ЭльбрусТимур чувствует себя хорошо, я же просто наслаждаюсь — мне невероятно кайфово. Ощущение, словно ловишь «поток» и тебя несет — тело само переставляет ноги, а на душе как и в небе — ни облачка. До Ратрака еще метров 150 по вертикали, мы хоть и медленно, но идем — Тимур впереди, я сзади на подстраховке. Видно, что восхождение дается Тимуру уже сложнее — кислорода все меньше, он пытается остановиться и передохнуть, но я убеждаю его это делать не дольше чем на 10 секунд и не чаще чем встречаются флажки Red Fox. Идя в таком медленном темпе я и сам начинаю чувствовать усталость. Героически Тимур все-таки поднимается до Ратрака и я оставляю его там отдышаться, а сам иду выше к Косой полке.

ЭльбрусНабираю еще около 150 метров — и вот я стою на самом начале той самой коварной Косой полки, о которой так много наслышан.

Эльбрус
Видите темные пятна в левой части кадра? — это открытый ледник

По фото и не скажешь, что это какое-то опасное место — в сиду она пологая и совсем не страшная. А на самом деле — это узкая тропинка шириной в 30-40 сантиметров по присыпанному снегом леднику длиной около 3 километров и набором высоты до седла чуть больше 300 метров. На полке негде присесть отдохнуть, а случае падения на ней восходителя, он, по сути, в свободном падении летит по склону несколько сот метров до трещин или скал. Мои возможности опять упираются в психологический барьер — даже во второй день на кошках я чувствую себя довольно неуверенно. Решаю не искушать судьбу и спускаться вниз.

Забираю Тимура на Ратраке и мы не спеша идем к бочке. Настроение отличное, успешный подъем Тимура до такой высоты внушает оптимизм. На середине скал Пастухова встречаем Виталия — он собрался также подняться до Ратрака. В это время меня набирает жена — как оказывается она поднимается с лыжами на Гара-Баши и жаждет отдать мне Мишку. Оставляю Тимура и ускоряюсь по склону.

По пути заскакиваю в лагерь спасателей напротив Приюта-11 — хочу узнать частоты для раций и зарегистрировать выход. К своему удивлению никого там не застаю — такое впечатление, что там вообще никто не появляется. Разбираться с ситуацией на месте времени нет и я решаю поискать всю эту информацию позднее в интернете.

В кафе на Гара-Баши забираю Мишку у жены, а рюкзак в бочке и спускаюсь по канатке до поляны Азау — по плану у нас две ночи на восстановление до штурмового выхода. Иркутяне спустились вниз еще утром. Аня появляется в гостинице ближе к вечеру очень уставшей — даже один спуск с такой высоты с непривычки ее сильно вымотал.

2 мая — 6 день

Утро начинается с производственного совещания на крыльце гостиницы — прогноз погоды на планируемое к штурму 4 мая показывает переменную облачность со снегом. Днем ранее прогноз пока более благодушен — но нам тогда надо к вечеру снова подниматься на гору. Наш вылет из Минеральных Вод 8 мая, но погода по прогнозу с 5 по 7 мая только ухудшается, как и наши шансы на успешное восхождение. В итоге принимаем решение рискнуть и идти на штурм в утром 4 мая.

Тем временем, Тимур сообщает, что Виталий с Данилой с большой вероятностью на восхождение с нами не идут. Еще вчера они спустились с горы и уехали в гости к родственникам. Участие Стаса в восхождении тоже под вопросом — у него только спала температура и вообще он выглядит сильно простывшим. У нас Тимуром еще одна проблема — бронь на нашу бочку с пятого мая, а до этой даты никаких свободных мест нет — желающих подняться на гору в праздничные дни очень много. В итоге, поскольку наша команда резко сократилась до семи человек, иркутяне приглашают меня с Тимуром в свою бочку в ночь перед штурмом. Вопрос с нашим проживанием решился. Ну наконец-то! Теперь от меня уже ничего не зависит — я отбрасываю свои рефлексии и мы семьей уходим на прогулку в Терскол.

Живописная тропинка от поляны Азау до Терскола петляет по лесу вдоль автомобильной дороги. Погода великолепная, тепло — идти одно удовольствие.

ЭльбрусДойдя до Терскола довольно долго ищем где-бы нам перекусить, но как ни странно — все едальни закрыты. Мы ловим машину и через несколько минут уже стоим на поляне Чегета. Вся поляна по периметру затыкана кафешками — с удовольствием проводим там пару часов, а потом на такси возвращаемся в Азау.

На поляне Азау встречаем известного пермского журналиста — Антона Толмачева. Он участвует в стартах Red Fox и планирует тоже подняться на вершину, при этом выше 4 километров он еще не поднимался… Сколько здоровья-то у людей…

Еще один день близится к завершению.

3 мая — 7 день

Ничего примечательного не происходит — ближе к вечеру с рюкзаками поднимаемся опять на бочку. Спать сегодня надо лечь пораньше — подъем в полночь, а выход на восхождение запланирован на час ночи. Однако за разговорами и подготовкой термосов и снаряжения сидим до упора и укладываемся только девять.

Погода на закате внушает оптимизм — по всем признакам ночь должна быть ясной!

Эльбрус ЭльбрусЯ долго не могу заснуть — вырубает меня наверное только на час, оставшееся время проходит в полудреме — с нетерпением жду будильника, скорей бы уже! По всей видимости я не одинок — как только звенит первый будильник, большинство с облегчением начинают выползать из своих спальников.

4 мая — 8 день

Первыми на маршрут выходят Тимур и Дмитрий. В 1.15 выдвигаюсь и я, но пройдя пару сотен метров вспоминаю, что забыл выпить мельдоний. После небольших колебаний возвращаюсь обратно — суеверия ни к чему!

Нагоняю Тимура и Дмитрия на подходе к Приюту-11. Мой комфортный темп немного выше и я постепенно отрываюсь от них. Мимо периодически проезжают ратраки и снегоходы — везут коммерческие группы на заброс. Вдоль скал Пастухова растянулась цепочка огоньков — на склоне уже довольно много народа.

Ни разу не остановившись за 3.45, в одном темпе поднимаюсь до Ратрака. Время ровно пять утра. Внизу, освещенная первыми лучами восходящего солнца, растянулась гусеница коммерческих групп, которые я успел обогнать.

Мир с высоты 5 километров на рассвете

Эльбрус ЭльбрусНа меня волнами накатывают эмоции — от осознания того, что все сложилось идеально и вот уже очень скоро я окажусь на вершине — по моим обветренным щекам текут слезы.

Несмотря на поднимающееся солнце, здесь довольно ветрено — достаю пуховку и рукавицы. Пока вожусь с вещами и пью чай, на площадку поднимаются Женя, Татьяна, Галя и Игорь. Из желания сократить время на перекус, выдавливаю в рот тюбик энергетического геля, купленного накануне в «Альпиндустрии».

Уже анализируя ситуацию позднее, понимаю, что зря не прочитал его состав — действие его содержимого быстро накладывается на мое и так возбужденное состояние. Меня захлестывает эйфория — я буквально на одних палках забегаю на Косую полку и необоснованно быстро иду, обгоняя одну за другой коммерческие группы.

Расплата за потерю самоконтроля настигает меня где-то на середине полки — как-то очень резко силы заканчиваются, после каждых нескольких десятков шагов приходится останавливаться хоть на секунд чтобы прийти в себя, а полка кажется такой бесконечной и тягучей… Буквально на одних волевых дотягиваю до седловины — тут уже отдыхают Игорь, Галя и Татьяна.

Пожевав протеиновый батончик и напившись чая, вырубаюсь прямо на снегу. Проснулся я минут через 15 — рядом по прежнему отдыхает Игорь. Собираемся и начинаем подъем на западную вершину. Подъем очень крутой, но идти мне почему-то не в пример легче чем по полке. Здесь провешены перила — вщелкиваюсь в них самостраховкой. Где-то около девяти утра поднимаемся на предвершинное плато — по левую руку обманчиво маячит пик, до него еще идти и идти. Но цепочка редфосовых флажков почему-то уводит направо — оказывается вершина совсем в другой стороне. Ура! Вот же она!

Эльбрус
Еще немного! Еще чуть-чуть!

Практически одновременно с Игорем заходим на самую высокую точку Европы!

Навигатор подтверждает достижение цели!

На небольшой площадке уже сидит Галя с Татьяной и несколько других туристов. Несмотря на сильную усталость, восторг и ощущение только что совершенного преодоления переполняют меня. Любуюсь фантастической панорамой раскинувшего далеко внизу Кавказского хребта с его трехтысячниками.

Эльбрус ЭльбрусЗа предвершинным плато видна восточная вершина Эльбруса — она всего на 21 метр ниже и до нее по прямой полтора километра!

ЭльбрусТрадиционное фото на память из серии — «Я и гора!»

Я сделал это!

Еще немного поснимав друг друга и панораму, начинаем спуск вниз. Практически сразу встречаем идущих навстречу Евгения и Дмитрия, а затем уже около седловины вижу Тимура в составе коммерческой группы ))) Офигеть! Он все-таки сделал это! Просто герой!

Выйдя на Косую полку, замечаю, что перистые белые облака уже практически затянули все небо — солнце пробивается через них, заливая все вокруг неприятным сиянием. Практически сразу, несмотря на очки, начинает болеть правый глаз. Спуск оказывается ничуть не более простым чем восхождение — силы уже на исходе, а по крутому уклону мышцы врабатываются ничуть не хуже.

Остаток пути вдоль скал Пастухова иду медленно — часто останавливаюсь на камнях и сижу с закрытыми глазами, чтобы унять боль в правом глазу. Обманчивая перспектива начинает уже подбешивать — до видимой как на ладони бочки кажется всего ничего, но чем ближе ты к ней, тем сильней, как в плохом сне, «раскладываются» в километры пространства.

Появляется зона сотового телефона и я звоню жене сообщить о успешном восхождении. Она в ответ говорит — «Я знаю! Я тебя видела на вершине!». На мои удивленные вопросы выясняется, что она видела меня в истории Инстаграма известного путешественника Богдана Булычева bogdee. На видео я сначала сижу на седловине, едва не навалившись на него плечом, потом на самой вершине маячу с фотоаппаратом на заднем плане — до чего дошел прогресс!

Уже ближе к часу добираюсь до бочки — там только Галя и Татьяна. Спуск тоже дался им нелегко и они пришли незадолго до меня. Постепенно, один за другим в бочку стекаются другие члены команды. Вершины достигли все семеро вышедших на маршрут, при этом Игорь на западную вершину поднялся во второй раз за четыре дня, а после еще сделал «крест» на восточную вершину! Титан!

К нам также присоединяется Стас — он совсем окреп для восхождения и договорился со снегоходом, который должен его забросить на скалы Пастухова. Теперь главное, чтобы его планам не помешала погода.

Несмотря на сильную усталость опять сидим допоздна за столом и делимся впечатлениями. Наконец насыщенный событиями день приходит к завершению — все расползаются по своим полкам. Я погружаюсь в сон без сновидений и ночных пробуждений до самого утра…

5 мая — 9 день

Наутро ребята долго раскачиваются, но меня внизу ждут семейные — после завтрака я начинаю собираться. Уже совсем скоро появляется Стас — его легкоатлетическая гончая порода позволила буквально сбегать на вершину. Прекрасное завершение нашего путешествия — все восемь, вышедших на маршрут членов команды, совершили успешное восхождение!

Прощаюсь с ребятами и иду на канатку. Настроение замечательное — эмоции по-прежнему клокочут во мне.

Станция Старый Кругозор
В этом вагончике вниз я поеду в качестве единственного пассажира

В гостинице собираем с Аней вещи и после обеда на такси выезжаем в Пятигорск — до вылета осталось еще три дня и надо их провести с пользой! Но это уже другая история.

ЭльбрусКак и обещал — последнюю, завершающую повествование про Эльбрус заметку, я посвящу экипировке.

На этом все. Слава роботам!