Ковёр — это плотное тканое изделие из пряжи различного рода, употребляемое для покрытия полов, стен, столов, диванов и других поверхностей в помещении в декоративных и утеплительных целях. А еще это одно из древнейших изобретений человечества для декорирования и утепления любого дома.

Фрагменты изделий «Сибирской ковровой фабрики», город Ишим
Фрагменты изделий «Сибирской ковровой фабрики», город Ишим

История ковроткачества в Тюменской области

Одним из старейших  регионов российского ковроткачества является современная  Тюменская область.  По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала её  активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе, благодаря торговле с Туркестаном.

В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. В сёлах жило много ковроделов, шерсть была менее дорогая. Ковры здесь пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры ковров  представлялись на всевозможные выставки. Столичные путешественники, кому случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической  деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани, укрывали спины лошадей. Были большие ковры настенные, половые, поменьше — сундучные, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.

В XIX веке ковры ткались более, чем в 50-ти деревнях и сёлах Тюменского уезда, ткали ковры и в самой Тюмени. Орнамент сибирских ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров восточных. В центре ковра помещалось изображение одного-двух бутонов роз,  мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти весь центр ковра, оставляя для каймы небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров являлись красный и зелёный с оттенками, для фона использовался черный цвет. Изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества — это геометрические фигуры или обобщённые геометрические  мотивы. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звёзды или геометрические цветы.

В конце XIX – начале XX века моду на ковры стали диктовать сибирские покупатели: зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры должны были сочетаться с обстановкой, которая в этот период отличалась яркостью красок. В доме цветы виднелись всюду: на занавесках, бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, густо заставленных цветами — яркими фуксиями, геранями, кактусами и т. д. Всему этому цветочному изобилию должен соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковёр.

Немалую роль в творческой работе мастериц играли всевозможные пособия по женским рукоделиям. В этот период пользовался орнамент, получивший название «подносный». На таком ковре в центре обычно на чёрном фоне помещался букет из двух–трёх роз или красных маков, розово-малинового, желтого цветов, с небольшим оттенком в окружении листьев, веточек, травинок. Например, на картине В. И. Сурикова, 1891 г. «Взятие снежного городка» хорошо виден санный сибирский ковёр ручной работы. Это ковёр с длинным ворсом, где на чёрном фоне изображён крупный букет роз и маков в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов.

В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
В. И. Суриков «Взятие снежного городка»

Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость чёрного и страсть красного цветов на ковре означает могущество и богатство.

Ковры в XXI веке

И в третьем тысячелетии в них всё ещё живо чувство прекрасного. Санные ковры в советское время в Тюменской области выполнялись с геометрическими узорами. Нередко включались изобразительные мотивы птиц, изображение головы коня и подковы. Ковры с подобными изображениями вешались и на стену.

Ковёр Ишимской ковровой фабрики, 1979 год. Свадебный подарок, село Большая Ченчерь
Ковёр Ишимской ковровой фабрики, 1979 год. Свадебный подарок, село Большая Ченчерь

В советское время в Тюменской области было организовано два ковровых предприятия: Ишимская ковровая фабрика (г. Ишим, 1935 год), Тобольская ковровая фабрика (г. Тобольск, 1955год).

Ишимская ковровая фабрика обанкротилась в 1998 году, не выдержав условий нового времени. Последние ковры, что остались на складе, передали в музей, чтобы сохранить для потомков память о мастерстве Ишимских ковроделов. В 2001 г. самобытный промысел начался с регистрации ООО «Сибирская ковровая фабрика». В  коллективе  вновь  собрались высококвалифицированные ковровщицы со стажем 20 и более лет. Благодаря энтузиазму  мастеров, ручное ковроткачество  вновь возродилось на сибирской земле.

В настоящее время ковровая фабрика является единственным предприятием, которое  сохранило махровую традиционную технологию ручного сибирского ковроткачества, известного ещё с 18 века. Эта технология позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит, и без швов. Эта технология позволяет использовать до 100 цветов пряжи, а в машинном производстве — не более 12. Есть станки вертикальные и горизонтальные. На горизонтальных станках ткут ворсовые и безворсовые ковры, а на вертикальных ткутся махровые ковры.

По приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 июня 2010 года ООО «Сибирская ковровая фабрика» вошла в Реестр предприятий Народных Художественных промыслов Российской Федерации.

Тюменские мастера при создании ковров следуют сложившимся художественным традициям, сохраняя  общероссийский характер коврового искусства. Новое в работе этих предприятий использование пастельных тонов: серебристых, зеленовато-розовых. Используются композиции ковров с геометрическими узорами. В геометрических рисунках ковров преобладают мягкие белые, коричневые, бежевые, золотистые, серо-голубые тона. Использовались контрастные и яркие оттенки красных, синих, зелёных, жёлтых и фиолетовых цветов.

Технология изготовления ковров вручную является очень трудоёмкой.  Один ковёр размером 2 на 3 метра делают ткачихи в течение 2-х месяцев. Поэтому изделия получаются дорогими: от 10–15 тысяч за один квадратный метр.

Для изготовления ковров используется чистошерстяная пряжа и хлопковая основа. Шерсть специально обрабатывается, поэтому ковры не подвержены моли и другим вредителям. Если к ковру относиться бережно, он прослужит лет 70-100. И может передаваться по наследству. Ковровая фабрика работает по двум направлениям: здесь изготовят любой ковёр по заказу с любым орнаментом. И в то же время поддерживается традиционное искусство, изготавливают ковры с традиционным   сибирским орнаментом. Чаще всего это яркие цветы.

В некоторых сёлах до сих пор дарят ковры ручной работы молодожёнам на свадьбах. По преданию, такой ковёр служит надёжной защитой жилища и благополучия  семьи. Тюменский ковёр -ровесник Тюмени, за это время  почти не  изменилась и технология ковроткачества, она только усовершенствовалась. Теперь работа в «Сибирской ковровой фабрике» идёт по шести направлениям:

• ковры ручной работы из натуральной шерсти,

• ковры по детскому рисунку,

• сувенирные ковры с логотипами,

• полушерстяные ковры машинного производства,

• по заказу от сувенирного до коллекционного,

• ковры с традиционным сибирским стилем.

Современное ковроткачество — это традиции, уходящие   вглубь веков и новшества, гармонично сочетающиеся с традициями.

О ковроткацких станках

Ткацкий  станок,  на таких станках ткали деревенские рукодельницы ковры и дорожки
Ткацкий станок, на таких станках ткали деревенские рукодельницы ковры и дорожки

Ковроткацкий станок простейшего типа  состоит из двух вертикальных стоек: боковин и двух перекладин — валов, служащих для натяжения основы. Перекладины округляются так, чтобы в сечении они имели вид овала. Нижняя перекладина закрепляется в боковинах жёстко, а верхняя свободно ходит в пазах боковин и закрепляется клиньями, которые вкладываются в пазы под верхним валом. Во время работы станок прислоняется к стене под углом 30 градусов. Такая конструкция станка называется наклонной.

Такие простейшие станки использовались в деревнях Большеченчерского  сельского поселения Казанского района. Это моя малая родина, здесь я родилась и проживаю всю свою долгую жизнь.

Фрагмент детского коврика Ишимской ковровой фабрики. Подарок победителю соцсоревнования по выращиванию кукурузы, 1963 год,
Фрагмент детского коврика Ишимской ковровой фабрики. Подарок победителю соцсоревнования по выращиванию кукурузы, 1963 год,

Деревенское рукоделие

Территория Большеченчерского поселения расположена на северо-востоке  Казанского района. В конце 1919 года был образован Большеченчерский сельский совет Ларихинской волости Ишимского  уезда. В начале 1924 года вошёл в состав Ларихинского района, а с 10-го июня 1931 года — в Казанском районе. С 1996 г. это администрация сельская, в последние годы — Большеченчерское сельское поселение, в составе деревни Малая Ченчерь, Вознесенка и Новопокровка.

Главное ее богатство — трудолюбивые, хозяйственные люди, творческие, любознательные и рукодельные. Рукодельницы мне помнятся с давних времён, они были ткачихами и вязальщицами, умели и знали толк в шитье, ткачестве, плетении, вязании. Такой вот станок, о котором я рассказала, был в семье моей бабушки, Настасьи Петровны, который позже она передала моей маме, Федосье Ивановне, своей снохе. У нас в деревне его называли «кросны». Был он и в других деревнях поселения. Его поочерёдно мастерицы передавали друг другу. Я помню предвоенные и послевоенные годы, когда моя бабушка ткала на нём холсты, очень тонкие и аккуратные, потому что шила вручную нижнее бельё, делала полотенца из холста.

Позже на таких станках ткали дорожки и ковры. Основа дорожек была хлопковая, а уток был из нитей овечьей шерсти, а если шерсти не было, эти нити делали из остатков ваты, старой ненужной ткани, нарезанной очень тонко. Ткань использовалась из поношенного постельного  белья, рубашек, кофточек и т. д. Особенно увлекались дорожками в 60–70-е годы XX века: отдохнули от голодных трудных военных и послевоенных лет, хотелось в доме уюта. Моя мама ткала дорожки из ваты, которую пряла и красила в разные цвет, а также тканевые, выкрашенные яркими красками, получалось очень уютно. Очень непросто было эту нить получить, работа была трудоёмкая. Мама была очень увлечена этим рукоделием. Дорожек наткано было много и для себя, и для дочерей, и для внучек.

Ковровая  «эпидемия» в деревнях наступила в 70–80-е годы прошлого века. Женщины не спали ночами, готовили материал для ковра: пряли, красили. Ждали, когда освободятся кросна, устанавливали, помогая друг другу. А ткали хозяйки всей семьёй, даже интересно было выбирать рисунок маленьким и девочкам, и мальчишкам. Рисунки копировали с ковров Ишимской ковровой фабрики, взяв напрокат ковер с понравившимся узором у кого-нибудь из односельчан или уже готовое домашнее ковровое изделие. Больше всего нравились рисунки в центре ковра — букет  в обрамлении бутонов роз, зелёных листочков.

Поселок Большая Ченчерь на карте

Координаты для GPS-навигатора

55.791360, 69.437414

Большая Ченчерь на карте

Материалы подготовлены  А. Т. Дегтярёвой
с участием
библиотекаря А. В. Стариковой, с. Б-Ченчерь.

Фотоматериалы подготовлены с изделий, предоставленных Н. К. Беловой, Л. В. Гордеевой, А. Т. Дегтярёвой, Н. И. Ерёминой, Л. В. Орловой,  А. П. Латынцевой.

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments