Ковёр — это плотное тканое изделие из пряжи различного рода, употребляемое для покрытия полов, стен, столов, диванов и других поверхностей в помещении в декоративных и утеплительных целях. А еще это одно из древнейших изобретений человечества для декорирования и утепления любого дома.
История ковроткачества в Тюменской области
Одним из старейших регионов российского ковроткачества является современная Тюменская область. По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала её активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе, благодаря торговле с Туркестаном.
В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. В сёлах жило много ковроделов, шерсть была менее дорогая. Ковры здесь пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры ковров представлялись на всевозможные выставки. Столичные путешественники, кому случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани, укрывали спины лошадей. Были большие ковры настенные, половые, поменьше — сундучные, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.
В XIX веке ковры ткались более, чем в 50-ти деревнях и сёлах Тюменского уезда, ткали ковры и в самой Тюмени. Орнамент сибирских ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров восточных. В центре ковра помещалось изображение одного-двух бутонов роз, мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти весь центр ковра, оставляя для каймы небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров являлись красный и зелёный с оттенками, для фона использовался черный цвет. Изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества — это геометрические фигуры или обобщённые геометрические мотивы. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звёзды или геометрические цветы.
В конце XIX – начале XX века моду на ковры стали диктовать сибирские покупатели: зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры должны были сочетаться с обстановкой, которая в этот период отличалась яркостью красок. В доме цветы виднелись всюду: на занавесках, бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, густо заставленных цветами — яркими фуксиями, геранями, кактусами и т. д. Всему этому цветочному изобилию должен соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковёр.
Немалую роль в творческой работе мастериц играли всевозможные пособия по женским рукоделиям. В этот период пользовался орнамент, получивший название «подносный». На таком ковре в центре обычно на чёрном фоне помещался букет из двух–трёх роз или красных маков, розово-малинового, желтого цветов, с небольшим оттенком в окружении листьев, веточек, травинок. Например, на картине В. И. Сурикова, 1891 г. «Взятие снежного городка» хорошо виден санный сибирский ковёр ручной работы. Это ковёр с длинным ворсом, где на чёрном фоне изображён крупный букет роз и маков в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость чёрного и страсть красного цветов на ковре означает могущество и богатство.
Ковры в XXI веке
И в третьем тысячелетии в них всё ещё живо чувство прекрасного. Санные ковры в советское время в Тюменской области выполнялись с геометрическими узорами. Нередко включались изобразительные мотивы птиц, изображение головы коня и подковы. Ковры с подобными изображениями вешались и на стену.
В советское время в Тюменской области было организовано два ковровых предприятия: Ишимская ковровая фабрика (г. Ишим, 1935 год), Тобольская ковровая фабрика (г. Тобольск, 1955год).
Ишимская ковровая фабрика обанкротилась в 1998 году, не выдержав условий нового времени. Последние ковры, что остались на складе, передали в музей, чтобы сохранить для потомков память о мастерстве Ишимских ковроделов. В 2001 г. самобытный промысел начался с регистрации ООО «Сибирская ковровая фабрика». В коллективе вновь собрались высококвалифицированные ковровщицы со стажем 20 и более лет. Благодаря энтузиазму мастеров, ручное ковроткачество вновь возродилось на сибирской земле.
В настоящее время ковровая фабрика является единственным предприятием, которое сохранило махровую традиционную технологию ручного сибирского ковроткачества, известного ещё с 18 века. Эта технология позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит, и без швов. Эта технология позволяет использовать до 100 цветов пряжи, а в машинном производстве — не более 12. Есть станки вертикальные и горизонтальные. На горизонтальных станках ткут ворсовые и безворсовые ковры, а на вертикальных ткутся махровые ковры.
По приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 июня 2010 года ООО «Сибирская ковровая фабрика» вошла в Реестр предприятий Народных Художественных промыслов Российской Федерации.
Тюменские мастера при создании ковров следуют сложившимся художественным традициям, сохраняя общероссийский характер коврового искусства. Новое в работе этих предприятий использование пастельных тонов: серебристых, зеленовато-розовых. Используются композиции ковров с геометрическими узорами. В геометрических рисунках ковров преобладают мягкие белые, коричневые, бежевые, золотистые, серо-голубые тона. Использовались контрастные и яркие оттенки красных, синих, зелёных, жёлтых и фиолетовых цветов.
Технология изготовления ковров вручную является очень трудоёмкой. Один ковёр размером 2 на 3 метра делают ткачихи в течение 2-х месяцев. Поэтому изделия получаются дорогими: от 10–15 тысяч за один квадратный метр.
Для изготовления ковров используется чистошерстяная пряжа и хлопковая основа. Шерсть специально обрабатывается, поэтому ковры не подвержены моли и другим вредителям. Если к ковру относиться бережно, он прослужит лет 70-100. И может передаваться по наследству. Ковровая фабрика работает по двум направлениям: здесь изготовят любой ковёр по заказу с любым орнаментом. И в то же время поддерживается традиционное искусство, изготавливают ковры с традиционным сибирским орнаментом. Чаще всего это яркие цветы.
В некоторых сёлах до сих пор дарят ковры ручной работы молодожёнам на свадьбах. По преданию, такой ковёр служит надёжной защитой жилища и благополучия семьи. Тюменский ковёр -ровесник Тюмени, за это время почти не изменилась и технология ковроткачества, она только усовершенствовалась. Теперь работа в «Сибирской ковровой фабрике» идёт по шести направлениям:
• ковры ручной работы из натуральной шерсти,
• ковры по детскому рисунку,
• сувенирные ковры с логотипами,
• полушерстяные ковры машинного производства,
• по заказу от сувенирного до коллекционного,
• ковры с традиционным сибирским стилем.
Современное ковроткачество — это традиции, уходящие вглубь веков и новшества, гармонично сочетающиеся с традициями.
О ковроткацких станках
Ковроткацкий станок простейшего типа состоит из двух вертикальных стоек: боковин и двух перекладин — валов, служащих для натяжения основы. Перекладины округляются так, чтобы в сечении они имели вид овала. Нижняя перекладина закрепляется в боковинах жёстко, а верхняя свободно ходит в пазах боковин и закрепляется клиньями, которые вкладываются в пазы под верхним валом. Во время работы станок прислоняется к стене под углом 30 градусов. Такая конструкция станка называется наклонной.
Такие простейшие станки использовались в деревнях Большеченчерского сельского поселения Казанского района. Это моя малая родина, здесь я родилась и проживаю всю свою долгую жизнь.
Деревенское рукоделие
Территория Большеченчерского поселения расположена на северо-востоке Казанского района. В конце 1919 года был образован Большеченчерский сельский совет Ларихинской волости Ишимского уезда. В начале 1924 года вошёл в состав Ларихинского района, а с 10-го июня 1931 года — в Казанском районе. С 1996 г. это администрация сельская, в последние годы — Большеченчерское сельское поселение, в составе деревни Малая Ченчерь, Вознесенка и Новопокровка.
Главное ее богатство — трудолюбивые, хозяйственные люди, творческие, любознательные и рукодельные. Рукодельницы мне помнятся с давних времён, они были ткачихами и вязальщицами, умели и знали толк в шитье, ткачестве, плетении, вязании. Такой вот станок, о котором я рассказала, был в семье моей бабушки, Настасьи Петровны, который позже она передала моей маме, Федосье Ивановне, своей снохе. У нас в деревне его называли «кросны». Был он и в других деревнях поселения. Его поочерёдно мастерицы передавали друг другу. Я помню предвоенные и послевоенные годы, когда моя бабушка ткала на нём холсты, очень тонкие и аккуратные, потому что шила вручную нижнее бельё, делала полотенца из холста.
Позже на таких станках ткали дорожки и ковры. Основа дорожек была хлопковая, а уток был из нитей овечьей шерсти, а если шерсти не было, эти нити делали из остатков ваты, старой ненужной ткани, нарезанной очень тонко. Ткань использовалась из поношенного постельного белья, рубашек, кофточек и т. д. Особенно увлекались дорожками в 60–70-е годы XX века: отдохнули от голодных трудных военных и послевоенных лет, хотелось в доме уюта. Моя мама ткала дорожки из ваты, которую пряла и красила в разные цвет, а также тканевые, выкрашенные яркими красками, получалось очень уютно. Очень непросто было эту нить получить, работа была трудоёмкая. Мама была очень увлечена этим рукоделием. Дорожек наткано было много и для себя, и для дочерей, и для внучек.
Ковровая «эпидемия» в деревнях наступила в 70–80-е годы прошлого века. Женщины не спали ночами, готовили материал для ковра: пряли, красили. Ждали, когда освободятся кросна, устанавливали, помогая друг другу. А ткали хозяйки всей семьёй, даже интересно было выбирать рисунок маленьким и девочкам, и мальчишкам. Рисунки копировали с ковров Ишимской ковровой фабрики, взяв напрокат ковер с понравившимся узором у кого-нибудь из односельчан или уже готовое домашнее ковровое изделие. Больше всего нравились рисунки в центре ковра — букет в обрамлении бутонов роз, зелёных листочков.
Поселок Большая Ченчерь на карте
Материалы подготовлены А. Т. Дегтярёвой
с участием библиотекаря А. В. Стариковой, с. Б-Ченчерь.
Фотоматериалы подготовлены с изделий, предоставленных Н. К. Беловой, Л. В. Гордеевой, А. Т. Дегтярёвой, Н. И. Ерёминой, Л. В. Орловой, А. П. Латынцевой.
СПАСИБО!